×
Россия +7 (495) 139-20-33

Мышление вслух: офлайн-тест, который поможет выявить проблемы с юзабилити

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 8245

В англоязычном интернете термин Thinking Aloud применительно к тестированию сайтов существует уже почти 20 лет. В русском — пока еще даже нет его устоявшегося перевода.

Что ж, возьмем на себя роль популяризаторов методики и расскажем, как этот достаточно простой способ тестирования помогает разобраться с тем, что с вашим сайтом не так, и понять, что делать дальше.

Мышление вслух (Thinking Aloud) — это методика тестирования сайта, когда респондент выполняет поставленную задачу и при этом комментирует все свои действия вслух, объясняя, что именно и почему он делает.

Особенности мышления вслух

Когда человек одновременно выполняет задачу и комментирует свои действия — он не успевает предварительно обдумать, о чем говорит. А значит мы можем отследить практически 100% недочетов. Даже те, о которых в письменном отчете респондент бы никогда не сообщил, и те, на которые он просто не обратил внимания.

  • Респондент комментирует выполнение задачи, вдруг останавливается и замолкает на секунду. Что-то ему помешало, что-то заставило остановиться и задуматься, что-то пошло не так, как нужно, — он не фиксирует момент и продолжает выполнять задачу, а мы можем сразу выделить узкое место.
  • Респондент не может выполнить какое-то простое действие — но написать об этом в отчете и признаться, что не увидел какую-то кнопку, он зачастую постесняется. В ходе же нашего теста мы сразу видим, в чем заключается ошибка.
  • Непрерывное комментирование в ходе выполнения задачи помогает понять, как именно мыслят реальные посетители, которые приходят на ваш сайт для решения каких-то своих задач. И часто это становится сюрпризом — пользователи думают совсем не так, как вы хотели и планировали изначально.

По сути, мышление вслух объединяет в себе возможности интервью и полноценного юзабилити-тестирования.

Офлайн или онлайн?

Мышление вслух — это исследование, которое нужно проводить именно офлайн, вживую.

  1. Вы точно уверены, что респондент видит ваш сайт и выполняет задание в первый раз — без предварительной подготовки.
  2. Вы сразу можете фиксировать основные ошибки, о которых он прямо сообщает или невербально сигнализирует.
  3. Вы можете наблюдать за мимикой и отслеживать реакцию человека на выполнение тех или иных действий.

В рамках онлайн-исследований с записью голоса и картинки с экрана этого добиться намного сложнее.

По своей информативности среди всех видов исследований сайта, которые можно провести онлайн, к мышлению вслух ближе всего полноценные юзабилити-тесты, которые позволяют получить тот же объем информации для анализа от респондентов, но уже в виде письменного отчета.

юзабилити-тестирования.png

Невозможность отследить мимику и другие невербальные сигналы компенсируется возможностью привлекать большее количество респондентов в рамках бюджета, чем при проведении живых исследований.

Преимущества и недостатки методики

Преимущества и недостатки методики.jpg

Среди плюсов методики:

  • Высокое качество информации: респонденты дают реальный отчет о реальных действиях, вы можете сопоставить их слова с поведением и сделать достоверные выводы об ошибках и недочетах.
  • Низкая стоимость: особенно в сравнении с другими офлайн-исследованиями вроде фокус-групп или айтрекинга. Для исследования не нужно привлекать сторонних специалистов или использовать сложное оборудование.
  • Гибкость: мы можем проверять и тестировать методом мышления вслух что угодно, начиная с полноценных пользовательских сценариев и заканчивая привлекательностью и эффективностью отдельных элементов страницы или интерфейса.
  • Репрезентативность: даже 5–10 респондентов дадут по итогам исследования достаточно материала для анализа, выделения и классификации ошибок и недочетов.
  • Наглядность: многие недочеты и ошибки становятся видны буквально сразу, как только респондент приступает к решению задачи и начинает комментировать свои действия.

