Россия+7 (495) 960-65-87

Мышление вслух: офлайн-тест, который поможет выявить проблемы с юзабилити

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
1 5791

В англоязычном интернете термин Thinking Aloud применительно к тестированию сайтов существует уже почти 20 лет. В русском — пока еще даже нет его устоявшегося перевода.

Что ж, возьмем на себя роль популяризаторов методики и расскажем, как этот достаточно простой способ тестирования помогает разобраться с тем, что с вашим сайтом не так, и понять, что делать дальше.

Мышление вслух (Thinking Aloud) — это методика тестирования сайта, когда респондент выполняет поставленную задачу и при этом комментирует все свои действия вслух, объясняя, что именно и почему он делает.

Особенности мышления вслух

Когда человек одновременно выполняет задачу и комментирует свои действия — он не успевает предварительно обдумать, о чем говорит. А значит мы можем отследить практически 100% недочетов. Даже те, о которых в письменном отчете респондент бы никогда не сообщил, и те, на которые он просто не обратил внимания.

  • Респондент комментирует выполнение задачи, вдруг останавливается и замолкает на секунду. Что-то ему помешало, что-то заставило остановиться и задуматься, что-то пошло не так, как нужно, — он не фиксирует момент и продолжает выполнять задачу, а мы можем сразу выделить узкое место.
  • Респондент не может выполнить какое-то простое действие — но написать об этом в отчете и признаться, что не увидел какую-то кнопку, он зачастую постесняется. В ходе же нашего теста мы сразу видим, в чем заключается ошибка.
  • Непрерывное комментирование в ходе выполнения задачи помогает понять, как именно мыслят реальные посетители, которые приходят на ваш сайт для решения каких-то своих задач. И часто это становится сюрпризом — пользователи думают совсем не так, как вы хотели и планировали изначально.

По сути, мышление вслух объединяет в себе возможности интервью и полноценного юзабилити-тестирования.

Офлайн или онлайн?

Мышление вслух — это исследование, которое нужно проводить именно офлайн, вживую.

  1. Вы точно уверены, что респондент видит ваш сайт и выполняет задание в первый раз — без предварительной подготовки.
  2. Вы сразу можете фиксировать основные ошибки, о которых он прямо сообщает или невербально сигнализирует.
  3. Вы можете наблюдать за мимикой и отслеживать реакцию человека на выполнение тех или иных действий.

В рамках онлайн-исследований с записью голоса и картинки с экрана этого добиться намного сложнее.

По своей информативности среди всех видов исследований сайта, которые можно провести онлайн, к мышлению вслух ближе всего полноценные юзабилити-тесты, которые позволяют получить тот же объем информации для анализа от респондентов, но уже в виде письменного отчета.

юзабилити-тестирования.png

Невозможность отследить мимику и другие невербальные сигналы компенсируется возможностью привлекать большее количество респондентов в рамках бюджета, чем при проведении живых исследований.

Преимущества и недостатки методики

Преимущества и недостатки методики.jpg

Среди плюсов методики:

  • Высокое качество информации: респонденты дают реальный отчет о реальных действиях, вы можете сопоставить их слова с поведением и сделать достоверные выводы об ошибках и недочетах.
  • Низкая стоимость: особенно в сравнении с другими офлайн-исследованиями вроде фокус-групп или айтрекинга. Для исследования не нужно привлекать сторонних специалистов или использовать сложное оборудование.
  • Гибкость: мы можем проверять и тестировать методом мышления вслух что угодно, начиная с полноценных пользовательских сценариев и заканчивая привлекательностью и эффективностью отдельных элементов страницы или интерфейса.
  • Репрезентативность: даже 5–10 респондентов дадут по итогам исследования достаточно материала для анализа, выделения и классификации ошибок и недочетов.
  • Наглядность: многие недочеты и ошибки становятся видны буквально сразу, как только респондент приступает к решению задачи и начинает комментировать свои действия.

Естественно, есть и недостатки, однако на фоне преимуществ они выглядят скорее небольшими ограничениями:

  • Нетипичная модель поведения для респондента: в обычной жизни мы не комментируем свои действия во время просмотра сайта, поэтому в ходе исследования респондент может испытывать дискомфорт.
  • Большой объем полученной информации: одновременно нужно отслеживать действия пользователя, ассоциировать их с комментариями и попытаться выделить моменты, в которых он испытывает трудности. Исходной информации достаточно много, что усложняет обработку результатов.
  • Дороже, чем проведение онлайн-тестов. Хотя стоимость исследования относительно других живых тестов невысока, по сравнению с онлайн-исследованиями цена сбора информации по-прежнему является достаточно большой.

