IT как зеркало кадрового дефицита

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
4 2387

Анализ спроса и предложения на рынке труда специалистов информационных технологий, проведенный компанией HeadHunter (hh.ru), показывает, что дефицит айтишников в 2008 году сохраняется. В список 25 самых дефицитных профессий входят 8 профессий из IT-сферы.


По данным HeadHunter (hh.ru)

Если величина индекса > 1, то резюме соискателей больше, чем вакансий компаний-работодателей. Соответственно, если величина соотношения < 1, то спрос на специалистов превышает существующее предложение резюме.

На примере Москвы мы видим, что самыми востребованными специалистами в сфере IT по-прежнему остаются программисты и разработчики, системные администраторы и веб-инженеры. В связи с острейшим кадровым голодом, который испытывают многие IT-компании, спрос на студентов и специалистов без опыта работы также достаточно велик.

По специализации «CTO/CIO/директор по IT» на одну вакансию приходится 5,2 резюме. Можно сказать, что наблюдается дефицит квалифицированных сотрудников, не метящих на руководящие должности в ближайшее время.

Спрос на специалистов по компьютерной безопасности и системных администраторов практически равен количеству резюме на данные позиции, а спрос на специалистов в области программирования, веб-разработок и оптимизации превышает существующие резюме соискателей почти в два раза.

Предлагаемая заработная плата, руб./мес.

Минимум

Средняя

Максимум

Специалист по информационной безопасности

Москва и МО

14 670

48 900

175 000

Санкт-Петербург

40 000

40 000

105 500

Ростов

10 000

17 900

29 000

Системный аналитик

Москва и МО

12 200

48 900

244 500

Санкт-Петербург

15 800

34 300

105 500

Украина

17 290

37 050

49 400

Тестировщик

Москва и МО

14 800

48 900

122 250

Санкт-Петербург

13 200

38 300

60 700

Украина

12 400

38 300

123 500

Веб-дизайнер

Москва и МО

9 800

36 700

97 800

Санкт-Петербург

10 500

25 000

52 800

Украина

7 400

18 500

24 700

Разработчик программного обеспечения:

JAVA

Москва и МО

14 670

56 000

122 250

Санкт-Петербург

15 828

52 500

105 520

.NET

Москва и МО

24 520

53 972

122 600

Санкт-Петербург

15 800

49 600

105 500

Казань

7 400

17 400

29 400

Ростов

10 600

19 100

59 400

Украина

12 400

34 600

61 800

Системный администратор

Москва и МО

31 900

49 000

147 100

Санкт-Петербург

10 000

26 400

80 000

Новосибирск

8 500

21 500

33 300

Казань

7 400

13 500

27 000

Ростов

6 000

15 800

30 000

Украина

6 000

17 300

29 600

IT-директор

Москва и МО

25 000

80 000

171 700

Санкт-Петербург

52 800

58 000

66 000

Новосибирск

30 000

45 000

50 000

Украина

21 000

42 600

123 500

По данным HeadHunter (hh.ru)

Самые высокооплачиваемые позиции в IT-сфере: CTO/CIO/директор по IT; программисты и разработчики; специалисты по компьютерной безопасности.

Надо отметить, что ожидаемая заработная плата соискателей выше, чем предлагаемая работодателем (в среднем на 10-20%).

В течение всего 2007, а также первого квартала 2008 года наблюдался рост зарплатных предложений, а также соискательских ожиданий в данной сфере. При этом рост носил планомерный, а не скачкообразный характер.

Высокие ожидания соискателей обусловлены общей перегретостью рынка и готовностью работодателей набирать персонал, еще не закончивший обучение. Свои финансовые запросы они зачастую ставят наравне с более высокооплачиваемыми коллегами по рынку, не являясь специалистами того же уровня. Вопрос соответствия квалификации стоит особенно остро перед небольшими компаниями, не имеющими возможности вкладывать деньги в обучение или переподготовку кадров. Схожие проблемы стоят перед компаниями, подбирающими персонал на проектную работу. Специфика проекта диктует не только требуемую квалификацию и набор необходимых соискателю знаний, но и конкретные сроки исполнения, делающие невозможным обучение сотрудника.

