×
Россия +7 (495) 139-20-33

История рунета в руках оптимизаторов

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 4453
Подпишитесь на нас в Telegram

Ранее я говорил о том, что оптимизаторы - чрезвычайно эффективное средство конкурентной борьбы между поисковыми системами. На первый взгляд, такое утверждение несколько абсурдно. Но это только на первый взгляд. Пора раскрыть этот вопрос подробнее.

Для начала приведу количественные оценки. Я не буду специально выискивать точных данных, логические построения будут базироваться на приближенных, поскольку я не ставлю перед собой задачи математически точно выразить, насколько оптимизаторы влияют на рынок, а скорее, хочу логически обосновать и показать общую систему этого влияния. А точные цифры в нее уже каждый сможет подставить по своему усмотрению.

Итак, оптимизаторы. По грубой оценке, их число может составлять несколько десятков тысяч. Много это или мало? Рассмотрим по порядку. Большинство оптимизаторов имеют клиентов, которых продвигают в поисковых системах. На каждого оптимизатора их может приходиться от одного до нескольких десятков. Т.е. можно усредненно считать, что число клиентов - порядка сотен тысяч. Теперь представим типичную ситуацию для каждого оптимизатора. Обращается клиент и просит продвинуть его сайт в Яндексе, Рамблере, Гугле и Апорте. Разумеется, с гарантиями. Прежде всего, 99% оптимизаторов скажут, что под Апорт продвигаться смысла нет, т.к. эта “заглушка, эмулирующая поиск” не способна дать посетителей, а значит, и клиентов. И клиент, человек не сильно сведущий в этих вопросах, запоминает, что Апорт бесполезен. Теперь возьмите Рамблер. Под него традиционно трудно работать, т.к. порой он просто непредсказуем (для большинства оптимизаторов), а в совокупности с невысокой рыночной долей - тоже кандидат на нелестные отзывы со стороны оптимизатора. Взять Google? Не секрет, что там почти нет коммерческой аудитории. Я имею в виду российский Google. Поэтому традиционно в качестве основного кандидата на продвижение большинство оптимизаторов называют Яндекс. Т.е. для сотен тысяч клиентов именно Яндекс представляется поисковиком №1 и представляется именно оптимизаторами. Теперь прибавьте к этим клиентам сотрудников их фирм, близких родственников, знакомых - и получите цифру с шестью нулями. И это не считая круга общения самих оптимизаторов. Таким образом, оптимизаторы оказывают колоссальное информационное воздействие на пользователей интернета, т.к. воспринимаются они именно как специалисты, к которым надо прислушиваться.

Правильны ли такие умозаключения? Это легко проверить.

Возьмем для рассмотрения Рамблер. Этот поисковик на протяжении последних лет постоянно теряет свою рыночную долю. Спрашивается, почему? Раньше это был вполне успешный и популярный поисковик, который имел значительную рыночную долю. Сейчас же эта доля уменьшилась в 2 раза по сравнению с данными 2003-2004 годов, а сам поисковик уступил второе место Google. Что произошло? Ведь нельзя сказать, что выдача Рамблера уж так плоха. Она вполне релевантна и большинство тех людей, которые ранее привыкли пользоваться Рамблером, продолжают делать это до сих пор. Большинство этих людей пришли в интернет много лет назад и являются достаточно обеспеченными. Именно этим объясняется высокое качество аудитории Рамблера. Но количественного роста этой аудитории не происходит, и тому есть вполне разумное объяснение. Те, кто занимался оптимизацией 4-5 лет назад, хорошо помнят, что под Рамблер также работали и добивались неплохих результатов, клиентов не призывали работать только под Яндекс. А все потому, что Рамблер, при всей трудности работы под него, давал один интересный инструмент в руки оптимизаторов. Если кто помнит - содержимое каталога ТОП100 использовалось для формирования выдачи. Это был очень удобный и предсказуемый инструмент. Но потом ТОП100 перестал оказывать влияние на результаты поиска и это стало роковой ошибкой. При всей привлекательности аудитории Рамблера, работать под него основной массе оптимизаторов стало трудно. Гарантировать клиентам результат стало невозможно. В этой ситуации оптимизаторы отказывались работать под него, предлагая работу только под Яндекс. С этого момента начался упомянутый выше процесс.

Теперь рассмотрим другой поисковик - Google. Популярность в рунете он начал набирать относительно недавно и, прежде всего, за счет грамотной PR-работы. Думаю, с этим никто спорить не будет? Оптимизаторы под него традиционно не работали, а значит, не привлекали туда своих клиентов - ту самую пресловутую коммерческую аудиторию. Нужно ли лишний раз напомнить вам, что опыт оптимизаторов и исследования подтверждают: коммерческой аудитории в российском Google практически нет. Думаю, теперь большинству понятно - почему.

Далеко не лишним будет упомянуть, что доход поисковой системе в основном приносит контекстная реклама. Соответственно, от аудитории того или иного поисковика будет зависеть его доход.

Позволю себе небольшое лирическое отступление: хочу упомянуть еще о двух поисковых системах, появившихся в рунете сравнительно недавно: WebAlta и GoGo. Первый проект откровенно неудачный, второй - относительно успешный. Спрашивается - почему? Отвечаю.

