Rookee
Россия+7 (495) 960-65-87

Google BiqQuery для веб-аналитики

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 14595

Интернет-маркетинг сегодня это огромное количество данных и цифр, и стандартных инструментов может быть недостаточно для их полного и глубокого анализа. В eLama.ru мы анализируем входящий трафик, эффективность многих маркетинговых каналов (контекстная и таргетированная реклама, email, выступления на конференциях и обучающие вебинары, соцсети, блог, PR), а также активность наших клиентов. Есть задачи, для которых нам не хватает возможностей Google Analytics, Яндекс.Метрики и Excel.

В таких случаях мы используем Google BigQuery — реляционную систему управления базами данных (СУБД), часть Google Cloud Platform, куда входит еще порядка 40-ка инструментов для вычисления, хранения и анализа данных.

В этом материале мы расскажем, как используем BigQuery в своей работе и расскажем в целом, какие возможности открывает инструмент.

Итак, рассмотрим одну типичную для нас задачу: определить эффективность обучающего вебинара. Для этого примера возьмем вебинар о ремаркетинге в Google AdWords, проведенный 28 марта. Нам нужно выяснить, сколько участников зарегистрировались в еЛаме после обучения и сколько из них подключили аккаунт AdWords.

Для этого в BigQuery мы сведем данные из трех источников:

  • информация о посетителях вебинара выгружается в CSV-файле из сервиса ClickMeeting (сторонняя платформа для проведения онлайн-конференций и вебинаров);
  • список пользователей е Ламы в CSV-файле из нашей собственной MySQL-базы;
  • информация о подключении клиентами аккаунта Google AdWords — события на фронтенде нашего сайта, которые фиксируются в Google Analytics.

Способы загрузки

Данные в BigQuery можно загружать с помощью:

  • импорта файлов (прямой или с помощью дополнительных инструментов);
  • API. Доступны клиентские библиотеки для большинства популярных языков программирования;
  • стриминга данных из Google Analytics.

Для обработки данных в BigQuery используется схожий с SQL собственный язык с очень высокой скоростью выполнения запросов.

Загрузка данных и выполнение запроса

Теперь опишем порядок действий и необходимый инструментарий для решения нашей задачи.

1) Регистрация в Google Cloud Platform. В начале работы система предоставляет $300 для работы со всеми сервисами Cloud Platform в течение 60-ти дней. По истечении двух месяцев оставшаяся сумма сгорает, а трафик BigQuery нужно будет оплачивать согласно прайсу ($5 за 1 TB). В нашем примере затраты трафика на запрос составили 24,1 MB, что относительно совсем немного.

Интерфейс BigQuery, как и всего Cloud Platform, не доступен на русском языке, а рабочая среда выглядит так:

Рис. 1 Подготовка к загрузке данных создание базы данных.png

Рис. 1 Подготовка к загрузке данных: создание базы данных

Чтобы начать работу, задаем название проекта и базы данных (dataset). Остальные поля можно не редактировать.

Рис. 2 Создание базы данных.png

Рис. 2 Создание базы данных

2) Дальше загружаем в BigQuery список пользователей, посетивших вебинар. Создадим таблицу в Google Sheets и импортируем ее в BigQuery с помощью бесплатного плагина для браузера OWOX BI BigQuery Reports.

Рис. 3 Загрузка таблицы с данными пользователей, зарегистрированных на вебинар

Таблица в нашем случае содержит данные о вебинаре, источнике перехода, информацию о пользователях, дату регистрации на вебинар и дату его проведения.

При импорте нужно указать имена нужного проекта и базы данных, название импортируемой таблицы и схему данных. Каждая колонка в нашей таблице соответствует определенному типу данных, который нужно указать. Их не так много, как в традиционных СУБД, и они интуитивно понятны. Названия колонок автоматически подставляются из первой строки таблицы Google Sheets.

Рис. 4 Загрузка данных через OWOX BI BigQuery Reports.png

Рис. 4 Загрузка данных через OWOX BI BigQuery Reports

3) Загружаем в BigQuery список пользователей еЛамы. Эти данные передаются в CSV-файле напрямую в BigQuery, так как Google Sheets не справляются с таким большим объемом данных:

Рис. 5 Загрузка данных о пользователях еЛамы в CSV-файле в интерфейсе BigQuery.png

Рис. 5 Загрузка данных о пользователях еЛамы в CSV-файле в интерфейсе BigQuery

Мы указываем имя и формат файла, название таблицы, куда будет загружаться информация. В схему данных заносим названия колонок и задаем некоторые настройки импорта: разделитель между колонками в импортируемом файле, количество первых строк, которые можно пропустить.

