×
Россия +7 (495) 139-20-33

Инвестиции в русский Интернет

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 3185


Сегодня все чаще приходится слышать о втором «буме» инвестирования в Рунет. При этом, что следует считать первым – не совсем понятно. История инвестиций идет параллельно истории самого Рунета, и делить на периоды эту сферу довольно затруднительно.

В 2000 году инвестиционная компания ru-Net Holdings вложила 5 млн. 280 тыс. долл. в компанию "Яндекс", получив 35,72% ее акций за счет дополнительного выпуска этих ценных бумаг. Эта же компания (ru-Net Holdings) инвестировала 1,8 млн. долларов в самый крупный и по сей день онлайн магазин России – Ozon.ru Первой российской телекоммуникационной компанией, вышедший на IPO стал холдинг РБК в 2002 году. Три года спустя, в июне 2005, их примеру последовал Рамблер. К интересным сделкам этого времени можно также отнести покупку австрийской компанией red-stars.com data AG 100% акций российского агентства интернет-рекламы Promo.Ru. В целом же оценить объем инвестиций в Рунет за последние 6-10 лет крайне сложно; открытой статистики этого сектора нет, многие компании скрывают свою причастность к интернет-инвестированию, не зависимо от статуса – инвестор или реципиент. Аналитики инвестиционного центра «ФИНАМ» приводят следующие цифры: «Если говорить о сделках M&A (слияния и поглощения) на сумму более 1 млн. долларов в интернет-секторе, то, по нашим оценкам, их количество сейчас не превышает 25 штук. Общая сумма сделок – до 150 млн. долларов. При этом основной объем сделок в Рунете приходится на сегмент до 300 тыс. долларов. Здесь сейчас, по приблизительным оценкам, совершено более 280 сделок (не считая мелких, до 50 тыс. долларов) на общую сумму около 100 млн. долларов. В данном секторе работает на так много институциональных инвесторов. Так, есть не более 20 фондов, которые выражают готовность инвестировать в IT. Реально работающих в этом секторе институциональщиков пока около 10».

СМИ, как и участники рынка, ждущие вливаний в свои проекты, активно муссируют мнение о том, что сфера интернет-инвестиций в России бурно развивается, даже не смотря на серьезное отставание от мировых тенденций. Но, похоже, инвесторы не спешат принять это убеждение за аксиому. Каждая новая сделка в Рунете по-прежнему экстраординарное событие для рынка, долго и разно обсуждаемое ("СУП" Эндрю Полсона и Александра Мамута весь Рунет обсуждает третью неделю). Вполне возможно, что эта особенность характерна для инвестиций в российский бизнес в целом, однако, для адекватной оценки перспектив сегодня важно понять: инвестиции в русский Интернет – это объективный естественный процесс или «события от случая к случаю»?

С развитием и ростом Рунета расширяются и сферы инвестирования. Если на начальном этапе инвесторов больше интересовали поисковые технологии, то сегодня в сферу интересов финансистов попадают социальные сети и блоги, системы интернет-рекламы, электронные СМИ и новостные порталы и т.д. Инвестиционный холдинг «ФИНАМ», начавший инвестиции в IT-проекты в 2002 году, на сегодня в пуле приобретенных активов имеет такие крупные для Рунета проекты, как «Бегун», «Мамба», издатель игр «Бука», платежная система MoneyMail. Всего же в работе находится более 20 проектов в коммуникационной отрасли. По словам Дмитрия Серебренникова, руководителя дивизиона «Инвестиционный» холдинга, срок окупаемости вложений во всех случаях не превысил одного года. Сейчас в сфере интересов холдинга хостеры, домовые сети, интернет-компании, новостные агрегаторы и ряд других сегментов.

