×
Россия +7 (495) 139-20-33

Как назвать компанию: юридические требования и проблемные аспекты

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
2 15516
Подпишитесь на нас в Telegram

Как говорил капитан Врунгель из знаменитого советского мультфильма: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Это выражение справедливо не только для водного транспорта, но и для будущего бренда. Оригинальное название организации поможет привлечь внимание клиентов и создать нужное представление о фирме у будущих деловых партнеров. Поэтому так важно творчески подходить его к выбору.

Общие требования к фирменному наименованию

В целом российское гражданское законодательство относительно либерально в отношении фирменного наименования компании. В то же время несоблюдение законодательных требований и ограничений влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. 

Далее рассмотрим некоторые проблемные вопросы, возникающие у предпринимателей при выборе названия организации.

Каждая коммерческая организация должна иметь одно полное фирменное наименование на русском языке и вправе иметь одно полное и (или) сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке, содержащее указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (статьи 54, 1473 Гражданского кодекса РФ – далее ГК РФ).

Ограничения на использование официальных наименований государств и их производных

Законом и подзаконными актами строго ограничено использование в названии организации слов «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования. Разрешение на их включение выдается Министерством юстиции РФ. Кроме того, по общему правилу, в указанных целях не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти.

В качестве примера можно вспомнить спор саратовской инспекции ФНС и ООО «Роспромгаз». Налоговики обратились в суд с требованием к ООО «Роспромгаз» об изменении наименования юридического лица в силу того, что у последнего отсутствовало соответствующее разрешение Министерства юстиции РФ. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков и обязали компанию изменить фирменное наименование (дело N А57-17948/2018).

Кроме того, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также их производных (пп. 1 п. 4 статьи 1473 ГК РФ). Иллюстрацию данного запрета можно найти в деле «Налоговая инспекция против ООО “КИПРОСТРОМ”». Проверяющие обратились в суд с требованием изменить название организации, исключив из него слово «Кипр». 

Налоговикам удалось убедить правовую инстанцию в том, что Кипр является официальным сокращенным наименованием государства, содержащимся в Общероссийском классификаторе стран мира, а потому не может фигурировать в названии компании. 

Последней пришлось подчиниться решению судов и исключить из своего наименования название зарубежной страны (дело № А63-466/2019).

Региональные особенности

Существуют свои особенности и в регионах России. Согласно статье 54 ГК РФ, регионы вправе самостоятельно выбрать порядок использования в названиях юридических лиц официального наименования субъектов РФ. Так, в Санкт-Петербурге два года назад был принят Закон «О порядке использования в наименованиях юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург». Он запретил включать в название юрлица «Санкт-Петербург», а также слова и словосочетания, образованные на его основе, без разрешения Правительства Северной столицы. Однако, далеко не все предприниматели были в курсе нововведения. Это повлекло за собой волну отказов в государственной регистрации тем, кто попытался использовать словосочетания «Санкт-Петербург», «Санкт-Петербургский», «СПб» и т.д. В столице аналогичный порядок действует уже несколько лет. Там для использования юридическим лицом в фирменном наименовании словесных символов Москвы необходимо согласование Геральдического совета города. В противном случае компанию ждет отказ в государственной регистрации.

Хэштеги и иные символы в наименовании

До недавнего времени оставался открытым вопрос о законности использования графических символов (цифр, тире, знака амперсанд (&)). Федеральная налоговая служба РФ в письме от 30.12.2015 № ГД-4-14/23321 высказала официальную позицию ведомства: «Использование графических знаков в фирменном наименовании юридического лица не противоречит действующему законодательству». 

Подтверждением сказанному служит тот факт, что в ЕГРЮЛ зарегистрированы организации, фирменное наименование которых содержит различные символы: ООО «Компания 1+1», ООО «Клининговая компания №1», ООО «1:0». Следовательно, при выборе наименования организации следует руководствоваться разъяснениями ФНС РФ. Этим же письмом ФНС РФ был решен вопрос о возможности использования в фирменном наименовании организации хэштега – слова, которому предшествует символ # и превращает его в гиперссылку в социальных сетях.

Поскольку хэштег является графическим знаком, его можно использовать в названии организации. 

Примером тому может послужить, например, зарегистрированное в ЕГРЮЛ ООО «#Чистоягода».

Уникальность фирменного наименования

Еще одним актуальным вопросом при создании организации является необходимость проверки его имени на уникальность. 

Здесь есть принципиальный момент: обязательная проверка фирменного наименования организации на уникальность законом не предусмотрена. Само по себе совпадение с наименованием уже существующего юридического лица не является основанием отказа в государственной регистрации. Однако, если правообладатель, зарегистрировавший свои права в Роспатенте, обнаружит, что кто-то осуществляет аналогичную деятельность под таким же или сходным до степени смешения фирменным наименованием, он вправе обратиться в суд и потребовать от нарушителя:

  • прекратить использование спорного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных осуществляемым правообладателем либо;
  • изменить свое фирменное наименование;
  • в обоих указанных случаях также возместить правообладателю причиненные убытки.

На практике же оказывается, что не все так однозначно. Ярким примером является спор Акционерного общества «Лаборатория Касперского» (зарегистрированного в 1997 году) с Акционерным обществом «Научно-производственное объединение «Лаборатория Касперского» (созданным в 2016 году). Несмотря на очевидную тождественность наименования АО «НПО «Лаборатория Касперского» мировому IT-бренду, суды не стали его защищать, сославшись на иную сферу деятельности, которой занимается ответчик – научные исследования и разработки в области технических и естественных наук (дело № А40-193588/2016). Справедливости ради, описанный кейс является скорее исключением из правила. В подавляющем большинстве аналогичных споров компаниям удается защитить свое имя от умышленного «клонирования» конкурентами.

