×
Россия +7 (495) 139-20-33

Эволюция персонализированного поиска

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
3 17183
Подпишитесь на нас в Telegram

Персонализация поисковой выдачи — безусловный тренд года. Google давно экспериментировал с разными способами индивидуализировать выдачу, что в итоге вылилось в функцию Search Plus Your World — микс из стандартных поисковых результатов, ответов из социальной сети Google+ и картинок. В декабре Яндекс также представил свое видение персонализированной поисковой выдачи — алгоритм «Калининград». Как эволюционирует персонализированный поиск, какие факторы учитывают поисковики, как относятся к нововведениям пользователи — все это мы рассмотрим подробнее в данной статье.

Географическое местоположение

Поисковики уже давно используют географическое местоположение пользователя, чтобы дать ему наиболее релевантные ответы. Однако благодаря активному развитию мобильного интернета и геолокационным сервисам пользователю предлагаются поисковые результаты не только на уровне страны, но и на уровне конкретного города. Например, при запросе «Starbucks», введенному при нахождении пользователя дома и в офисе, Google может предложить ему разные адреса заведений, выбрав именно те, что ближе к пользователю в данный момент.

Социальный компонент

Язык, географическое положение пользователя на протяжении долгого времени были основными параметрами персонализации поисковых результатов. До сих пор эти факторы были решающими, и постоянно совершенствовались. Однако введение функции Search Plus Your World добавило в формулу персонализации новую переменную — социальные сети.

Интеграция социальных элементов в поисковую выдачу уже никого не удивляет. В большинстве случаев это вполне уместно — благодаря социальной составляющей поиск отражает, как мы получаем и обрабатываем полезную для нас информацию, насколько для нас важно мнение знакомых нам людей, их советы и рекомендации.

Поисковая история

Запуск «Калининграда» ознаменовал новый шаг в развитии персонализированного поиска — выдача теперь строится на основании поисковой истории пользователя, что делает ее по-настоящему уникальной. Примеры факторов, которые может учитывать поисковая система:

  • предыдущие запросы пользователя,
  • взаимодействие с SERP,
  • поведение на странице,
  • показатель отказов,
  • закладки и т.д.

В случае с Яндексом алгоритм принимает во внимание несколько факторов при формировании персонализированных поисковых результатов. Чем выше поисковая активность пользователя, тем индивидуальнее будет выдача. В приведенном ниже примере видно, что как по одному и тому же запросу меняются поисковые результаты в зависимости от предыдущей поисковой активности пользователя. Если же у Яндекса недостаточно такой информации, персонализация не включается.

Персонализация, построенная на поисковом поведении пользователя, — итеративный процесс, т.к. как только измениться поисковая модель пользователя, это отразится на результатах выдачи. Например, недавняя поисковая история имеет больший вес, чем годичной давности.

Персонализация. Версия 2012

Если собрать все факторы воедино, то идеальная формула персонализации на сегодняшний день будет выглядеть так:

  1. Если пользователь залогинен, система определяет его профиль еще до того, как он начинает набирать запрос
  2. Когда пользователь печатает запрос, система выстраивает поисковую выдачу не только согласно формуле, но и с учетом следующих параметров:
    • местонахождение пользователя,
    • язык,
    • тип устройства,
    • предыдущие запросы,
    • поведение в SERP,
    • показатель отказов, время на сайте,
    • социальные связи,
    • социальная активность.

И многое другое.

Что нужно пользователю?

Нужна ли пользователям персонализированная выдача? И да и нет. С одной стороны, веб — это огромное пространство, которое необходимо фильтровать и подгонять под собственные интересы, но с другой, чрезмерная персонализация поисковых результатов серьезно ограничивает возможности пользователя, загоняя его в рамки предыдущих запросов и социального поведения.

К примеру, введение Google функции Search Plus Your World, не вызвало восторгов у публики: исследование Pew Research Center показало, что 65% пользователей не нравится персонализированная выдача.

Как показали тестирования Яндекса, пользователи положительно оценивают лишь определенную степень персонализации. Если предложить им полностью персонализированную выдачу, они могут счесть ее менее релевантной. Сейчас персонализация Яндекса работает для 75-80% поисковых запросов при условии, что пользователь имеет достаточную «поисковую историю». Кстати, как отмечают SEO-специалисты, персонализация поиска в основном работает для неоднозначных информационных запросов.

Будущее: поисковик уже знает, что вы хотите

В каком-то смысле, будущее уже здесь. В бета-версиях запускаются продукты и сервисы, которые четко показывают, в каком направлении мы движемся. Например, сервис Google Now — прекрасный пример возможностей дальнейшего развития Google. На основании GPS-данных пользователя, календаря, перемещений, истории поиска и т.д. приложение автоматически предоставляет пользователю «карточки» с релевантной на текущий момент информацией (даже если вы намеренно ее не искали). Например, пользователю может быть предложен прогноз погоды еще до того, как он проснется, информация о дорожных пробках (т.к. система уже знает привычный маршрут), когда прибудет следующий поезд (если пользователь находится в метро), текущий счет, с которым играет любимая команда. Все это происходит автоматически. Идея такова, что приложение будет как бы на шаг впереди пользователя, заранее понимая, какая информация ему нужна в данный момент.

Такой сервис позволяет радикально изменить существующую парадигму поиска как инструмента, где пользователь активно ищет информацию. Возможность Google использовать информацию из своих сервисов (календарь, Gmail, карты и т.д.) — дает сервису не только понимание пользователя, но и контекстное понимание того, что ему сейчас нужно.

Заключение

Поисковики уже четко обозначили путь, по которому они дальше будут идти и развиваться — персонализация выдачи, один из лучших способов дать каждому пользователю ответ на его запрос. У каждой компании свой набор факторов — социальных, поведенческих, географических, которые учитываются, и все они стремятся создать ту идеальную формулу, которая ответит на вопрос пользователя наилучшим образом.

Что ждет нас в будущем? По всей видимости, поиск, который настолько хорошо нас изучит, что будет отвечать на наши вопросы еще до того, как они будут заданы. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, а как будет развиваться технология дальше, нам остается пока только предполагать.


Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Алексей
    больше года назад
    Т. е. машина решает за меня что я хочу найти, конечно с быстродействием поисковика человеку не тягаться, но искусственный интеллект это творение рук человека
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад

    Типичное сеошное недовольство.) Яндекс нам не обязан и не должен, увы.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Alfred_Y
    больше года назад
    мне кажется, персонализация вполне может иметь право на существование, но, во-первых, обязана быть отключена по умолчанию, во-вторых, опция переключения должна перекочевать на главную страницу (и бросаться в глаза), а не как в яндексе - запрятана глубоко в настройках.
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
388
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Интересно, из каких именно слов Михаила, вы сделали такой вывод?
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
Контекстная реклама, таргет и SEO вошли в топ-3 каналов продвижения бизнеса в 2023 году
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Например, так {censored} - продвижение карточки в органике Google :) Также в Яндекс.Директ есть направление контекста для маркетплейсов.
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
388
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!