×
Россия +7 (495) 139-20-33

GDPR: что, как и зачем?

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 12218

25 мая 2018 года вступил в силу Общий регламент по защите данных, более известный под аббревиатурой GDPR. Казалось бы, если регламент распространяется только на данные жителей ЕС, то российских компаний он касаться не должен. На самом деле, это не совсем так. Разбираемся, что такое GDPR, в чем заключаются его главные принципы и чем он грозит рекламодателям РФ.

eu-3222692_640.jpg

Что такое GDPR?

Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR) – документ о личных данных, их обработке и хранении.

Цель регламента – сделать так, чтобы пользователи ЕС понимали, как используются их данные в интернете и в любой момент могли закрыть к ним доступ или удалить их.

Власти Евросоюза считают, что доверие потребителей – главный двигатель развития цифровой экономики. А доверять предприятиям пользователи могут только тогда, когда:

  • понимают, как и в каких целях используются их данные;
  • могут проконтролировать, какая личная информация попадет в руки компании.

Сегодня мы видим результат 6 лет работы: впервые о необходимости подобного документа власти ЕС заговорили еще в 2012 году. К 2016 году была продумана концепция документа и еще два года занял переходный период.

Основные принципы GDPR

В основе GDPR лежат 6 принципов:

  1. Законность, справедливость и прозрачность. Пользователи должны знать, к каким их данным организации имеют доступ.
  2. Ограничение цели. Компании могут собирать данные только для достижения цели, прописанной в пользовательском соглашении.
  3. Минимизация данных. Компании не имеют права собирать больше данных, чем необходимо для достижения цели.
  4. Точность. Собранные данные должны быть точными и актуальными. В противном случае компании обязаны их исправить или удалить.
  5. Ограничение хранения. Данные пользователей должны удаляться сразу после использования.
  6. Целостность и конфиденциальность. Данные, собираемые компанией, должны быть защищены от несанкционированной и незаконной обработки, уничтожения и повреждения.

Как GDPR определяет личные данные?

По регламенту персональными данными считается любая информация, по которой можно прямо или косвенно идентифицировать физическое лицо. Например, логин и пароль, интернет-ID, IP-адрес. Личными данными также считается любая информация, которую пользователь указывает в своих аккаунтах (например, пол, возраст) и данные, которые сайты собирают для рекламных целей (поисковые запросы, геолокация и т.д.).

В соответствии с GDPR каждый пользователь имеет право знать:

  • какие типы персональных данных собирает компания;
  • в какой форме они собираются;
  • как они используются;
  • кто имеет к ним доступ;
  • используются ли данные для автоматического составления портрета пользователя (например, для показа таргетированной рекламы);
  • по каким критериям определяются сроки хранения данных.

Компании не обязаны прописывать эти моменты в пользовательском соглашении. Однако если пользователь запросит эту информацию, организация будет обязана ее выслать в течение месяца (трех – с объяснением причины) бесплатно и в удобной для пользователя форме.

В GDPR также прописаны типы данных, которые собирать запрещено. Среди них информация о:

  • расовой или этнической принадлежности;
  • политических предпочтениях;
  • религии;
  • членстве в профессиональных объединениях;
  • состоянии здоровья;
  • сексуальной жизни и ориентации.

Что именно изменилось?

Основные изменения:

  1. Компании должны четко и коротко объяснить, какие его данные компания будет собирать и для чего использовать. Основная причина, почему никто не читает пользовательские соглашения – обилие юридических терминов и сложных конструкций. Теперь формулировки должны быть максимально точными.
  2. Компании обязаны по просьбе пользователя предоставлять электронную копию его данных. Это правило полезно для тех, кто хочет сменить сервис на аналогичный, не теряя возможности получать основанные на предпочтениях рекомендации.
  3. Пользователь имеет право не согласиться на обработку своих данных или отозвать согласие в любой момент.
  4. Дети-граждане ЕС младше 16 лет могут регистрироваться в интернете только с согласия родителей или опекунов.
  5. Если произошла утечка данных, компания обязана сообщить о ней клиентам и регулирующим органам в течение 72 часов.

