×

53% российских компаний восстановились после COVID-кризиса

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 2867
Подпишитесь на нас в Telegram

Как российский бизнес пережил пандемию? Смогли ли компании сократить офисные расходы? Кому удалось восстановить прежние обороты бизнеса? Какие отрасли выходят из COVID-кризиса с наименьшим потерями? Такими вопросами задались эксперты разработчика CRM-системы «Простой бизнес» и провели опрос малого и среднего бизнеса России.

Это уже второе исследование, которое компания организует, чтобы выяснить, как COVID-кризис отразился на деятельности отечественных компаний. Первый опрос проходил в разгар режима самоизоляции и был сфокусирован на том, как организации справлялись с пандемией. Второй поможет выяснить, как бизнес ее пережил и что планирует предпринять для восстановления. 

Результаты двух опросов позволили отследить динамику выхода российского бизнеса из COVID-кризиса.

В новом опросе приняли участие 412 представителей организаций малого и среднего бизнеса (руководители, сотрудники). Оказалось, что после пандемии 27% российских компаний собираются перейти на удаленный режим работы, 53% организаций после кризиса удалось восстановить обороты, а 24% – сократить затраты на офис.

Перевод офиса на удаленку после пандемии

На вопрос «Планируете ли вы в будущем переход на удаленный режим работы?» 26% респондентов ответили утвердительно, 52% – отрицательно (частично – 22%). После весенней пандемии собираются перейти на дистанционный формат работы компании из разных сфер: оптовая и розничная торговля (22%), консалтинг и информационные услуги (15%), IT (10%), строительство и архитектура (9%), а также организации, оказывающие образовательные услуги (7%).

Исследование: Перевод офиса на удаленку после пандемии

Практически или совсем не планируют работать в удаленном формате организации, представляющие сферу безопасности, юридических услуг, недвижимости, страхования, а также гостиничный, ресторанный бизнес, салоны красоты.

Сокращение офисных затрат

На вопрос «Сократили ли вы затраты на офис по сравнению с прошлым годом?» 61% респондентов ответили отрицательно, 24% – положительно. Частично снизили расходы на офис 15% участников исследования.

Среди направлений бизнеса, представителям которых удалось сократить затраты на офис после отмены режима самоизоляции по сравнению с прошлым годом: оптовая и розничная торговля (16%), консалтинг и информационные услуги (15%), IT, строительство и архитектура (по 9%), ремонт (8%), образование и недвижимость (по 6%).

Исследование: Сокращение офисных затрат

Респондентам из сферы гостиничного бизнеса, ресторанной отрасли, салонов красоты, а также компаниям, занимающимся стройматериалами, страховыми, типографскими и юридическими услугами, затраты на офис сократить практически или совсем не удалось.

Как идет восстановление бизнеса после COVID-кризиса

На вопрос «Удалось ли восстановить обороты компании после отмены режима самоизоляции?» 53% компаний ответили «да», 28% – «частично», 19% – «нет».

Вернуться к прежним оборотам удалось 25% организаций оптовой и розничной торговли, 17% производственных предприятий, 10% ремонтных компаний, 8% строительных и архитектурных организаций, а также компаниям, занимающимся консалтингом, медицинскими услугами и недвижимостью. 

Среди аутсайдеров – организации отрасли туризма, спорта и отдыха: 62% респондентов данной сферы восстановить обороты не удалось. Кроме того, пострадали компании, оказывающие услуги в сфере безопасности, экспертно-оценочной деятельности, страхования, развлечений, а также типографии, фотостудии и организации, занимающиеся стройматериалами.

При этом 100% опрошенных интернет-магазинов удалось вернуться к прежним оборотам, тогда как в сфере производства эта цифра достигает 61%, строительства и архитектуры – 59%, недвижимости, рекламы и PR – 58%, IT – 56%. Также частично удалось восстановиться предприятиям сферы торговли (54%), гостиничному, ресторанному бизнесу и салонам красоты (43%), консалтинговым компаниям (41%). Респонденты, представляющие сферу развлечений, отметили, что половина из них смогла вернуться к прежним оборотам (еще 50% удалось это сделать частично).