Вследствие высокой концентрации дешевых, но высококвалифицированных программистских кадров в регионах, а также развития многих отраслей экономики и необходимости перехода российских компаний на общемировые стандарты отчетности одними из наиболее перегретых оказались такие сегменты кадрового IT-рынка, как разработки и интеграция.


По данным HeadHunter (hh.ru)

Несмотря на растущие требования по заработной плате, выбор соискателя в IT-сфере перестал определяться исключительно материальными факторами, хотя их значение в принятии решения по-прежнему велико. Все большее внимание соискатели уделяют личной свободе, выраженной в графике работы, а также формальности взаимоотношений с работодателем: свободном стиле одежды, отсутствии жесткого регулирования внутрикорпоративных отношений и др. Нередки случаи, когда программисты/разработчики или другие IT-специалисты возмущаются при проведении тестов HR-отделом компаний. Они полагают, что рекрутеры не обладают достаточной квалификацией и не способны корректно оценить уровень профессиональной подготовки кандидата.

Интересен и социальный портрет соискателей в данной сфере.


По данным HeadHunter (hh.ru)


По данным HeadHunter (hh.ru)

Более 90% программистов Java и С++, ищущих работу на сайте hh.ru — мужчины моложе 35 лет. Примерно четверть программистов С++ и Java на рынке труда Москвы не являются жителями столицы. 15-20% программистов имеют еще незаконченное высшее образование.


По данным HeadHunter (hh.ru)

Более половины соискателей на позицию «Тестировщик» на сайте hh.ru моложе 25 лет. Характерно, что тестировщик — самая «женская» профессия в сфере IT. Доля женщин составляет 36% от числа соискателей. Более четверти соискателей (28%) имеют еще незаконченное высшее образование.

Достаточно молодой возраст IT-специалиста — одна из характеристик рынка и следствие большого объема молодых специалистов, который способна переварить данная сфера. Чуть больший возраст специалистов наблюдается среди ИТР. В сфере же программирования и веб-дизайна, интернет-маркетинга и т.д. доля сотрудников младше 25 лет достигает 50-55%.

По молодым специальностям, сравнительно недавно появившимся на нашем рынке, таким как SEO-оптимизация, юзабилити и др., доля соискателей данной возрастной категории может быть еще выше.

В целом можно отметить, что в данном сегменте кадрового рынка сложилась непростая ситуация как для работодателей, так и для соискателей. В активном поиске работы, как правило, находятся специалисты с маленьким опытом работы и выпускники вузов.

Каждая IT-компания по-своему справляется с трудностями кадрового дефицита. Все больше компаний открыто позиционируют себя на рынке как привлекательных работодателей, то есть задумываются о своем HR-бренде. Можно сказать, что все бросились в погоню за Google. Привычный инструментарий HR, выраженный в виде привлекательного зарплатного предложения или перекупки кадров в конкурирующих компаниях, хотя еще приносит желаемый эффект, но не может обеспечить достаточный приток свежих кадров, необходимых динамично развивающимся компаниям данной отрасли.

Другой тенденцией, продолжающейся в 2008 году, является переход IT-компаний от работы с выпускниками вузов к работе с еще более молодой аудиторией — старшеклассниками. IT-компании уже пошли «в школу» с конкурсами, курсами, образовательными программами и другими мероприятиями, направленными не только на выявление и обучение перспективных программистов, но и закрепление их за собой.

