×
Россия +7 (495) 139-20-33

Мышление вслух: офлайн-тест, который поможет выявить проблемы с юзабилити

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 7165

В англоязычном интернете термин Thinking Aloud применительно к тестированию сайтов существует уже почти 20 лет. В русском — пока еще даже нет его устоявшегося перевода.

Что ж, возьмем на себя роль популяризаторов методики и расскажем, как этот достаточно простой способ тестирования помогает разобраться с тем, что с вашим сайтом не так, и понять, что делать дальше.

Мышление вслух (Thinking Aloud) — это методика тестирования сайта, когда респондент выполняет поставленную задачу и при этом комментирует все свои действия вслух, объясняя, что именно и почему он делает.

Особенности мышления вслух

Когда человек одновременно выполняет задачу и комментирует свои действия — он не успевает предварительно обдумать, о чем говорит. А значит мы можем отследить практически 100% недочетов. Даже те, о которых в письменном отчете респондент бы никогда не сообщил, и те, на которые он просто не обратил внимания.

  • Респондент комментирует выполнение задачи, вдруг останавливается и замолкает на секунду. Что-то ему помешало, что-то заставило остановиться и задуматься, что-то пошло не так, как нужно, — он не фиксирует момент и продолжает выполнять задачу, а мы можем сразу выделить узкое место.
  • Респондент не может выполнить какое-то простое действие — но написать об этом в отчете и признаться, что не увидел какую-то кнопку, он зачастую постесняется. В ходе же нашего теста мы сразу видим, в чем заключается ошибка.
  • Непрерывное комментирование в ходе выполнения задачи помогает понять, как именно мыслят реальные посетители, которые приходят на ваш сайт для решения каких-то своих задач. И часто это становится сюрпризом — пользователи думают совсем не так, как вы хотели и планировали изначально.

По сути, мышление вслух объединяет в себе возможности интервью и полноценного юзабилити-тестирования.

Офлайн или онлайн?

Мышление вслух — это исследование, которое нужно проводить именно офлайн, вживую.

  1. Вы точно уверены, что респондент видит ваш сайт и выполняет задание в первый раз — без предварительной подготовки.
  2. Вы сразу можете фиксировать основные ошибки, о которых он прямо сообщает или невербально сигнализирует.
  3. Вы можете наблюдать за мимикой и отслеживать реакцию человека на выполнение тех или иных действий.

В рамках онлайн-исследований с записью голоса и картинки с экрана этого добиться намного сложнее.

По своей информативности среди всех видов исследований сайта, которые можно провести онлайн, к мышлению вслух ближе всего полноценные юзабилити-тесты, которые позволяют получить тот же объем информации для анализа от респондентов, но уже в виде письменного отчета.

юзабилити-тестирования.png

Невозможность отследить мимику и другие невербальные сигналы компенсируется возможностью привлекать большее количество респондентов в рамках бюджета, чем при проведении живых исследований.

Преимущества и недостатки методики

Преимущества и недостатки методики.jpg

Среди плюсов методики:

  • Высокое качество информации: респонденты дают реальный отчет о реальных действиях, вы можете сопоставить их слова с поведением и сделать достоверные выводы об ошибках и недочетах.
  • Низкая стоимость: особенно в сравнении с другими офлайн-исследованиями вроде фокус-групп или айтрекинга. Для исследования не нужно привлекать сторонних специалистов или использовать сложное оборудование.
  • Гибкость: мы можем проверять и тестировать методом мышления вслух что угодно, начиная с полноценных пользовательских сценариев и заканчивая привлекательностью и эффективностью отдельных элементов страницы или интерфейса.
  • Репрезентативность: даже 5–10 респондентов дадут по итогам исследования достаточно материала для анализа, выделения и классификации ошибок и недочетов.
  • Наглядность: многие недочеты и ошибки становятся видны буквально сразу, как только респондент приступает к решению задачи и начинает комментировать свои действия.

