Мышление вслух: офлайн-тест, который поможет выявить проблемы с юзабилити

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
1 4943

В англоязычном интернете термин Thinking Aloud применительно к тестированию сайтов существует уже почти 20 лет. В русском — пока еще даже нет его устоявшегося перевода.

Что ж, возьмем на себя роль популяризаторов методики и расскажем, как этот достаточно простой способ тестирования помогает разобраться с тем, что с вашим сайтом не так, и понять, что делать дальше.

Мышление вслух (Thinking Aloud) — это методика тестирования сайта, когда респондент выполняет поставленную задачу и при этом комментирует все свои действия вслух, объясняя, что именно и почему он делает.

Особенности мышления вслух

Когда человек одновременно выполняет задачу и комментирует свои действия — он не успевает предварительно обдумать, о чем говорит. А значит мы можем отследить практически 100% недочетов. Даже те, о которых в письменном отчете респондент бы никогда не сообщил, и те, на которые он просто не обратил внимания.

  • Респондент комментирует выполнение задачи, вдруг останавливается и замолкает на секунду. Что-то ему помешало, что-то заставило остановиться и задуматься, что-то пошло не так, как нужно, — он не фиксирует момент и продолжает выполнять задачу, а мы можем сразу выделить узкое место.
  • Респондент не может выполнить какое-то простое действие — но написать об этом в отчете и признаться, что не увидел какую-то кнопку, он зачастую постесняется. В ходе же нашего теста мы сразу видим, в чем заключается ошибка.
  • Непрерывное комментирование в ходе выполнения задачи помогает понять, как именно мыслят реальные посетители, которые приходят на ваш сайт для решения каких-то своих задач. И часто это становится сюрпризом — пользователи думают совсем не так, как вы хотели и планировали изначально.

По сути, мышление вслух объединяет в себе возможности интервью и полноценного юзабилити-тестирования.

Офлайн или онлайн?

Мышление вслух — это исследование, которое нужно проводить именно офлайн, вживую.

  1. Вы точно уверены, что респондент видит ваш сайт и выполняет задание в первый раз — без предварительной подготовки.
  2. Вы сразу можете фиксировать основные ошибки, о которых он прямо сообщает или невербально сигнализирует.
  3. Вы можете наблюдать за мимикой и отслеживать реакцию человека на выполнение тех или иных действий.

В рамках онлайн-исследований с записью голоса и картинки с экрана этого добиться намного сложнее.

По своей информативности среди всех видов исследований сайта, которые можно провести онлайн, к мышлению вслух ближе всего полноценные юзабилити-тесты, которые позволяют получить тот же объем информации для анализа от респондентов, но уже в виде письменного отчета.

юзабилити-тестирования.png

Невозможность отследить мимику и другие невербальные сигналы компенсируется возможностью привлекать большее количество респондентов в рамках бюджета, чем при проведении живых исследований.

Преимущества и недостатки методики

Преимущества и недостатки методики.jpg

Среди плюсов методики:

  • Высокое качество информации: респонденты дают реальный отчет о реальных действиях, вы можете сопоставить их слова с поведением и сделать достоверные выводы об ошибках и недочетах.
  • Низкая стоимость: особенно в сравнении с другими офлайн-исследованиями вроде фокус-групп или айтрекинга. Для исследования не нужно привлекать сторонних специалистов или использовать сложное оборудование.
  • Гибкость: мы можем проверять и тестировать методом мышления вслух что угодно, начиная с полноценных пользовательских сценариев и заканчивая привлекательностью и эффективностью отдельных элементов страницы или интерфейса.
  • Репрезентативность: даже 5–10 респондентов дадут по итогам исследования достаточно материала для анализа, выделения и классификации ошибок и недочетов.
  • Наглядность: многие недочеты и ошибки становятся видны буквально сразу, как только респондент приступает к решению задачи и начинает комментировать свои действия.

Естественно, есть и недостатки, однако на фоне преимуществ они выглядят скорее небольшими ограничениями:

  • Нетипичная модель поведения для респондента: в обычной жизни мы не комментируем свои действия во время просмотра сайта, поэтому в ходе исследования респондент может испытывать дискомфорт.
  • Большой объем полученной информации: одновременно нужно отслеживать действия пользователя, ассоциировать их с комментариями и попытаться выделить моменты, в которых он испытывает трудности. Исходной информации достаточно много, что усложняет обработку результатов.
  • Дороже, чем проведение онлайн-тестов. Хотя стоимость исследования относительно других живых тестов невысока, по сравнению с онлайн-исследованиями цена сбора информации по-прежнему является достаточно большой.

Как провести исследование

Как провести исследование.jpg

План проведения исследования предельно прост:

  1. Найти респондента: желательно, чтобы он относился к вашей целевой аудитории.
  2. Описать задачу: «Зайдите на сайт, найдите в каталоге и купите ноутбук Apple MacBook Air 13" (MMGF2), непрерывно комментируйте свои действия по ходу», — к примеру.
  3. Молчать, слушать и анализировать.
  4. Повторить еще с 4–9 респондентами.

Можно вести запись экрана и комментариев пользователя, но нельзя помогать ему и задавать наводящие вопросы. Даже если пользователь выполняет задачу очень быстро или, наоборот, не понимает, как ее выполнить.

Кажется, что все это очень коротко и просто. Но Якоб Нильсен — автор термина и первый, кто начал говорить о методике мышления вслух — описал процесс проведения исследования еще лаконичнее.

Якоб Нильсен.png

Анализ полученных результатов

По итогам исследования у нас остается 5–10 записей, проанализировав которые, можно выделить ошибки, недочеты и пути их устранения. Выделить их можно по двум разным признакам.

