Многофункциональная SEO-платформа
для профессионалов
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Эволюция персонализированного поиска

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
3 13231

Персонализация поисковой выдачи — безусловный тренд года. Google давно экспериментировал с разными способами индивидуализировать выдачу, что в итоге вылилось в функцию Search Plus Your World — микс из стандартных поисковых результатов, ответов из социальной сети Google+ и картинок. В декабре Яндекс также представил свое видение персонализированной поисковой выдачи — алгоритм «Калининград». Как эволюционирует персонализированный поиск, какие факторы учитывают поисковики, как относятся к нововведениям пользователи — все это мы рассмотрим подробнее в данной статье.

Географическое местоположение

Поисковики уже давно используют географическое местоположение пользователя, чтобы дать ему наиболее релевантные ответы. Однако благодаря активному развитию мобильного интернета и геолокационным сервисам пользователю предлагаются поисковые результаты не только на уровне страны, но и на уровне конкретного города. Например, при запросе «Starbucks», введенному при нахождении пользователя дома и в офисе, Google может предложить ему разные адреса заведений, выбрав именно те, что ближе к пользователю в данный момент.

Социальный компонент

Язык, географическое положение пользователя на протяжении долгого времени были основными параметрами персонализации поисковых результатов. До сих пор эти факторы были решающими, и постоянно совершенствовались. Однако введение функции Search Plus Your World добавило в формулу персонализации новую переменную — социальные сети.

Интеграция социальных элементов в поисковую выдачу уже никого не удивляет. В большинстве случаев это вполне уместно — благодаря социальной составляющей поиск отражает, как мы получаем и обрабатываем полезную для нас информацию, насколько для нас важно мнение знакомых нам людей, их советы и рекомендации.

Поисковая история

Запуск «Калининграда» ознаменовал новый шаг в развитии персонализированного поиска — выдача теперь строится на основании поисковой истории пользователя, что делает ее по-настоящему уникальной. Примеры факторов, которые может учитывать поисковая система:

  • предыдущие запросы пользователя,
  • взаимодействие с SERP,
  • поведение на странице,
  • показатель отказов,
  • закладки и т.д.

В случае с Яндексом алгоритм принимает во внимание несколько факторов при формировании персонализированных поисковых результатов. Чем выше поисковая активность пользователя, тем индивидуальнее будет выдача. В приведенном ниже примере видно, что как по одному и тому же запросу меняются поисковые результаты в зависимости от предыдущей поисковой активности пользователя. Если же у Яндекса недостаточно такой информации, персонализация не включается.

Персонализация, построенная на поисковом поведении пользователя, — итеративный процесс, т.к. как только измениться поисковая модель пользователя, это отразится на результатах выдачи. Например, недавняя поисковая история имеет больший вес, чем годичной давности.

Персонализация. Версия 2012

Если собрать все факторы воедино, то идеальная формула персонализации на сегодняшний день будет выглядеть так:

  1. Если пользователь залогинен, система определяет его профиль еще до того, как он начинает набирать запрос
  2. Когда пользователь печатает запрос, система выстраивает поисковую выдачу не только согласно формуле, но и с учетом следующих параметров:
    • местонахождение пользователя,
    • язык,
    • тип устройства,
    • предыдущие запросы,
    • поведение в SERP,
    • показатель отказов, время на сайте,
    • социальные связи,
    • социальная активность.

И многое другое.

Что нужно пользователю?

Нужна ли пользователям персонализированная выдача? И да и нет. С одной стороны, веб — это огромное пространство, которое необходимо фильтровать и подгонять под собственные интересы, но с другой, чрезмерная персонализация поисковых результатов серьезно ограничивает возможности пользователя, загоняя его в рамки предыдущих запросов и социального поведения.

К примеру, введение Google функции Search Plus Your World, не вызвало восторгов у публики: исследование Pew Research Center показало, что 65% пользователей не нравится персонализированная выдача.

Как показали тестирования Яндекса, пользователи положительно оценивают лишь определенную степень персонализации. Если предложить им полностью персонализированную выдачу, они могут счесть ее менее релевантной. Сейчас персонализация Яндекса работает для 75-80% поисковых запросов при условии, что пользователь имеет достаточную «поисковую историю». Кстати, как отмечают SEO-специалисты, персонализация поиска в основном работает для неоднозначных информационных запросов.

Будущее: поисковик уже знает, что вы хотите

В каком-то смысле, будущее уже здесь. В бета-версиях запускаются продукты и сервисы, которые четко показывают, в каком направлении мы движемся. Например, сервис Google Now — прекрасный пример возможностей дальнейшего развития Google. На основании GPS-данных пользователя, календаря, перемещений, истории поиска и т.д. приложение автоматически предоставляет пользователю «карточки» с релевантной на текущий момент информацией (даже если вы намеренно ее не искали). Например, пользователю может быть предложен прогноз погоды еще до того, как он проснется, информация о дорожных пробках (т.к. система уже знает привычный маршрут), когда прибудет следующий поезд (если пользователь находится в метро), текущий счет, с которым играет любимая команда. Все это происходит автоматически. Идея такова, что приложение будет как бы на шаг впереди пользователя, заранее понимая, какая информация ему нужна в данный момент.

