×
Россия +7 (495) 139-20-33

Android Шредингера: как Google удаётся держать платформу одновременно открытой и закрытой

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 9600

В этом году первой версии операционной системы Android исполняется всего 8 лет, хотя кажется, что зелёный робот с нами уже целую вечность. Сейчас у системы больше 80% мобильных устройств в мире, и эта цифра не думает падать. Ближайший конкурент – iOS вряд ли скоро достигнет таких же результатов.

Сегодня уже мало кто помнит, что Android начинался как операционная система с открытым кодом. Благодаря чему и превратился во флагманский проект Google, работающий сегодня на благо «корпорации добра» и обрастающий всё большим количеством её сервисов. Google, в свою очередь, делает всё, чтобы прочно связать в головах людей сервисы Google с Android. Эта связка появилась не сразу, но держится крепко благодаря соглашениям Google c производителями мобильных устройств.

Что случилось с заявленной открытостью Android?

По факту существуют две версии платформы. Открытая — Android Open Source Project, или AOSP — телефоны на этой версии выпускаются, по большому счёту, только в Китае. Другая — Google Mobile Services, или GMS — эта версия предоставляется производителям телефонов только в наборе с сервисами Google, распространена на 90% Android-устройств. Версия с GMS появилась практически одновременно с AOSP и поначалу была просто дополнением приложений вроде карт или почтового клиента. Со временем развитие основной функциональности AOSP снижалось, а GMS-версия расширялась и дополнялась важными технологическими элементами, без которых работа телефона на AOSP невозможна. Кроме того, сам пакет GMS-приложений стал больше. В итоге, купив сегодня новенький смартфон на Android, вы увидите, что существенная часть памяти (как правило, 2-3 гигабайта) уже чем-то занята и не соответствует заявленным «коробочным» данным. Все предустановленные сервисы Google пользователь со своего телефона удалить не может. Вряд ли кому-то придет в голову снести с телефона YouTube или, скажем, Google Calendar. Но не совсем понятно, почему нельзя удалить менее популярный Google+ или Hangouts. Представители Google заявляют, что финальный выбор между GMS или AOSP всегда за производителем телефона.

Александр Шитиков, руководитель отдела разработки AGIMA.mobile: 6.jpg

Мы в своей работе используем готовые стандартные решения от Google, сторонние сборки нужны только для решения узкопрофильных задач. Все исходники Android открыты, их Google выкладывает с каждым новым релизом. Но тенденции к частичной закрытости есть из-за производителей гаджетов, которые делают пользовательские сборки для манипуляций с управлением. Но это не проблема Google, это проблема каждого отдельного производителя "железа".

Однако одно из обстоятельств, которое не позволяет говорить о безусловной открытости системы — это магазин приложений Google Play. Самостоятельно поставить Google Play на телефон не может ни пользователь, ни производитель устройства. Разрешение на выпуск смартфона с Google Play производитель получает только, если соглашается на предустановку других сервисов Google. Кроме того, соглашаясь на предустановку пакета GMS, производитель должен принять еще ряд ограничений. Так, Google требует устанавливать свой поиск основным, и вдобавок отдавать поисковому виджету и другим приложениям Google главные позиции на первом экране смартфона. Были случаи, когда полностью запрещалась предустановка конкурентов. При этом если какое-то из этих условий не выполняется — производитель может вообще не получить Google Play на свои устройства.

Антон Крохмалюк, директор по маркетингу e-Legion: 1.png

Конечно, для создания приложений разработчики используют Android — это самая популярная мобильная ОС, более 80% устройств находятся по ее управлением. Но монополизировав рынок, Android аккуратными путями использует свое доминирующе положение на рынке ОС для продвижения других продуктов, например с помощью предустановок, в том числе и главного продукта — поиска.

На версии AOSP нет Google Play, а потому она мало кому интересна. Развитие же других магазинов приложений сильно ограничивается. С одной стороны, очень сложно создать альтернативу Google Play и предустанавливаться в качестве единственного (альтернативного) магазина на Android-устройствах, потому что в ситуации, когда на устройстве нет GMS, владельцу такого нового магазина приложений придется убедить разработчиков переписать свои приложения, изначально созданные для Google Play, под новый магазин. С другой стороны – альтернативному магазину приложений не так уж просто оказаться на устройстве даже в дополнение к Google Play. Например, чтобы скачать на телефон другой магазин приложений, пользователю придется пройти долгий квест с настройками, а это под силу только очень продвинутому пользователю. Публиковаться в Google Play такие магазины приложений тоже не могут, от чего страдает, например, вполне мирное приложение Aptoide: португальцы сделали неплохой магазин с уникальными «фишками» вроде пользовательских рекомендаций, но были изгнаны из Google Play за нарушение правил магазина.

Пауло Трезентос и Алваро Пинто, основатели Aptoide:

Наши претензии к Google заключаются в следующем: у компании огромная доля рынка на смартфонах, и она использует свои успехи в сфере операционных систем, чтобы достигнуть новых высот бизнеса в других сферах. В нашем случае — на рынке магазинов приложений. Однако существует закон о конкуренции, свод определённых правил, который Google игнорирует.

Paulo_Alvaro.jpg

Фактически, предустанавливать свои магазины приложений на устройства удается только самим крупным производителям устройств (таким как Samsung и LG), но только в дополнение к Google Play, на вторых-третьих-четвертых экранах; при этом сами эти магазины значительно отстают от Google Play по количеству приложений.

