Быть СМИ или не быть?

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 2771

Понятие «средство массовой информации» традиционно ассоциируется у нас с такими вещами, как телевидение, радио, газеты и журналы. На этом круг, как правило, замыкается. Однако такая узкая интерпретация не совсем верна. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

В свою очередь: массовая информация — это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. То есть основой является, прежде всего, сама информация ее вид и периодичность, а не форма подачи (по телевизору или на газетной бумаге). Никто, я думаю, не будет отрицать, что в настоящее время основным местом получения, предоставления и обмена информацией (особенно в крупных городах), является, прежде всего, Интернет, а затем уже остальные источники. Традиционные СМИ (прежде всего, печатная пресса) переживают сейчас не лучшие времена. В то время как аудитория всемирной паутины динамично и уверенно растет, набирая обороты.

Понимают это не только граждане и предприниматели, но и чиновники и законодатели, которые в последнее время все чаще и чаще обращают в сторону Сети свои взоры. Интернет-сфера с правовой точки зрения пока неурегулированная, а во многом и не контролируемая, поэтому предпринимаемые законодателями попытки хотя бы частично взять всемирную паутину под контроль и слегка навести порядок, с одной стороны, вполне, конечно, понятны, с другой, — главное, чтобы не получилось как всегда.

На так давно интернет-сообщество буквально взорвала новость о предложении некоторых сенаторов внести в Закон «О средствах массовой информации» изменения, обязывающие интернет-сайты проходить обязательную регистрацию в качестве средств массовой информации, в случае если посещаемость таких сайтов превышает 1000 человек в день. Не могу не процитировать обошедшее всю Сеть высказывание по этому поводу, выражающее практически общественное мнение пользователей и владельцев интернет-сайтов: «Если мне в почтовый ящик валится 1000 писем спама в сутки, должен ли я зарегистрироваться как почтовое отделение?».

Инициатива об обязательной регистрации интернет-сайтов в качестве средств массовой информации так и не нашла пока своего нормотворческого воплощения. И в настоящее время регистрация интернет-сайтов как СМИ носит исключительно добровольный характер. По сути, владелец любого интернет-ресурса вправе обратиться в соответствующий орган с документами о регистрации его сайта как СМИ. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Государственная пошлина составляет 3 000 рублей, ну и, конечно, необходимо предоставить предусмотренный законодательством комплект документов.

Что на самом деле дает регистрация интернет-сайта как средства массовой информации, кроме красивого Свидетельства, некого легитимного статуса и солидности?

Во-первых, это, конечно, право на получение информации. Согласно ст.39 Закона «О средствах массовой информации», «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции». Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (ст. 40 Закона).

Во-вторых, это, безусловно, особый установленный законодательством правовой статус средств массовой информации — некий правовой иммунитет и установленные законом гарантии независимости СМИ. В соответствии с Законом «О СМИ»: «Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов — не допускается». Во многих случаях, за такое воспрепятствование установлена уголовная ответственность. Конечно, мы понимаем, что норма не всегда имеет в нашей российской действительности прямое действие и находит реальное воплощение, но от «самодурства» многих «мелких» чиновников, я думаю, она все-таки может помочь и защитить.

В-третьих, зарегистрировав свой ресурс (портал) как СМИ, сами в свою очередь, вы всегда имеете право официально отказать в раскрытии источников и (или авторов) сведений на нем опубликованных. Так в Законе о СМИ прямо предусмотрено, что «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом». Таким образом, на любое к вам обращение (кроме судебного определения), относительно опубликованной на сайте информации, вы всегда с легкостью можете ответить, что «сведения предоставлены на условиях анонимности».

В-четвертых, — это аккредитации. Если вам нужна свежая, актуальная информация обо всем на свете, имея зарегистрированное СМИ, вы всегда сможете подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию себя или журналистов редакции. После прохождения аккредитации, вы будете иметь право присутствовать на заседаниях, совещаниях, круглых столах, дискуссиях и иных мероприятиях, проводящихся в иных различных учреждениях.

Не смотря на то, что в настоящее время такая процедура как регистрация своего интернет-ресурса в качества средства массовой информации не является обычной практикой владельцев сайтов, а, скорее, представляется чем-то особенным, пугающим своей неопределенностью и убежденностью в крайне сложном прохождении этой процедуры, я бы все-таки советовала задуматься о такой возможности многим, прежде всего, информационным ресурсам. Возможно, не такой уж на самом деле сложный процесс, сможет вам в будущем помочь избежать многих неприятностей и принести реальную пользу.


Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
    Иван
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван - 1) IT-Agency 2) Пиксели 3) 1ps 4) Ингейт 5) Нетпики
    «Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
    17
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Скрины Метрики показывать не буду, но мы (sima-land.ru - 1,5 млн. стр. в поиске Яндекс) в сентябре загремели под ББ, в разгар сезона и вышли из-под фильтра, спустя 50 дней, удалив все тексты с сайта: категории + карточки товаров (описание). Трафик с Google только вырос. Тексты возвращать собираемся, но процесс будет длительный, тексты будем теперь писать исключительно полезные, т.к. было больно :-))
    Второе дыхание ссылочного продвижения
    Автопилот
    14
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Автопилот - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
    Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
    Иван Стороженко
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
    Западные специалисты выяснили, как повысить позиции ресурса в выдаче Google
    Максим Мирошник
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Максим Мирошник -
    «Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
    Александр Алаев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
    Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
    Dmitro Grunt
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dmitro Grunt - Кстати, у проектов которые продвигает Нетпик все тайтлы не более 65 символов? Или вы надеетесь что кто то послушает советов и отдаст вам часть трафика? :-)
    Сердитый маркетолог: как вы сами хороните свой сайт, или 16 принципов, которые нужно усвоить заказчикам SEO
    Анна Макарова
    313
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Artem Sergeev, ваш комментарий удален за агрессивный настрой и безосновательные обвинения. Держите себя в руках!
    7 причин не работать на биржах копирайтинга
    Dasha Shkaruba
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dasha Shkaruba - Спасибо за мнение! Кстати, на бирже главреда прием анкет закрыт
    Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    313
    Комментариев
    262
    Комментариев
    229
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    80
    Комментариев
    77
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    52
    Комментариев
    49

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!