Такой сервис позволяет радикально изменить существующую парадигму поиска как инструмента, где пользователь активно ищет информацию. Возможность Google использовать информацию из своих сервисов (календарь, Gmail, карты и т.д.) — дает сервису не только понимание пользователя, но и контекстное понимание того, что ему сейчас нужно.

Заключение

Поисковики уже четко обозначили путь, по которому они дальше будут идти и развиваться — персонализация выдачи, один из лучших способов дать каждому пользователю ответ на его запрос. У каждой компании свой набор факторов — социальных, поведенческих, географических, которые учитываются, и все они стремятся создать ту идеальную формулу, которая ответит на вопрос пользователя наилучшим образом.

Что ждет нас в будущем? По всей видимости, поиск, который настолько хорошо нас изучит, что будет отвечать на наши вопросы еще до того, как они будут заданы. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, а как будет развиваться технология дальше, нам остается пока только предполагать.


Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
  • Алексей
    больше года назад
    Т. е. машина решает за меня что я хочу найти, конечно с быстродействием поисковика человеку не тягаться, но искусственный интеллект это творение рук человека
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад

    Типичное сеошное недовольство.) Яндекс нам не обязан и не должен, увы.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Alfred_Y
    больше года назад
    мне кажется, персонализация вполне может иметь право на существование, но, во-первых, обязана быть отключена по умолчанию, во-вторых, опция переключения должна перекочевать на главную страницу (и бросаться в глаза), а не как в яндексе - запрятана глубоко в настройках.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как построить качественную ссылочную массу сайта
Айрат Рахимзянов
38
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Айрат Рахимзянов - Спасибо Кирилл. Сейчас восстановилась работа сервиса: take.ms/ttXrw
Анализ ссылок: сравнение многофункциональных платформ по размеру их баз
Андрей Ольшевский - Очень неточная статистика, объясню почему. Довольно часто делаю анализ сайтов на качество и объём ссылочной массы. Всегда делаю выгрузку из трех источников – Вебмастера Яндекса, сервиса Мегаиндекс, сервиса Линкпад. Потом с помощи алгоритмов и функции Excel отсеиваются много дублей, битых ссылок, несуществующих урл и тп. Как показала практика, вебмастера Яндекса вполне достаточно, там вся информация и она самая актуальная, в других сервисах куча мусора, а нового, чтоб было найдено и проиндексировано ПС - очень мало. Поэтому мирятся количеством в данном анализе не профессионально.
Как создать интернет-магазин: сколько стоит открытие?
Пришел посмеяться
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Пришел посмеяться - Я просто посмеюсь :D Даже не хочу ничего особо говорить :D Смех, а не статья.
ТОП-10 автоматизированных сервисов контекстной рекламы
Гость - Действительно, очень плохая статья. А у редактора Блондинки видимо слишком много свободного времени.
Кому и зачем нужен маркетплейс от Яндекса
Дарья Калинская
212
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - Максим, спасибо, рада, что статья оказалась полезной )
Конкурс: угадай победителя рейтинга «Известность бренда SEO-компаний»
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Оптимизм Дэмис Кокос Ашманов и Партнеры Раш эдженси
Инструкция по применению: обзор сервиса обратного звонка Callbackhunter
Полина Ковальчук
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Полина Ковальчук - Возможно, но не советую экономить на этом сервисе, функционал то тоже круче, чем у аналогов. Вы создаете сайт для получения денег и чем качественнее Вы выстроите продвижение, тем больше лидов Вы получите!
Тест: Какой ты интернет-маркетолог?
Петр - Мда уж, есть ряд очень и очень субъективных вопросов, например с картинками и ctr или с несколькими вариантами ответа, когда из 5 пунктов надо выбрать 4, что несерьезно. Поэтому, как минимум, к этому тесту нельзя относиться серьезно. Его надо очень серьезно дотягивать, а не вываливать отсебятину.
Чек-лист: SEO для B2B-бизнеса
Антон Зозуля
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Антон Зозуля - Ваша цель вывести страницу, на которой будет только ваш товар (обычно это фильтр бренд/производитель в нужном каталоге) по СЧ запросам в ТОП. Например, вы продаете "велосипеды Елочка". В каталоге дилера велосипеды, вы выбираете Бренд - "Елочка" и должны получить страницу "велосипеды Елочка". Она должна быть на уникальном урл, иметь уникальные метатеги, лучше, чтобы был SEO-текст. После этого ваша задача получить на нее трафик по запросам: идеально: купить велосипед, цена велосипед хуже: велосипед дешево, китайский велосипед еще хуже (меньше трафика и ниже конверсия, но они есть): велосипед + [регион], велосипед + [фильтр другой]. Тут трудно без прямого влияния на содержимое страницы (метатеги и текст). ПС бренд елочка выдуман. :)
Комплексный аудит от А до Я: анализируем интернет-магазин напольных покрытий и межкомнатных дверей
Ivan Kutas
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Ivan Kutas - Иногда сайты выгружают данные из GA в SimilarWeb. В Казахстане некоторые крупные новостники регулярно это делают.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
285
Комментариев
262
Комментариев
212
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
80
Комментариев
71
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
50
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!