Компании, которые не согласны с ограничениями Google, пытаются делать «форки» – свои собственные версии Android. Так, например, поступил Amazon выпустив собственный Fire Phone – по сути, это Android, где есть собственный магазин и другие важные сервисы Amazon, но сервисы Google отсутствуют. Но кроме самого Amazon, никто из крупных производителей смартфонов пока не взялся за выпуск таких устройств. Это может быть связано также с запретом Google производителям-участникам Open Handset Alliance продавать устройства на «форках» Android. В этой связи можно также вспомнить историю сотрудничества Acer и Alibaba, когда тайваньский производитель захотел продавать смартфоны на «форке» Aliyun, но Google запретил это производство, после чего Acer был вынужден отказаться от затеи. Еще одной попыткой борьбы стал выпуск устройств с альтернативной прошивкой CyanogenMod, в которой есть полезные функции, не привязанные к Google, вроде Privacy Guard (регулирование настроек доступа приложений) или возможности воспроизводить звуковые файлы высокого качества FLAC. Однако производители по-прежнему не готовы выпускать на нем свои устройства, поскольку в индустрии сохраняется недоверие к неофициальным релизам и модификациям программного обеспечения.

Google сегодня – ни что иное, как большой гипермаркет одежды, который позвал к себе продаваться разных производителей, а потом, когда привлёк ассортиментом достаточное количество покупателей, начал делать собственную одежду и отдавать ей приоритет в зале, запрещая вешать на манекены продукцию кого-то ещё. В такой ситуации какое-то время альтернативы будут существовать, потом их станет всё меньше, а потом мы увидим, как качество производимых монополистом продуктов неизбежно упадёт (урезание затрат на производство, понимание собственного доминирующего положения, стабильная прибыль). Если не с кем соревноваться, зачем делать лучше?

Антон Крохмалюк, директор по маркетингу e-Legion

«Российская ситуация с Яндексом — пример значительного отключения сильного конкурента от борьбы и, за счет этого, приобретение конкурентного преимущества Google на рынке России. К сожалению, велика вероятность, что решение ФАС не повлечет глобальных изменений в структуре Android, потому что придумать техническое решение пока очень сложно. Очевидно, что Google виноват: есть документы, где прямым текстом написано, что Яндекс не может быть установлен на устройствах, если вендор хочет пользоваться полным пакетом GMS (Google Mobile Services). Российское дело — хороший прецедент для будущих споров, ведь большое антимонопольное дело против Google заведено и в Европе, где Яндекс, используя свой кейс, сможет помочь».

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов
Антон
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Антон - Никакой не выпал. Кроме клиентского сайта, который проседал из-за скрутки, о чем Я.Поиску сообщали и клиенту тоже. Ноль реакции от поисковика (продолжайте развивать сайт, никаких проблем нет ...). Клиенту надоело и он заказал накрутку у подрядчиков. Мы искренне ждали бана, сообщали об этом клиенту, т.к. мы все таки делаем все остальное для развития. Как итог: с лета полет нормальный. Сайт растет, никаких проблем. Случайно даже стажер палил тех поддержке факт использования накрутки. И ничего. Сайт растет дальше. Если они не могут ничего принять даже после признания факта накрутки, что они могут сделать с жалобами на накрутку конкурентов?! Никогда не одобряли данные методы, но ... похоже ... все работает :)
Михаил Ляшенко (PostMarket): о рынке инфлюенс-маркетинга и рекламе у блогеров
Григорий Романченко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Григорий Романченко - Неудивительно, что все хвалят PostMarket, это действительно достойный сервис, недавно стали через них продвигать свой продукт, результаты есть, продажи выросли на 40% и это только начало.
«Нет в наличии»: что делать с карточками отсутствующего товара
freyr energy
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
freyr energy - Thank you so much @ admin for share your valuable thoughts and ideas We always enjoy your articles its inspired a lot by reading your articles day by day. So please accept my thanks and congrats for success of your latest series. We hope, you should published more better articles like ever before solar rooftop
15 языков программирования, за знание которых платят выше среднего
Любомир
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Любомир - Ну и ЗП: ни слова о том что она варируеться от 0 до 100 000$ в год!!! Что до высокой зп надо несколько лет етим заниматся! Что 100 000$ в год на западе заробатывают, а где нибудь в азиатских страннах 100$ в год. В СНГ первые годы в разработчика ЗП как в грузчика на складе - это где то 4-5 тыс. долларов в год, и уже имея несколько лет опыта возможно дойти до 10-20 тыс. долларов в год! Почему нет конкретики? Меня лично нервирует то что людям внушают великие ЗП в АйТи, а люди тупые и ведутся!!!!
Сколько стоит SEO на фрилансе. Кейсы
Людмила
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Людмила - Очень спорная статья. Особенно оценка. К примеру, за 1500 руб. 200 вечных ссылок с быстрой индексацией. Это про какой год? Про 2020? Точно? Собственно, в текущих реалиях при хорошем раскладе за эти деньги можно получить 3-4 качественные ссылки. А никак не 200. Если 200, то такие ссылки, по 7,5 руб. за штуку выбьют сайт за ТОП-100. А заказчик будет в шоке, он же все правильно делал, по инструкции из статьи в уважаемом издании.
Яндекс тестирует оценки сайта в сниппете
Сергей Демин
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - вопрос такой: где получить оценку о сайте? а не об организации
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
384
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
92
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!