Естественно, есть и недостатки, однако на фоне преимуществ они выглядят скорее небольшими ограничениями:

  • Нетипичная модель поведения для респондента: в обычной жизни мы не комментируем свои действия во время просмотра сайта, поэтому в ходе исследования респондент может испытывать дискомфорт.
  • Большой объем полученной информации: одновременно нужно отслеживать действия пользователя, ассоциировать их с комментариями и попытаться выделить моменты, в которых он испытывает трудности. Исходной информации достаточно много, что усложняет обработку результатов.
  • Дороже, чем проведение онлайн-тестов. Хотя стоимость исследования относительно других живых тестов невысока, по сравнению с онлайн-исследованиями цена сбора информации по-прежнему является достаточно большой.

Как провести исследование

Как провести исследование.jpg

План проведения исследования предельно прост:

  1. Найти респондента: желательно, чтобы он относился к вашей целевой аудитории.
  2. Описать задачу: «Зайдите на сайт, найдите в каталоге и купите ноутбук Apple MacBook Air 13" (MMGF2), непрерывно комментируйте свои действия по ходу», — к примеру.
  3. Молчать, слушать и анализировать.
  4. Повторить еще с 4–9 респондентами.

Можно вести запись экрана и комментариев пользователя, но нельзя помогать ему и задавать наводящие вопросы. Даже если пользователь выполняет задачу очень быстро или, наоборот, не понимает, как ее выполнить.

Кажется, что все это очень коротко и просто. Но Якоб Нильсен — автор термина и первый, кто начал говорить о методике мышления вслух — описал процесс проведения исследования еще лаконичнее.

Якоб Нильсен.png

Анализ полученных результатов

По итогам исследования у нас остается 5–10 записей, проанализировав которые, можно выделить ошибки, недочеты и пути их устранения. Выделить их можно по двум разным признакам.

  1. Когда пользователь говорит о проблеме, сложности или затруднении прямо: «Я не вижу форму поиска, не могу найти нужный товар, не добавляется в корзину» — вариантов масса.
  2. Когда респондент сигнализирует о проблеме невербально: неожиданно замолкает или задумывается — это говорит о том, что он испытывает проблемы, но по каким-то внутренним причинам не может, не хочет или не готов о них говорить. То же самое относится и к мимике, которая может часто сказать гораздо больше об ощущениях и реальных впечатлениях человека, чем слова.

Других вариантов нет. И как только вы составите список комментариев об ошибках, а также список тех моментов, на которых споткнулись пользователи — вы получите готовый чек-лист того, что нужно исправить на сайте, чтобы сделать его удобнее.

Не нужно расшифровывать записи, не нужно обсуждать их с руководством или в фокус-группах — достаточно провести простой анализ, который займет относительно немного времени, и вы получите достоверную информацию.

Общие выводы и рекомендации

  • Мышление вслух — это простая и рабочая методика для исследования сайта, которая не требует специальных знаний или оборудования для проведения.
  • Тестирование может проводиться в обычных офисных условиях. Вместе с обработкой результатов исследование займет не более 2–3 рабочих дней.
  • Мышление вслух позволяет получить достоверную информацию про юзабилити проекта и удобство отдельных элементов интерфейса.