Резюме

Подводя итог, необходимо еще раз отметить важное значение имени бренда. Оно указывается в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц в процессе государственной регистрации организации. 

Нарушив требования законодательства РФ при выборе названия, организации может быть отказано в государственной регистрации юридического лица. Кроме того, у нее могут потребовать прекратить использовать фирменное наименование, сходного до степени смешения с уже существующим, а также возместить причиненные этим убытки. 

Проверить фирменное наименование на уникальность можно следующими способами:

  • лично обратившись в налоговую инспекцию либо воспользовавшись специальным сервисом на сайте nalog.ru «Проверь себя и контрагента»;
  • воспользовавшись официальными сайтами организаций, оказывающих услуги по подготовке документов для защиты прав на интеллектуальную собственность.
Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Юрий Петров
    3
    комментария
    0
    читателей
    Юрий Петров
    больше года назад
    Как назвать компанию - это очень интересная тема. Как вы лодку назовете так она и поплывет. Старая истинна. От названия много зависит однозначно. Сейчас я лично работаю в компании бетон Москва rkbeton.ru  и сразу понятно из самого названия чем занимается наша фирма. Бетонные работы, заливка монолита и так далее. В Москве разумеется. Но иногда и в Подмосковье, но редко.
    Так что надо знать чем будет заниматься та или иная компания и потом уже, исходя из данных, подвирать названи...
    Как назвать компанию - это очень интересная тема. Как вы лодку назовете так она и поплывет. Старая истинна. От названия много зависит однозначно. Сейчас я лично работаю в компании бетон Москва rkbeton.ru  и сразу понятно из самого названия чем занимается наша фирма. Бетонные работы, заливка монолита и так далее. В Москве разумеется. Но иногда и в Подмосковье, но редко.
    Так что надо знать чем будет заниматься та или иная компания и потом уже, исходя из данных, подвирать название или слоган для рекламирования услуг или товара
    -
    0
    +
    Ответить
    • AdAurum 79
      24
      комментария
      0
      читателей
      AdAurum 79
      Юрий Петров
      больше года назад
      Спасибо за комментарий! Солидарны, название —  крайне важно. Это то, на что первым обращают внимание, оно должно быть емким, запоминаться, провоцировать правильные ассоциации. Но фирменное наименование тоже имеет значение, пусть оно и находится как бы в тени, тем не менее, деловые партнеры и клиенты будут с ним знакомиться, а значит оно также должно производить должное впечатление.
      -
      0
      +
      Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Примеры использования ChatGPT в SEO-стратегии
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если кто то хочет протестировать Cat GPT в SЕО проектах на базе нашего агенства, приглашаем наудалкнную работу Tg: @thegoodlink
'SEO глазами клиентов 2023'
Валерия Власова
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Валерия Власова - Приветствую! На момент проверки сайтов клиентов получились такие показатели. Возможно, самостоятельно вы проверяете свои проекты по другим параметрам. Поэтому получились разные результаты.
Эффективное продвижение сайтов: 10 лет опыта в SEO в Рунете и Буржунете
Павел Горбунов
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Вы учтите, что за такие водные статьи хейтеры повалят жесткие. Сеошники воды не любят.
Особенности внутренней перелинковки для крупных сайтов
Злобная булочка
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Злобная булочка - Ну это ж ингейт)
Rush Analytics обновил инструмент для анализа позиций
Rush Analytics
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rush Analytics - Виктор, добрый день. Благодарим за Ваш отзыв. Мы проверим ситуацию по сбрасыванию дат при переключении вкладок.
Увеличили трафик в 4 раза с помощью узких ключей и контентного SEO: кейс ОТП Банка
Бурлуцкий Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Бурлуцкий Сергей - В работе по ссылочному делаем упор по получению естественных ссылок в сочетании с краудом. Более подробно об этом мы рассказывали на нашем недавнем митапе - www.youtube.com/watch?v=dbl_vFHWqWQ (Второй доклад).
Что такое Яндекс Советник, и кому от него жить хорошо
Мама Стифлера
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Мама Стифлера - Вызывает сожаление, что вы не осознаете, что Яндекс.Советник может быть рассмотрен как форма рэкета, которая заставляет компании, размещающиеся в Яндекс.Маркете, выплачивать дополнительные финансовые средства, повышая в конечном итоге прибыль Яндекс.Маркета, но не принесет пользы для посетителей сайта.
Как быстро улучшить рейтинг компании на сайтах отзовиков
Zorgy Rihard
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Zorgy Rihard - давай я
Самые быстрорастущие доменные зоны в 2023 году. Исследование RU-CENTER
Станислав
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Станислав - С 2019 года количество доменов в зоне .ru остается на одном и том же уровне - около 5 млн. Все изменения на уровне 1% от этого объема в плюс или минус
Как за месяц увеличить количество заявок в 1,7 раза, а их стоимость снизить в 1,6 раза. Кейс
Sputniki
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Sputniki - Добрый день, Василий. Спасибо за вашу наблюдательность. На самом деле ошибки нет. Если вы сталкивались на практике с выгрузкой заявок из кабинета VK Рекламы, то заметите, что количество заявок не бьется с цифрами по рекламному кабинету (по статистике). Поэтому средняя цена заявки получается ниже чем у самых эффективных трех.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
119
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!