×
Россия +7 (495) 139-20-33

Android Шредингера: как Google удаётся держать платформу одновременно открытой и закрытой

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 11473
Подпишитесь на нас в Telegram

В этом году первой версии операционной системы Android исполняется всего 8 лет, хотя кажется, что зелёный робот с нами уже целую вечность. Сейчас у системы больше 80% мобильных устройств в мире, и эта цифра не думает падать. Ближайший конкурент – iOS вряд ли скоро достигнет таких же результатов.

Сегодня уже мало кто помнит, что Android начинался как операционная система с открытым кодом. Благодаря чему и превратился во флагманский проект Google, работающий сегодня на благо «корпорации добра» и обрастающий всё большим количеством её сервисов. Google, в свою очередь, делает всё, чтобы прочно связать в головах людей сервисы Google с Android. Эта связка появилась не сразу, но держится крепко благодаря соглашениям Google c производителями мобильных устройств.

Что случилось с заявленной открытостью Android?

По факту существуют две версии платформы. Открытая — Android Open Source Project, или AOSP — телефоны на этой версии выпускаются, по большому счёту, только в Китае. Другая — Google Mobile Services, или GMS — эта версия предоставляется производителям телефонов только в наборе с сервисами Google, распространена на 90% Android-устройств. Версия с GMS появилась практически одновременно с AOSP и поначалу была просто дополнением приложений вроде карт или почтового клиента. Со временем развитие основной функциональности AOSP снижалось, а GMS-версия расширялась и дополнялась важными технологическими элементами, без которых работа телефона на AOSP невозможна. Кроме того, сам пакет GMS-приложений стал больше. В итоге, купив сегодня новенький смартфон на Android, вы увидите, что существенная часть памяти (как правило, 2-3 гигабайта) уже чем-то занята и не соответствует заявленным «коробочным» данным. Все предустановленные сервисы Google пользователь со своего телефона удалить не может. Вряд ли кому-то придет в голову снести с телефона YouTube или, скажем, Google Calendar. Но не совсем понятно, почему нельзя удалить менее популярный Google+ или Hangouts. Представители Google заявляют, что финальный выбор между GMS или AOSP всегда за производителем телефона.

Александр Шитиков, руководитель отдела разработки AGIMA.mobile: 6.jpg

Мы в своей работе используем готовые стандартные решения от Google, сторонние сборки нужны только для решения узкопрофильных задач. Все исходники Android открыты, их Google выкладывает с каждым новым релизом. Но тенденции к частичной закрытости есть из-за производителей гаджетов, которые делают пользовательские сборки для манипуляций с управлением. Но это не проблема Google, это проблема каждого отдельного производителя "железа".

Однако одно из обстоятельств, которое не позволяет говорить о безусловной открытости системы — это магазин приложений Google Play. Самостоятельно поставить Google Play на телефон не может ни пользователь, ни производитель устройства. Разрешение на выпуск смартфона с Google Play производитель получает только, если соглашается на предустановку других сервисов Google. Кроме того, соглашаясь на предустановку пакета GMS, производитель должен принять еще ряд ограничений. Так, Google требует устанавливать свой поиск основным, и вдобавок отдавать поисковому виджету и другим приложениям Google главные позиции на первом экране смартфона. Были случаи, когда полностью запрещалась предустановка конкурентов. При этом если какое-то из этих условий не выполняется — производитель может вообще не получить Google Play на свои устройства.

Антон Крохмалюк, директор по маркетингу e-Legion: 1.png

Конечно, для создания приложений разработчики используют Android — это самая популярная мобильная ОС, более 80% устройств находятся по ее управлением. Но монополизировав рынок, Android аккуратными путями использует свое доминирующе положение на рынке ОС для продвижения других продуктов, например с помощью предустановок, в том числе и главного продукта — поиска.

На версии AOSP нет Google Play, а потому она мало кому интересна. Развитие же других магазинов приложений сильно ограничивается. С одной стороны, очень сложно создать альтернативу Google Play и предустанавливаться в качестве единственного (альтернативного) магазина на Android-устройствах, потому что в ситуации, когда на устройстве нет GMS, владельцу такого нового магазина приложений придется убедить разработчиков переписать свои приложения, изначально созданные для Google Play, под новый магазин. С другой стороны – альтернативному магазину приложений не так уж просто оказаться на устройстве даже в дополнение к Google Play. Например, чтобы скачать на телефон другой магазин приложений, пользователю придется пройти долгий квест с настройками, а это под силу только очень продвинутому пользователю. Публиковаться в Google Play такие магазины приложений тоже не могут, от чего страдает, например, вполне мирное приложение Aptoide: португальцы сделали неплохой магазин с уникальными «фишками» вроде пользовательских рекомендаций, но были изгнаны из Google Play за нарушение правил магазина.

