Чек-лист: что мешает вашему сайту выйти в топ

Самостоятельно продвигать сайт – непростая задача. Существует множество подводных камней, незнание которых приводит к ошибкам и негативно влияет на результаты. Екатерина Хиндикайнен, CPO Rookee, рассказала о самых распространенных трудностях, с которыми можно столкнуться при проведении SEO-кампании.

Технические ошибки

Неиндексируемые страницы

Поисковики игнорируют ваш сайт по разным причинам, и самые частые из них – ошибки, допущенные вами при настройке сайта и файлов, важных для индексации.

1. robots.txt

Этот файл помогает поисковым ботам получать информацию о ресурсе. С его помощью можно задавать параметры индексации, в том числе подсказать поисковикам, где искать карту ресурса, какие страницы надо индексировать и какие ни в коем случае не стоит. Robots.txt нужно поместить в корневой каталог сайта. Его отсутствие, некорректность заполнения или расположения – гарант серьезных проблем с индексацией.

2. sitemap.xml

Карта сайта представляет собой перечень ссылок на все страницы ресурса. Она может быть оформлена как в виде страницы на сайте, доступной и для пользователей, и для ботов, так и в виде специального файла только для поисковых алгоритмов.

Поисковики не смогут как следует просканировать сайт, если не найдут его карту. Новые страницы не появятся в выдаче, если вы не обновили sitemap после их добавления. Скрывать удаленные страницы тегами тоже не стоит, потому что карта сайта должна рассказывать только об актуальном контенте.

3. Некорректная переадресация и «битые» ссылки

«Битые» ссылки возникают, если ресурс переехал на другой URL-адрес или если страница была удалена. Они ведут на страницу с ошибкой 404, и в подобных ситуациях должна быть настроена переадресация. К сожалению, иногда о ней забывают или настраивают ее неправильно.

Для того, чтобы переадресация работала корректно и не раздражала пользователей, нужно выполнить несколько простых действий:

  • Найти ссылки на страницы с ошибкой 404 и заменить их на работающие. 
  • Провести настройку переадресации.
  • Поставить 301-й редирект вместо 302-го (это заменит временное перенаправление на постоянное) 
  • На странице с ошибкой 404 реализовать возможность поиска, а также поставить ссылку на главную страницу. 
  • Прописать alt и title для всех картинок, чтобы пользователи с нестабильным интернетом видели текст из них вместо изображений.

Нестабильная работа сайта

Поисковики замечают, если ваш сайт регулярно недоступен. Сбои и низкая скорость работы неизбежно приводят к потере позиций в выдаче.

Есть несколько способов решить эту проблему. Вы можете «покопаться» в настройках хостинга либо вовсе переехать на новый. Если это не помогает, попробуйте проработать шаблон сайта и избавиться от избыточных и бесполезных функций.

Проблемы с юзабилити

Пользователям должно быть удобно пользоваться вашим сайтом. Анализируйте в Google Analytics или Яндекс.Метрике посещаемость, отказы, время, которое пользователи проводят на ресурсе – так вы сможете следить за тем, насколько ваш сайт соответствует ожиданиям пользователей.

Чтобы улучшить поведенческие показатели, нужно повышать скорость загрузки, адаптировать площадку под мобильные ресурсы, снижать показатель отказов на сайте. Отлично помогает перелинковка страниц сайта между собой. Один из вариантов – создание подборок, раздела «Популярное» и др.

Проблемы с контентом

Каннибализация запросов

Не допускайте того, чтобы ваш сайт конкурировал сам с собой. Обычно это происходит, когда вы создаете страницы, которые оптимизированы под одинаковые запросы. В таких случаях поисковик отразит в выдаче только одну из страниц.

Каннибализацию лучше проверять при помощи специализированных SEO-сервисов, поскольку ее бывает сложно обнаружить вручную. Если сервис обнаружил несколько страниц, подходящих под один и тот же ключевик, нужно оставить только одну: собрать всю полезную информацию в одном месте, а с адреса удаленной страницы настроить переадресацию.

Неуникальный и неактуальный контент

Поисковые системы, как и пользователи, ценят тексты, в которых много полезной информации. Желательно всегда проверять публикуемые материалы на уникальность, читабельность и «незаспамленность». Делать это можно с помощью специальных сервисов. Имейте в виду, что на разных платформах показатели могут отличаться, поэтому проводить проверку лучше сразу на нескольких.

Оценить актуальность текста с помощью инструментов не получится, делать это придется самостоятельно. Следите и за тем, чтобы опубликованная ранее информация отражала современную действительность, а не давнее прошлое. Любые изменения в законодательстве, на рынке, в геополитике или других важных областях – причина для обновления контента.

К сожалению, нередко бывает так, что оригинальный контент копируют и размещают на других ресурсах. Это тоже может стать причиной проседания позиций. Не бойтесь требовать удалять украденный контент или жаловаться на него в Яндекс и Google.

Переоптимизация и переспам

Не стоит перебарщивать с ключевыми словами в метатегах и самих текстах. Поисковики это не любят и могут наложить на страницу фильтры.

Чтобы обезопасить самих себя, перепроверяйте тексты через специальные сервисы на спамность, тошноту и следите за позициями страниц в поиске: если они заметно просели, то что-то точно идет не так.

Дубли

Желательно, чтобы сайт не занимался самоцитированием. Отслеживать дубли проще всего в поисковых панелях. Что с ними делать дальше:

  • настроить редиректы; 
  • закрыть от индексации; 
  • прописать rel=»canonical» в теге в html-коде и указать ссылку на актуальную страницу; 
  • для страниц каталога с фильтрами или блога с тегами задать статические URL и написать уникальные тексты и метатеги;
  • для страниц пагинации (иначе говоря, пронумерованных) добавить тег «Страница №».

