Go Analytics! 2018

Кто ответит за спам в России?

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
9 2638

Думаю, не осталось ни одного пользователя интернета, который не был бы знаком с обыденным понятием спама и его проявлениями. У пользователей уже давно сформировалось однозначно негативное отношение к спаму как таковому и рекламируемой им продукции. И тем не менее, объем нежелательного трафика возрастает с каждым годом, а используемые спамерами методы рассылки и сбора адресов электронной почты становятся все изощренней.

Помимо назойливости таких сообщений, генерируемый ими трафик причиняет реальные убытки как рядовым пользователям почтовых сервисов, так и провайдерам. Во-первых, пользователи вынуждены платить за лишнее время и мегабайты, в которые выливается скачивание спама при просмотре корреспонденции, а во-вторых, спам-трафик создает существенную нагрузку на оборудование провайдеров.

В дополнение к спаму по электронной почте операторы мобильной связи и их партнеры с завидной периодичностью рассылают сообщения о проводимых конкурсах и прочих рекламных акциях без получения предварительного согласия абонентов. К спаму стали также относить некоторые способы улучшения позиций сайтов в результатах поиска, а также объявлений в системе контекстной рекламы.

Определение спама в российском законодательстве

С начала года в российском законодательстве впервые появилось легальное определение спама, включенное в «Правила оказания телематических услуг связи». Каким образом такой шаг отразится на сложившейся ситуации?

Теперь юристы могут однозначно ответить на вопрос, что является спамом, сославшись на норму права, согласно которой под ним понимается «телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя».

Как это было раньше

Примечательно, что, несмотря на угрожающие масштабы явления, до середины 2006 года в российском праве не было норм, напрямую запрещающих массовую рассылку сообщений без получения согласия адресата. Первым законодательным шагом в борьбе со спамом стало принятие нового Федерального закона «О рекламе».

С момента вступления закона в силу 01 июля 2006 года были узаконены следующие правила:

  • распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
  • при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
  • рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (п.1 ст.18 ФЗ «О рекламе).
  • установлен (пунктом 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе») запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Реклама, не соответствующая вышеуказанным требованиям, является ненадлежащей. Поэтому лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд, в том числе с исками о возмещении убытков.

Кто должен отвечать: рекламодатели, спамеры или провайдеры?

Поскольку убытки отдельных абонентов от рассылки спама не настолько высоки, вряд ли кто-нибудь решит воспользоваться средствами правовой защиты. Да и не понятно было до конца, кому следует предъявлять иски. Обычные пользователи настаивали на ответственности провайдеров, предоставляющих услуги доступа и телематические услуги связи, за противодействие распространению непрошенных сообщений.

Однако статья 18 ФЗ «О рекламе» ограничивает способы распространения рекламы, а потому касается деятельности исключительно рекламораспространенителей (см. ст.18, п.7 ст.38 ФЗ «О рекламе»). Здесь мы сталкиваемся с проблемой выявления лиц, профессионально занимающихся распространением спама. Последние, как известно, не афишировали себя и до вступления в силу нового закона. Значительно проще отыскать рекламодателя, который соглашается на распространение его рекламных материалов с применением незаконных способов, т.е. действует с умыслом, а потому вполне резонно мог бы встать в один ряд со спамерами. Без рекламодателя не было бы и рекламы, а соответственно, и спама.

Тем не менее, имеется уже и положительная практика привлечения спамеров к ответственности на основании приведенных норм. Так, по сообщению Компьюленты, в начале февраля управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю оштрафовало местного предпринимателя Кирилла Гуреева в связи с нарушением части 1 статьи 18 закона «О рекламе».

Новая альтернатива — во всем виноват пользователь

Однако Правительство пошло далее вопреки интересам защиты рядового пользователя. В новых «Правилах оказания телематических услуг связи» фактически исключена необходимость долгих поисков спамеров или возложения на провайдеров обязанности фильтрации трафика. Как часто у нас водится, решено, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», поэтому в новых Правилах в обязанности абонента и пользователя включено воспрепятствование распространению спама с его абонентского терминала (пп. «е» п.28, пп. «г» п.30 Правил«). Что ни говори, сложно назвать такое решение прогрессивным. Вероятнее всего, этим обстоятельством воспользуются провайдеры для приостановления оказания услуг абонентам, «провинившимся» в распространении спама со своих зараженных абонентских устройств.

И это не последний недостаток новеллы. Возвращаясь к определению спама, данному в начале статьи, заметим ряд его существенных ограничений по сравнению с обыденным пониманием данного термина.