  1. Когда пользователь говорит о проблеме, сложности или затруднении прямо: «Я не вижу форму поиска, не могу найти нужный товар, не добавляется в корзину» — вариантов масса.
  2. Когда респондент сигнализирует о проблеме невербально: неожиданно замолкает или задумывается — это говорит о том, что он испытывает проблемы, но по каким-то внутренним причинам не может, не хочет или не готов о них говорить. То же самое относится и к мимике, которая может часто сказать гораздо больше об ощущениях и реальных впечатлениях человека, чем слова.

Других вариантов нет. И как только вы составите список комментариев об ошибках, а также список тех моментов, на которых споткнулись пользователи — вы получите готовый чек-лист того, что нужно исправить на сайте, чтобы сделать его удобнее.

Не нужно расшифровывать записи, не нужно обсуждать их с руководством или в фокус-группах — достаточно провести простой анализ, который займет относительно немного времени, и вы получите достоверную информацию.

Общие выводы и рекомендации

  • Мышление вслух — это простая и рабочая методика для исследования сайта, которая не требует специальных знаний или оборудования для проведения.
  • Тестирование может проводиться в обычных офисных условиях. Вместе с обработкой результатов исследование займет не более 2–3 рабочих дней.
  • Мышление вслух позволяет получить достоверную информацию про юзабилити проекта и удобство отдельных элементов интерфейса.

Часто исследования воспринимаются как что-то сложное. Мы показали, что это не так. Мышление вслух — достаточно простой тест, который тем не менее даст вам релевантную и достоверную информацию. Ваша задача — использовать ее для улучшения юзабилити проекта.

Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Константин Лапшин
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Константин Лапшин
    6 месяцев назад
    Ничего нового в этой технологии для России нет. Есть отечественные сервисы, которые давным-давно дают такие возможности. К примеру, я свой магазин тестировал уже больше года назад на www.userpoint.ru
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Тест: Кто как пробежал, или Итоги клиентского рейтинга SEOnews 2018
Анна Макарова
335
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Друзья, спасибо всем за участие! Мы определили победителей. Кто ими стал - вы найдете по ссылке: www.seonews.ru/events/darim-knigi-ot-mif-pobediteli-opredeleny/ Если вы стали одним из победителей, обязательно свяжитесь с нами по указанной в новости (по ссылке выше) почте. Всем хороших выходных! =)
32 инструмента в помощь SEO-специалисту
luthorscorploanfirm
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
luthorscorploanfirm - Я - г-н Марк Джо из корпорации corp, мы являемся законной, зарегистрированной и гарантированной кредитной компанией, мы предоставляем 3% -ые кредиты частным лицам, компаниям, государственным учреждениям и деловым организациям и людям всех родов. Свободные кредиты - это решение всех ваших финансовых проблем. свяжитесь с нами по электронной почте: mjoe0123@gmail.com
Комплексный аудит интернет-магазина от «Ашманов и партнеры». Часть 1
Александр Сова
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Сова - А вот и сеошники подъехали, покидать на вентилятор :D
SEO глазами клиентов 2018
Анна Макарова
335
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Дмитрий, во-первых, это старая песня уже всем порядком надоела. Мы не устаем объяснять, что для всех участников рейтинга условия равные. Мы общаемся клиентами агентств, именно они оценивают своего подрядчика. Во-вторых, надеюсь, вы помните, что за клевету вас могут привлечь к ответственности.
Не очень удачный кейс продвижения сайта по услуге «Трезвый водитель» в Москве
Кирилл Щербаков
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Кирилл Щербаков - "даже пришлось подключить отслеживание звонков с сайта" "Даже" - как будто это что-то нереальное
Два идеальных способа разориться на старте интернет-магазина
Стас
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Стас - Seonews в последнее время такую чушь несет! Где вы таких афторов находите? Статья ничего не стоит и несет чушь! Кто хоть немного понимает в этом так вам и скажет, и такие де комментаторы горе-сеошники, просто смешно читать, вы хоть модерируете ваши статьи или просто для воды на сайте?! Бред сивой кобылы эта статья до самой последней точки!!!
Эксперимент: как уникальность контента влияет на продвижение сайта
Ilia Nazmutdinov
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Ilia Nazmutdinov - Кстати, ПФ не работают на нулевом трафике. Пока на сайт не льются тысячи показов по одним и тем же запросам влияние оказывает ток ссылочное\внешнее и внутреннее\ и внутренняя оптимизация.
Яндекс перестал индексировать сайты, созданные на Wix
Константин Даткунас
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Константин Даткунас - Было бы интересно посмотреть саму выборку из 10 000 и методику анализа.
Расчет трафика из поисковых систем по брендовым и небрендовым запросам
Дарья Калинская
238
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - А вот и статья :) www.seonews.ru/analytics/raschet-trafika-po-nebrendovym-zaprosam-pri-pomoshchi-r/
Как мы разработали и вывели в ТОП сайт курсов рисования
Иван Стороженко
25
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Иван Стороженко - Добрый день. 1)Чаще всего основная проблема заключается, в согласовании с клиентом добавляемого контента и то как он будет отображаться. На данном сайте фото и услуги конечно предоставлял клиент, все остальное уже делали мы. 2)Да в принципе, когда есть команда и понимание, что нужно делать, все идет быстро (опять же основная заминка идет на согласовании с клиентом) 3)Смысла делать новый в данном случает нет. В принципе доделывался полноценный сайт. 4)Когда клиент уже не предоставляет информацию, приходится искать у конкурентов (например с других стран или регионов). Но чаще всего клиент, хоть что-то "подкидывает".
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
335
Комментариев
262
Комментариев
238
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
87
Комментариев
80
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
56
Комментариев
55
Комментариев
54

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!