Инвестиции в русский Интернет

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
1 2569


Сегодня все чаще приходится слышать о втором «буме» инвестирования в Рунет. При этом, что следует считать первым – не совсем понятно. История инвестиций идет параллельно истории самого Рунета, и делить на периоды эту сферу довольно затруднительно.

В 2000 году инвестиционная компания ru-Net Holdings вложила 5 млн. 280 тыс. долл. в компанию "Яндекс", получив 35,72% ее акций за счет дополнительного выпуска этих ценных бумаг. Эта же компания (ru-Net Holdings) инвестировала 1,8 млн. долларов в самый крупный и по сей день онлайн магазин России – Ozon.ru Первой российской телекоммуникационной компанией, вышедший на IPO стал холдинг РБК в 2002 году. Три года спустя, в июне 2005, их примеру последовал Рамблер. К интересным сделкам этого времени можно также отнести покупку австрийской компанией red-stars.com data AG 100% акций российского агентства интернет-рекламы Promo.Ru. В целом же оценить объем инвестиций в Рунет за последние 6-10 лет крайне сложно; открытой статистики этого сектора нет, многие компании скрывают свою причастность к интернет-инвестированию, не зависимо от статуса – инвестор или реципиент. Аналитики инвестиционного центра «ФИНАМ» приводят следующие цифры: «Если говорить о сделках M&A (слияния и поглощения) на сумму более 1 млн. долларов в интернет-секторе, то, по нашим оценкам, их количество сейчас не превышает 25 штук. Общая сумма сделок – до 150 млн. долларов. При этом основной объем сделок в Рунете приходится на сегмент до 300 тыс. долларов. Здесь сейчас, по приблизительным оценкам, совершено более 280 сделок (не считая мелких, до 50 тыс. долларов) на общую сумму около 100 млн. долларов. В данном секторе работает на так много институциональных инвесторов. Так, есть не более 20 фондов, которые выражают готовность инвестировать в IT. Реально работающих в этом секторе институциональщиков пока около 10».

СМИ, как и участники рынка, ждущие вливаний в свои проекты, активно муссируют мнение о том, что сфера интернет-инвестиций в России бурно развивается, даже не смотря на серьезное отставание от мировых тенденций. Но, похоже, инвесторы не спешат принять это убеждение за аксиому. Каждая новая сделка в Рунете по-прежнему экстраординарное событие для рынка, долго и разно обсуждаемое ("СУП" Эндрю Полсона и Александра Мамута весь Рунет обсуждает третью неделю). Вполне возможно, что эта особенность характерна для инвестиций в российский бизнес в целом, однако, для адекватной оценки перспектив сегодня важно понять: инвестиции в русский Интернет – это объективный естественный процесс или «события от случая к случаю»?

С развитием и ростом Рунета расширяются и сферы инвестирования. Если на начальном этапе инвесторов больше интересовали поисковые технологии, то сегодня в сферу интересов финансистов попадают социальные сети и блоги, системы интернет-рекламы, электронные СМИ и новостные порталы и т.д. Инвестиционный холдинг «ФИНАМ», начавший инвестиции в IT-проекты в 2002 году, на сегодня в пуле приобретенных активов имеет такие крупные для Рунета проекты, как «Бегун», «Мамба», издатель игр «Бука», платежная система MoneyMail. Всего же в работе находится более 20 проектов в коммуникационной отрасли. По словам Дмитрия Серебренникова, руководителя дивизиона «Инвестиционный» холдинга, срок окупаемости вложений во всех случаях не превысил одного года. Сейчас в сфере интересов холдинга хостеры, домовые сети, интернет-компании, новостные агрегаторы и ряд других сегментов.

