×
Россия +7 (495) 139-20-33

Как назвать компанию: юридические требования и проблемные аспекты

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
2 3374

Как говорил капитан Врунгель из знаменитого советского мультфильма: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Это выражение справедливо не только для водного транспорта, но и для будущего бренда. Оригинальное название организации поможет привлечь внимание клиентов и создать нужное представление о фирме у будущих деловых партнеров. Поэтому так важно творчески подходить его к выбору.

Общие требования к фирменному наименованию

В целом российское гражданское законодательство относительно либерально в отношении фирменного наименования компании. В то же время несоблюдение законодательных требований и ограничений влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. 

Далее рассмотрим некоторые проблемные вопросы, возникающие у предпринимателей при выборе названия организации.

Каждая коммерческая организация должна иметь одно полное фирменное наименование на русском языке и вправе иметь одно полное и (или) сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке, содержащее указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (статьи 54, 1473 Гражданского кодекса РФ – далее ГК РФ).

Ограничения на использование официальных наименований государств и их производных

Законом и подзаконными актами строго ограничено использование в названии организации слов «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования. Разрешение на их включение выдается Министерством юстиции РФ. Кроме того, по общему правилу, в указанных целях не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти.

В качестве примера можно вспомнить спор саратовской инспекции ФНС и ООО «Роспромгаз». Налоговики обратились в суд с требованием к ООО «Роспромгаз» об изменении наименования юридического лица в силу того, что у последнего отсутствовало соответствующее разрешение Министерства юстиции РФ. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков и обязали компанию изменить фирменное наименование (дело N А57-17948/2018).

Кроме того, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также их производных (пп. 1 п. 4 статьи 1473 ГК РФ). Иллюстрацию данного запрета можно найти в деле «Налоговая инспекция против ООО “КИПРОСТРОМ”». Проверяющие обратились в суд с требованием изменить название организации, исключив из него слово «Кипр». 

Налоговикам удалось убедить правовую инстанцию в том, что Кипр является официальным сокращенным наименованием государства, содержащимся в Общероссийском классификаторе стран мира, а потому не может фигурировать в названии компании. 

Последней пришлось подчиниться решению судов и исключить из своего наименования название зарубежной страны (дело № А63-466/2019).

Региональные особенности

Существуют свои особенности и в регионах России. Согласно статье 54 ГК РФ, регионы вправе самостоятельно выбрать порядок использования в названиях юридических лиц официального наименования субъектов РФ. Так, в Санкт-Петербурге два года назад был принят Закон «О порядке использования в наименованиях юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург». Он запретил включать в название юрлица «Санкт-Петербург», а также слова и словосочетания, образованные на его основе, без разрешения Правительства Северной столицы. Однако, далеко не все предприниматели были в курсе нововведения. Это повлекло за собой волну отказов в государственной регистрации тем, кто попытался использовать словосочетания «Санкт-Петербург», «Санкт-Петербургский», «СПб» и т.д. В столице аналогичный порядок действует уже несколько лет. Там для использования юридическим лицом в фирменном наименовании словесных символов Москвы необходимо согласование Геральдического совета города. В противном случае компанию ждет отказ в государственной регистрации.

Хэштеги и иные символы в наименовании

До недавнего времени оставался открытым вопрос о законности использования графических символов (цифр, тире, знака амперсанд (&)). Федеральная налоговая служба РФ в письме от 30.12.2015 № ГД-4-14/23321 высказала официальную позицию ведомства: «Использование графических знаков в фирменном наименовании юридического лица не противоречит действующему законодательству». 

Подтверждением сказанному служит тот факт, что в ЕГРЮЛ зарегистрированы организации, фирменное наименование которых содержит различные символы: ООО «Компания 1 1», ООО «Клининговая компания №1», ООО «1:0». Следовательно, при выборе наименования организации следует руководствоваться разъяснениями ФНС РФ. Этим же письмом ФНС РФ был решен вопрос о возможности использования в фирменном наименовании организации хэштега – слова, которому предшествует символ # и превращает его в гиперссылку в социальных сетях.

Поскольку хэштег является графическим знаком, его можно использовать в названии организации. 

Примером тому может послужить, например, зарегистрированное в ЕГРЮЛ ООО «#Чистоягода».

Уникальность фирменного наименования

Еще одним актуальным вопросом при создании организации является необходимость проверки его имени на уникальность. 

Здесь есть принципиальный момент: обязательная проверка фирменного наименования организации на уникальность законом не предусмотрена. Само по себе совпадение с наименованием уже существующего юридического лица не является основанием отказа в государственной регистрации. Однако, если правообладатель, зарегистрировавший свои права в Роспатенте, обнаружит, что кто-то осуществляет аналогичную деятельность под таким же или сходным до степени смешения фирменным наименованием, он вправе обратиться в суд и потребовать от нарушителя:

  • прекратить использование спорного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных осуществляемым правообладателем либо;
  • изменить свое фирменное наименование;
  • в обоих указанных случаях также возместить правообладателю причиненные убытки.

На практике же оказывается, что не все так однозначно. Ярким примером является спор Акционерного общества «Лаборатория Касперского» (зарегистрированного в 1997 году) с Акционерным обществом «Научно-производственное объединение «Лаборатория Касперского» (созданным в 2016 году). Несмотря на очевидную тождественность наименования АО «НПО «Лаборатория Касперского» мировому IT-бренду, суды не стали его защищать, сославшись на иную сферу деятельности, которой занимается ответчик – научные исследования и разработки в области технических и естественных наук (дело № А40-193588/2016). Справедливости ради, описанный кейс является скорее исключением из правила. В подавляющем большинстве аналогичных споров компаниям удается защитить свое имя от умышленного «клонирования» конкурентами.