Пауло Трезентос и Алваро Пинто, основатели Aptoide:

Наши претензии к Google заключаются в следующем: у компании огромная доля рынка на смартфонах, и она использует свои успехи в сфере операционных систем, чтобы достигнуть новых высот бизнеса в других сферах. В нашем случае — на рынке магазинов приложений. Однако существует закон о конкуренции, свод определённых правил, который Google игнорирует.

Paulo_Alvaro.jpg

Фактически, предустанавливать свои магазины приложений на устройства удается только самим крупным производителям устройств (таким как Samsung и LG), но только в дополнение к Google Play, на вторых-третьих-четвертых экранах; при этом сами эти магазины значительно отстают от Google Play по количеству приложений.

Компании, которые не согласны с ограничениями Google, пытаются делать «форки» – свои собственные версии Android. Так, например, поступил Amazon выпустив собственный Fire Phone – по сути, это Android, где есть собственный магазин и другие важные сервисы Amazon, но сервисы Google отсутствуют. Но кроме самого Amazon, никто из крупных производителей смартфонов пока не взялся за выпуск таких устройств. Это может быть связано также с запретом Google производителям-участникам Open Handset Alliance продавать устройства на «форках» Android. В этой связи можно также вспомнить историю сотрудничества Acer и Alibaba, когда тайваньский производитель захотел продавать смартфоны на «форке» Aliyun, но Google запретил это производство, после чего Acer был вынужден отказаться от затеи. Еще одной попыткой борьбы стал выпуск устройств с альтернативной прошивкой CyanogenMod, в которой есть полезные функции, не привязанные к Google, вроде Privacy Guard (регулирование настроек доступа приложений) или возможности воспроизводить звуковые файлы высокого качества FLAC. Однако производители по-прежнему не готовы выпускать на нем свои устройства, поскольку в индустрии сохраняется недоверие к неофициальным релизам и модификациям программного обеспечения.

Google сегодня – ни что иное, как большой гипермаркет одежды, который позвал к себе продаваться разных производителей, а потом, когда привлёк ассортиментом достаточное количество покупателей, начал делать собственную одежду и отдавать ей приоритет в зале, запрещая вешать на манекены продукцию кого-то ещё. В такой ситуации какое-то время альтернативы будут существовать, потом их станет всё меньше, а потом мы увидим, как качество производимых монополистом продуктов неизбежно упадёт (урезание затрат на производство, понимание собственного доминирующего положения, стабильная прибыль). Если не с кем соревноваться, зачем делать лучше?

Антон Крохмалюк, директор по маркетингу e-Legion

«Российская ситуация с Яндексом — пример значительного отключения сильного конкурента от борьбы и, за счет этого, приобретение конкурентного преимущества Google на рынке России. К сожалению, велика вероятность, что решение ФАС не повлечет глобальных изменений в структуре Android, потому что придумать техническое решение пока очень сложно. Очевидно, что Google виноват: есть документы, где прямым текстом написано, что Яндекс не может быть установлен на устройствах, если вендор хочет пользоваться полным пакетом GMS (Google Mobile Services). Российское дело — хороший прецедент для будущих споров, ведь большое антимонопольное дело против Google заведено и в Европе, где Яндекс, используя свой кейс, сможет помочь».

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Как легко определять спрос на продукцию. Проводим мини-исследование, привлекая ChatGPT
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - норм статья, надо юзать и не бояться
Число доменов в зоне .ru достигло рекордных показателей с 2017 года
Валерия Власова
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Валерия Власова - Благодарим за внимательность, в зоне .рф зарегистрировано 762 тыс. доменов.
Какие методы SEO-продвижения устарели в 2024 году
Эксперт
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эксперт - Ужасная вода. А начало "обзора" со слов - мне кажется - нечто.
Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat
Анна Макарова
387
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Для городского велосипеда 14-16 кг - вполне ок, можно сказать легкий. Почему нет? )) Понятно, что есть варианты и легче, но они уже скорее всего будут спортивного плана, где каждый грамм имеем значение.
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
387
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!