Естественно, есть и недостатки, однако на фоне преимуществ они выглядят скорее небольшими ограничениями:

  • Нетипичная модель поведения для респондента: в обычной жизни мы не комментируем свои действия во время просмотра сайта, поэтому в ходе исследования респондент может испытывать дискомфорт.
  • Большой объем полученной информации: одновременно нужно отслеживать действия пользователя, ассоциировать их с комментариями и попытаться выделить моменты, в которых он испытывает трудности. Исходной информации достаточно много, что усложняет обработку результатов.
  • Дороже, чем проведение онлайн-тестов. Хотя стоимость исследования относительно других живых тестов невысока, по сравнению с онлайн-исследованиями цена сбора информации по-прежнему является достаточно большой.

Как провести исследование

Как провести исследование.jpg

План проведения исследования предельно прост:

  1. Найти респондента: желательно, чтобы он относился к вашей целевой аудитории.
  2. Описать задачу: «Зайдите на сайт, найдите в каталоге и купите ноутбук Apple MacBook Air 13" (MMGF2), непрерывно комментируйте свои действия по ходу», — к примеру.
  3. Молчать, слушать и анализировать.
  4. Повторить еще с 4–9 респондентами.

Можно вести запись экрана и комментариев пользователя, но нельзя помогать ему и задавать наводящие вопросы. Даже если пользователь выполняет задачу очень быстро или, наоборот, не понимает, как ее выполнить.

Кажется, что все это очень коротко и просто. Но Якоб Нильсен — автор термина и первый, кто начал говорить о методике мышления вслух — описал процесс проведения исследования еще лаконичнее.

Якоб Нильсен.png

Анализ полученных результатов

По итогам исследования у нас остается 5–10 записей, проанализировав которые, можно выделить ошибки, недочеты и пути их устранения. Выделить их можно по двум разным признакам.

  1. Когда пользователь говорит о проблеме, сложности или затруднении прямо: «Я не вижу форму поиска, не могу найти нужный товар, не добавляется в корзину» — вариантов масса.
  2. Когда респондент сигнализирует о проблеме невербально: неожиданно замолкает или задумывается — это говорит о том, что он испытывает проблемы, но по каким-то внутренним причинам не может, не хочет или не готов о них говорить. То же самое относится и к мимике, которая может часто сказать гораздо больше об ощущениях и реальных впечатлениях человека, чем слова.

Других вариантов нет. И как только вы составите список комментариев об ошибках, а также список тех моментов, на которых споткнулись пользователи — вы получите готовый чек-лист того, что нужно исправить на сайте, чтобы сделать его удобнее.

Не нужно расшифровывать записи, не нужно обсуждать их с руководством или в фокус-группах — достаточно провести простой анализ, который займет относительно немного времени, и вы получите достоверную информацию.

Общие выводы и рекомендации

  • Мышление вслух — это простая и рабочая методика для исследования сайта, которая не требует специальных знаний или оборудования для проведения.
  • Тестирование может проводиться в обычных офисных условиях. Вместе с обработкой результатов исследование займет не более 2–3 рабочих дней.
  • Мышление вслух позволяет получить достоверную информацию про юзабилити проекта и удобство отдельных элементов интерфейса.