Как провести исследование

Как провести исследование.jpg

План проведения исследования предельно прост:

  1. Найти респондента: желательно, чтобы он относился к вашей целевой аудитории.
  2. Описать задачу: «Зайдите на сайт, найдите в каталоге и купите ноутбук Apple MacBook Air 13" (MMGF2), непрерывно комментируйте свои действия по ходу», — к примеру.
  3. Молчать, слушать и анализировать.
  4. Повторить еще с 4–9 респондентами.

Можно вести запись экрана и комментариев пользователя, но нельзя помогать ему и задавать наводящие вопросы. Даже если пользователь выполняет задачу очень быстро или, наоборот, не понимает, как ее выполнить.

Кажется, что все это очень коротко и просто. Но Якоб Нильсен — автор термина и первый, кто начал говорить о методике мышления вслух — описал процесс проведения исследования еще лаконичнее.

Якоб Нильсен.png

Анализ полученных результатов

По итогам исследования у нас остается 5–10 записей, проанализировав которые, можно выделить ошибки, недочеты и пути их устранения. Выделить их можно по двум разным признакам.

  1. Когда пользователь говорит о проблеме, сложности или затруднении прямо: «Я не вижу форму поиска, не могу найти нужный товар, не добавляется в корзину» — вариантов масса.
  2. Когда респондент сигнализирует о проблеме невербально: неожиданно замолкает или задумывается — это говорит о том, что он испытывает проблемы, но по каким-то внутренним причинам не может, не хочет или не готов о них говорить. То же самое относится и к мимике, которая может часто сказать гораздо больше об ощущениях и реальных впечатлениях человека, чем слова.

Других вариантов нет. И как только вы составите список комментариев об ошибках, а также список тех моментов, на которых споткнулись пользователи — вы получите готовый чек-лист того, что нужно исправить на сайте, чтобы сделать его удобнее.

Не нужно расшифровывать записи, не нужно обсуждать их с руководством или в фокус-группах — достаточно провести простой анализ, который займет относительно немного времени, и вы получите достоверную информацию.

Общие выводы и рекомендации

  • Мышление вслух — это простая и рабочая методика для исследования сайта, которая не требует специальных знаний или оборудования для проведения.
  • Тестирование может проводиться в обычных офисных условиях. Вместе с обработкой результатов исследование займет не более 2–3 рабочих дней.
  • Мышление вслух позволяет получить достоверную информацию про юзабилити проекта и удобство отдельных элементов интерфейса.

Часто исследования воспринимаются как что-то сложное. Мы показали, что это не так. Мышление вслух — достаточно простой тест, который тем не менее даст вам релевантную и достоверную информацию. Ваша задача — использовать ее для улучшения юзабилити проекта.

