Быть СМИ или не быть?

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 2985

Понятие «средство массовой информации» традиционно ассоциируется у нас с такими вещами, как телевидение, радио, газеты и журналы. На этом круг, как правило, замыкается. Однако такая узкая интерпретация не совсем верна. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

В свою очередь: массовая информация — это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. То есть основой является, прежде всего, сама информация ее вид и периодичность, а не форма подачи (по телевизору или на газетной бумаге). Никто, я думаю, не будет отрицать, что в настоящее время основным местом получения, предоставления и обмена информацией (особенно в крупных городах), является, прежде всего, Интернет, а затем уже остальные источники. Традиционные СМИ (прежде всего, печатная пресса) переживают сейчас не лучшие времена. В то время как аудитория всемирной паутины динамично и уверенно растет, набирая обороты.

Понимают это не только граждане и предприниматели, но и чиновники и законодатели, которые в последнее время все чаще и чаще обращают в сторону Сети свои взоры. Интернет-сфера с правовой точки зрения пока неурегулированная, а во многом и не контролируемая, поэтому предпринимаемые законодателями попытки хотя бы частично взять всемирную паутину под контроль и слегка навести порядок, с одной стороны, вполне, конечно, понятны, с другой, — главное, чтобы не получилось как всегда.

На так давно интернет-сообщество буквально взорвала новость о предложении некоторых сенаторов внести в Закон «О средствах массовой информации» изменения, обязывающие интернет-сайты проходить обязательную регистрацию в качестве средств массовой информации, в случае если посещаемость таких сайтов превышает 1000 человек в день. Не могу не процитировать обошедшее всю Сеть высказывание по этому поводу, выражающее практически общественное мнение пользователей и владельцев интернет-сайтов: «Если мне в почтовый ящик валится 1000 писем спама в сутки, должен ли я зарегистрироваться как почтовое отделение?».

Инициатива об обязательной регистрации интернет-сайтов в качестве средств массовой информации так и не нашла пока своего нормотворческого воплощения. И в настоящее время регистрация интернет-сайтов как СМИ носит исключительно добровольный характер. По сути, владелец любого интернет-ресурса вправе обратиться в соответствующий орган с документами о регистрации его сайта как СМИ. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Государственная пошлина составляет 3 000 рублей, ну и, конечно, необходимо предоставить предусмотренный законодательством комплект документов.

Что на самом деле дает регистрация интернет-сайта как средства массовой информации, кроме красивого Свидетельства, некого легитимного статуса и солидности?

Во-первых, это, конечно, право на получение информации. Согласно ст.39 Закона «О средствах массовой информации», «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции». Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (ст. 40 Закона).

Во-вторых, это, безусловно, особый установленный законодательством правовой статус средств массовой информации — некий правовой иммунитет и установленные законом гарантии независимости СМИ. В соответствии с Законом «О СМИ»: «Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов — не допускается». Во многих случаях, за такое воспрепятствование установлена уголовная ответственность. Конечно, мы понимаем, что норма не всегда имеет в нашей российской действительности прямое действие и находит реальное воплощение, но от «самодурства» многих «мелких» чиновников, я думаю, она все-таки может помочь и защитить.

В-третьих, зарегистрировав свой ресурс (портал) как СМИ, сами в свою очередь, вы всегда имеете право официально отказать в раскрытии источников и (или авторов) сведений на нем опубликованных. Так в Законе о СМИ прямо предусмотрено, что «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом». Таким образом, на любое к вам обращение (кроме судебного определения), относительно опубликованной на сайте информации, вы всегда с легкостью можете ответить, что «сведения предоставлены на условиях анонимности».

В-четвертых, — это аккредитации. Если вам нужна свежая, актуальная информация обо всем на свете, имея зарегистрированное СМИ, вы всегда сможете подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию себя или журналистов редакции. После прохождения аккредитации, вы будете иметь право присутствовать на заседаниях, совещаниях, круглых столах, дискуссиях и иных мероприятиях, проводящихся в иных различных учреждениях.

Не смотря на то, что в настоящее время такая процедура как регистрация своего интернет-ресурса в качества средства массовой информации не является обычной практикой владельцев сайтов, а, скорее, представляется чем-то особенным, пугающим своей неопределенностью и убежденностью в крайне сложном прохождении этой процедуры, я бы все-таки советовала задуматься о такой возможности многим, прежде всего, информационным ресурсам. Возможно, не такой уж на самом деле сложный процесс, сможет вам в будущем помочь избежать многих неприятностей и принести реальную пользу.


Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Кейс: как продвинуть сайт производителя мебели на заказ в Москве
    Art Moderator
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Art Moderator -
    Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - 1) Ingate 2) Ашманов 3) Кокос 4) Russian Promo 5) Netpeak
    32 инструмента в помощь SEO-специалисту
    Chaser
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Chaser - Рекомендую бесплатную альтернативу Frog и Netpeak - SiteAnalyzer ( site-analyzer.ru/ ) Странно что не включили в обзор
    Второе дыхание ссылочного продвижения
    Rookee.ru
    24
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Rookee.ru - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
    Исследование: влияние smart-ссылок на продвижение по СЧ-запросам
    Анатолий Шевчик
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анатолий Шевчик - +1097988
    Контекст под SEO. Как поисковая реклама помогает позициям в органической выдаче
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
    22
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Боже мой, неужели SEO-маги вернулись??? Открыть в роботс utm-метки для индексации и наплодить дублей...что? А расчеты в конце статьи про бюджет на SEO и контекст...откуда эти пропорции? Как по мне, SEO-магия вне Хогвартс. Спасибо, развеселили!
    Все, что нужно SEO-специалисту. Обзор инструментов
    Администратор Сайта
    1
    комментарий
    1
    читатель
    Полный профиль
    Администратор Сайта - Шаришь в seo! Сервис реально хороший
    Какая боль: ТОП 10 типичных ошибок в SEO
    Alex Fri
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Alex Fri - Отличная статья, прикольные гифки - вносят разнообразие и прекрасно визуализируют контент))
    4 способа быстро собрать теги для сайта
    Рустем Низамутинов
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Рустем Низамутинов - Расписал и закинул в Google Docs, а то здесь в комментариях ссылки на активны. docs.google.com/document/d/1r0TZLNrQyYLdIzDQsD5YKlMG41HUGQgEep3bxE_ij-M/edit?usp=sharing
    Яндекс: как мы модерируем объявления
    Гость
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Это ж Яндекс, чего вы ожидали-то? Коммерческая структура с раздутым штатом, задачей которой является заработать больше денег. Любыми методами. Задача всех пользователей посадить на Директ, даже если придется разрушить суть рунета, реализуется по полной программе. Все возражающие караются и выпиливаются. И каждый из сотрудников делает все возможное и невозможное, чтобы реализовать любую дурацкую идею - за это еще и премию выхватить можно. Даже если потом придется выполнять "откат", премиальные уже заплачены. Так было с одним из фильтров Яндекса, так было с купленным им сайтом Кинопоиска, который из русскоязычной энциклопедии кино был превращен за безумные деньги в банальный платный онлайн-кинотеатр.
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    322
    Комментариев
    262
    Комментариев
    234
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    86
    Комментариев
    80
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    57
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    53

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!