×
Россия +7 (495) 139-20-33

Как назвать компанию: юридические требования и проблемные аспекты

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
2 2630

Как говорил капитан Врунгель из знаменитого советского мультфильма: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Это выражение справедливо не только для водного транспорта, но и для будущего бренда. Оригинальное название организации поможет привлечь внимание клиентов и создать нужное представление о фирме у будущих деловых партнеров. Поэтому так важно творчески подходить его к выбору.

Общие требования к фирменному наименованию

В целом российское гражданское законодательство относительно либерально в отношении фирменного наименования компании. В то же время несоблюдение законодательных требований и ограничений влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. 

Далее рассмотрим некоторые проблемные вопросы, возникающие у предпринимателей при выборе названия организации.

Каждая коммерческая организация должна иметь одно полное фирменное наименование на русском языке и вправе иметь одно полное и (или) сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке, содержащее указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (статьи 54, 1473 Гражданского кодекса РФ – далее ГК РФ).

Ограничения на использование официальных наименований государств и их производных

Законом и подзаконными актами строго ограничено использование в названии организации слов «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования. Разрешение на их включение выдается Министерством юстиции РФ. Кроме того, по общему правилу, в указанных целях не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти.

В качестве примера можно вспомнить спор саратовской инспекции ФНС и ООО «Роспромгаз». Налоговики обратились в суд с требованием к ООО «Роспромгаз» об изменении наименования юридического лица в силу того, что у последнего отсутствовало соответствующее разрешение Министерства юстиции РФ. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков и обязали компанию изменить фирменное наименование (дело N А57-17948/2018).

Кроме того, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также их производных (пп. 1 п. 4 статьи 1473 ГК РФ). Иллюстрацию данного запрета можно найти в деле «Налоговая инспекция против ООО “КИПРОСТРОМ”». Проверяющие обратились в суд с требованием изменить название организации, исключив из него слово «Кипр». 

Налоговикам удалось убедить правовую инстанцию в том, что Кипр является официальным сокращенным наименованием государства, содержащимся в Общероссийском классификаторе стран мира, а потому не может фигурировать в названии компании. 

Последней пришлось подчиниться решению судов и исключить из своего наименования название зарубежной страны (дело № А63-466/2019).

Региональные особенности

Существуют свои особенности и в регионах России. Согласно статье 54 ГК РФ, регионы вправе самостоятельно выбрать порядок использования в названиях юридических лиц официального наименования субъектов РФ. Так, в Санкт-Петербурге два года назад был принят Закон «О порядке использования в наименованиях юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург». Он запретил включать в название юрлица «Санкт-Петербург», а также слова и словосочетания, образованные на его основе, без разрешения Правительства Северной столицы. Однако, далеко не все предприниматели были в курсе нововведения. Это повлекло за собой волну отказов в государственной регистрации тем, кто попытался использовать словосочетания «Санкт-Петербург», «Санкт-Петербургский», «СПб» и т.д. В столице аналогичный порядок действует уже несколько лет. Там для использования юридическим лицом в фирменном наименовании словесных символов Москвы необходимо согласование Геральдического совета города. В противном случае компанию ждет отказ в государственной регистрации.

Хэштеги и иные символы в наименовании

До недавнего времени оставался открытым вопрос о законности использования графических символов (цифр, тире, знака амперсанд (&)). Федеральная налоговая служба РФ в письме от 30.12.2015 № ГД-4-14/23321 высказала официальную позицию ведомства: «Использование графических знаков в фирменном наименовании юридического лица не противоречит действующему законодательству». 

Подтверждением сказанному служит тот факт, что в ЕГРЮЛ зарегистрированы организации, фирменное наименование которых содержит различные символы: ООО «Компания 1+1», ООО «Клининговая компания №1», ООО «1:0». Следовательно, при выборе наименования организации следует руководствоваться разъяснениями ФНС РФ. Этим же письмом ФНС РФ был решен вопрос о возможности использования в фирменном наименовании организации хэштега – слова, которому предшествует символ # и превращает его в гиперссылку в социальных сетях.

Поскольку хэштег является графическим знаком, его можно использовать в названии организации. 

Примером тому может послужить, например, зарегистрированное в ЕГРЮЛ ООО «#Чистоягода».

Уникальность фирменного наименования

Еще одним актуальным вопросом при создании организации является необходимость проверки его имени на уникальность. 

Здесь есть принципиальный момент: обязательная проверка фирменного наименования организации на уникальность законом не предусмотрена. Само по себе совпадение с наименованием уже существующего юридического лица не является основанием отказа в государственной регистрации. Однако, если правообладатель, зарегистрировавший свои права в Роспатенте, обнаружит, что кто-то осуществляет аналогичную деятельность под таким же или сходным до степени смешения фирменным наименованием, он вправе обратиться в суд и потребовать от нарушителя:

  • прекратить использование спорного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных осуществляемым правообладателем либо;
  • изменить свое фирменное наименование;
  • в обоих указанных случаях также возместить правообладателю причиненные убытки.

На практике же оказывается, что не все так однозначно. Ярким примером является спор Акционерного общества «Лаборатория Касперского» (зарегистрированного в 1997 году) с Акционерным обществом «Научно-производственное объединение «Лаборатория Касперского» (созданным в 2016 году). Несмотря на очевидную тождественность наименования АО «НПО «Лаборатория Касперского» мировому IT-бренду, суды не стали его защищать, сославшись на иную сферу деятельности, которой занимается ответчик – научные исследования и разработки в области технических и естественных наук (дело № А40-193588/2016). Справедливости ради, описанный кейс является скорее исключением из правила. В подавляющем большинстве аналогичных споров компаниям удается защитить свое имя от умышленного «клонирования» конкурентами.