4) Настройка стриминга из Google Analytics. Для полного анализа нам нужно, чтобы в BigQuery хранились данные о хитах: просмотрах страниц и всех действиях пользователей, которые фиксирует Google Analytics. В данном примере нас интересуют события категории “BidderAdWords” (этой категорией мы обозначаем события, связанные с нашими инструментами для работы с AdWords) и “Указал логин”, сигнализирующие о подключении пользователем аккаунта AdWords.

Cуществует инструмент, импортирующий данные из Google Analytics 360 (ранее Analytics Premium). Мы же используем OWOX BI Streaming. Для его настройки нужно установить на сайте дополнительные теги, и данные будут автоматически отправляться с фронтенда сайта на сервера BigQuery параллельно с отправкой данных на сервера Google Analytics.

5) Чтобы получить ответ на наш вопрос о регистрациях в еЛаме и подключении AdWords участниками вебинара, нужно выполнить такой запрос:

Рис. 6 Запрос

Так выглядит отправка запроса и результат в интерфейсе BigQuery:

Рис. 7 Построенный по нашему запросу отчет.png

Рис. 7 Построенный по нашему запросу отчет

В таблице представлены 32 пользователя, которые зарегистрировались в еЛаме после вебинара. Один из них спустя три часа после регистрации подключил себе аккаунт AdWords. Эту таблицу можно дополнить финансовыми показателями, например, пополнениями баланса еЛамы новыми клиентами. Для этого нужно загрузить в BigQuery таблицу с транзакциями и дополнить запрос еще одним JOIN.

Другие возможности BigQuery

BigQuery позволяет строить разнообразные отчеты любой сложности. Например, мы можем выяснить, на какую сумму клиенты еЛамы пополняли счет до посещения вебинара и сколько эти же клиенты заплатили после посещения вебинара за аналогичный период времени.

Можно составить список заинтересованных пользователей, например, тех, кто совершали какие-то действия на сайте, но так и не пополнили счет. И затем передать такой список в отдел продаж для звонков.

Еще одна возможность — создание списков ремаркетинга по определенным условиям. Например, мы можем выделить тех, кто подключил аккаунт AdWords, но так и не пополнил баланс. Написав и выполнив соответствующие запросы, мы получим список user_id, по которому можем создать аудиторию и использовать ее в рекламе.

Рис. 8  Создание аудитории ремаркетинга.png

Рис. 8 Создание аудитории ремаркетинга

user_id (здесь ID) — это пользовательский параметр в Google Analytics, который передается с каждым хитом.

В отличие от стандартного Google Analytics, BigQuery работает с полным объемом данных. Даже для небольших проектов Analytics сэмплирует данные, составляя обычные отчеты с периодом больше месяца. Думаю, многие видели такие предупреждения:

Рис. 9 Предупреждение в GA о сэмлировании данных.png

Рис. 9 Предупреждение в GA о сэмлировании данных

Под выборкой понимается выделение подмножества данных из трафика сайта для построения отчета. Такая методика часто используется в статистическом анализе: ее результаты близки к результатам анализа всех доступных сведений, но получаются с существенно меньшими затратами вычислительных ресурсов. Выборка ускоряет обработку данных, когда их объем настолько велик, что замедляет формирование отчета — этот процесс называется сэмплированием.

Для достоверных анализов, где используются конкретные user_id пользователей, сэмплирование неприемлемо. Стриминг всех данных из Google Analytics в BigQuery позволяет обойти это ограничение.

Также в BigQuery можно подключить инструменты визуализации данных, например, Tableau, QlikView и др. Они представляют информацию и изменения наглядно и обладают широким функционалом построения графических отчетов.

Мы хотели сравнить скорость обработки запросов в BigQuery и в MySQL на обычном хостинге. Но эксперимент потерпел неудачу. Мы сделали несколько попыток загрузить CSV-файл в MySQL, и каждый раз импорт прерывался из-за погрешностей, например, лишних кавычек в полях с данными. BigQuery корректно обрабатывает подобные ошибки. Кроме того, на мой взгляд, система MySQL сложнее в освоении, чем BigQuery, в ее использовании больше технических нюансов, и для нее нет готовых решений по стримингу данных из Google Analytics.

