Быть СМИ или не быть?

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 2584

Понятие «средство массовой информации» традиционно ассоциируется у нас с такими вещами, как телевидение, радио, газеты и журналы. На этом круг, как правило, замыкается. Однако такая узкая интерпретация не совсем верна. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

В свою очередь: массовая информация — это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. То есть основой является, прежде всего, сама информация ее вид и периодичность, а не форма подачи (по телевизору или на газетной бумаге). Никто, я думаю, не будет отрицать, что в настоящее время основным местом получения, предоставления и обмена информацией (особенно в крупных городах), является, прежде всего, Интернет, а затем уже остальные источники. Традиционные СМИ (прежде всего, печатная пресса) переживают сейчас не лучшие времена. В то время как аудитория всемирной паутины динамично и уверенно растет, набирая обороты.

Понимают это не только граждане и предприниматели, но и чиновники и законодатели, которые в последнее время все чаще и чаще обращают в сторону Сети свои взоры. Интернет-сфера с правовой точки зрения пока неурегулированная, а во многом и не контролируемая, поэтому предпринимаемые законодателями попытки хотя бы частично взять всемирную паутину под контроль и слегка навести порядок, с одной стороны, вполне, конечно, понятны, с другой, — главное, чтобы не получилось как всегда.

На так давно интернет-сообщество буквально взорвала новость о предложении некоторых сенаторов внести в Закон «О средствах массовой информации» изменения, обязывающие интернет-сайты проходить обязательную регистрацию в качестве средств массовой информации, в случае если посещаемость таких сайтов превышает 1000 человек в день. Не могу не процитировать обошедшее всю Сеть высказывание по этому поводу, выражающее практически общественное мнение пользователей и владельцев интернет-сайтов: «Если мне в почтовый ящик валится 1000 писем спама в сутки, должен ли я зарегистрироваться как почтовое отделение?».

Инициатива об обязательной регистрации интернет-сайтов в качестве средств массовой информации так и не нашла пока своего нормотворческого воплощения. И в настоящее время регистрация интернет-сайтов как СМИ носит исключительно добровольный характер. По сути, владелец любого интернет-ресурса вправе обратиться в соответствующий орган с документами о регистрации его сайта как СМИ. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Государственная пошлина составляет 3 000 рублей, ну и, конечно, необходимо предоставить предусмотренный законодательством комплект документов.

Что на самом деле дает регистрация интернет-сайта как средства массовой информации, кроме красивого Свидетельства, некого легитимного статуса и солидности?

Во-первых, это, конечно, право на получение информации. Согласно ст.39 Закона «О средствах массовой информации», «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции». Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (ст. 40 Закона).

Во-вторых, это, безусловно, особый установленный законодательством правовой статус средств массовой информации — некий правовой иммунитет и установленные законом гарантии независимости СМИ. В соответствии с Законом «О СМИ»: «Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов — не допускается». Во многих случаях, за такое воспрепятствование установлена уголовная ответственность. Конечно, мы понимаем, что норма не всегда имеет в нашей российской действительности прямое действие и находит реальное воплощение, но от «самодурства» многих «мелких» чиновников, я думаю, она все-таки может помочь и защитить.

В-третьих, зарегистрировав свой ресурс (портал) как СМИ, сами в свою очередь, вы всегда имеете право официально отказать в раскрытии источников и (или авторов) сведений на нем опубликованных. Так в Законе о СМИ прямо предусмотрено, что «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом». Таким образом, на любое к вам обращение (кроме судебного определения), относительно опубликованной на сайте информации, вы всегда с легкостью можете ответить, что «сведения предоставлены на условиях анонимности».

В-четвертых, — это аккредитации. Если вам нужна свежая, актуальная информация обо всем на свете, имея зарегистрированное СМИ, вы всегда сможете подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию себя или журналистов редакции. После прохождения аккредитации, вы будете иметь право присутствовать на заседаниях, совещаниях, круглых столах, дискуссиях и иных мероприятиях, проводящихся в иных различных учреждениях.