Инфографика: Как идет восстановление бизнеса после COVID-кризиса

Предыдущее исследование «Простого бизнеса», проведенное среди представителей российского бизнеса в период режима самоизоляции, показало, что 57% опрошенных полностью или частично перешли на удаленку. При этом 70% компаний надеялись восстановиться после кризиса. Тогда оптимистичные прогнозы высказывали предприятия из сферы торговли, производства, консалтинга, строительства и архитектуры, ремонта и бытовых услуг. Интересно, что IT-сфера стала отраслью, которой даже в кризис удалось увеличить число клиентов. По данным исследования, 62% респондентов не планировали отказываться от офиса и снижать затраты на его аренду, тогда как 16% респондентов рассматривали возможность такого отказа.

Анализируя результаты двух опросов, можно отметить, что в разгар режима самоизоляции прогнозы российского бизнеса оказались более оптимистичными, чем реальность: 70% компаний надеялись восстановиться после кризиса, тогда как в реальности это удалось 53% опрошенных организаций. 

Однако цифры по переходу на удаленку практически совпадают: если в период режима самоизоляции 57% опрошенных компаний полностью или частично перешли на удаленку, то после него это решение стало актуальным для 49% респондентов. То же самое касается и вопроса снижения офисных затрат. Здесь цифры схожи в обоих исследованиях: 61-62% опрошенных затраты на офис не снижают. В целом, оба исследования демонстрируют, что с наименьшими потерями из COVID-кризиса выходят интернет-магазины и IT-компании. Хорошие цифры по восстановлению показали сферы торговли, развлечений, строительства и архитектуры, недвижимости, рекламы.

Напомним, ранее по просьбе компаний «Простой бизнес» снял ограничения по количеству пользователей в бесплатной базовой версии CRM, чтобы упростить переход на дистанционку и предотвратить потери. Сейчас в бесплатной версии могут работать организации, ставшие новыми пользователями программы, с любой численностью штата.

Базовая версия «Простого бизнеса» позволяет бесплатно и быстро организовать совместную удаленную работу через удобные CRM-инструменты: онлайн-лента задач и проектов, онлайн-контроль работы персонала, чаты и коммуникации, диаграмма Ганта, клиентская база, электронный документооборот, календарь, возможность создать сайт-визитку, база знаний. Можно также воспользоваться мобильными приложениями для iOS и Android. Новые пользователи базовой версии могут рассчитывать и на оперативную техподдержку.

Чтобы начать работу в бесплатной версии «Простого бизнеса» прямо сейчас, достаточно стать новым пользователем программы: зарегистрироваться на сайте «Простого бизнеса» и скачать CRM.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Гость
    4
    комментария
    0
    читателей
    Гость
    больше года назад
    Ну да, я тоже думаю, что примерно 50 на 50 восстановились
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 2
dayitrix
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
dayitrix - Ну да, для начала важно хотя бы необходимый минимум работ провести, настроить все как положено. А уже потом в более далекие дебри SEO-оптимизации лезть. А то многие ни с того начинают и потом удивляются, почему результата нет.
Яндекс встроил нейросети в свой Браузер
RasDva
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
RasDva - О дааааа)
Как мы увеличили поисковый трафик на 30% с помощью ChatGPT
Светлана Светлана
23
комментария
0
читателей
Полный профиль
Светлана Светлана - Я сама работаю в маркетинге и недавно решила еще дополнительно пройти курсы по интернет маркетингу astobr.com/services/povyshenie-kvalifikatsii/menedzhment-upravlenie/internet-marketing/ , как по мне эти знания которые я получила, очень помогают мне в работе
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
387
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!