Адаптация религии в виртуальной среде, или У кого есть право славить православие

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
1 3135

Для значительной части нашей аудитории рунет - это работа. Однако первостепенная функция интернета для всех его пользователей – информационная. И самое удивительное, что в XXI веке даже религия, которая, казалось бы, должна сторониться этого рассадника… (ну все мы знаем, рассадника чего…) становится частью всемирной паутины. Более того, она адаптируется к этой среде и начинает жить по соревновательным законам, установленным динозаврами текущей эры интернета – поисковиками.

На сегодняшний день самыми посещаемыми православными ресурсами рунета являются православный портал Православие.ru, православный информационный сайт Православие и Мир и каталог православных ресурсов Православное христианство.ru. Если пробежаться глазами по указанным в этом каталоге сайтам, собранных в отдельные категории, диву даешься, насколько их много в рунете. Только под категорию Православное вероучение подобрано 3687, в остальных категориях сопоставимые числа.

Масштабное статистическое исследование православного рунета проводилось в 2005 году Иваном Мазуренко, главным редактором каталога Православное Христианство.ru. По его данным, число православных доменов второго уровня в зоне .ru (зарегистрированных в каталоге hristianstvo.ru) на тот момент составляло около 310 сайтов - 0.11% от их общего числа. Самыми популярными ресурсами на тот момент были проект «Православный календарь» (который сечас стал составной частью портала Православие.ru), портал Православие.ru и Официальный сайт Русской Православной Церкви.

Ни в исследовании 2005 года, ни в других статьях, посвященных православному интернету, не поднимался вопрос этичности продвижения подобных сайтов и продажи с них ссылок. Не были рассмотрены и такие вопросы: Совместима ли религиозная мораль с заказом маркетинговых услуг у SEO-компаний? Действует ли в продвижении сайтов православной тематики присказка «С божьей помощью» или все-таки лучше полагаться на проверенные методы поисковой оптимизации? И какие ссылки с главных страниц этично продавать вебмастерам православных сайтов? Тема полемична, поэтому в нашей редакции сразу разгорелась дискуссия по двум вопросам:

  • допустимо ли православным сайтам заказывать услуги продвижения,
  • могут ли эти ресурсы зарабатывать деньги, продавая ссылки со своих сайтов.

Продвижение

Поначалу автор статьи яростно доказывала, что нехорошо платить деньги за то, чтобы продвигать религию. Однако мысль о том, что отношения между церковью и человеком уже давным-давно стали рыночными (одни индульгенции чего стоили), немного нас заземлила, т.е. вернула на землю.

Тем не менее у православных сайтов остались возможности существовать и продвигаться без помощи профессиональных SEO-компаний. Так, в рунете существуют интернет-сервисы, призванные объединить православные сайты в единую сеть и способствовать поднятию их посещаемости. К ним относится проект «Епархия», в расположении которого находятся отдельный веб-сервер, единая система управления сайтами «Экспресс-Веб», почтовый сервер eparhia.ru, техническая группа из веб-программистов, системных администраторов, собственный DNS-сервер, позволяющий поддерживать любые адреса сайтов. Проект помогает бесплатно. Существуют и системы обмена баннерами и ссылками, самыми популярными из которых являются Россия Православная (88x31) и Благочестие.ru (468x60 и 120x240). Сами православные сайты просят пользователей размещать баннеры в их собственных блогах и на своих сайтах, начиная от маленьких кнопок и заканчивая большими баннерами. В православном рунете существует также сервер, основной задачей которого является хостинг православных сайтов на бесплатной основе.

Так получилось, что среди знакомых мне оптимизаторов и людей, об этом пишущих, трое получили образование по специальности религиоведение и теология. К ним я и обратилась с вопросом, этично ли православному сайту заказывать продвижение у SEO-компании? Все ответили, что ничего антиправославного в продвижении православных сайтов не видят. Стас Кузнецов aka Idi Na Rog сказал, что просто не видит у православных сайтов никаких объективных целей, чтобы заказывать пакет услуг по интернет-маркетингу. «Здесь более уместны другие маркетинговые инструменты, например SMO», - комментирует Стас. С ним согласилась третий эксперт Анна Лебедева, редактор SEOnews: «В первую очередь я не считаю, что продвижение нужно православным сайтам. А если не нужно, то вопрос об этичности отпадает».

