×
Россия +7 (495) 139-20-33

Android Шредингера: как Google удаётся держать платформу одновременно открытой и закрытой

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 8858

В этом году первой версии операционной системы Android исполняется всего 8 лет, хотя кажется, что зелёный робот с нами уже целую вечность. Сейчас у системы больше 80% мобильных устройств в мире, и эта цифра не думает падать. Ближайший конкурент – iOS вряд ли скоро достигнет таких же результатов.

Сегодня уже мало кто помнит, что Android начинался как операционная система с открытым кодом. Благодаря чему и превратился во флагманский проект Google, работающий сегодня на благо «корпорации добра» и обрастающий всё большим количеством её сервисов. Google, в свою очередь, делает всё, чтобы прочно связать в головах людей сервисы Google с Android. Эта связка появилась не сразу, но держится крепко благодаря соглашениям Google c производителями мобильных устройств.

Что случилось с заявленной открытостью Android?

По факту существуют две версии платформы. Открытая — Android Open Source Project, или AOSP — телефоны на этой версии выпускаются, по большому счёту, только в Китае. Другая — Google Mobile Services, или GMS — эта версия предоставляется производителям телефонов только в наборе с сервисами Google, распространена на 90% Android-устройств. Версия с GMS появилась практически одновременно с AOSP и поначалу была просто дополнением приложений вроде карт или почтового клиента. Со временем развитие основной функциональности AOSP снижалось, а GMS-версия расширялась и дополнялась важными технологическими элементами, без которых работа телефона на AOSP невозможна. Кроме того, сам пакет GMS-приложений стал больше. В итоге, купив сегодня новенький смартфон на Android, вы увидите, что существенная часть памяти (как правило, 2-3 гигабайта) уже чем-то занята и не соответствует заявленным «коробочным» данным. Все предустановленные сервисы Google пользователь со своего телефона удалить не может. Вряд ли кому-то придет в голову снести с телефона YouTube или, скажем, Google Calendar. Но не совсем понятно, почему нельзя удалить менее популярный Google+ или Hangouts. Представители Google заявляют, что финальный выбор между GMS или AOSP всегда за производителем телефона.

Александр Шитиков, руководитель отдела разработки AGIMA.mobile: 6.jpg

Мы в своей работе используем готовые стандартные решения от Google, сторонние сборки нужны только для решения узкопрофильных задач. Все исходники Android открыты, их Google выкладывает с каждым новым релизом. Но тенденции к частичной закрытости есть из-за производителей гаджетов, которые делают пользовательские сборки для манипуляций с управлением. Но это не проблема Google, это проблема каждого отдельного производителя "железа".

Однако одно из обстоятельств, которое не позволяет говорить о безусловной открытости системы — это магазин приложений Google Play. Самостоятельно поставить Google Play на телефон не может ни пользователь, ни производитель устройства. Разрешение на выпуск смартфона с Google Play производитель получает только, если соглашается на предустановку других сервисов Google. Кроме того, соглашаясь на предустановку пакета GMS, производитель должен принять еще ряд ограничений. Так, Google требует устанавливать свой поиск основным, и вдобавок отдавать поисковому виджету и другим приложениям Google главные позиции на первом экране смартфона. Были случаи, когда полностью запрещалась предустановка конкурентов. При этом если какое-то из этих условий не выполняется — производитель может вообще не получить Google Play на свои устройства.

Антон Крохмалюк, директор по маркетингу e-Legion: 1.png

Конечно, для создания приложений разработчики используют Android — это самая популярная мобильная ОС, более 80% устройств находятся по ее управлением. Но монополизировав рынок, Android аккуратными путями использует свое доминирующе положение на рынке ОС для продвижения других продуктов, например с помощью предустановок, в том числе и главного продукта — поиска.

На версии AOSP нет Google Play, а потому она мало кому интересна. Развитие же других магазинов приложений сильно ограничивается. С одной стороны, очень сложно создать альтернативу Google Play и предустанавливаться в качестве единственного (альтернативного) магазина на Android-устройствах, потому что в ситуации, когда на устройстве нет GMS, владельцу такого нового магазина приложений придется убедить разработчиков переписать свои приложения, изначально созданные для Google Play, под новый магазин. С другой стороны – альтернативному магазину приложений не так уж просто оказаться на устройстве даже в дополнение к Google Play. Например, чтобы скачать на телефон другой магазин приложений, пользователю придется пройти долгий квест с настройками, а это под силу только очень продвинутому пользователю. Публиковаться в Google Play такие магазины приложений тоже не могут, от чего страдает, например, вполне мирное приложение Aptoide: португальцы сделали неплохой магазин с уникальными «фишками» вроде пользовательских рекомендаций, но были изгнаны из Google Play за нарушение правил магазина.

