Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Авинаш Кошик: забудьте про бесцельный анализ данных!

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 4760

Зачастую в своей работе большинство аналитиков допускают такую ошибку, как работа без цели. В итоге, несмотря на напряженный анализ большого количества данных, результат такой работы не оказывается полезным для дальнейшего применения на практике. Почему так происходит? Все дело в том, что перед тем как погрузится в бесконечный океан данных, большинство специалистов не задаются вопросом — для чего им это нужно? Ни сейчас, ни потом. Никогда.

Работая без цели, невозможно получить адекватную отдачу от данных, которые мы пытаемся анализировать. Поэтому перед тем как приступить к обработке очередной порции данных из Google Analytics, необходимо подумать, а что же они дадут нам? Являются ли они показателями успеха или неуспеха кампании? И вообще, те ли показатели анализируются?

Тем, кто в своей работе часто сталкивается с подобными вопросами, Авинаш Кошик, признанный гуру веб-аналитики, предлагает в таких случаях решать проблему путем составления специальной таблицы. Это модель digital-маркетинга и измерений (Digital Marketing and Measurement Model) как он её называет сам. В данной таблице отражаются цели, задачи, которые ставит перед собой сайт компании и данные, которые необходимо отслеживать. После такого «расклада информации по полочкам», процесс анализа данных становится прозрачней и проще.

Итак, вот она, та самая таблица-модель. Как видим, в ней обозначены общие цели сайта, конкретные задачи, с помощью которых эта цель будет достигнута, ключевые показатели эффективности, плановые показатели и сегменты, требующие особого внимания.

Как отмечает г-н Кошик, не нужно изучать Google Analytics, посещать конференции по веб-аналитике и искать советы в Twitter. Нужно просто заполнить таблицу, выполнив пять шагов, приведенных ниже, и отсутствие «цели» в работе исчезнет. Несмотря на простоту приведенных советов, немногие компании и аналитики уделяют им должное внимание. Поэтому если вы относитесь к категории аналитиков, которые не желают усердно трудиться, вряд ли советы ниже будут вам полезны.

Шаг № 1. Определяем цели, которые выполняет сайт

Вопрос, который задаем себе: «Почему существует мой сайт?».

Правильным ответом на данный вопрос будет максимально точное определение цели создания сайта. Обычно единственная и главная цель создания интернет-ресурса выражается через макроконверсию — итоговое действие посетителя на сайте, например, покупка товаров.

Помним, что цели, которые должен выполнять сайт и которые заносятся в таблицу, должны характеризоваться 4 словами: выполнимые, понятные, измеримые, полезные.

В качестве примера Авинаш предлагает следующий набор целей: повышение узнаваемости, генерация лидов и освещение событий. Итак, таблица начинает заполняться:

Шаг № 2. Определяем задачи

Вопрос: «На каком разделе сайта следует фокусироваться в первую очередь?»

Как правило, цели достигаются путем выполнения конкретных задач. Чтобы определить задачи, Авинаш предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Какой контент на сайте непосредственно связан с макроконверсией?
  • Какие разделы сайта могут быть наиболее важными для пользователей?
  • Какие дополнительные предложения о продаже товаров и услуг можно увидеть на сайте? Здесь речь идет о так называемых cross-продажах (продажа сопутствующих продуктов и/или услуг к уже заказанному товару) и up sell продажах (продажа более дорогого продукта вместо дешёвого).

При выборе правильных задач полезно определить микроконверсию — промежуточное действие посетителя на сайте на пути к макроковерсии. Для этого необходимо просмотреть основные разделы сайта на предмет «призывов» для потенциального клиента: «Подпишитесь на рассылку», «Закажите наш каталог», «Загрузите пробную версию/демо» и т.д. Написание отзыва — также призыв к действию. В конце концов, призыв посетить группу или страницу компании в соцсетях — тоже в каком-то смысле микроконверсия.

Вот задачи, которые ставит Авинаш для выполнения целей, заявленных выше:

Зачем позволять данным свободно плавать вокруг, если можно придерживаться этого подхода и направлять их в нужное русло, как того хочется вам? Именно это и нужно для успеха.