Ссылки и реклама

Для начала немного практики. Посмотрим, какие ссылки встречаются на православных сайтах:

  • продажа кондиционеров и электрооборудования, яхт и катеров
  • оценка, аренда и продажа недвижимости
  • валютный рынок FOREX
  • контейнерные и железнодорожные перевозки
  • салон цветов, предлагающий их доставку
  • аренда квартир в Москве.

С одной стороны, идея продавать с православного ресурса ссылки, которые приведут вас на коммерческие сайты, кажется неприемлемой. Делать из церкви, храма, религии, веры рекламную площадку? Побойтесь Бога! С другой стороны, «церковь имеет право выступать в качестве предпринимателя, зарабатывая деньги, чтобы исполнять свои прямые обязанности». Пожертвований верующих, помогающих храму, и неверующих, покупающих себе индульгенции, не хватает; поэтому церкви приходится вертеться.

В связи с этим второй вопрос к моим собеседникам звучал так: Имеют ли право православные ресурсы продавать ссылки со своих сайтов? Эксперты одновременно в области и SEO, и религиоведения кардинально разошлись во мнениях.

Людмила Кудрявцева aka Setelogia считает, что «в сребролюбии владельцев православного сайта обвинить трудно: доход от ссылок разве что поможет хостинг окупить». И осуждать владельцев православных сайтов Людмила не берется: «В уголовном кодексе нет статьи, запрещающей продавать ссылки. В Декалоге нет заповеди, запрещающей продавать ссылки. Никто не зафиксировал, чтобы Иисус говорил "Не продавайте ссылки!" В Ветхом Завете нет ни одного описанного случая, чтобы из горящего куста доносилось "Не продавайте ссылки!"». Да и лозунг Мэтта Каттса «платные ссылки – это зло» для православных сайтов тоже не закон.

Анна Лебедева, редактор SEOnews, сравнила ситуацию в реальном и виртуальном мире: «Православная церковь продает не всегда за маленькие деньги очень многое: от обычных свечей и до обрядов крещения и венчания. Поэтому православные сайты точно будут продавать ссылки с сайта, чтобы заработать». Стас сразу вспомнил стих из Евангелия от Иоанна (глава 2 «Изгнание торговцев из храма»):

14 И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

В этом случае получается, что продажа ссылок с площадки православного сайта – это тоже самое торгашество во храме.

Коммерческие сайты околорелигиозной тематики

Другое дело – околорелигиозные сайты коммерческой направленности. Это в основном, онлайн-магазины, продающие освященное серебро и предметы церковного быта, и художественные мастерские, выполняющие заказы по написанию икон. Такие сайты можно смело приравнять ко всем остальным сайтам, занимающимся электронной коммерцией независимо от вида товара.

Коммерческие православные сайты и продвигаются теми же методами, что и другие онлайн-магазины. Среди сайтов, которые по запросу «икона купить» занимают верхние позиции на странице выдачи результатов в Яндексе, несколько продвигаются такими SEO-компаниями как ArtEngine, Ilma Group, Метамакс. Для сравнения популярности коммерческих сайтов, продающих иконы, с онлайн-магазинами другой тематики, мы с помощью Яндекс.Директа выбрали близкий по частнотности запросу «икона купить» запрос «носки купить». По второму ключевику некоторые сайты, попавшие в топ-10, тоже продвигаются SEO-компаниями.

Проверив второй запрос, мы убедились в том, что посещаемость коммерческих околорелигиозных сайтов и сайтов, продающих носки, примерно совпадает. Расчет среднеарифметического количества посетителей за сутки на сайтах двух тематик, которые установили счетчик LiveInternet, дал очень похожие цифры.

Поэтому можно сделать вывод, что независимо от тематики (религиозной или обыденной) сайты продающие продвигаются стандартными способами интернет-маркетинга (оптимизация сайта, платные ссылки и контекстная реклама).

В заключение

Вопросы продажи ссылок с сайта – это вопросы бизнеса, отношение религии к которому неоднозначно, во-первых, в зависимости от конфессии. Протестантство к бизнесу относится положительно по двум причинам:

  • «успешность в делах означает богоизбранность» и
  • «работа - это благо, так как человек работающий приносит пользу обществу и семье, у него не остается времени грешить».