Молодым и малоизвестным проектам достаточно трудно убедить инвесторов в своей привлекательности и перспективности. И тут есть два пути: развиваться самостоятельно, без внешних вложений и обязательств перед инвесторами, как это сделал, к примеру, создатель стартапа Хабрахабр. Денис Крючков, уже вложивший в свое детище 15000 долларов, убежденно заявляет: «Деньги вкладывал, вкладываю и буду вкладывать я один». Второй путь – стать с потенциальным инвестором равноправным партнером. При этом нужно понимать, что не только расходы, но и прибыль будет общей. По этому пути пошел, в частности, проект Рекрик – поисковая система в сфере маркетинга. Его создатель, семнадцатилетний Константин Земцов, после долгих поисков потенциального инвестора, ушел работать в команду к одному из них. «Инвесторы, похоже, готовы поддерживать только уже готовые и развивающиеся проекты. Им свойственен страх и недоверие перед вложением денег» - подтверждает Константин общую тенденцию для молодых и «нераскрученных» проектов Рунета. Сами же инвесторы свои требования к претендентам обозначают довольно неоднозначно, и этим дополнительно поддерживают сложившееся у соискателей мнение о своей нерешительности. «Мы целенаправленно не выделяем для себя каких-то жестких критериев – решения в каждом случае принимаются индивидуально. Безусловно, важными факторами является оценка перспектив сегмента, уровень конкурентности в нем, видение экзита, наличие технологии и команды. Кроме того, важным является наше понимание бизнеса – мы стараемся не вкладывать в плохо знакомые нам сектора» - говорит Дмитрий Серебренников.

Есть мнение, что главной проблемой инвестирования в Рунет является не неспешность инвесторов, а нехватка подлинно достойных проектов. Игорь Ашманов диагностирует: «Много денег, мало команд и проектов. Сейчас в Интернете бизнес вполне реальный, проекты прибыльные, в отличие от 1998-2000 годов. Но впустую вложенных денег и провальных проектов будет много, из-за моды и поспешных инвестиций, неопытности инвесторов». В 2004 году «Ашманов и Партнеры», совместно с «Финамом» создали ЗАО «Поисковые технологии». Проеткы «ашмановцев» - поисковые системы по новостям и товарам "Новотека" и "Applikata", сервис для SEO-специалистов "Seorate.ru" – развиваются при поддержке «Поисковых технологий», однако рассказать подробно о деятельности и проектах этой компании Игорь Ашманов не стремится.

Денис Калинин, генеральный директор «Рамблер Интернет Холдинга» называет другие проблемы, мешающие активному инвестированию в Рунет: «В первую очередь устаревшее финансовое регулирование. Помимо этого – несоответствие законодательной базы реальным проблемам интернет-бизнеса в России». При этом Рамблер являет собой один из самых успешных инвестиционных проектов Рунета. В 2005 году оборот интернет-направлений Rambler Media увеличился до $14,81 млн., демонстрируя 112% прироста по сравнению с 2004 годом.

Пожалуй, единственное, в чем сходятся большинство экспертов, это констатация сильной недооцененности инвесторами русского Интернета. Все участники интернет-бизнеса в России ждут «взрыва» инвестиций последние лет пять-шесть. Но когда это произойдет и каковы будут масштабы развития – сказать трудно. Возможно, тот объем инвестиций, который Рунет имеет сегодня – это адекватные рынку вливания, и больше нам не съесть. По мировым меркам мы еще маленькие.

Ирина Тимохина, Сергей Корнилов.

Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Сергей Ковалев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Сергей Ковалев
    больше года назад
    Конешно инвесторы будут относится с недоверием к любым мелким интернет проекта. Потому что даже в большим проектам стоит относится с остороностью.
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
32 инструмента в помощь SEO-специалисту
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - отличная подборка, сам многим из этих сервисов пользуюсь (ETXT, TEXT.RU, Адаптивность, Pingdom Website Speed Test, Google PageSpeed Tools, 2IP, Whois, Букварикс) Правда не мог найти достойного кластеризатора, но потом наткнулся на вот этот seoquick.com.ua/keyword-grouping/ не сочтите за рекламу:) Было бы интересно услышать ваше мнение о нем. Мне очень даже зашел, из-за скорости работы. Как говорит автор - 100 000 запросов за несколько минут. Я с такими цифрами правда не работал, обычно это до 30 000 точно, но работает очень быстро и в правду. Ну и бесплатно, думаю, это был еще один решающий фактор для меня
Исследование: влияние smart-ссылок на продвижение по СЧ-запросам
Анатолий Шевчик
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Анатолий Шевчик - +1097988
Не очень удачный кейс продвижения сайта по услуге «Трезвый водитель» в Москве
Александр Селенков
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Селенков - Работа проделана огромная. Интересный кейс, все детально и понятно изложено.
SEO глазами клиентов 2018
Evgenius Evgenius
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Evgenius Evgenius - Хороший рейтинг. Постоянно совершенствуется. Предлагаю делить компании ещё и по городам. Хотя бы по основным. Тогда может получиться, что одна компания первая в Спб, вторая в Мск. Третья вторая в обоих городах. А четвёртая на 10 месте в целом по всему рейтингу. Так бы было интереснее для всех.
Два идеальных способа разориться на старте интернет-магазина
Стас
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Стас - Seonews в последнее время такую чушь несет! Где вы таких афторов находите? Статья ничего не стоит и несет чушь! Кто хоть немного понимает в этом так вам и скажет, и такие де комментаторы горе-сеошники, просто смешно читать, вы хоть модерируете ваши статьи или просто для воды на сайте?! Бред сивой кобылы эта статья до самой последней точки!!!
Яндекс перестал индексировать сайты, созданные на Wix
Константин Даткунас
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Константин Даткунас - Было бы интересно посмотреть саму выборку из 10 000 и методику анализа.
4 способа быстро собрать теги для сайта
Рустем Низамутинов
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Рустем Низамутинов - Расписал и закинул в Google Docs, а то здесь в комментариях ссылки на активны. docs.google.com/document/d/1r0TZLNrQyYLdIzDQsD5YKlMG41HUGQgEep3bxE_ij-M/edit?usp=sharing
Яндекс: как мы модерируем объявления
Гость
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Гость - Это ж Яндекс, чего вы ожидали-то? Коммерческая структура с раздутым штатом, задачей которой является заработать больше денег. Любыми методами. Задача всех пользователей посадить на Директ, даже если придется разрушить суть рунета, реализуется по полной программе. Все возражающие караются и выпиливаются. И каждый из сотрудников делает все возможное и невозможное, чтобы реализовать любую дурацкую идею - за это еще и премию выхватить можно. Даже если потом придется выполнять "откат", премиальные уже заплачены. Так было с одним из фильтров Яндекса, так было с купленным им сайтом Кинопоиска, который из русскоязычной энциклопедии кино был превращен за безумные деньги в банальный платный онлайн-кинотеатр.
Как мы разработали и вывели в ТОП сайт курсов рисования
Иван Стороженко
25
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Иван Стороженко - Добрый день. 1)Чаще всего основная проблема заключается, в согласовании с клиентом добавляемого контента и то как он будет отображаться. На данном сайте фото и услуги конечно предоставлял клиент, все остальное уже делали мы. 2)Да в принципе, когда есть команда и понимание, что нужно делать, все идет быстро (опять же основная заминка идет на согласовании с клиентом) 3)Смысла делать новый в данном случает нет. В принципе доделывался полноценный сайт. 4)Когда клиент уже не предоставляет информацию, приходится искать у конкурентов (например с других стран или регионов). Но чаще всего клиент, хоть что-то "подкидывает".
Эксперимент: как уникальность контента влияет на продвижение сайта
Гоша
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Гоша - Ну да! Тырить легче, чем самому писать... Или хотя бы заказать. Ещё и хвастаемся. Поисковики - не дураки - найдется фильтр и на тех, что воруют чужой контент. Еще немного... еще чуть-чуть. Получается, если ты украл в магазине - ты вор, а если в интернете - ты предприниматель. Успеха!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
329
Комментариев
262
Комментариев
235
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
86
Комментариев
80
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55
Комментариев
54
Комментариев
53

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!