AI в работе продуктового дизайнера

В текущем году использование нейросетей в работе захлестнуло все сферы бизнеса. Не стал исключением и продуктовый дизайн. После массового распространения генеративного контента уже достаточно высокого уровня стало возникать много новых вопросов, но в то же время –открываться много новых возможностей, для дизайнеров в первую очередь. Но на самом деле генерация картинок – это лишь часть задач, которую может закрыть продуктовый дизайнер в своей работе. 

AI может быть отличным помощником на протяжении всего дизайн-процесса, считает Виктория Бреусова – Senior Product Designer Яндекс, судья Awwwards, ментор школы дизайна и технологий Bang Bang Education (BBE), обладатель более 20 международных и российских наград (Awwwards SOTD, CSSDA WOTD и другие).

Как используется AI в работе дизайнера

Есть несколько видов дизайнерской деятельности, в которых AI может стать незаменимым помощником. Например, в вопросах исследований и анализа итогов.

Анализ целевой аудитории и пользовательского опыта необходим для понимания потребностей и их предпочтений. ChatGPT, например, можно использовать для генерации вопросов для глубинных интервью. Задав нейросети параметры целевой аудитории можно получить ряд вопросов, которые помогут собрать максимально полезные инсайты. Также ChatGPT может быть полезным инструментом для описания персон пользователей на основе информации о целевой аудитории продукта.

Тестирование пользовательского опыта – это важнейший шаг в процессе проектирования интерфейса сайта или приложения, и важно выбрать правильный метод для получения точных и значимых результатов. ChatGPT может помочь с выбором метода юзабилити-тестирования, подходящего для вашего проекта, таких как интервью, опросы или карточная сортировка. Эта функция особенно полезна при разработке сложных приложений или веб-сайтов, требующих специальных методов тестирования.

В случае, если у бизнеса уже есть подробное глубокое текстовое исследование, но требуется его резюме, например, для постановки ТЗ дизайнеру, просто обратитесь за помощью в ChatGPT. Он способен создавать краткую версию и акцентировать внимание на самых значимых моментах, выделяя их в виде пунктов.

Также AI полезен при создании референсов и визуального контента. К примеру, с помощью Midjourney вы легко сможете визуализировать концепцию, а также внести изменения в изображение. При этом нейросети поддерживают широкий спектр форматов, включая иллюстрации, фотографии и 3D-модели. Такой подход значительно экономит время, которое обычно тратится на поиск нужной картинки и её дополнительную обработку. 

С внедрением искусственного интеллекта, AI плагины в Figma вышли на совершенно новый уровень полезности и эффективности. Их использование позволяет экономить часы работы дизайнера и освобождать его от рутинных задач. Например, плагины для обработки изображений, такие как AI and Background Remover и AI Image Upscaler, позволяют удалять фон и изображения и кратно увеличивать его разрешение.

Искусственный интеллект пока не способен заменить дизайнеров, но может помочь с визуализацией драфтового решения для ускорения процесса согласования с заказчиком. 

Работать с ИИ не так просто, как может показаться на первый взгляд: нужно базовое понимание принципов работы и время на поиск подходящих промтов. С другой стороны, это увлекательный процесс и часто удивляет оригинальными решениями. Наглядно: раньше дизайнер не только разрабатывал концепцию, но и тратил время на поиск референсов, отражающих ее суть. Если ничего не подходило, нужно было тратить ресурсы и время на дополнительный продакшен. Сейчас для любой идеи нужен только промт, и создавать визуальные концепты и драфты можно быстро и без ограничений.

Еще один бонус при использовании нейросети – UX-копирайтинг, то есть, создание продающего текста или маркетингового описания для приложения или сайта. Это может оказаться непростой задачей для дизайнера, требующей привлечения дополнительных ресурсов в качестве UX-редактора. 

Копирайтинг – неотъемлемая часть дизайна продукта, и порой непросто написать цепляющий и продающий текст, который найдет отклик у целевой аудитории продукта. GPT может помочь UI/UX дизайнеру в UX копирайтинге, генерируя текст для определенных элементов интерфейса или для целых блоков с описанием. Это облегчает создание информативного и легко воспринимаемого текстового контента в дизайне, что способствует улучшению пользовательского опыта и эффективной коммуникации с клиентами. А также экономит ресурсы и время.

Плюсы и минусы

Кратко резюмируя все вышесказанное, можно обозначить три главных плюса искусственного интеллекта в работе дизайнера: 

  • автоматизация рутинных задач, таких как генерация контента или обработка изображений, что позволяет сэкономить время дизайнера;
  • анализ данных о пользователях, оптимизация UX и создание более обоснованных дизайн-решений;
  • получение новых возможностей для генерации идей и их быстрой визуализации.

Но так ли все безоблачно? 

  • Работа с нейросетями требует специальных навыков и знаний в области машинного обучения, что может быть сложно для UI/UX дизайнеров без соответствующей подготовки.
  • Результаты генерации нейросетей крайне редко используются в чистом виде – обычно это некие промежуточные варианты, которые необходимо дорабатывать вручную или вообще использовать лишь как референсы. 
  • Применение нейросети не универсально и результаты не всегда удовлетворительны. В определенных проектах классические методы оказываются более эффективными.

AI против дизайнеров

Нейросети вряд ли заменят дизайнеров продукта в ближайшей перспективе, но могут быть отличными помощниками в работе. Причём художники и графические дизайнеры переживают на этот счет больше по понятным причинам, но продуктовый дизайн – явление более комплексное.

Процесс создания продукта является итеративным и гибким, основанным на постоянной обратной связи от фокус-группы или целевой аудитории пользователей. На основе фидбека и тестирования дизайнеры дорабатывают продукт до тех пор, пока он не устроит всех участников процесса. Хотя искусственный интеллект может автоматизировать определенные аспекты процесса, он не может воспроизвести гибкость и адаптивность дизайнеров, а также синергию командной критики дизайна, которые по-прежнему необходимы для обеспечения превосходного пользовательского опыта и востребованности продукта.

Стоит учесть, что продуктовые дизайнеры редко работают в одиночку, они сотрудничают с межфункциональными командами, заинтересованными сторонами и клиентами, чтобы согласовать различные точки зрения и включить разнообразные идеи в свои проекты. Дизайнеры обладают сильными навыками межличностного общения и способностью налаживать отношения, которые имеют решающее значение для успешного сотрудничества. Искусственный интеллект не может заменить человеческий фактор командной работы, а также эффективность коммуникации, что делает дизайнеров незаменимыми в работе над продуктом.

Как стать партнерами

Тем дизайнерам, которые пока не начали использовать нейросети в своей работе, точно стоит начать это делать, чтобы оставаться конкурентоспособными на быстро меняющемся рынке. Практическое применение AI на реальных проектах, эксперименты с доступными инструментами и платформами, изучение правильного составления промтов для получения предсказуемых результатов – всё это открывает огромные возможности и новый опыт для дизайнеров.

В то время как искусственный интеллект, несомненно, привносит преобразующие возможности в область дизайна продуктов, уникальные навыки и возможности, которыми обладают специалисты в сфере дизайна, разрабатывающие их, незаменимы. Используя потенциал искусственного интеллекта как мощного инструмента и его способность оптимизировать рутину, дизайнеры продуктов могут с помощью всего потенциала искусственного интеллекта создавать инновационные значимые и ориентированные на пользователей решения.

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)