В православии не все так однозначно. Людмила Кудрявцева комментирует «Православие – религия мистическая, оторванная от земли и земного. Здесь очень популярна фраза Христа, что «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Божье». Поэтому не исключено, что воцерковленные православные могут осуждать размещение платных ссылок на сайте. Но сложно утверждать, что это нарушает какие-то заповеди». Во-вторых, отношение религии к бизнесу бывает противоречиво и внутри одной конфессии, что объясняется именно изменением традиционного общественного строя, о котором мы говорили выше.

Каким бы удивительным нам ни казалось пересечение в одной плоскости Священного писания и проблем дублированного контента, написания икон и их продажи на сайтах интернет-магазинов, это явление существует, развивается и живет по законам как интернета, так и религии. И заглянуть чуть дальше того уголка рунета, в котором мы каждый день с вами вертимся и работаем, бывает интересно.


Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Андрей
    больше года назад
    Да интересная статья, тем более я сам автор одного православного сайта theosblog.ru. Я считаю, что ссылки продавать с православных сайтов нельзя. Что же касается покупки ссылок, то здесь я не вижу ничего плохого. Разве что неэтично будет использовать черные методы продвижения - ОБМАН поисковых систем, всякая ложь непозволительна.
    -
    1
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как продвинуть сайт производителя мебели на заказ в Москве
Art Moderator
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Art Moderator -
Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - 1) Ingate 2) Ашманов 3) Кокос 4) Russian Promo 5) Netpeak
«Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Здравствуйте! У меня совсем новый сайт (около месяца). Как только добавила страницы - были на 64, 45 и т.д. местах в выдаче яндекса по нч и сч запросам, но через несколько дней улетели за пределы 200. Что это баден - баден или песочница? Текст вроде не спамный, но мне трудно судить. Сайт portretnazakaz.ru
Второе дыхание ссылочного продвижения
Rookee.ru
24
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rookee.ru - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
32 инструмента в помощь SEO-специалисту
Alex Wise
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Alex Wise - Данис, я тысячу раз извиняюсь насчёт имени! :( Хотя уверен, что лучше всех вас понимаю по этому поводу, ибо меня всегда называют "Алексеем", хотя я Александр: всё из-за сокращения Alex ;) Жду фидбека по новой версии 3.0!
Исследование: влияние smart-ссылок на продвижение по СЧ-запросам
Анатолий Шевчик
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Анатолий Шевчик - +1097988
Контекст под SEO. Как поисковая реклама помогает позициям в органической выдаче
Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
22
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Боже мой, неужели SEO-маги вернулись??? Открыть в роботс utm-метки для индексации и наплодить дублей...что? А расчеты в конце статьи про бюджет на SEO и контекст...откуда эти пропорции? Как по мне, SEO-магия вне Хогвартс. Спасибо, развеселили!
Западные специалисты выяснили, как повысить позиции ресурса в выдаче Google
Максим Мирошник
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Максим Мирошник -
Все, что нужно SEO-специалисту. Обзор инструментов
Администратор Сайта
1
комментарий
1
читатель
Полный профиль
Администратор Сайта - Шаришь в seo! Сервис реально хороший
«Прямая линия» с Артуром Латыповым: отвечаем на вопросы
God Koss
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
God Koss - Добрый день! Есть сайты одной компании продвигающиеся в разных странах. .ru .com .net. На российском сайте два языка ru и en, на остальных до 10 языков. Недавно сайт ru по основному брендовому запросу выпал из выдачи Яндекс но после апа вернулся на вторую позицию. На вопрос аффилирования в тех поддержку, получит ответ, что всё в порядке и сайт com не учавствует в выдаче. Но он есть и занимает 1 место. Как быть в данной ситуации? Так же, после возврата в топ 10 по этому запросу зашла еще одна внутренняя страница. Могло ли это случиться из-за каннибализации запроса? Немного изменил description на внутренней, исключил вхождения брендового запроса. Жду апа. Хотел бы услышать ваше мнение. Заранее благодарю!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
321
Комментариев
262
Комментариев
234
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
86
Комментариев
80
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55
Комментариев
54
Комментариев
53

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!