×
Россия +7 (495) 139-20-33

Как не потерять бизнес в кризис: 3 тренда и способы адаптироваться к ним

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 4927
Подпишитесь на нас в Telegram

Пандемия и вызванная ею рецессия привели к банкротству многих компаний, увеличению долговой нагрузки, сокращению бюджетов и более длительным решениям о покупках в обозримом будущем. Не успел рынок восстановиться, как его настиг новый кризис, вызванный большим количеством санкций и потерей налаженных экономических связей. Как адаптировать рабочие процессы к новым условиям, рассказывает Денис Савельев, генеральный директор TexTerra

Трансформация как стратегия выживания компании

Для эффективной работы в кризис очень важно уметь адаптироваться. Моментально реагировать на внешние обстоятельства, предпринимать быстрые и решительные действия, не бояться меняться.

В TexTerra мы классифицируем изменения по влиянию, которое они оказывают на бизнес. Чем сильнее предполагаемая угроза – тем более радикальные требуются изменения. Тот кризис, с которым компании столкнулись сегодня, не решить простой оптимизацией процессов или сменой позиционирования. Чтобы удержать компанию на плаву может потребоваться реорганизация или даже трансформация бизнеса.

Для успешных изменений важно заранее предусмотреть возможные угрозы. Чаще всего трансформация проваливается из-за сопротивления сотрудников и недостатка финансирования. Также может помешать отсутствие четкого плана и нужных навыков в команде.

Для успешной трансформации важно учитывать поведение сотрудников. Здесь можно выделить 4 типа поведения. Для первого очень важна позитивная ролевая модель. Такие сотрудники адаптируются, если все вокруг поддерживают перемены. Второй тип готов перестраиваться после получения новых навыков. Для них кризис становится поводом повысить квалификацию. Третьи встречают перемены позитивно, если картина будущего их устраивает. И, наконец, для четвертого типа сотрудников важен четкий план действий. Тут на помощь приходят регулярные совещания, рабочие спринты и т.д.

Какой бы подход вы ни использовали, вы непременно пройдете все классические стадии реакции на перемены. После любых изменений наступает резкая стадия шока и отрицания. По касательной мы спускаемся от предчувствия и неуверенности к скептицизму и фрустрации. И после этого вступаем в резкое сопротивление с грядущими переменами. После этого спада, в случае успеха, сотрудники переходят к креативным решениям, инновациям, поиску нового пути.

Трансформация бизнеса – актуальное решение для любого сильного кризиса. Но чем текущая ситуация отличается от подобных в прошлом? Сейчас мы наблюдаем 3 актуальных тренда.

Тренд 1: сокращение горизонта планирования

Раньше стратегия на полгода, год или несколько лет казалась неотъемлемой частью рабочего плана. В текущих условиях, когда мир стал нестабильным и непредсказуемым, горизонт планирования сократился до нескольких дней. Строить долгосрочные планы – слишком рискованно и неэффективно.

Цепочки продаж и каналы коммуникаций, которые выстраивались несколько лет, могут рухнуть за один день. И предсказать, как изменятся условия завтра – практически невозможно. Даже крупные компании, которые раньше казались оплотом стабильности стали хрупкими и теперь зависят от стремительно меняющихся условий рынка точно так же, как остальные.

Как действовать в таких условиях? Самый разумный вариант – сократить рабочие планы соразмерно текущему горизонту планирования. Иными словами, планировать короткими отрезками и непрерывно мониторить ситуацию.

Если раньше вы ставили цены на квартал или на месяц, попробуйте дробить эти цели по неделям или фокусироваться на отдельных задачах. Такой подход позволит избавиться от ощущения беспомощности в вопросах принятия стратегических решений и более объективно оценивать результаты в условиях неопределенности.

Тренд 2: ситуативное принятие решений

В новых реалиях большие усилия могут приводить к незначительным результатам, а небольшие старания – становиться причиной грандиозных побед. Не зря существует поговорка: «хаос – это лестница». Периоды кризиса могут переворачивать привычную ситуацию с ног на голову. Например, в обычное время продажи туристических товаров снижаются с наступлением холодов. Но из-за объявления частичной мобилизации спрос на туристические сидушки, походные горелки и другие товары резко взлетел. И выиграли те, у кого оказался полный склад нераспроданных товаров.

В таких неопределенных условиях работники могут испытывать состояние апатии, демотивации, выгорания. Чтобы этого не произошло, стоит переключиться на внутренние задачи, которые имеют минимальную зависимость от внешних обстоятельств. Это поможет укрепить бизнес, наладить процессы, проработать то, на что не хватало времени.

Для развития компании стоит переключиться в режим ситуативного принятия решений. Будьте готовы к импульсивным, спонтанным выборам и быстрой реакции на внешние обстоятельства. Такой подход стоит сочетать с советом из предыдущего пункта: в режиме коротких спринтов проще переключаться между задачами и направлять усилия на наиболее перспективные направления, как только представилась возможность.

Тренд 3: смена приоритетов и целевой аудитории

Невозможно представить периоды кризиса без урезания бюджетов. Чаще всего первым «под нож» идет маркетинг и исследования рынка. Но такое стихийное сжимание бюджетов может стать большой ошибкой. Даже в кризис клиенты продолжают покупать товары и пользоваться услугами, меняются только приоритеты. Компании, которые вовремя корректируют стратегии, тактики и предложения продуктов в ответ на меняющийся спрос, как правило, процветают.

Меняются не только предпочтения клиентов, но и целевая аудитория. В кризис товар или услуга могут открыться с новой стороны и принести вам внушительное количество клиентов. Но для того, чтобы они узнали о вас, необходимо использовать рекламу. Ориентируясь только на основных клиентов и сокращая затраты на рекламу, вы легко можете оказаться в тени конкурентов.

Так что вместо урезания бюджетов стоит уделить больше внимания анализу продукта или услуги, скорректировать позиционирование и найти перспективные сегменты аудитории, которые помогут компании пережить кризис.

Кризис заставляет компании взглянуть на рынок по-новому, и те, кто использует эту возможность на все 100%, могут не просто выжить в тяжелых условиях, но и приумножить прибыль.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
388
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Интересно, из каких именно слов Михаила, вы сделали такой вывод?
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
Контекстная реклама, таргет и SEO вошли в топ-3 каналов продвижения бизнеса в 2023 году
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Например, так {censored} - продвижение карточки в органике Google :) Также в Яндекс.Директ есть направление контекста для маркетплейсов.
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
388
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!