Резюме

Подводя итог, необходимо еще раз отметить важное значение имени бренда. Оно указывается в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц в процессе государственной регистрации организации. 

Нарушив требования законодательства РФ при выборе названия, организации может быть отказано в государственной регистрации юридического лица. Кроме того, у нее могут потребовать прекратить использовать фирменное наименование, сходного до степени смешения с уже существующим, а также возместить причиненные этим убытки. 

Проверить фирменное наименование на уникальность можно следующими способами:

  • лично обратившись в налоговую инспекцию либо воспользовавшись специальным сервисом на сайте nalog.ru «Проверь себя и контрагента»;
  • воспользовавшись официальными сайтами организаций, оказывающих услуги по подготовке документов для защиты прав на интеллектуальную собственность.

(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Юрий Петров
    2
    комментария
    0
    читателей
    Юрий Петров
    1 месяц назад
    Как назвать компанию - это очень интересная тема. Как вы лодку назовете так она и поплывет. Старая истинна. От названия много зависит однозначно. Сейчас я лично работаю в компании бетон Москва rkbeton.ru  и сразу понятно из самого названия чем занимается наша фирма. Бетонные работы, заливка монолита и так далее. В Москве разумеется. Но иногда и в Подмосковье, но редко.
    Так что надо знать чем будет заниматься та или иная компания и потом уже, исходя из данных, подвирать названи...
    Как назвать компанию - это очень интересная тема. Как вы лодку назовете так она и поплывет. Старая истинна. От названия много зависит однозначно. Сейчас я лично работаю в компании бетон Москва rkbeton.ru  и сразу понятно из самого названия чем занимается наша фирма. Бетонные работы, заливка монолита и так далее. В Москве разумеется. Но иногда и в Подмосковье, но редко.
    Так что надо знать чем будет заниматься та или иная компания и потом уже, исходя из данных, подвирать название или слоган для рекламирования услуг или товара
    -
    0
    +
    Ответить
    • AdAurum 79
      19
      комментариев
      0
      читателей
      AdAurum 79
      Юрий Петров
      1 месяц назад
      Спасибо за комментарий! Солидарны, название —  крайне важно. Это то, на что первым обращают внимание, оно должно быть емким, запоминаться, провоцировать правильные ассоциации. Но фирменное наименование тоже имеет значение, пусть оно и находится как бы в тени, тем не менее, деловые партнеры и клиенты будут с ним знакомиться, а значит оно также должно производить должное впечатление.
      -
      0
      +
      Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
«Юзабилити-лаборатория»: оставляйте заявку на участие!
Анна Макарова
382
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Антон, добрый день! Ваш сайт не попал в основную выборку для юзабилити-анализа, но эксперты постараются сделать по вашему сайту видеоразбор (ю-ревью). Будем держать вас в курсе )
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Выбираем CMS для сайта с точки зрения SEO: базовые требования
SEO.RU
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
SEO.RU - Спасибо за замечание, действительно была допущена неточность - возможно информация была не так давно обновилась. Данные в статье поправим на актуальные.
Digital-marketing: как выжить в кризис. Опыт реальной компании
Maks
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Maks - Спасибо за опыт Вашей компании, Иван Папусь. Интересно получилось! Желаю Вашему бизнесу стабильности и успешно пережить все кризисы))
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Гайд по работе с освобождающимися доменами: перехват, восстановление, создание сетки и заработок
Daniel Dan
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Daniel Dan - Интересно и полезно читать, Спасибо!
Платные и бесплатные курсы по SEO и интернет-маркетингу для новичков и опытных специалистов
Алексей Терещенко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Алексей Терещенко - Запустил бесплатный марафон для SEO специалистов с нуля в Фейсбуке. Рекомендую начинать совой путь с него и дальше уже определятся, нравится направление или нет. Так же на базе обучающего марафона есть сообщестово в котором все в удобном формате общаются и постигают профессию. Моя миссия - создать сообщество крутых и образованых seo специалистов и поднять качество услуг на высокий уровень. Кому интересно, присоеденяйтесь www.facebook.com/groups/startseofree/
Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов
Антон
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Антон - Никакой не выпал. Кроме клиентского сайта, который проседал из-за скрутки, о чем Я.Поиску сообщали и клиенту тоже. Ноль реакции от поисковика (продолжайте развивать сайт, никаких проблем нет ...). Клиенту надоело и он заказал накрутку у подрядчиков. Мы искренне ждали бана, сообщали об этом клиенту, т.к. мы все таки делаем все остальное для развития. Как итог: с лета полет нормальный. Сайт растет, никаких проблем. Случайно даже стажер палил тех поддержке факт использования накрутки. И ничего. Сайт растет дальше. Если они не могут ничего принять даже после признания факта накрутки, что они могут сделать с жалобами на накрутку конкурентов?! Никогда не одобряли данные методы, но ... похоже ... все работает :)
Анализируем выдачу Яндекса: в поиске самый большой шторм за квартал
Ангелина Москвичёва
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Ангелина Москвичёва - платить надо нормально на толоке
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
382
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
89
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!