Шаг № 3. Определяем ключевые показатели эффективности

Вопрос: «Что я делаю для достижения своих задач?»

Ключевой показатель эффективности (KPI) — это метрика, которая помогает понять, насколько хорошо вы справляетесь со своими задачами.

Итак, наконец-то, мы добрались до данных! Здесь нужно как следует попотеть и найти для каждой цели наиболее релевантный KPI. Ниже пример ключевых показателей от Авинаша. Вот, как это будет выглядеть в таблице:

Шаг № 4. Определение плановых показателей

Вопрос: «Как выглядит успех и провал?».

План — это числовые вариации показателей успеха и полного провала, которые были определены заранее.

Зачем нужны плановые показатели? Все очень просто: например, вы ведете кампанию на YouTube, и ваш ролик собрал 1,2 млн. просмотров. Это хорошо или плохо? Как вы это определите? Вот поэтому нам и необходимы четкие плановые показатели.

Как правило, плановые показатели можно получить, используя предыдущий опыт. Если отталкиваться не от чего, тогда придумывайте. Обозначьте минимальные показатели, которые, тем не менее, не так легко достигнуть. Это неплохой старт — в следующем месяце вы сможете пересмотреть данные и составить новый план. Самое важное, вы никогда не должны измерять без понимания плохого и хорошего показателей. Чем больше опыта, тем лучше вы будете справляться с постановкой плановых показателей. Хороших показателей!

И наша таблица выглядит уже вот так...

Теперь точно известно, какие показатели интересны компании. Когда вы откроете Google Analytics или любой другой аналитический инструмент, вы немедленно подпрыгните от счастья (а может, горестно разрыдаетесь), взглянув на KPI. Теперь вы постоянно будете знать, что хорошо для вас, а что плохо.

Шаг № 5. Определяем наиболее ценные для аналитики сегменты

Завершающая часть — одна из тех, которые наиболее важны, потому что несут невероятную ценность.

Всю получаемую информацию необходимо разбивать на сегменты (группы людей, источники, поведение на сайте и результаты). Когда вы входите в Google Analytics или любой другой аналитический сервис, вы можете буквально «утонуть» в количестве представленных данных, и запросто пойти не в том направлении. Но помните, нам нужен не просто фокус, мы хотим гиперфокус — а поэтому разбиваем данные из нашего KPI на группы, и среди них выделяем те, которые нам необходимы в первую очередь. Например, наш KPI — это брендированный трафик, в количестве 7 тысяч уников в месяц. Так почему бы не разделить этот показатель на сегменты в виде источников трафика? У вас не только появятся новые данные, но и упростится сам процесс проведения анализа.

Другие примеры сегментов: желаемый тип посетителей, их признаки, поведение, результаты.

Какие группы посетителей важны? Какое поведение на сайте желательно? На каком источнике трафике сосредоточено внимание? Кого мы пытаемся привлечь? Что самое важное на нашем сайте? Эти и подобные вопросы просто необходимо задавать, при определении оптимальных сегментов.

И наша таблица, наконец, завершена:

Резюме

На первый взгляд составление данной таблицы кажется достаточно простым. Однако на деле требует вдумчивого и внимательного подхода. Тем не менее, затратив немного времени, вы получите отличный, и что самое главное, наглядный план к вашим дальнейшим действиям. Что может быть проще и эффективнее? Данная структура поможет вам двигаться в правильном русле веб-аналитики. Все данные, которые вы будете получать, станут гораздо ценнее, потому что они основаны на том, что важно для вашей компании. Рекомендации и выводы будут делаться не на основе чьих-то размышлений, а на основе реальных данных и через призму ваших приоритетов.

P.S. Данную таблицу Авинаш презентовал на конференции iMetrics, которая проходила в Москве 11.11.2011, но тогда, подробностей о ее составлении он раскрывать не стал. Надеемся, что теперь все стало намного понятнее. Кстати, помимо таблицы в тот день Авинаш рассказал много интересного, как участникам конференции, так и лично редакции SEOnews. Желаете освежить свою память? Читайте и слушайте!