Не смотря на то, что в настоящее время такая процедура как регистрация своего интернет-ресурса в качества средства массовой информации не является обычной практикой владельцев сайтов, а, скорее, представляется чем-то особенным, пугающим своей неопределенностью и убежденностью в крайне сложном прохождении этой процедуры, я бы все-таки советовала задуматься о такой возможности многим, прежде всего, информационным ресурсам. Возможно, не такой уж на самом деле сложный процесс, сможет вам в будущем помочь избежать многих неприятностей и принести реальную пользу.


Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    SEOnews и Serpstat запускают конкурс для интернет-маркетологов
    Marina Lagutina
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Marina Lagutina - Добрый день! Видимо я из тех, кто пытается последней вскочить в уходящий поезд. Ночью написала статью на тему "обзор инструментов контент-маркетинга". Своего блога нет. Отправила вам не мейл. Я еще могу у вас разместиться или искать, кто возьмет статью к себе в блог?
    «Я оптимизировал сайт, а он не в ТОП! Что делать?»
    Павел Горбунов
    8
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Павел Горбунов - Как можно в инструменте tools.pixelplus.ru/tools/text-natural сравнить текст со страницы конкурента и со своей страницы? Я вижу возможность только для проверки одного урла.
    Монетизация сайта. Как, когда, сколько?
    Гость2
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость2 - Руслан! Спасибо за ваш сервис и за данную статью в частности! С апреля являюсь вашим пользователем - очень доволен как сервисом, так и уровнем заработка! Еще раз спасибо, удачи вашему проекту!
    Влияние HTTPS на ранжирование региональных поддоменов в Яндексе
    Екатерина Иванова
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Екатерина Иванова - Посмотрите на сколько упал трафик и на сколько потом вырос:упал на 10-20% на 1 месяц, а вырос в итоге в 5 раз. Одним мартовским трафиком всё падение перекрыли. Или можно ждать Яндекс неопределённое количество времени со стартовым уровнем трафика. Упущенные возможности и всё-такое.
    Мир глазами поисковых систем
    Александр Рунов
    7
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Рунов - Какой регион, если не секрет? В Мск, в ряде ВК тематик (в тех же "окнах" или "колесах"), без работы с внешними факторами по ВЧ запросам в ТОП не выплывешь. Хотя в большинстве направлений вполне реально.
    7 причин не работать на биржах копирайтинга
    Dasha Shkaruba
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dasha Shkaruba - Спасибо за мнение! Кстати, на бирже главреда прием анкет закрыт
    Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
    День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
    Анна Макарова
    308
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Ура )
    Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
    Alex Wise
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Alex Wise - Спасибо, Женя, за рекомендацию! :) Андрей, чтобы понять, какой программой пользоваться, нужно сделать несколько вещей: 1. Попробовать обе: у нас в Netpeak Spider бесплатный триал на 14 дней с полным функционало; у SFSS до 500 URL всегда бесплатно, но с ограниченным функционалом. 2. Понять свой стиль работы – если вы любите полный контроль и из-за этого более высокую скорость пробивки, тогда выбирайте Netpeak Spider. Если для вас не так важна скорость и количество пробитых URL, то можно остановиться на SFSS. 3. Определиться с нужными функциями: их в обоих программах очень много и как в Netpeak Spider есть уникальные, так и в SFSS есть свои уникальные. Мы всегда ориентируемся на то, чтобы быстро и чётко показать ошибки – для этого у нас вся таблица красится в соответствующие цвета. Думайте!) И, если что, обращайтесь с вопросами – мы будем рады помочь!)
    Конкурс: угадайте пятерку лидеров рейтинга «SEO глазами клиентов 2017»
    Оля
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Оля - 1 Ingate 2 Wezom 3 Bynjg vtlbf 4 seo energy 5 директ лайн
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    308
    Комментариев
    262
    Комментариев
    224
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    80
    Комментариев
    77
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    53
    Комментариев
    52
    Комментариев
    46

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!