WebAlta - классический поисковик. С самого начала они направили свою стратегию по продвижению на работу с оптимизаторами, которым им просто нечего было предложить из-за отсутствия аудитории. Простому пользователю тем более было нечего предложить. Зачем менять тот же Яндекс на что-то новое и откровенно сырое? Итог печален: большие амбиции и затраченные ресурсы, вылившиеся в 0,1-0,3% рыночной доли за 1,5 года работы.

GoGo изначально был ориентирован на простых пользователей. Просто грамотная стратегия и выбор ниши - поиск изображений и видео, без нацеленности на оптимизаторов. В итоге - успех и получение ощутимой доли поиска в заданной нише (7-8%) за считанные месяцы.

Вернемся к основной теме. Прошлое и настоящее мы рассмотрели. Теперь можно пофантазировать о будущем. Предположим, что появился новый поисковик, который предложил простому пользователю качественный поиск, и за счет грамотного PR и рекламы смог увеличить свою долю до ощутимого значения. Нет, не лидерского, а просто значимого, т.е. представляющего определенный интерес. Понятно, что аудитория эта будет разношерстная и не столь привлекательная в коммерческом плане. Будут ли оптимизаторы работать под нее и привлекать туда коммерческую аудиторию? Скорее всего, нет. А теперь представьте, что в один прекрасный момент этот поисковик дает оптимизатору простой и понятный инструмент, который значительно упрощает его работу, увеличивает предсказуемость результатов. Станет ли в этом случае работать оптимизатор работать под него? Конечно, станет! Приложив скромные усилия, можно получить дополнительный (хоть и небольшой) результат, который можно продать клиенту. А значит, оптимизаторы начнут предлагать это поисковик клиентам и, тем самым, рекламировать его.

Таким образом, новый поисковик начинает привлекать коммерческую аудиторию и увеличивать свою коммерческую привлекательность до тех пор, пока она не сравняется с Яндексом. И вот тут возникает переломный момент. Есть два поисковика, эффект от которых одинаков, а работать с одним проще, чем с другим. Что выбирает оптимизатор? Оптимизатор выбирает тот, с которым работать проще и уже расставляет свои приоритеты в его пользу. С этого момента перетекание коммерческой аудитории в новый поисковик становится массовым, он стремительно набирает аудиторию, становясь в итоге лидером поиска в рунете. И, замечу, сценарий этот более чем реальный. Самые наблюдательные уже провели параллели с текущей ситуацией и сделали выводы.

Сделаю вывод и я. Оптимизаторы оказывают колоссальное влияние в ключевом сегменте поиска: коммерческом. Они, как паровоз, тянут за собой огромный состав своих клиентов с их многочисленными сотрудниками, родственниками и знакомыми, формируя коммерческую аудиторию избранного поисковика, а значит - принося ему доход. Ну а если по пути следования появляется развилка, то выбирают более удобный путь следования.

Ну и напоследок еще одно небольшое наблюдение. Многие заметили, что в последнее время Яндекс прекратил увеличивать свою рыночную долю и даже потерял несколько процентов (в июне 59,8% до 54,8% в декабре по статистике LiveInternet.ru). По времени это удивительно точно совпадает с настроениями многих оптимизаторов, которых не устраивает нестабильность выдачи Яндекса, частая смена алгоритмов. Подчас это сопровождается примерами того, что выдача Google лучше, что найти нужное в нем можно быстрее. Наиболее ярко потеря Яндексом своей доли наметилась с конца 2006 года. Одновременно с этим доля Google стала не менее динамично увеличиваться. По времени это совпало с активным внедрением Яндексом новых алгоритмов фильтрации. В начале я говорил, что не буду приводить точных цифр, но тут без них не обойтись: если за год до этого Яндекс потерял 1-2% своей доли, то за последний год эти потери составили уже до 4%. И динамика отнюдь не позитивная. Все это очень точно совпадает с настроениями оптимизаторов. И если кто-то еще может поверить в случайные совпадения, то я - нет.

P.S. Мои предположения подтвердились статистикой рунета после введения Яндексом своего сервиса для вебмастеров. Этот шаг вполне можно считать дружественным к оптимизаторам, а следовательно, в подтверждение моей теории, падение популярности Яндекса должно было как минимум остановиться, а то и сменить направление на противоположное. Прошло полтора месяца с момента анонса сервиса и графики говорят сами за себя: доля Яндекса начала увеличиваться (сравните 54,6% в ноябре и 54,8% в декабре, и это при том, что за октябрь Яндекс потерял 1%). Думаете, опять совпадение?

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
7 актуальных сервисов для анализа сайта: сравнительная характеристика
Jenimeon
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Jenimeon - SimilarWeb один из моих фаворитов, частенько им пользуюсь. Ценник не малый, но функционал хороший. Be1 тоже годный.
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
Как мы увеличили поисковый трафик на 30% с помощью ChatGPT
Светлана Светлана
23
комментария
0
читателей
Полный профиль
Светлана Светлана - Я сама работаю в маркетинге и недавно решила еще дополнительно пройти курсы по интернет маркетингу astobr.com/services/povyshenie-kvalifikatsii/menedzhment-upravlenie/internet-marketing/ , как по мне эти знания которые я получила, очень помогают мне в работе
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 2
dayitrix
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
dayitrix - Ну да, для начала важно хотя бы необходимый минимум работ провести, настроить все как положено. А уже потом в более далекие дебри SEO-оптимизации лезть. А то многие ни с того начинают и потом удивляются, почему результата нет.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!