Контекстная реклама в России: итоги года, тренды, перспективы

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 3278

Рынок контекстной рекламы в России в 2011 г., по оценке сервиса eLama.ru, вырос на 61% и составил 30,6 млрд. руб. или $1 млрд. в пересчете на среднегодовой курс доллара.

По данным АКАР, объем интернет-рекламы в 2011 г. показал стремительный рост (на 56%) и составил 49 млрд. руб., обогнав объемы печатных СМИ. Доля контекстной рекламы в общем обороте по сегменту ATL в 2011 г. увеличилась и составила 10% (в 2010 г. этот показатель был равен 7,45%).

Основную долю рынка (67%) по-прежнему занимает Яндекс.Директ (по данным eLama.ru). Его обороты от контекстной рекламы в 2011 году составили 20,6 млрд. руб. (702$ млн.). Напомним, что в 2010 г. выручка Яндекса от контекстной рекламы составила 13 млрд. руб., что составило 80% от всего рынка контекстной рекламы, оцененного АКАР в 16, 3 млрд. руб.

По данным Яндекса, количество рекламодателей Директа выросло на 44%, превысив 270 000 пользователей.

Все данные приведены с учетом НДС.

Организационные перемены в Бегуне (за последний год в компании дважды сменился руководитель) привели к серьезным изменениям в сервисе, и пока это привело к снижению его доли на рынке. По мнению аналитиков eLama.ru, доля Бегуна сейчас составляет около 5%. При этом сервис в целом довольно динамично развивается по новым направлениям — прежде всего это мобильная реклама и медийно-контекстные размещения. Напомним, что с июня 2011 г. в результатах поиска Рамблера стала показываться также контекстная реклама Яндекс.Директа. Бегун в 2011 г. провел реструктуризацию партнерской сети и, как следствие, уменьшил трафик, привлекаемый из этого источника (но повысилось его качество). Объем доли Бегуна указан без учета размещений объявлений на поиске Яндекса и Google.

Доля Google AdWords в 2011 году выросла и составляет 26%. Рост обусловлен увеличением доли поиска Google в России, которая составляет 25,5% на декабрь 2011 года. Для сравнения, поисковая доля Яндекса в этот период составила 60,6% (что на 4,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2010 году), по данным Liveinternet. Также важно отметить, что Google в 2011 г. начал активно работать с российскими агентствами, что привело к увеличению оборотов и росту количества клиентов этой контекстной системы.

По мнению аналитиков eLama.ru, суммарный оборот рынка остальных сетей контекстной рекламы колеблется в рамках допустимой погрешности 1-2%.

Ключевые слова для рынка контекстной рекламы в 2012: региональные рекламодатели, мобильный интернет

По итогам 2011 г., российский рынок контекстной рекламы перешел критическую отметку в 1 млрд. долл. Российский контекстный рынок в 2012 г. станет интересен для крупных зарубежных игроков: больших агентств, зарубежных сервисов по автоматизации и аналитике контекстной рекламы.

Рынок контекстной рекламы в Рунете будет увеличиваться за счет активного роста количества региональных рекламодателей. Это связано и с ростом проникновения интернета в регионах, и со снижением стоимости доступа — т. е. потенциальных клиентов в регионах становится все больше. По данным ФОМ, как минимум еще в 20 регионах России есть потенциал роста развития интернета, который доходит до 26%. Более чем 50%-е проникновение интернета есть сейчас только в 21 субъекте РФ (год назад такой показатель был только у 8 субъектов). Согласно прогнозу ФОМ, если условия распространения услуг доступа к сети сохранятся, то к осени 2014 года разрыв проникновения интернета между Россией (без учета столицы) и Москвой сократится в три раза, с 26% до 8%.

Помимо роста аудитории интернета в целом, другим драйвером роста рынка контекстной рекламы станет мобильный интернет. Рост числа мобильных пользователей на самом деле ведет к увеличению частоты контакта с рекламными сообщениями. Если раньше человек заходил на поисковую систему и кликал на рекламные объявления со стационарного компьютера, допустим один раз в день, то сейчас он делает это чаще, пользуясь, помимо компьютера, еще и мобильными устройствами.

