×
Россия +7 (495) 139-20-33

Как назвать компанию: юридические требования и проблемные аспекты

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
2 23011
Подпишитесь на нас в Telegram

Как говорил капитан Врунгель из знаменитого советского мультфильма: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Это выражение справедливо не только для водного транспорта, но и для будущего бренда. Оригинальное название организации поможет привлечь внимание клиентов и создать нужное представление о фирме у будущих деловых партнеров. Поэтому так важно творчески подходить его к выбору.

Общие требования к фирменному наименованию

В целом российское гражданское законодательство относительно либерально в отношении фирменного наименования компании. В то же время несоблюдение законодательных требований и ограничений влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. 

Далее рассмотрим некоторые проблемные вопросы, возникающие у предпринимателей при выборе названия организации.

Каждая коммерческая организация должна иметь одно полное фирменное наименование на русском языке и вправе иметь одно полное и (или) сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке, содержащее указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (статьи 54, 1473 Гражданского кодекса РФ – далее ГК РФ).

Ограничения на использование официальных наименований государств и их производных

Законом и подзаконными актами строго ограничено использование в названии организации слов «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования. Разрешение на их включение выдается Министерством юстиции РФ. Кроме того, по общему правилу, в указанных целях не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти.

В качестве примера можно вспомнить спор саратовской инспекции ФНС и ООО «Роспромгаз». Налоговики обратились в суд с требованием к ООО «Роспромгаз» об изменении наименования юридического лица в силу того, что у последнего отсутствовало соответствующее разрешение Министерства юстиции РФ. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков и обязали компанию изменить фирменное наименование (дело N А57-17948/2018).

Кроме того, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также их производных (пп. 1 п. 4 статьи 1473 ГК РФ). Иллюстрацию данного запрета можно найти в деле «Налоговая инспекция против ООО “КИПРОСТРОМ”». Проверяющие обратились в суд с требованием изменить название организации, исключив из него слово «Кипр». 

Налоговикам удалось убедить правовую инстанцию в том, что Кипр является официальным сокращенным наименованием государства, содержащимся в Общероссийском классификаторе стран мира, а потому не может фигурировать в названии компании. 

Последней пришлось подчиниться решению судов и исключить из своего наименования название зарубежной страны (дело № А63-466/2019).

Региональные особенности

Существуют свои особенности и в регионах России. Согласно статье 54 ГК РФ, регионы вправе самостоятельно выбрать порядок использования в названиях юридических лиц официального наименования субъектов РФ. Так, в Санкт-Петербурге два года назад был принят Закон «О порядке использования в наименованиях юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург». Он запретил включать в название юрлица «Санкт-Петербург», а также слова и словосочетания, образованные на его основе, без разрешения Правительства Северной столицы. Однако, далеко не все предприниматели были в курсе нововведения. Это повлекло за собой волну отказов в государственной регистрации тем, кто попытался использовать словосочетания «Санкт-Петербург», «Санкт-Петербургский», «СПб» и т.д. В столице аналогичный порядок действует уже несколько лет. Там для использования юридическим лицом в фирменном наименовании словесных символов Москвы необходимо согласование Геральдического совета города. В противном случае компанию ждет отказ в государственной регистрации.

Хэштеги и иные символы в наименовании

До недавнего времени оставался открытым вопрос о законности использования графических символов (цифр, тире, знака амперсанд (&)). Федеральная налоговая служба РФ в письме от 30.12.2015 № ГД-4-14/23321 высказала официальную позицию ведомства: «Использование графических знаков в фирменном наименовании юридического лица не противоречит действующему законодательству». 

Подтверждением сказанному служит тот факт, что в ЕГРЮЛ зарегистрированы организации, фирменное наименование которых содержит различные символы: ООО «Компания 1+1», ООО «Клининговая компания №1», ООО «1:0». Следовательно, при выборе наименования организации следует руководствоваться разъяснениями ФНС РФ. Этим же письмом ФНС РФ был решен вопрос о возможности использования в фирменном наименовании организации хэштега – слова, которому предшествует символ # и превращает его в гиперссылку в социальных сетях.

Поскольку хэштег является графическим знаком, его можно использовать в названии организации. 

Примером тому может послужить, например, зарегистрированное в ЕГРЮЛ ООО «#Чистоягода».

Уникальность фирменного наименования

Еще одним актуальным вопросом при создании организации является необходимость проверки его имени на уникальность. 