Часто исследования воспринимаются как что-то сложное. Мы показали, что это не так. Мышление вслух — достаточно простой тест, который тем не менее даст вам релевантную и достоверную информацию. Ваша задача — использовать ее для улучшения юзабилити проекта.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Константин Лапшин
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Константин Лапшин
    больше года назад
    Ничего нового в этой технологии для России нет. Есть отечественные сервисы, которые давным-давно дают такие возможности. К примеру, я свой магазин тестировал уже больше года назад на www.userpoint.ru
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Алгоритм продвижения сайта через Pinterest
Виктор Гаврюков
29
комментариев
1
читатель
Полный профиль
Виктор Гаврюков - В самом вверху есть ссылка на мою группу в ВК, там где автор материала. Через группу и свяжитесь со мной_)
Ссылочный апдейт Google: что изменится для SEO-специалистов в рунете
Тимур
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Тимур - Понял, спасибо за информацию.
Как забрать 5 мест в выдаче из 10. Кейс-эксперимент
Виктор Гаврюков
29
комментариев
1
читатель
Полный профиль
Виктор Гаврюков - такое можно делать и с ВЧ_)
3 основные ошибки, которые допускают владельцы сайтов при продвижении
Виктор Гаврюков
29
комментариев
1
читатель
Полный профиль
Виктор Гаврюков - Не обращай внимания_) Если у тебя хороший ресурс, то ты будешь первоисточником, и все кто своровал, автоматически начнут на тебя ссылаться, точнее, так гугл будет считать_)
Как продвинуть сайт по коммерческим запросам в ТОП-10 с помощью ресурса Reddit
Denis Zar
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Denis Zar - пользовались услугами по продвижению на реддит от reddit-marketing.pro?
Как мы увеличили трафик из Яндекса более чем в 3 раза за неделю на сайте клиники. Кейс
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - У большинства сайтов произошел рост в Гугле в декабре и в марте Яндекса. Ваши шаманства тут не причём :)
Сравнительная статистика уровня жизни SEO-специалистов в семи странах, включая Россию
Рустам
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Рустам - Средняя температура по больнице, подсчет даже близко не отображает действительность, особенно учитывая разность цен и уровня зп в разных частях больших стран (США, Канада, Россия)
Зарабатываем с помощью текстов: как создать уникальный контент и монетизировать сайт
dotaidi
94
комментария
0
читателей
Полный профиль
dotaidi - Какой-то нейро-физиологический подход к теме создания контента: 1. " ..чтобы контент отвечал интересам аудитории, закрывал ее боли и потербности". Закрыть боль аудитории? Это как понимать, текст что должен выполнять функцию анестезии? Зачем падать в медицинские категории, это ведь профессиональный текст о SEO, а не триллер и не художественная литература, где метафоры уместны. 2. "Главное — чтобы процесс сбора информации вас увлекал и нравился, ведь эта работа требует усилий". Построение тезиса предполагает, что если работа не нравится, то и усилий она не требует. И вообще, упор в работе на главное значение "нравится" — очень спорное и тоже из области НЛП-игрушек. Стилистика статьи тоже желает более продуманного подхода к использованию словосочетаний специфической терминологии: "вы можеет создавать материалы в коллаборации с известными брендами, релевантными тематике вашего сайта". Бренд не может быть релевантным из-за того, что это целый комплекс явлений, собранный под некоторой узнаваемой семантической или графической символикой. Релевантность — качество, свидетельствующее о совпадении запроса(желания) и выдачи (полученной информации). Это нужно хотеть бренд, чтобы он стал релевантным. Аналогия и релевантность не синонимы. "прикладывайте усилия в сбор и обработку информации" и многие подобные обороты делают статью не просто нерелевантной, но просто безграмотной.
Как доработка структуры вывела сайт в ТОП-10 Google и увеличила трафик в 2 раза. Кейс Связной Трэвел
Дмитрий
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий - Вероятнее всего было обновление Google и позиции были снижены в связи с низкой скоростью загрузки страниц (так как доработке ведутся не только по SEO, но и в целом по функционалу сайта, появляются новые скрипты). В этот период в Google Search Console увеличилось количество страниц с низкой скоростью загрузки. Мы выявили несколько проблем, которые снижают скорость загрузки страниц и выдали рекомендации по их устранению. Пока данные рекомендации находятся в работе. Также был проведен анализ EAT факторов и проверка сайта на соответствие требованиям Google к YMYL сайта, выданы рекомендации по доработке данных факторов (ждем внедрения наших рекомендаций, поделимся потом результатами).
Рост ботных переходов на сайт: как интерпретировать и что делать
Mike
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Mike - как это проверить? что товары выводится именно на основе спроса, а не по заданным алгоритмам?
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
385
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
114
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
94
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
62
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!