Часто исследования воспринимаются как что-то сложное. Мы показали, что это не так. Мышление вслух — достаточно простой тест, который тем не менее даст вам релевантную и достоверную информацию. Ваша задача — использовать ее для улучшения юзабилити проекта.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Константин Лапшин
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Константин Лапшин
    больше года назад
    Ничего нового в этой технологии для России нет. Есть отечественные сервисы, которые давным-давно дают такие возможности. К примеру, я свой магазин тестировал уже больше года назад на www.userpoint.ru
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как выбрать CMS для интернет-магазина
Колян Гусляков
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Колян Гусляков - Если же у вас не получилось решить данную проблему, предлагаю воспользоваться авторской сборкой от neoseo. neoseo.ru/internet-magazin-seo-magazin-model. Они предоставляют дополнительные модули для работы и взаимодействия с вашим сайтом, современный дизайн, качественную оптимизацию и продвижение. Советую попробовать, не пожалеете.
«Юзабилити-лаборатория»: оставляйте заявку на участие!
Анна Макарова
378
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Антон, добрый день! Ваш сайт не попал в основную выборку для юзабилити-анализа, но эксперты постараются сделать по вашему сайту видеоразбор (ю-ревью). Будем держать вас в курсе )
Тест по SEO – проверь свой уровень знаний
Артем Дорофеев
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Артем Дорофеев - Полный текст вопроса со скриншотом панели прикладываю. Итого, что имеем: - на скриншоте отмечено, что это фильтр МПК - сайт коммерческий - рекламы на сайте нет С вероятностью 95% это ошибка (которая уже дважды случалась в Яндексе), когда они случайно "закосили" неповинные сайты. Тогда по запросу Платону фильтр быстренько снимали. Но вопрос даже не на знание этого нюанса. В любой непонятной ситуации, прежде чем что-либо предпринимать (особенно переписывать весь контент на сайте или менять дизайн, как указано в других вариантах) - фильтр следует подтвердить. Правильный ответ: "Написать письмо в техподдержку Яндекса".
Выбираем CMS для сайта с точки зрения SEO: базовые требования
SEO.RU
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
SEO.RU - Спасибо за замечание, действительно была допущена неточность - возможно информация была не так давно обновилась. Данные в статье поправим на актуальные.
Автоматические SEO-аудиты: как напугать некорректными выводами
Trydogolik
25
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Trydogolik - спасибо
Зачем подменять контент на сайте: разбираем инструмент и развенчиваем мифы
Trydogolik
25
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Trydogolik - К мифу 1 добавлю Google optimize optimize.google.com Удобен для сотрудников со спец. знаниями и без них. Подмена контента настраивается за счет многих вариантов страниц и условий настроек распределения трафика. Варианты страниц можно легко создать копипастом. На мой взгляд удобно и бесплатно. Тот же Calibri и программисты в любом случае, пусть не за это, но где-то берут свою комиссию. (чисто мое мнение). В качестве цены отдаешь такой ресурс как личное время и копейки за внесение двух первоначальных изменений в html шаблон страниц. Но если ваша digital-кампания имеет совесть то оплата максимум час, а то и бесплатно. Интернет-маркетолог сам должен уметь это делать. Все просто + подробную инструкцию прилагают на языке пользователя. + за поддомены платить не надо, они вообще не нужны. + взаимодействие с: - Google Ads; - Google Tag; - Google Analytics просто прекрасно отслеживается по всем вариантам параллельно. Это помогает до деталей нарисовать профиль ЦА по любому "кредиту - отдельно на машину и отдельно на бизнес". Что с аналитикой у Calibri на этот счет? Сам с Calibri не разу не работал, всегда работаю с первоисточником. + к мифу 3 в том что это и есть детище поисковой системы и рекламного инструмента. Яша тоже спокоен будет так как сам везде навязывает Турбо-страницы (считаю их не удобными).- Как "-" (минус) вижу то, что может повлиять на скорость загрузки сайта. Но если у вас не конструктор, а темболее Landing Page, то о скорости можно не волноваться. Но это чисто мое мнение. В остальном согласен с автором.
Монетизируйте свой сайт вместе с VIZTROM
VIZTROM
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
VIZTROM - Добрый день! Так как мы сейчас работаем в приватном режиме, Вы врятли можете объективно оценить нашу рекламную площадку. У нас будет официальный запуск 3 марта для вебмастеров. Приглашаем Вас присоединиться к нам и лично посмотреть наш функционал.
100+ ресурсов по SEO для изучения поисковой оптимизации с нуля
Марина Ибушева
59
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Спасибо за добавление. Мы уже работаем над отдельным материалом про курсы, потому что одной статьи мало, чтобы охватить все крутое по обучению)
7 способов увеличить авторитетность сайта «в глазах» поисковых систем
Grigo5
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Grigo5 - Понятно.
Digital-marketing: как выжить в кризис. Опыт реальной компании
Анна Владимировна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Анна Владимировна - К большому сожалению, Иван Папусь прав, часто вот такие вот специалисты в кавычках и занижают стоимость услуг, при этом ни о каком качестве услуги речи и идти не может!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
378
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
111
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
89
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!