Молодым и малоизвестным проектам достаточно трудно убедить инвесторов в своей привлекательности и перспективности. И тут есть два пути: развиваться самостоятельно, без внешних вложений и обязательств перед инвесторами, как это сделал, к примеру, создатель стартапа Хабрахабр. Денис Крючков, уже вложивший в свое детище 15000 долларов, убежденно заявляет: «Деньги вкладывал, вкладываю и буду вкладывать я один». Второй путь – стать с потенциальным инвестором равноправным партнером. При этом нужно понимать, что не только расходы, но и прибыль будет общей. По этому пути пошел, в частности, проект Рекрик – поисковая система в сфере маркетинга. Его создатель, семнадцатилетний Константин Земцов, после долгих поисков потенциального инвестора, ушел работать в команду к одному из них. «Инвесторы, похоже, готовы поддерживать только уже готовые и развивающиеся проекты. Им свойственен страх и недоверие перед вложением денег» - подтверждает Константин общую тенденцию для молодых и «нераскрученных» проектов Рунета. Сами же инвесторы свои требования к претендентам обозначают довольно неоднозначно, и этим дополнительно поддерживают сложившееся у соискателей мнение о своей нерешительности. «Мы целенаправленно не выделяем для себя каких-то жестких критериев – решения в каждом случае принимаются индивидуально. Безусловно, важными факторами является оценка перспектив сегмента, уровень конкурентности в нем, видение экзита, наличие технологии и команды. Кроме того, важным является наше понимание бизнеса – мы стараемся не вкладывать в плохо знакомые нам сектора» - говорит Дмитрий Серебренников.

Есть мнение, что главной проблемой инвестирования в Рунет является не неспешность инвесторов, а нехватка подлинно достойных проектов. Игорь Ашманов диагностирует: «Много денег, мало команд и проектов. Сейчас в Интернете бизнес вполне реальный, проекты прибыльные, в отличие от 1998-2000 годов. Но впустую вложенных денег и провальных проектов будет много, из-за моды и поспешных инвестиций, неопытности инвесторов». В 2004 году «Ашманов и Партнеры», совместно с «Финамом» создали ЗАО «Поисковые технологии». Проеткы «ашмановцев» - поисковые системы по новостям и товарам "Новотека" и "Applikata", сервис для SEO-специалистов "Seorate.ru" – развиваются при поддержке «Поисковых технологий», однако рассказать подробно о деятельности и проектах этой компании Игорь Ашманов не стремится.

Денис Калинин, генеральный директор «Рамблер Интернет Холдинга» называет другие проблемы, мешающие активному инвестированию в Рунет: «В первую очередь устаревшее финансовое регулирование. Помимо этого – несоответствие законодательной базы реальным проблемам интернет-бизнеса в России». При этом Рамблер являет собой один из самых успешных инвестиционных проектов Рунета. В 2005 году оборот интернет-направлений Rambler Media увеличился до $14,81 млн., демонстрируя 112% прироста по сравнению с 2004 годом.

Пожалуй, единственное, в чем сходятся большинство экспертов, это констатация сильной недооцененности инвесторами русского Интернета. Все участники интернет-бизнеса в России ждут «взрыва» инвестиций последние лет пять-шесть. Но когда это произойдет и каковы будут масштабы развития – сказать трудно. Возможно, тот объем инвестиций, который Рунет имеет сегодня – это адекватные рынку вливания, и больше нам не съесть. По мировым меркам мы еще маленькие.

