×
Россия +7 (495) 139-20-33

Инвестиции в русский Интернет

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 3398


Сегодня все чаще приходится слышать о втором «буме» инвестирования в Рунет. При этом, что следует считать первым – не совсем понятно. История инвестиций идет параллельно истории самого Рунета, и делить на периоды эту сферу довольно затруднительно.

В 2000 году инвестиционная компания ru-Net Holdings вложила 5 млн. 280 тыс. долл. в компанию "Яндекс", получив 35,72% ее акций за счет дополнительного выпуска этих ценных бумаг. Эта же компания (ru-Net Holdings) инвестировала 1,8 млн. долларов в самый крупный и по сей день онлайн магазин России – Ozon.ru Первой российской телекоммуникационной компанией, вышедший на IPO стал холдинг РБК в 2002 году. Три года спустя, в июне 2005, их примеру последовал Рамблер. К интересным сделкам этого времени можно также отнести покупку австрийской компанией red-stars.com data AG 100% акций российского агентства интернет-рекламы Promo.Ru. В целом же оценить объем инвестиций в Рунет за последние 6-10 лет крайне сложно; открытой статистики этого сектора нет, многие компании скрывают свою причастность к интернет-инвестированию, не зависимо от статуса – инвестор или реципиент. Аналитики инвестиционного центра «ФИНАМ» приводят следующие цифры: «Если говорить о сделках M&A (слияния и поглощения) на сумму более 1 млн. долларов в интернет-секторе, то, по нашим оценкам, их количество сейчас не превышает 25 штук. Общая сумма сделок – до 150 млн. долларов. При этом основной объем сделок в Рунете приходится на сегмент до 300 тыс. долларов. Здесь сейчас, по приблизительным оценкам, совершено более 280 сделок (не считая мелких, до 50 тыс. долларов) на общую сумму около 100 млн. долларов. В данном секторе работает на так много институциональных инвесторов. Так, есть не более 20 фондов, которые выражают готовность инвестировать в IT. Реально работающих в этом секторе институциональщиков пока около 10».

СМИ, как и участники рынка, ждущие вливаний в свои проекты, активно муссируют мнение о том, что сфера интернет-инвестиций в России бурно развивается, даже не смотря на серьезное отставание от мировых тенденций. Но, похоже, инвесторы не спешат принять это убеждение за аксиому. Каждая новая сделка в Рунете по-прежнему экстраординарное событие для рынка, долго и разно обсуждаемое ("СУП" Эндрю Полсона и Александра Мамута весь Рунет обсуждает третью неделю). Вполне возможно, что эта особенность характерна для инвестиций в российский бизнес в целом, однако, для адекватной оценки перспектив сегодня важно понять: инвестиции в русский Интернет – это объективный естественный процесс или «события от случая к случаю»?

С развитием и ростом Рунета расширяются и сферы инвестирования. Если на начальном этапе инвесторов больше интересовали поисковые технологии, то сегодня в сферу интересов финансистов попадают социальные сети и блоги, системы интернет-рекламы, электронные СМИ и новостные порталы и т.д. Инвестиционный холдинг «ФИНАМ», начавший инвестиции в IT-проекты в 2002 году, на сегодня в пуле приобретенных активов имеет такие крупные для Рунета проекты, как «Бегун», «Мамба», издатель игр «Бука», платежная система MoneyMail. Всего же в работе находится более 20 проектов в коммуникационной отрасли. По словам Дмитрия Серебренникова, руководителя дивизиона «Инвестиционный» холдинга, срок окупаемости вложений во всех случаях не превысил одного года. Сейчас в сфере интересов холдинга хостеры, домовые сети, интернет-компании, новостные агрегаторы и ряд других сегментов.

Молодым и малоизвестным проектам достаточно трудно убедить инвесторов в своей привлекательности и перспективности. И тут есть два пути: развиваться самостоятельно, без внешних вложений и обязательств перед инвесторами, как это сделал, к примеру, создатель стартапа Хабрахабр. Денис Крючков, уже вложивший в свое детище 15000 долларов, убежденно заявляет: «Деньги вкладывал, вкладываю и буду вкладывать я один». Второй путь – стать с потенциальным инвестором равноправным партнером. При этом нужно понимать, что не только расходы, но и прибыль будет общей. По этому пути пошел, в частности, проект Рекрик – поисковая система в сфере маркетинга. Его создатель, семнадцатилетний Константин Земцов, после долгих поисков потенциального инвестора, ушел работать в команду к одному из них. «Инвесторы, похоже, готовы поддерживать только уже готовые и развивающиеся проекты. Им свойственен страх и недоверие перед вложением денег» - подтверждает Константин общую тенденцию для молодых и «нераскрученных» проектов Рунета. Сами же инвесторы свои требования к претендентам обозначают довольно неоднозначно, и этим дополнительно поддерживают сложившееся у соискателей мнение о своей нерешительности. «Мы целенаправленно не выделяем для себя каких-то жестких критериев – решения в каждом случае принимаются индивидуально. Безусловно, важными факторами является оценка перспектив сегмента, уровень конкурентности в нем, видение экзита, наличие технологии и команды. Кроме того, важным является наше понимание бизнеса – мы стараемся не вкладывать в плохо знакомые нам сектора» - говорит Дмитрий Серебренников.