В мобильном интернете сейчас 21 млн. чел. из 60 млн. ежемесячной российской аудитории интернета (по данным ФОМ). В 2012 г. количество пользователей мобильного интернета превысит количество пользователей, выходящих со стационарных компьютеров (по данным Morgan Stanley). В связи с чем, контекстные системы будут продолжать активно разрабатывать новые форматы размещений, адаптированные под мобильную среду, и таргетинги для мобильной контекстной рекламы.

Ключевые события 2011 года для рекламодателей и рекламных агентств

В январе 2011 Яндекс запустил инструмент «Целевой звонок», позволяющий рекламодателям Яндекс.Директа и Яндекс.Маркета отслеживать статистику по звонкам пользователей, пришедших по контекстной рекламе.

В феврале 2011 рекламодатели Бегуну получили возможность таргетировать рекламу на пользователей планшетных компьютеров Apple iPad. По мнению специалистов Бегуна, новый таргетинг интересен, прежде всего, компаниям, специализирующимся на разработке приложений, продаже электронных книг, игр и другого контента.

Сама по себе аудитория iPad, возможно, еще не очень велика, но это событие является своеобразным индикатором рынка контекстной рекламы.

В апреле 2011 Вконтакте полностью отказались от баннерной рекламы в пользу таргетированной. Стоит также отметить появление платформы для социально—таргетированной рекламы «Таргет» от Mail.ru Group, с помощью которой можно показывать и таргетировать объявления в дух социальных сетях корпорации: «Одноклассники» и «Мой Мир».

Таргетированная реклама в социальных сетях не является контекстной в привычном понимании (по запросу пользователя), скорее можно говорить о выделении нового сегмента рынка интернет-рекламы. Однако она еще не скоро составит реальную конкуренцию контексту, это вопрос минимум 2-3 лет.

В мае 2011 ВКонтакте открыл API своей рекламной системы. По мнению экспертов eLama.ru, это очень своевременный и актуальный ход социальной сети, в связи с тем, что в 2011 наблюдался настоящий бум развития сервисов по автоматизации работы с рекламой. Предоставление API позволит существенно увеличить ВКонтакте количество рекламодателей.

В июне 2011 компания Рамблер подписала договор с Яндексом о сотрудничестве в области поисковых технологий и контекстной рекламы. Вследствие чего, в результатах поиска на Рамблере стала показываться контекстная реклама двух систем — Бегуна и Яндекс.Директа. При этом рекламодатели Бегуна получили возможность транслировать свою рекламу на всех поисковых системах-партнерах компании: Рамблере, Яндексе, Google, Поиск@Mail.ru и Yahoo!.

С июля 2011 рекламодатели Google AdWords получили возможность таргетировать свои объявления на планшетные устройства. Любопытно отметить, что подобный функционал появился в Бегуне еще в феврале.

В сентябре 2011 Яндекс.Директ запустил аналог приложения Google Editor для профессионального управления рекламой — Директ Коммандер. Данное приложение позволяет рекламодателям оперативно работать с большим числом рекламных кампаний и объявлений.

В декабре 2011 Google AdWords запустил инструмент для импорта кампаний из системы Яндекс.Директ в Google AdWords. Раньше такие операции были возможны только при использовании автоматизированной системы управления контекстной рекламой.


Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    32 инструмента в помощь SEO-специалисту
    Игорь
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Игорь - отличная подборка, сам многим из этих сервисов пользуюсь (ETXT, TEXT.RU, Адаптивность, Pingdom Website Speed Test, Google PageSpeed Tools, 2IP, Whois, Букварикс) Правда не мог найти достойного кластеризатора, но потом наткнулся на вот этот seoquick.com.ua/keyword-grouping/ не сочтите за рекламу:) Было бы интересно услышать ваше мнение о нем. Мне очень даже зашел, из-за скорости работы. Как говорит автор - 100 000 запросов за несколько минут. Я с такими цифрами правда не работал, обычно это до 30 000 точно, но работает очень быстро и в правду. Ну и бесплатно, думаю, это был еще один решающий фактор для меня
    Исследование: влияние smart-ссылок на продвижение по СЧ-запросам
    Анатолий Шевчик
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анатолий Шевчик - +1097988
    Не очень удачный кейс продвижения сайта по услуге «Трезвый водитель» в Москве
    Александр Селенков
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Селенков - Работа проделана огромная. Интересный кейс, все детально и понятно изложено.
    SEO глазами клиентов 2018
    Анна Макарова
    0
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Evgenius Evgenius, спасибо за интересное предложение! В ближайшее время будем анализировать пожелание участников и читателей. Обязательно рассмотрим ваш вариант )
    Два идеальных способа разориться на старте интернет-магазина
    Стас
    4
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Стас - Seonews в последнее время такую чушь несет! Где вы таких афторов находите? Статья ничего не стоит и несет чушь! Кто хоть немного понимает в этом так вам и скажет, и такие де комментаторы горе-сеошники, просто смешно читать, вы хоть модерируете ваши статьи или просто для воды на сайте?! Бред сивой кобылы эта статья до самой последней точки!!!
    4 способа быстро собрать теги для сайта
    Рустем Низамутинов
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Рустем Низамутинов - Расписал и закинул в Google Docs, а то здесь в комментариях ссылки на активны. docs.google.com/document/d/1r0TZLNrQyYLdIzDQsD5YKlMG41HUGQgEep3bxE_ij-M/edit?usp=sharing
    Яндекс перестал индексировать сайты, созданные на Wix
    Константин Даткунас
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Константин Даткунас - Было бы интересно посмотреть саму выборку из 10 000 и методику анализа.
    Как мы разработали и вывели в ТОП сайт курсов рисования
    Иван Стороженко
    25
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - Добрый день. 1)Чаще всего основная проблема заключается, в согласовании с клиентом добавляемого контента и то как он будет отображаться. На данном сайте фото и услуги конечно предоставлял клиент, все остальное уже делали мы. 2)Да в принципе, когда есть команда и понимание, что нужно делать, все идет быстро (опять же основная заминка идет на согласовании с клиентом) 3)Смысла делать новый в данном случает нет. В принципе доделывался полноценный сайт. 4)Когда клиент уже не предоставляет информацию, приходится искать у конкурентов (например с других стран или регионов). Но чаще всего клиент, хоть что-то "подкидывает".
    Яндекс: как мы модерируем объявления
    Гость
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Это ж Яндекс, чего вы ожидали-то? Коммерческая структура с раздутым штатом, задачей которой является заработать больше денег. Любыми методами. Задача всех пользователей посадить на Директ, даже если придется разрушить суть рунета, реализуется по полной программе. Все возражающие караются и выпиливаются. И каждый из сотрудников делает все возможное и невозможное, чтобы реализовать любую дурацкую идею - за это еще и премию выхватить можно. Даже если потом придется выполнять "откат", премиальные уже заплачены. Так было с одним из фильтров Яндекса, так было с купленным им сайтом Кинопоиска, который из русскоязычной энциклопедии кино был превращен за безумные деньги в банальный платный онлайн-кинотеатр.
    Эксперимент: как уникальность контента влияет на продвижение сайта
    Гоша
    4
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гоша - Ну да! Тырить легче, чем самому писать... Или хотя бы заказать. Ещё и хвастаемся. Поисковики - не дураки - найдется фильтр и на тех, что воруют чужой контент. Еще немного... еще чуть-чуть. Получается, если ты украл в магазине - ты вор, а если в интернете - ты предприниматель. Успеха!
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    330
    Комментариев
    262
    Комментариев
    235
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    87
    Комментариев
    80
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    57
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    53

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!