GDPR предусматривает право на забвение. Это значит, что пользователь может потребовать у компании удалить свои личные данные. Ранее право распространялось только на поисковые системы, теперь оно касается всех сайтов и сервисов, собирающих личные данные. Правом можно воспользоваться, если:

  • данные использованы по назначению и больше не нужны;
  • пользователь отозвал согласие на обработку;
  • информация собиралась незаконно.

За несоблюдение статей GDPR компаниям грозят штрафы двух типов:

  1. До €10 млн или 2% от годового дохода – за нарушение правил о согласии на обработку данных ребенка и безопасности персональных данных.
  2. До €20 млн или 4% от годового дохода – за нарушение основных прав субъектов данных, принципов обработки и передачи персональных данных и правил согласия.

Кто попадает под GDPR?

Регламент применяется ко всем компаниям, собирающим персональные данные граждан ЕС. 

Местоположение не играет роли – российские организации также должны соответствовать регламенту.

Ваша компания попадает под действие GDPR, если вы:

  • продаете товары и оказываете услуги жителям Европы;
  • собираете данные жителей Европы.

Регламент должны соблюдать как крупные компании типа Facebook, так и средний и малый бизнесы, работающие с клиентами, проживающими на территории ЕС. Вы не попадаете под действие регламента, если среди ваших клиентов/пользователей нет ни одного жителя Европы.

Что делать?

Что делать компании, которая попадает под действие GDPR?

  1. Провести аудит уже собранных данных, чтобы оценить риски. Понять, какой процент составляют данные пользователей из ЕС, какой типы данных компания собирает и хранит. Проанализировать, насколько пользователям понятна форма о согласии на обработку персональных данных.
  2. Если среди ваших клиентов есть пользователи из ЕС, то привести методы и средства обработки персональных данных в соответствие с новыми правилами GDPR.
  3. Уведомить пользователей о новой политике конфиденциальности, как, например, сделал Яндекс.

О том, как к GDPR готовились такие компании, как Google, Apple и Facebook, можно узнать в этой статье.

Что дальше?

Западные юристы считают, что европейские стандарты по хранению и использованию данных в скором времени просочатся за пределы Европы. Компании могут не соблюдать GDPR, однако в таком случае им придется по-разному собирать и использовать данные жителей разных регионов: данные жителей ЕС будут храниться по одной системе, остальных – по другой.

По мнению западных специалистов, ни к чему хорошему это не приведет. Представьте себе компанию, которая не заботится о персональных данных соотечественников, но защищает права европейцев. Такая организация не будет вызывать доверие и начнет терять клиентов.

Европа в свою очередь настроена на то, что хранение данных в соответствии с GDPR в итоге станет «золотым стандартом» хранения и обработки данных для мирового digital-сообщества.

А как считаете вы?