(Нет голосов)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Константин Лапшин
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Константин Лапшин
    больше года назад
    Ничего нового в этой технологии для России нет. Есть отечественные сервисы, которые давным-давно дают такие возможности. К примеру, я свой магазин тестировал уже больше года назад на www.userpoint.ru
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Сколько ссылок помогут продвинуть молодой сайт
Павел Андрейчук
38
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Андрейчук - Дело в том, что вряд ли в ваших платных "качественных" кейсах найдётся хоть пару % действительно новой и полезной информации которой бы не было на общедоступных источниках.
Сайт на WordPress: за и против
Мира Смурков
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Мира Смурков - Людмила, я согласен с большинством комментаторов. Вы хоть один полноценный магазин сделали на этих движках? Woocommerce это система с супер возможностями. И к ней есть дополнительные модули, с функционалом, который вряд ли появиться на Битрикс. А самому это программировать - сотни тысяч рублей на разработку. А приведя в пример сложности с robots.txt и Sitemap вы ставите под вопрос вашу компетенцию в понимании Интернет-бизнеса и веб-разработки в целом. Во-первых это такие мелочи, а во-вторых это все делается на вордпресса за 2 минуты, и опять же с возможностями многократно превышающими Битрикс.
Обзор популярных CMS: плюсы и минусы
Андрей Литвиненко
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Андрей Литвиненко - + там где нужно прописать каноникал, там где нужно поставить мета тег ноиндекс (т.к. Гугл не всегда следует правилам robots.txt) ну и то что выше, к техническим сео возможнлстям можно еще отнести легкое и хотя бы полуавтоматическое добавление микроразметки по сайту, увы "из коробки" такого функционала нет ни в одной cms, все на допиливаниях
Google обошел Яндекс по популярности в России в 2018 году: исследование SEO Auditor
Рамблер
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Рамблер - Вот вроде отечественный - это сказано верно.. «Я́ндекс» — российская транснациональная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Так говорится в Википедии. И с хрена ли ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ поисковик зарегистрирован в Европе? И где платится основная часть налогов? Ну-ууу, точно не в России. И если запахнет жаренным, то был Яндекс и нет Яндекса!
8 методик в SEO, от которых давно пора отказаться
Евгений Сметанин
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Евгений Сметанин - Факторов вообще очень много, согласитесь, вы будете использовать максимальное их количество, особенно, если в ТОПе засели агрегаторы с сумасшедшими ПФ. В таких случаях, вхождение ключа в домен для маленького профильного сайта, сыграет свою положительную роль. Конечно же, если контент на страницах хорошего качества. У меня есть несколько успешных кейсов на эту тему. На сайте продают несколько видов товаров, а выстреливает в ТОП тот, название которого присутствует в доменном имени. Как корабль назовешь, так он и поплывет, верно?))
Google Data Studio: делаем красивые отчеты по контекстной рекламе для клиентов
Сергей Провоженко
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Провоженко - Добрый день, Сергей. Рад, что статья оказалась полезной. Алгоритм следующий: 1) В Гугл таблице формируем нужную структуру для выводы комментариев, в нашем отчете это следующие столбцы - i.imgur.com/mEnt7Hv.png Можно оставить один из столбцов страница или название страницы, они нужны чтоб фильтровать вывод нужно комментария на нужной странице отчета. Столбец дата нужен для выводы комментария в нужны период. 2) Подключаем эту таблицу как еще один источник данных - i.imgur.com/GrmNAgp.png Вот так выглядят поля из этого источника данных - i.imgur.com/BHqEiv7.png 3) Добавляем элемент "Таблица" в отчет Дата Студио, в качестве источника указываем нашу Гугл таблицу со следующими параметрами - i.imgur.com/tovqiqE.png 4) Создаем и добавляем фильтр для вывода нужно комментария на нужной странице отчета - i.imgur.com/4m141kF.png 5) Если дата комментария попадает в выбранный период в отчете он будет отображен. Если в период попадает несколько дат, будет выведено несколько комментариев - i.imgur.com/1jWu0X6.png Если остались вопросы - пишите, постараюсь помочь.
Инструкция: настраиваем цели Яндекс.Метрики через Google Tag Manager
Roman Gorkunenko
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Roman Gorkunenko - Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, можно с айпи метрики вытащить среднюю стоимость клика по утм меткам? В метрике есть такой шаблон tags_u_t_m, но он не совместим с меткой директа, у них разные префиксы.
Аудит структуры интернет-магазина мебели от «Ашманов и партнеры»
Дмитрий
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий - Сергей, а вы допускаете, что вся ваша жизнь - seo-миф?
Как выбрать подрядчика для продвижения сайта: 7 уровней воронки поиска
aashutosh
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
aashutosh - data science training institute in noida- Webtrackker Technology (8802820025) providing Data Science Training in Noida. Get ✓ 40 Hours Learning training✓ 70 Hrs Projects ✓ 24 X 7 Support ✓ Job Assistance. WEBTRACKKER TECHNOLOGY (P) LTD. C - 67, sector- 63, Noida, India. E-47 Sector 3, Noida, India. +91 - 8802820025 0120-433-0760 +91 - 8810252423 012 - 04204716 EMAIL:info@webtrackker.com webtrackker.com/Best-Data-Science-Training-Institute-in-Noida.php
Как построить качественный ссылочный профиль на основе конкурентов
Ирина
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Ирина - Давно сотрудничаю с megaindex.com и считаю данный сервис одним из лучших в сео сегменте рунета да и не только рунета. Пользуюсь их инструментами для аналитики своих работ и выявлению своих и чужих ошибок. Да и ссылочный профиль, как и говорится в данной статье сделать гораздо проще и правильней при помощи как раз мегаиндекса. Добавлю еще что инструмент для поиска конкурентов у мегаиндекса очень удобный и простой в применении.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
345
Комментариев
262
Комментариев
247
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
101
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!