Главное – следить, чтобы сайт в целом и его главная страница не обзавелись дублями. Именно их пользователи и поисковики заметят в первую очередь. Дубли других страниц пусть и нежелательны, но не так критичны.

Плохой ссылочный профиль

Есть несколько видов некачественных ссылок, и все они способны повлиять на ранжирование.

Неестественные ссылки

Ссылка не должна размещаться только для поискового алгоритма – она должна быть удобной для пользователя. Размещенные в странных местах ссылки, ссылки, которые сливаются с фоном, будут замечены ботом и восприняты не так, как вы бы того хотели.

Ссылки с некачественных сайтов-доноров

Качество сайта можно оценить, опираясь на показатели ИКС (индекс качества сайта) Яндекса и уровень доверия поисковых систем, который называют Trust.

Спамность ресурса выражается в количестве исходящих ссылок и соотношении исходящих и входящих.

Для качественного и глубинного анализа пользуйтесь SEO-сервисами. Проверять лучше сразу на нескольких, потому что данные могут разниться.

Ссылки от доноров с неподходящей вам тематикой

Сам сайт необязательно должен полностью соответствовать вашей нише. Главное, чтобы тема страницы, на которой вы собираетесь разместить свою ссылку, коррелировала с вашей. Иначе это будет выглядеть странно и неуместно.

Прямые вхождения в гиперссылках

Поисковые системы не любят откровенно коммерческие спамные ссылки, поэтому старайтесь вставлять гиперссылки в разбавочных вхождениях.

Резкий прирост количества ссылок

Даже если ссылки качественные, скачок в их количестве может быть расценен поисковиками как искусственное продвижение и манипуляция. Ресурс будет понижен в выдаче. Эффективнее и безопаснее наращивать объем с той же скоростью, что и подобные вашему сайты: ориентируйтесь на количество страниц, возраст домена и тематику.

Работа со ссылочной массой

  1. Договаривайтесь о размещении с сайтами, у которых сопоставимые показатели по размеру, дате создания, качеству. 
  2. Избегайте соседства ссылок и слов, потенциально указывающих на платное продвижение («реклама», «спонсор» и прочие). 
  3. Подняться в топ помогут НЧ-запросы, то есть низкочастотные. Продвигайте именно их. 
  4. Следите за разнообразием: ссылки должны вести на разные страницы вашего сайта, а не на одну; ссылки, которые вы используете, не должны быть одинаковыми, используйте разные виды и размещайте их в разных частях страниц.

Несоответствие EEAT

EEAT – это критерии, на основании которых Google делает вывод о качестве сайтов. Аналогичная система у Яндекса называется Proxima. Экспертность, опыт, авторитетность и доверенность – это и есть EEAT (expertise, experience authoritativeness, trustworthiness)

С помощью EEAT и Proxima оценивают все сайты, но особенно внимательно рассматриваются ресурсы по ряду важных тематик, связанных с благополучием человека. Они способны оказать влияние на финансы или жизнь людей, и поисковик Google даже ввел для них специальное название: YMYL (Your Money or Your Life). Яндекс также дотошно проверяет сайты серьезных тематик, хотя специального термина для них у поисковика нет.

Наиболее строгому контролю подвергаются сайты, которые касаются медицины (и всего о здоровье), финансов, недвижимости и электронной торговли. Чуть менее требовательно поисковики относятся к ресурсам о юриспруденции, науке, новостным порталам и пр.

В руководстве пользователя Google обратил внимание на то, что EEAT используется не только для оценки сайтов из категории YMYL, но и всех остальных, если они потенциально могут причинить вред пользователю.

Оптимизация под EEAT

1. Покажите, что над контентом работала профессиональная экспертная команда с обширным опытом.

Подтвердить такой статус помогут сертификаты, награды, документы о присуждении премий и пр. Если ваши коллеги аккредитованы тем или иным государственным органом или популярным в вашей отрасли сервисом, разместите доказательства. Сюда же добавьте логотипы ваших партнеров, информацию о ваших клиентах и ссылки на статьи и выступления экспертов компании.

2. Покажите авторитетность

Здесь вам пригодится высокий рейтинг компании на онлайн-картах, ссылки на ваш сайт с более крупных и трастовых ресурсов, а также отзывы ваших клиентов. Сотрудники также могут внести свой вклад: ведение блогов, написание статей или книг, участие в мероприятиях отрасли докажут системе, что вы не просто так занимаете свою нишу.

3. Докажите, что вы достойны доверия.

Для начала для защиты и подтверждения подлинности сайта получите SSL-сертификат. Как проверить, есть ли он у вас? Укажите в адресной строке URL через https, и если сайт открылся, то с сертификатом все в порядке. Если же нет, то SSL отсутствует или настроен некорректно.

Также разместите емкие данные о компании и ее деятельности: все юридические сведения, контакты и, конечно, информация о ваших продуктах.

Запустение сайта

Отсутствие обновлений

Активно обновляйте контент на сайте, создавайте новые материалы, дополняйте и актуализируйте старые (начните с тех, которые в текущем виде почти не привлекают посетителей). Поисковые системы негативно реагируют на отсутствие свежих текстов и тишину в комментариях.

Требования поисковиков изменились, а сайт нет

Правила Яндекса и Google постоянно подвергаются изменениям. Поисковики уточняют параметры старых фильтров и создают новые, дни показатели теряют свою актуальность, но другие приходят на их место. «Держите руку на пульсе», и поисковики оценят ваш сайт по достоинству.

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)