Заключение

Google BigQuery — универсальный инструмент для аналитики. Он несложный и интуитивно понятный в использовании. Поэтому, если вы подозреваете, что для необходимого анализа вам мало возможностей Analytics и Метрики, начинайте разбираться с BigQuery.

(Нет голосов)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Рейтинг Известности 2018: старт народного голосования
    Михаил Р
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Михаил Р - 1. Demis 2. кокс 3. Ашманов 4. Скобеев 5. Digital Strategy
    Сколько ссылок помогут продвинуть молодой сайт
    Павел Андрейчук
    30
    комментариев
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Павел Андрейчук - Дело в том, что вряд ли в ваших платных "качественных" кейсах найдётся хоть пару % действительно новой и полезной информации которой бы не было на общедоступных источниках.
    Рейтинг Известности 2018: второй этап народного голосования
    Константин Сокол
    3
    комментария
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Константин Сокол - Кто был ответственный за дизайн таблицы голосования? Копирайтер?
    Сайт на WordPress: за и против
    Мира Смурков
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Мира Смурков - Людмила, я согласен с большинством комментаторов. Вы хоть один полноценный магазин сделали на этих движках? Woocommerce это система с супер возможностями. И к ней есть дополнительные модули, с функционалом, который вряд ли появиться на Битрикс. А самому это программировать - сотни тысяч рублей на разработку. А приведя в пример сложности с robots.txt и Sitemap вы ставите под вопрос вашу компетенцию в понимании Интернет-бизнеса и веб-разработки в целом. Во-первых это такие мелочи, а во-вторых это все делается на вордпресса за 2 минуты, и опять же с возможностями многократно превышающими Битрикс.
    Кейс: вывод лендинга по изготовлению флагов на заказ в ТОП 1 по Санкт-Петербургу
    utka21
    5
    комментариев
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    utka21 - Кейс как кейс. Для некоторых станет вполне возможно полезным. ( Для конкурентов точно) . А вот с комментариями , что то пошло не так )
    Google обошел Яндекс по популярности в России в 2018 году: исследование SEO Auditor
    Рамблер
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Рамблер - Вот вроде отечественный - это сказано верно.. «Я́ндекс» — российская транснациональная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Так говорится в Википедии. И с хрена ли ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ поисковик зарегистрирован в Европе? И где платится основная часть налогов? Ну-ууу, точно не в России. И если запахнет жаренным, то был Яндекс и нет Яндекса!
    Обзор популярных CMS: плюсы и минусы
    Гость
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Гость - У Битрикса техническое seo сильно страдает, чтоб оно там было нормальным придется все переделать. Безопасность у Битрикса тоже низкая, особено если надо дорабатывать функционал, как только правиться функционал у Битрикс , то уровень ее безопасности определяет тот разработчик , который этим занимается. Самые безопасные движки те, что нет в общем доступе и где нельзя ничего редактировать в коде. =)
    8 методик в SEO, от которых давно пора отказаться
    Евгений Сметанин
    11
    комментариев
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Евгений Сметанин - Факторов вообще очень много, согласитесь, вы будете использовать максимальное их количество, особенно, если в ТОПе засели агрегаторы с сумасшедшими ПФ. В таких случаях, вхождение ключа в домен для маленького профильного сайта, сыграет свою положительную роль. Конечно же, если контент на страницах хорошего качества. У меня есть несколько успешных кейсов на эту тему. На сайте продают несколько видов товаров, а выстреливает в ТОП тот, название которого присутствует в доменном имени. Как корабль назовешь, так он и поплывет, верно?))
    Инструкция: настраиваем цели Яндекс.Метрики через Google Tag Manager
    Roman Gorkunenko
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Roman Gorkunenko - Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, можно с айпи метрики вытащить среднюю стоимость клика по утм меткам? В метрике есть такой шаблон tags_u_t_m, но он не совместим с меткой директа, у них разные префиксы.
    Аудит структуры интернет-магазина мебели от «Ашманов и партнеры»
    Дмитрий
    10
    комментариев
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Дмитрий - Сергей, а вы допускаете, что вся ваша жизнь - seo-миф?
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    344
    Комментариев
    262
    Комментариев
    246
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    100
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    96
    Комментариев
    80
    Комментариев
    73
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    57
    Комментариев
    56
    Комментариев
    55

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!