Здесь есть принципиальный момент: обязательная проверка фирменного наименования организации на уникальность законом не предусмотрена. Само по себе совпадение с наименованием уже существующего юридического лица не является основанием отказа в государственной регистрации. Однако, если правообладатель, зарегистрировавший свои права в Роспатенте, обнаружит, что кто-то осуществляет аналогичную деятельность под таким же или сходным до степени смешения фирменным наименованием, он вправе обратиться в суд и потребовать от нарушителя:

  • прекратить использование спорного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных осуществляемым правообладателем либо;
  • изменить свое фирменное наименование;
  • в обоих указанных случаях также возместить правообладателю причиненные убытки.

На практике же оказывается, что не все так однозначно. Ярким примером является спор Акционерного общества «Лаборатория Касперского» (зарегистрированного в 1997 году) с Акционерным обществом «Научно-производственное объединение «Лаборатория Касперского» (созданным в 2016 году). Несмотря на очевидную тождественность наименования АО «НПО «Лаборатория Касперского» мировому IT-бренду, суды не стали его защищать, сославшись на иную сферу деятельности, которой занимается ответчик – научные исследования и разработки в области технических и естественных наук (дело № А40-193588/2016). Справедливости ради, описанный кейс является скорее исключением из правила. В подавляющем большинстве аналогичных споров компаниям удается защитить свое имя от умышленного «клонирования» конкурентами.

Резюме

Подводя итог, необходимо еще раз отметить важное значение имени бренда. Оно указывается в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц в процессе государственной регистрации организации. 

Нарушив требования законодательства РФ при выборе названия, организации может быть отказано в государственной регистрации юридического лица. Кроме того, у нее могут потребовать прекратить использовать фирменное наименование, сходного до степени смешения с уже существующим, а также возместить причиненные этим убытки. 

Проверить фирменное наименование на уникальность можно следующими способами:

  • лично обратившись в налоговую инспекцию либо воспользовавшись специальным сервисом на сайте nalog.ru «Проверь себя и контрагента»;
  • воспользовавшись официальными сайтами организаций, оказывающих услуги по подготовке документов для защиты прав на интеллектуальную собственность.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Юрий Петров
    3
    комментария
    0
    читателей
    Юрий Петров
    больше года назад
    Как назвать компанию - это очень интересная тема. Как вы лодку назовете так она и поплывет. Старая истинна. От названия много зависит однозначно. Сейчас я лично работаю в компании бетон Москва rkbeton.ru  и сразу понятно из самого названия чем занимается наша фирма. Бетонные работы, заливка монолита и так далее. В Москве разумеется. Но иногда и в Подмосковье, но редко.
    Так что надо знать чем будет заниматься та или иная компания и потом уже, исходя из данных, подвирать названи...
    Как назвать компанию - это очень интересная тема. Как вы лодку назовете так она и поплывет. Старая истинна. От названия много зависит однозначно. Сейчас я лично работаю в компании бетон Москва rkbeton.ru  и сразу понятно из самого названия чем занимается наша фирма. Бетонные работы, заливка монолита и так далее. В Москве разумеется. Но иногда и в Подмосковье, но редко.
    Так что надо знать чем будет заниматься та или иная компания и потом уже, исходя из данных, подвирать название или слоган для рекламирования услуг или товара
    -
    0
    +
    Ответить
    • AdAurum 79
      24
      комментария
      0
      читателей
      AdAurum 79
      Юрий Петров
      больше года назад
      Спасибо за комментарий! Солидарны, название —  крайне важно. Это то, на что первым обращают внимание, оно должно быть емким, запоминаться, провоцировать правильные ассоциации. Но фирменное наименование тоже имеет значение, пусть оно и находится как бы в тени, тем не менее, деловые партнеры и клиенты будут с ним знакомиться, а значит оно также должно производить должное впечатление.
      -
      0
      +
      Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Контекстная реклама, таргет и SEO вошли в топ-3 каналов продвижения бизнеса в 2023 году
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Например, так {censored} - продвижение карточки в органике Google :) Также в Яндекс.Директ есть направление контекста для маркетплейсов.
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
Как мы увеличили поисковый трафик на 30% с помощью ChatGPT
Светлана Светлана
23
комментария
0
читателей
Полный профиль
Светлана Светлана - Я сама работаю в маркетинге и недавно решила еще дополнительно пройти курсы по интернет маркетингу astobr.com/services/povyshenie-kvalifikatsii/menedzhment-upravlenie/internet-marketing/ , как по мне эти знания которые я получила, очень помогают мне в работе
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 2
dayitrix
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
dayitrix - Ну да, для начала важно хотя бы необходимый минимум работ провести, настроить все как положено. А уже потом в более далекие дебри SEO-оптимизации лезть. А то многие ни с того начинают и потом удивляются, почему результата нет.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
387
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!