Пауло Трезентос и Алваро Пинто, основатели Aptoide:

Наши претензии к Google заключаются в следующем: у компании огромная доля рынка на смартфонах, и она использует свои успехи в сфере операционных систем, чтобы достигнуть новых высот бизнеса в других сферах. В нашем случае — на рынке магазинов приложений. Однако существует закон о конкуренции, свод определённых правил, который Google игнорирует.

Paulo_Alvaro.jpg

Фактически, предустанавливать свои магазины приложений на устройства удается только самим крупным производителям устройств (таким как Samsung и LG), но только в дополнение к Google Play, на вторых-третьих-четвертых экранах; при этом сами эти магазины значительно отстают от Google Play по количеству приложений.

Компании, которые не согласны с ограничениями Google, пытаются делать «форки» – свои собственные версии Android. Так, например, поступил Amazon выпустив собственный Fire Phone – по сути, это Android, где есть собственный магазин и другие важные сервисы Amazon, но сервисы Google отсутствуют. Но кроме самого Amazon, никто из крупных производителей смартфонов пока не взялся за выпуск таких устройств. Это может быть связано также с запретом Google производителям-участникам Open Handset Alliance продавать устройства на «форках» Android. В этой связи можно также вспомнить историю сотрудничества Acer и Alibaba, когда тайваньский производитель захотел продавать смартфоны на «форке» Aliyun, но Google запретил это производство, после чего Acer был вынужден отказаться от затеи. Еще одной попыткой борьбы стал выпуск устройств с альтернативной прошивкой CyanogenMod, в которой есть полезные функции, не привязанные к Google, вроде Privacy Guard (регулирование настроек доступа приложений) или возможности воспроизводить звуковые файлы высокого качества FLAC. Однако производители по-прежнему не готовы выпускать на нем свои устройства, поскольку в индустрии сохраняется недоверие к неофициальным релизам и модификациям программного обеспечения.

Google сегодня – ни что иное, как большой гипермаркет одежды, который позвал к себе продаваться разных производителей, а потом, когда привлёк ассортиментом достаточное количество покупателей, начал делать собственную одежду и отдавать ей приоритет в зале, запрещая вешать на манекены продукцию кого-то ещё. В такой ситуации какое-то время альтернативы будут существовать, потом их станет всё меньше, а потом мы увидим, как качество производимых монополистом продуктов неизбежно упадёт (урезание затрат на производство, понимание собственного доминирующего положения, стабильная прибыль). Если не с кем соревноваться, зачем делать лучше?

Антон Крохмалюк, директор по маркетингу e-Legion

«Российская ситуация с Яндексом — пример значительного отключения сильного конкурента от борьбы и, за счет этого, приобретение конкурентного преимущества Google на рынке России. К сожалению, велика вероятность, что решение ФАС не повлечет глобальных изменений в структуре Android, потому что придумать техническое решение пока очень сложно. Очевидно, что Google виноват: есть документы, где прямым текстом написано, что Яндекс не может быть установлен на устройствах, если вендор хочет пользоваться полным пакетом GMS (Google Mobile Services). Российское дело — хороший прецедент для будущих споров, ведь большое антимонопольное дело против Google заведено и в Европе, где Яндекс, используя свой кейс, сможет помочь».