Обзор выступления Авинаша: Авинаш Кошик на iMetrics: как это было

Подкаст и интервью — Авинаш Кошик об аналитике, инструментах и рекламе

(на фото: Марина Демина, Авинаш Кошик, Жанна Рожкова)

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
SEOnews и Serpstat запускают конкурс для интернет-маркетологов
Юлия Кислицына
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлия Кислицына - Добрый день! Всем хорошего настроения и немного вредных советов!:) wezom.ru/blog/marketing/antisovety-po-nastrojke-kontekstnoj-reklamy
Как построить качественную ссылочную массу сайта
Айрат Рахимзянов
39
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Айрат Рахимзянов - Спасибо Кирилл. Сейчас восстановилась работа сервиса: take.ms/ttXrw
«Я оптимизировал сайт, а он не в ТОП! Что делать?»
Павел Горбунов
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Как можно в инструменте tools.pixelplus.ru/tools/text-natural сравнить текст со страницы конкурента и со своей страницы? Я вижу возможность только для проверки одного урла.
Инструкция по применению: обзор сервиса обратного звонка Callbackhunter
Полина Ковальчук
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Полина Ковальчук - Возможно, но не советую экономить на этом сервисе, функционал то тоже круче, чем у аналогов. Вы создаете сайт для получения денег и чем качественнее Вы выстроите продвижение, тем больше лидов Вы получите!
Влияние HTTPS на ранжирование региональных поддоменов в Яндексе
Екатерина Иванова
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Екатерина Иванова - Посмотрите на сколько упал трафик и на сколько потом вырос:упал на 10-20% на 1 месяц, а вырос в итоге в 5 раз. Одним мартовским трафиком всё падение перекрыли. Или можно ждать Яндекс неопределённое количество времени со стартовым уровнем трафика. Упущенные возможности и всё-такое.
Мир глазами поисковых систем
Александр Рунов
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Александр Рунов - Какой регион, если не секрет? В Мск, в ряде ВК тематик (в тех же "окнах" или "колесах"), без работы с внешними факторами по ВЧ запросам в ТОП не выплывешь. Хотя в большинстве направлений вполне реально.
Чек-лист: SEO для B2B-бизнеса
Антон Зозуля
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Антон Зозуля - Ваша цель вывести страницу, на которой будет только ваш товар (обычно это фильтр бренд/производитель в нужном каталоге) по СЧ запросам в ТОП. Например, вы продаете "велосипеды Елочка". В каталоге дилера велосипеды, вы выбираете Бренд - "Елочка" и должны получить страницу "велосипеды Елочка". Она должна быть на уникальном урл, иметь уникальные метатеги, лучше, чтобы был SEO-текст. После этого ваша задача получить на нее трафик по запросам: идеально: купить велосипед, цена велосипед хуже: велосипед дешево, китайский велосипед еще хуже (меньше трафика и ниже конверсия, но они есть): велосипед + [регион], велосипед + [фильтр другой]. Тут трудно без прямого влияния на содержимое страницы (метатеги и текст). ПС бренд елочка выдуман. :)
SEO-тренды на 2017 год: мнение специалистов
Olga Inventor
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Olga Inventor - Хорошая статья. То, что SEO - антитренд, уже давно говорят. Нужен комплексный подход.
Кейс: продвижение по трафику интернет-магазина мебельной фурнитуры и освещения
Ксения Лапаева
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Ксения Лапаева - Блок "Полезная информация" по факту предложен (и реализуется в других проектах) не для того, чтобы люди уже пришедшие на сайт в Каталог вдруг переходили в статьи и занимались их чтением. Это работает на повышение внутрессылочного веса продвигаемых статей. На статьи переходят из поиска и затем уже по их внутренним ссылкам попадают в каталог... Это помогает выгребать дополнительный трафик по запросам, которые не удалось воткнуть на страницы каталога по тем или иным причинам.
Интеграция call tracking и CRM: углубленный анализ данных о звонках и продажах
Денис
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Денис - Какой смысл вообще в облачных CRM, обрезанный фугкционал, свое дописать невозможно, слив клиентов другим компаниям. Серверные бесплатные CRM куда надежней и кастамизируй как хочешь.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
287
Комментариев
262
Комментариев
218
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
58
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!