Работа с HR-брендом компании, пристальное внимание к внутреннему и внешнему пиару, инвестиции в обучение и сотрудничество с профильными вузами, создание не только комфортных условий, но и комфортного психологического климата в коллективе, разнообразный соцпакет и привлекательное зарплатное предложение — такой комплекс мер, пожалуй, является наиболее эффективным инструментом для HR-менеджеров IT-компаний в условиях кадрового дефицита. По объективным и субъективным причинам совсем остановить текучку кадров невозможно. Однако возможно снизить ее, повысить эффективность работы персонала и степень его удовлетворенности текущим местом работы и своим местом в компании. Те же инструменты увеличивают входящий поток целевых резюме, а также их качество и лояльность потенциальных соискателей, что значительно снижает временные и финансовые затраты на подбор.


Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Гость
    больше года назад
    Скажите честно, зачем Вы статью с Терминала взяли?
    -
    0
    +
    Ответить
  • Анастасия Гутникова
    373
    комментария
    0
    читателей
    Анастасия Гутникова
    больше года назад

    Отвечаем честно, мы ее взяли, чтобы наши читатели тоже ее прочитали ;) В рамках инфопартнерства такое случается, знаете) А если вы Терминал внимательно читали, то наверняка увидели там статью, которую они с SEOnews взяли.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Анастасия Гутникова
    373
    комментария
    0
    читателей
    Анастасия Гутникова
    больше года назад

    Слава, а почему машину можно купить за 30 тыс. рублей, а можно за  миллион  долларов? Наверное, все зависит от качества услуг, надежности, от имени, в конце концов.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Ярослав Домбровский
    834
    комментария
    0
    читателей
    Ярослав Домбровский
    больше года назад
    Слушайте, а что же цены такие разные?! от 15 000 до 175 000 в одной Москве.
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
Иван
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Иван - 1) IT-Agency 2) Пиксели 3) 1ps 4) Ингейт 5) Нетпики
«Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
16
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Скрины Метрики показывать не буду, но мы (sima-land.ru - 1,5 млн. стр. в поиске Яндекс) в сентябре загремели под ББ, в разгар сезона и вышли из-под фильтра, спустя 50 дней, удалив все тексты с сайта: категории + карточки товаров (описание). Трафик с Google только вырос. Тексты возвращать собираемся, но процесс будет длительный, тексты будем теперь писать исключительно полезные, т.к. было больно :-))
Второе дыхание ссылочного продвижения
Автопилот
14
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Автопилот - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
«Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
Александр Алаев
13
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
Иван Стороженко
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
Dmitro Grunt
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Dmitro Grunt - Кстати, у проектов которые продвигает Нетпик все тайтлы не более 65 символов? Или вы надеетесь что кто то послушает советов и отдаст вам часть трафика? :-)
Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
Сердитый маркетолог: как вы сами хороните свой сайт, или 16 принципов, которые нужно усвоить заказчикам SEO
Анна Макарова
313
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Artem Sergeev, ваш комментарий удален за агрессивный настрой и безосновательные обвинения. Держите себя в руках!
«Прямая линия» с Артуром Латыповым: отвечаем на вопросы
God Koss
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
God Koss - Добрый день! Есть сайты одной компании продвигающиеся в разных странах. .ru .com .net. На российском сайте два языка ru и en, на остальных до 10 языков. Недавно сайт ru по основному брендовому запросу выпал из выдачи Яндекс но после апа вернулся на вторую позицию. На вопрос аффилирования в тех поддержку, получит ответ, что всё в порядке и сайт com не учавствует в выдаче. Но он есть и занимает 1 место. Как быть в данной ситуации? Так же, после возврата в топ 10 по этому запросу зашла еще одна внутренняя страница. Могло ли это случиться из-за каннибализации запроса? Немного изменил description на внутренней, исключил вхождения брендового запроса. Жду апа. Хотел бы услышать ваше мнение. Заранее благодарю!
Западные специалисты выяснили, как повысить позиции ресурса в выдаче Google
Serhii Diachenko
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Serhii Diachenko - Спасибо Бернис!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
313
Комментариев
262
Комментариев
229
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
55
Комментариев
54
Комментариев
52
Комментариев
49

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!