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
#SEOnews14: мы празднуем – вы получаете подарки!
Анна Макарова
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Гость, добрый день! С победителями мы связывались сразу после розыгрыша. Если мы вам не написали, значит, ваш номер не выпал. Но не расстраивайтесь, у нас обязательно будут новые розыгрыши!
Что скрывает «Прогноз бюджета Яндекс.Директ»?
Михаил Мухин
9
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Михаил Мухин - Дожидаться 100 попыток не будем - не дождемся :) Подведем итоги и опубликуем решение 13 Декабря
Как ускорить сайт на WordPress, чтобы получить 100/100 в Google PageSpeed Insights
Георгий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Георгий - Все что рекомендуется в этой статье есть у w.tools. Ни разу не пожалел что подключился. Своя CDN сеть, кеш статики и динамики, минификация js\css и кешируемого html, оптимизация всех типов картинок и еще куча всего полезного. Сайт летает и я не знаю проблем. Могу рекомендовать от души.
Война с дубликатами. Как нужно и как не нужно канонизировать URL
Ann Yaroshenko
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ann Yaroshenko - Дмитрий, добрый день! Если вы проставили на странице с автозапчастями rel=canonical ( а я вижу в коде, что не проставили) или в HTTP хедере, то бот, как правило: выберит ту страницу главной, которую вы указали в rel=canonical ссылке. Eсли же вы этого не сделали, то бот сам выберит оригинал (алгоритмы, по которым бот это делает, скрыты Googl-ом)
От мечты стать юристом к собственному SMM-агентству. Как найти себя в современном цифровом мире
Виктор Брухис
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Виктор Брухис - Статья выглядит так, как пожелали редакторы и интервьюер) Вопросы к интервью подбирал не я)) Хотя, в целом я согласен с вашим видением. А за пожелание удачи большое спасибо!
«Аудит, чтобы ты заплакала…», или Что делать, когда получил сторонний аудит сайта
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Воообще, на самом деле здесь двоякое впечатление от таких аудитов. Конечно, для полного глубокого анализа и подготовки рекомендаций по сайту - нужны доступы к системам аналитики и инструментам вебмастера. Но если оценивать подобные аудиты с точки зрения чистого SEO (которое все больше и больше становится лишь малой частью digital-маркетинга, лишь одним из каналов) - они имеют место быть. Но с оговоркой, что они сделаны с учетом анализа конкурентов/отрасли. Современные инструменты и алгоритмы позволяют делать это маркетологам в автоматическом режиме, и даже давать рекомендации - возможностями машинного обучения уже никого не удивишь. Да, полное перечисление "мифического" списка ошибок, построенного по предикативным правилам, да еще и с учетом устаревших особенностей ПС - это явный признак некачественного аудита. В первую очередь потому, что эти "ошибки" следует рассматривать в качестве рекомендаций от ПС (как и говорится в справочнике вебмастера у Яндекса/Google). Однако если эти данные даются с отсылкой на данные о конкурентах, об отрасли, используются методы ML и Natural language processing для обработки исходных данных, кластеризации запросов, классификации страниц/запросов/сайтов, определения структуры документа - такие отчеты имеют право на существование. Но ключевым моментом является то, что подобные инструменты достаточно сложны в разработке, а значит требуют квалифицированных специалистов для их разработки. Которых просто нет у студий рассылающих подобные "сео отчеты". Подобные отчеты по "ошибках" тоже неплохой источник информации, но лишь на 0 этапе анализа сайта. И в принципе, теоретически, возможно почти полное составление "хороших аудитов" без участия маркетолога, на основе лишь открытых данных сайта/внешних источников, но только при соответствующем применении всех современных возможностей анализа данных и рекомендательных систем. И в любом случае подобный "хороший отчет" требует конечного заключения от эксперта.
BDD 2019: Как перестать убивать время на сбор и обработку тонны данных для SEO-аудита
Kosta Bankovski
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Kosta Bankovski - Спасибо за приятные слова! Буду и дальше делиться наработками ;)
Как провести анализ содержания страниц товаров и категорий
Никита Седнин
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Никита Седнин - Спасибо!
Как вывести сайт в ТОП 10 Google в 2019 году
Ирина
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ирина - Работают. Как естественные, так и закупные. >Мои сайты в первую очередь заточены на яндекс Соболезную. >Насколько поисковые алгоритмы с гугловскими у него. Разница в 10 лет. Вон в Яше все долбят на ключи, на вхождения и прочий трэш из древностей. А у Гугла, вон почитайте про eat, ymyl Не все понятно но спасибо за ответы. Я так понимаю что с ссылками деть никто точно не знает) Ну это и хорошо вообщем. Самому разбираться как то интересней. Но не всегда. Есть к примеру 2captcha.com/ru и на него 100к ссылок есть. Ну а смысл какой?
Как улучшить репутацию сайта недвижимости с помощью крауд-маркетинга
Евгений
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Евгений - а у вас какое впечатление от статьи?
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
360
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
107
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
79
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!