Резюме

Подводя итог, необходимо еще раз отметить важное значение имени бренда. Оно указывается в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц в процессе государственной регистрации организации. 

Нарушив требования законодательства РФ при выборе названия, организации может быть отказано в государственной регистрации юридического лица. Кроме того, у нее могут потребовать прекратить использовать фирменное наименование, сходного до степени смешения с уже существующим, а также возместить причиненные этим убытки. 

Проверить фирменное наименование на уникальность можно следующими способами:

  • лично обратившись в налоговую инспекцию либо воспользовавшись специальным сервисом на сайте nalog.ru «Проверь себя и контрагента»;
  • воспользовавшись официальными сайтами организаций, оказывающих услуги по подготовке документов для защиты прав на интеллектуальную собственность.
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Юрий Петров
    3
    комментария
    0
    читателей
    Юрий Петров
    6 месяцев назад
    Как назвать компанию - это очень интересная тема. Как вы лодку назовете так она и поплывет. Старая истинна. От названия много зависит однозначно. Сейчас я лично работаю в компании бетон Москва rkbeton.ru  и сразу понятно из самого названия чем занимается наша фирма. Бетонные работы, заливка монолита и так далее. В Москве разумеется. Но иногда и в Подмосковье, но редко.
    Так что надо знать чем будет заниматься та или иная компания и потом уже, исходя из данных, подвирать названи...
    Как назвать компанию - это очень интересная тема. Как вы лодку назовете так она и поплывет. Старая истинна. От названия много зависит однозначно. Сейчас я лично работаю в компании бетон Москва rkbeton.ru  и сразу понятно из самого названия чем занимается наша фирма. Бетонные работы, заливка монолита и так далее. В Москве разумеется. Но иногда и в Подмосковье, но редко.
    Так что надо знать чем будет заниматься та или иная компания и потом уже, исходя из данных, подвирать название или слоган для рекламирования услуг или товара
    -
    0
    +
    Ответить
    • AdAurum 79
      24
      комментария
      0
      читателей
      AdAurum 79
      Юрий Петров
      6 месяцев назад
      Спасибо за комментарий! Солидарны, название —  крайне важно. Это то, на что первым обращают внимание, оно должно быть емким, запоминаться, провоцировать правильные ассоциации. Но фирменное наименование тоже имеет значение, пусть оно и находится как бы в тени, тем не менее, деловые партнеры и клиенты будут с ним знакомиться, а значит оно также должно производить должное впечатление.
      -
      0
      +
      Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как работать с сервисом для блогеров и бизнеса Perfluence
SergZa
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
SergZa - Не знал, что с небольшим количеством подписчиков можно заработать, буду пробовать;)
Алгоритм продвижения сайта через Pinterest
Марк
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Марк - Виктор добрый день, подскажите, как связаться с вами через фэйсбук или ВКонтакте?
Диагностика и снятие ссылочного фильтра «Минусинск» в 2021 году. Кейс
Stanislav Romanenko
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Stanislav Romanenko - Просто чисткой ссылочного можно просадить позиции в гугле, поэтому с бухты-барахты начинать удалять ссылки как-то тоже не хотелось бы. Ну в общем, если попадётся ещё подобный случай - не стесняйтесь выкладывать новый кейс :) Просто видите как мало кейсов по этому поводу, поэтому каждый на вес золота. "с этой бедой также приходится сталкиваться и пока кроме как крутить в обратную сторону ничего лучше не придумали." - на серче один товарищ скрипт антибота своего под это дело заточил searchengines.guru/ru/forum/981615/page39#unread - вроде боты пропадают, но и часть живых людей тоже :)
Как забрать 5 мест в выдаче из 10. Кейс-эксперимент
nikolay.shmichkov
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
nikolay.shmichkov - Отличный результат!
Увеличение трафика новостного сайта в 2 раза с помощью SEO. Кейс
Миферрон Сенокосов
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Миферрон Сенокосов - Конечно же поисковая оптимизация нужна в любом случае и текст статей должен быть уникальным. Что касается раскрутки, то рекомендую использовать крауд маркетинг, это позволит увеличить трафик, улучшить поведенческие факторы и конверсию. Я, например, для этих целей zenlink юзаю, при помощи этого сервиса размещаю ссылки и продвигаю свои сайты.
Локальное SEO, или Как увеличить трафик стоматологии на 700% в небольшом городе
Денис Астахов
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Денис Астахов - В первую очередь стоит работать по конкретному гео. Это размещение ссылок, отзывов и так далее. А в остальное seo ни чем отличаться не будет. Из того что я пробовал, сервис zenlink работает по всему гео России. Можно указать как регион в целом, так и конкретный город.
Как мы увеличили трафик из Яндекса более чем в 3 раза за неделю на сайте клиники. Кейс
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - У большинства сайтов произошел рост в Гугле в декабре и в марте Яндекса. Ваши шаманства тут не причём :)
5 книг от эксперта: Александр Алаев (АлаичЪ и Ко)
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Богатый папа, бедный папа - сборник мифов, которые уже разоблачил все. Все сразу стало понятно про "эксперта". Дальше можно список не смотреть. Прочитать ее конечно можно, если ничего другого нет под рукой, но советовать другим, это уже извините, совсем людей не уважать.
Как поступить в ситуации, когда конкурент рекламируется по вашим брендовым запросам. Кейс
Гость
41
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - поржал с Тинькофф банк и точка)))
Автоматизация сбора данных Core Web Vitals в Google Таблицах на своем сайте и сравнение с конкурентами
Grinvind
22
комментария
0
читателей
Полный профиль
Grinvind - В каком?
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
385
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
114
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
92
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
69
Комментариев
67
Комментариев
62
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!