Ирина Тимохина, Сергей Корнилов.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Сергей Ковалев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Сергей Ковалев
    больше года назад
    Конешно инвесторы будут относится с недоверием к любым мелким интернет проекта. Потому что даже в большим проектам стоит относится с остороностью.
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
#SEOnews14: мы празднуем – вы получаете подарки!
Анна Макарова
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Гость, добрый день! С победителями мы связывались сразу после розыгрыша. Если мы вам не написали, значит, ваш номер не выпал. Но не расстраивайтесь, у нас обязательно будут новые розыгрыши!
Что скрывает «Прогноз бюджета Яндекс.Директ»?
Михаил Мухин
9
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Михаил Мухин - Дожидаться 100 попыток не будем - не дождемся :) Подведем итоги и опубликуем решение 13 Декабря
Как ускорить сайт на WordPress, чтобы получить 100/100 в Google PageSpeed Insights
Георгий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Георгий - Все что рекомендуется в этой статье есть у w.tools. Ни разу не пожалел что подключился. Своя CDN сеть, кеш статики и динамики, минификация js\css и кешируемого html, оптимизация всех типов картинок и еще куча всего полезного. Сайт летает и я не знаю проблем. Могу рекомендовать от души.
Война с дубликатами. Как нужно и как не нужно канонизировать URL
Ann Yaroshenko
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ann Yaroshenko - Дмитрий, добрый день! Если вы проставили на странице с автозапчастями rel=canonical ( а я вижу в коде, что не проставили) или в HTTP хедере, то бот, как правило: выберит ту страницу главной, которую вы указали в rel=canonical ссылке. Eсли же вы этого не сделали, то бот сам выберит оригинал (алгоритмы, по которым бот это делает, скрыты Googl-ом)
«Аудит, чтобы ты заплакала…», или Что делать, когда получил сторонний аудит сайта
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Воообще, на самом деле здесь двоякое впечатление от таких аудитов. Конечно, для полного глубокого анализа и подготовки рекомендаций по сайту - нужны доступы к системам аналитики и инструментам вебмастера. Но если оценивать подобные аудиты с точки зрения чистого SEO (которое все больше и больше становится лишь малой частью digital-маркетинга, лишь одним из каналов) - они имеют место быть. Но с оговоркой, что они сделаны с учетом анализа конкурентов/отрасли. Современные инструменты и алгоритмы позволяют делать это маркетологам в автоматическом режиме, и даже давать рекомендации - возможностями машинного обучения уже никого не удивишь. Да, полное перечисление "мифического" списка ошибок, построенного по предикативным правилам, да еще и с учетом устаревших особенностей ПС - это явный признак некачественного аудита. В первую очередь потому, что эти "ошибки" следует рассматривать в качестве рекомендаций от ПС (как и говорится в справочнике вебмастера у Яндекса/Google). Однако если эти данные даются с отсылкой на данные о конкурентах, об отрасли, используются методы ML и Natural language processing для обработки исходных данных, кластеризации запросов, классификации страниц/запросов/сайтов, определения структуры документа - такие отчеты имеют право на существование. Но ключевым моментом является то, что подобные инструменты достаточно сложны в разработке, а значит требуют квалифицированных специалистов для их разработки. Которых просто нет у студий рассылающих подобные "сео отчеты". Подобные отчеты по "ошибках" тоже неплохой источник информации, но лишь на 0 этапе анализа сайта. И в принципе, теоретически, возможно почти полное составление "хороших аудитов" без участия маркетолога, на основе лишь открытых данных сайта/внешних источников, но только при соответствующем применении всех современных возможностей анализа данных и рекомендательных систем. И в любом случае подобный "хороший отчет" требует конечного заключения от эксперта.
От мечты стать юристом к собственному SMM-агентству. Как найти себя в современном цифровом мире
Виктор Брухис
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Виктор Брухис - Статья выглядит так, как пожелали редакторы и интервьюер) Вопросы к интервью подбирал не я)) Хотя, в целом я согласен с вашим видением. А за пожелание удачи большое спасибо!
BDD 2019: Как перестать убивать время на сбор и обработку тонны данных для SEO-аудита
Kosta Bankovski
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Kosta Bankovski - Спасибо за приятные слова! Буду и дальше делиться наработками ;)
Как провести анализ содержания страниц товаров и категорий
Никита Седнин
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Никита Седнин - Спасибо!
Как вывести сайт в ТОП 10 Google в 2019 году
Ирина
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ирина - Работают. Как естественные, так и закупные. >Мои сайты в первую очередь заточены на яндекс Соболезную. >Насколько поисковые алгоритмы с гугловскими у него. Разница в 10 лет. Вон в Яше все долбят на ключи, на вхождения и прочий трэш из древностей. А у Гугла, вон почитайте про eat, ymyl Не все понятно но спасибо за ответы. Я так понимаю что с ссылками деть никто точно не знает) Ну это и хорошо вообщем. Самому разбираться как то интересней. Но не всегда. Есть к примеру 2captcha.com/ru и на него 100к ссылок есть. Ну а смысл какой?
Как я пытался купить CRM-систему, но мне ее поленились продать
Kristina
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Kristina - Очень рекомендую CRM-систему польской фирмы Firmao. Все функции настраиваются в соответствии с индивидуальным потребностям компании! Советую попробовать бесплатную демо-версию, чтобы попробовать все необходимые функции, без лишних кнопок и траты дополнительных финансов! :) Сайт: firmao.ru/info
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
360
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
107
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
79
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!