Есть мнение, что главной проблемой инвестирования в Рунет является не неспешность инвесторов, а нехватка подлинно достойных проектов. Игорь Ашманов диагностирует: «Много денег, мало команд и проектов. Сейчас в Интернете бизнес вполне реальный, проекты прибыльные, в отличие от 1998-2000 годов. Но впустую вложенных денег и провальных проектов будет много, из-за моды и поспешных инвестиций, неопытности инвесторов». В 2004 году «Ашманов и Партнеры», совместно с «Финамом» создали ЗАО «Поисковые технологии». Проеткы «ашмановцев» - поисковые системы по новостям и товарам "Новотека" и "Applikata", сервис для SEO-специалистов "Seorate.ru" – развиваются при поддержке «Поисковых технологий», однако рассказать подробно о деятельности и проектах этой компании Игорь Ашманов не стремится.

Денис Калинин, генеральный директор «Рамблер Интернет Холдинга» называет другие проблемы, мешающие активному инвестированию в Рунет: «В первую очередь устаревшее финансовое регулирование. Помимо этого – несоответствие законодательной базы реальным проблемам интернет-бизнеса в России». При этом Рамблер являет собой один из самых успешных инвестиционных проектов Рунета. В 2005 году оборот интернет-направлений Rambler Media увеличился до $14,81 млн., демонстрируя 112% прироста по сравнению с 2004 годом.

Пожалуй, единственное, в чем сходятся большинство экспертов, это констатация сильной недооцененности инвесторами русского Интернета. Все участники интернет-бизнеса в России ждут «взрыва» инвестиций последние лет пять-шесть. Но когда это произойдет и каковы будут масштабы развития – сказать трудно. Возможно, тот объем инвестиций, который Рунет имеет сегодня – это адекватные рынку вливания, и больше нам не съесть. По мировым меркам мы еще маленькие.

Ирина Тимохина, Сергей Корнилов.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Сергей Ковалев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Сергей Ковалев
    больше года назад
    Конешно инвесторы будут относится с недоверием к любым мелким интернет проекта. Потому что даже в большим проектам стоит относится с остороностью.
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как выбрать CMS для интернет-магазина
Колян Гусляков
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Колян Гусляков - Если же у вас не получилось решить данную проблему, предлагаю воспользоваться авторской сборкой от neoseo. neoseo.ru/internet-magazin-seo-magazin-model. Они предоставляют дополнительные модули для работы и взаимодействия с вашим сайтом, современный дизайн, качественную оптимизацию и продвижение. Советую попробовать, не пожалеете.
«Юзабилити-лаборатория»: оставляйте заявку на участие!
Анна Макарова
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Антон, добрый день! Ваш сайт не попал в основную выборку для юзабилити-анализа, но эксперты постараются сделать по вашему сайту видеоразбор (ю-ревью). Будем держать вас в курсе )
Тест по SEO – проверь свой уровень знаний
Артем Дорофеев
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Артем Дорофеев - Полный текст вопроса со скриншотом панели прикладываю. Итого, что имеем: - на скриншоте отмечено, что это фильтр МПК - сайт коммерческий - рекламы на сайте нет С вероятностью 95% это ошибка (которая уже дважды случалась в Яндексе), когда они случайно "закосили" неповинные сайты. Тогда по запросу Платону фильтр быстренько снимали. Но вопрос даже не на знание этого нюанса. В любой непонятной ситуации, прежде чем что-либо предпринимать (особенно переписывать весь контент на сайте или менять дизайн, как указано в других вариантах) - фильтр следует подтвердить. Правильный ответ: "Написать письмо в техподдержку Яндекса".
Выбираем CMS для сайта с точки зрения SEO: базовые требования
SEO.RU
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
SEO.RU - Спасибо за замечание, действительно была допущена неточность - возможно информация была не так давно обновилась. Данные в статье поправим на актуальные.
Монетизируйте свой сайт вместе с VIZTROM
VIZTROM
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
VIZTROM - Добрый день! Так как мы сейчас работаем в приватном режиме, Вы врятли можете объективно оценить нашу рекламную площадку. У нас будет официальный запуск 3 марта для вебмастеров. Приглашаем Вас присоединиться к нам и лично посмотреть наш функционал.
Digital-marketing: как выжить в кризис. Опыт реальной компании
Maks
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Maks - Спасибо за опыт Вашей компании, Иван Папусь. Интересно получилось! Желаю Вашему бизнесу стабильности и успешно пережить все кризисы))
100+ ресурсов по SEO для изучения поисковой оптимизации с нуля
Марина Ибушева
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Спасибо за добавление. Мы уже работаем над отдельным материалом про курсы, потому что одной статьи мало, чтобы охватить все крутое по обучению)
7 способов увеличить авторитетность сайта «в глазах» поисковых систем
Grigo5
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Grigo5 - Понятно.
SEO must go on! Почему в кризис нельзя останавливать продвижение сайта
everystraus
36
комментариев
0
читателей
Полный профиль
everystraus - Мы даже варианты не рассматривали. Если проект неустойчив, сразу предлагали сбавить обороты до минимума, но и так, чтоб не свалиться в штопор. Именно по СЕО чаще всего.
Кейс Hansa: как увеличить органический трафик в 1,5 раза
Алексей Порфирьев
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Алексей Порфирьев - Спасибо за замечание, о данной проблеме известно, но она не стоит в порядке приоритетных. Вопрос, на самом деле, дискуссионный. В тематике конкуренция не настолько велика, а в топе выдачи часто встречаются сайты с более серьёзными техническими проблемами. По этому, именно в статьях, более важно работать над релевантностью контента, отношением времени пользователя на странице к уровню доскрола, и различным пользовательским функционалом (рейтинг материала, просмотры и т. п.).
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
380
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
112
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
89
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!