Источники: EU GDPR, TechCrunch

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Google Data Studio: делаем красивые отчеты по контекстной рекламе для клиентов
Светлана Зубрицкая
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Светлана Зубрицкая - Нужно убрать пробелы между строк и заменить кавычки на вот такие "
#SEOnews14: мы празднуем – вы получаете подарки!
Анна Макарова
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Гость, добрый день! С победителями мы связывались сразу после розыгрыша. Если мы вам не написали, значит, ваш номер не выпал. Но не расстраивайтесь, у нас обязательно будут новые розыгрыши!
Как ускорить сайт на WordPress, чтобы получить 100/100 в Google PageSpeed Insights
Георгий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Георгий - Все что рекомендуется в этой статье есть у w.tools. Ни разу не пожалел что подключился. Своя CDN сеть, кеш статики и динамики, минификация js\css и кешируемого html, оптимизация всех типов картинок и еще куча всего полезного. Сайт летает и я не знаю проблем. Могу рекомендовать от души.
Война с дубликатами. Как нужно и как не нужно канонизировать URL
Ann Yaroshenko
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ann Yaroshenko - Дмитрий, добрый день! Если вы проставили на странице с автозапчастями rel=canonical ( а я вижу в коде, что не проставили) или в HTTP хедере, то бот, как правило: выберит ту страницу главной, которую вы указали в rel=canonical ссылке. Eсли же вы этого не сделали, то бот сам выберит оригинал (алгоритмы, по которым бот это делает, скрыты Googl-ом)
«Аудит, чтобы ты заплакала…», или Что делать, когда получил сторонний аудит сайта
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Воообще, на самом деле здесь двоякое впечатление от таких аудитов. Конечно, для полного глубокого анализа и подготовки рекомендаций по сайту - нужны доступы к системам аналитики и инструментам вебмастера. Но если оценивать подобные аудиты с точки зрения чистого SEO (которое все больше и больше становится лишь малой частью digital-маркетинга, лишь одним из каналов) - они имеют место быть. Но с оговоркой, что они сделаны с учетом анализа конкурентов/отрасли. Современные инструменты и алгоритмы позволяют делать это маркетологам в автоматическом режиме, и даже давать рекомендации - возможностями машинного обучения уже никого не удивишь. Да, полное перечисление "мифического" списка ошибок, построенного по предикативным правилам, да еще и с учетом устаревших особенностей ПС - это явный признак некачественного аудита. В первую очередь потому, что эти "ошибки" следует рассматривать в качестве рекомендаций от ПС (как и говорится в справочнике вебмастера у Яндекса/Google). Однако если эти данные даются с отсылкой на данные о конкурентах, об отрасли, используются методы ML и Natural language processing для обработки исходных данных, кластеризации запросов, классификации страниц/запросов/сайтов, определения структуры документа - такие отчеты имеют право на существование. Но ключевым моментом является то, что подобные инструменты достаточно сложны в разработке, а значит требуют квалифицированных специалистов для их разработки. Которых просто нет у студий рассылающих подобные "сео отчеты". Подобные отчеты по "ошибках" тоже неплохой источник информации, но лишь на 0 этапе анализа сайта. И в принципе, теоретически, возможно почти полное составление "хороших аудитов" без участия маркетолога, на основе лишь открытых данных сайта/внешних источников, но только при соответствующем применении всех современных возможностей анализа данных и рекомендательных систем. И в любом случае подобный "хороший отчет" требует конечного заключения от эксперта.
От мечты стать юристом к собственному SMM-агентству. Как найти себя в современном цифровом мире
Виктор Брухис
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Виктор Брухис - Статья выглядит так, как пожелали редакторы и интервьюер) Вопросы к интервью подбирал не я)) Хотя, в целом я согласен с вашим видением. А за пожелание удачи большое спасибо!
BDD 2019: Как перестать убивать время на сбор и обработку тонны данных для SEO-аудита
Kosta Bankovski
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Kosta Bankovski - Спасибо за приятные слова! Буду и дальше делиться наработками ;)
Как провести анализ содержания страниц товаров и категорий
Никита Седнин
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Никита Седнин - Спасибо!
Как вывести сайт в ТОП 10 Google в 2019 году
Ирина
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ирина - Работают. Как естественные, так и закупные. >Мои сайты в первую очередь заточены на яндекс Соболезную. >Насколько поисковые алгоритмы с гугловскими у него. Разница в 10 лет. Вон в Яше все долбят на ключи, на вхождения и прочий трэш из древностей. А у Гугла, вон почитайте про eat, ymyl Не все понятно но спасибо за ответы. Я так понимаю что с ссылками деть никто точно не знает) Ну это и хорошо вообщем. Самому разбираться как то интересней. Но не всегда. Есть к примеру 2captcha.com/ru и на него 100к ссылок есть. Ну а смысл какой?
Как построить качественный ссылочный профиль на основе конкурентов
Ирина
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ирина - Давно сотрудничаю с megaindex.com и считаю данный сервис одним из лучших в сео сегменте рунета да и не только рунета. Пользуюсь их инструментами для аналитики своих работ и выявлению своих и чужих ошибок. Да и ссылочный профиль, как и говорится в данной статье сделать гораздо проще и правильней при помощи как раз мегаиндекса. Добавлю еще что инструмент для поиска конкурентов у мегаиндекса очень удобный и простой в применении.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
360
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
107
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
79
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!