  • Во-первых, спамом будет считаться сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц. Соответственно, если сообщение индивидуализировано — это уже не спам.
  • Во-вторых, такое сообщение не должно позволять определить его отправителя, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя. Следовательно, любые сообщения, позволяющие достоверно определить отправителя, спамом не являются. Безусловно, во втором случае остается ответственность за рассылку рекламных сообщений без получения предварительного согласия адресата в соответствии с вышеприведенными нормами ФЗ «О рекламе» и Кодекса об административных правонарушениях. Однако они касаются только рекламных сообщений.

Думается, что такие меры не принесут ожидаемого результата по снижению уровня спама в сети, и остается только надеяться, что в правовом регулировании вопроса противодействия распространению спама в ближайшее время будут предприняты новые эффективные шаги.


Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Гость
    больше года назад
    to Nastya

    Статья будем хороша только когда будет сравнение с кем-то или чемто. В данной статье я ничего неувидел нового, хотя могли к примеру написать/рассказать какими методами пользуються например за бугром. Cya imho моё мнение.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Анастасия Гутникова
    373
    комментария
    0
    читателей
    Анастасия Гутникова
    больше года назад
    2 sladom
    Ну знаете ли, повадились к нам за палеными темами ходить:) Чтобы жизнь малиной не казалась, иногда подкармливаем дорогих читателей литературой академического характера :)

    2 BlackSapphire
    Спасибо, Ваше мнение уважаем. Действительно, нет предела совершенству и можно было много чего еще дописать, даже к "Войне и миру" :) Но все-таки элемент сравнения есть в статье - до принятия новых Правил... и после.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Ярослав Домбровский
    834
    комментария
    0
    читателей
    Ярослав Домбровский
    больше года назад

    Смеюсь.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    бред -.-;;
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    О спаме можно говорить много и горячо, но проблема заспамливания никогда не решиться, имхо
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    Статья ни о чём! Нахрена только вешать было.. ?!?
    -
    0
    +
    Ответить
  • Ярослав Домбровский
    834
    комментария
    0
    читателей
    Ярослав Домбровский
    больше года назад
    Как это, на СЕ есть такое правило - "обсуждение спама карается варнингами и баном" :)
    -
    0
    +
    Ответить
  • Анастасия Гутникова
    373
    комментария
    0
    читателей
    Анастасия Гутникова
    больше года назад

    Хорошо, для Вас ни о чем. Кому-то будет интересно для расширения кругозора. А что про спам можно написать, чтобы было больше о чем?
    -
    0
    +
    Ответить
  • Ярослав Домбровский
    834
    комментария
    0
    читателей
    Ярослав Домбровский
    больше года назад
    Настя, понимаешь - "тему не спалили" =) Поэтому незачет.
    Вот если бы вы про xss рассказали, да еще и базы выложили, да свежие базы каталогов/гэстов/форумов/емайлов - то цеными бы статье не было. А так то фи =)
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как продвинуть сайт производителя мебели на заказ в Москве
Иван Стороженко
16
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Иван Стороженко - Примерный бюджет 150 000 руб.
Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - 1) Ingate 2) Ашманов 3) Кокос 4) Russian Promo 5) Netpeak
«Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
Александр Кравцов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Кравцов - Всем привет Вот ещё пациент www.gdebar.ru Под фильтром с 20 декабря, прошёл месяц, сегодня обновилось, что можете нажать сново проверить сайт и ждать 59 дней.Может кто сталкивался и сможет как то подсказать? Аудитом например или ещё как то проверить, что стоит подправить,скайп мой icejhell. Готов так же к совместному общению по решению проблемы. Всем успехов )
Второе дыхание ссылочного продвижения
Rookee.ru
24
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rookee.ru - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
Исследование: влияние smart-ссылок на продвижение по СЧ-запросам
Анатолий Шевчик
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Анатолий Шевчик - +1097988
Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
Иван Стороженко
16
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
Западные специалисты выяснили, как повысить позиции ресурса в выдаче Google
Максим Мирошник
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Максим Мирошник -
Контекст под SEO. Как поисковая реклама помогает позициям в органической выдаче
Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
22
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Боже мой, неужели SEO-маги вернулись??? Открыть в роботс utm-метки для индексации и наплодить дублей...что? А расчеты в конце статьи про бюджет на SEO и контекст...откуда эти пропорции? Как по мне, SEO-магия вне Хогвартс. Спасибо, развеселили!
«Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
Александр Алаев
13
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
Как бесплатно публиковать гостевые посты без миралинкс и бирж ссылок
Liliya
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Liliya - Лично для меня черный гостевой постинг со всеми этими биржами ссылок (таких как www.miralinks.ru и sponsoredreviews.com... ) давно уже в прошлом. Белый постинг имеет на много больше преимуществ, перечислять их конечно же не буду... А вообще, хотела поблагодарить за Ваш онлайн-калькулятор, действительно ускорил мне работу, а еще он удобный и быстрый в использовании.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
317
Комментариев
262
Комментариев
232
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
85
Комментариев
80
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55
Комментариев
54
Комментариев
52

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!