Многофункциональная SEO-платформа
для профессионалов
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Нарушение авторских прав поисковыми системами: зарубежный и отечественный опыт

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
1 1927

О том, что авторское право слабо защищено в Интернете, известно каждому, кто хоть раз размещал в Сети свои творения. Фраза "All Rights Reserved" – практически утратила свой смысл, она пишется как нечто обязательное и… бесполезное. Закон РФ от 9 июля 1993г. «Об авторском праве и смежных правах» не всегда поможет в случае незаконного использования созданного вами интеллектуального продукта. Найти во всемирной паутине ответственных за нарушение авторских прав иногда достаточно проблематично.

Как показывает мировая практика, индивидуальные проблемы авторов, чьи права нарушены в Интернете, далеко не единственные в своем роде. С развитием Интернета, правонарушения возрастают, да и нарушителей видят не в лице отдельных личностей или отдельных сайтов. Обвинения обрушиваются даже на информационно-поисковые системы.

Зарубежный опыт

Поисковый гигант Google прославился бесконечными судебными разбирательствами. Совсем недавно французское издательство La Marthiniere подало в суд на Google, обвиняя компанию не только в нарушении авторских прав, но и прав на интеллектуальную собственность. Оказалось, что Google разместил на сайте книги и отрывки из произведений, которые защищены авторским правом. В судебном разбирательстве были задействованы и Google France, и американский холдинг Google Inc.

За год до начала судебного разбирательства Google в рамках проекта Google Print отсканировал книги из разных библиотек мира. Во Франции компания была подвергнута жесткой критике, однако это не повлияло на дальнейшее поведение Google.

Как тут не процитировать официальное заявление Международной ассоциации библиотечных учреждений, принятое на 62-й конференции в Пекине еще в 1996 году: «Преимущества новых технологий должны быть доступны всем – общественности, правообладателям и библиотечным работникам. Информация должна быть доступна независимо от используемого формата. Законодательство об охране авторского права стимулирует интеллектуальную деятельность и не должно ограничивать доступ к информации и к идеям. Идеи, содержащиеся в электронной информации, должны быть доступны не только тем, кто способен заплатить за ее использование. Отсутствие четкого определения прав библиотекарей и пользователей информации, не затрагивающих, однако, законных интересов владельцев авторского права, может углубить разделение на богатых информацией и бедных информацией…»

Так что Google, можно предположить, трудился на благо простого пользователя, хотя судебное решение было вынесено не в его пользу.

Руководитель группы по интеллектуальной собственности крупнейшего в России медийного холдинга ОАО "Газпром-Медиа" Павел Савицкий подчеркивает неоднозначность вопросов, связанных с авторским правом:

«В мире правовое регулирование ответственности поисковых систем за нарушение прав обладателей контента не вполне единообразно. Для начала, нужно понять, о каких правах идет речь, ведь в интернете могут размещаться стихи или проза, фонограммы, фотографии, карты, описания изобретений, предложения о продаже товара и множество других видов информации. Не всё из перечисленного защищается авторским правом, а равно и не во всех странах данное право действует одинаково. Вместе с тем, можно найти общий подход к оценке нарушения, независимо от вида нарушаемых прав. Невзирая на вид права, всегда существуют нарушитель и правообладатель. Если кто-либо получает прибыль за счет самовольного использования "чужого" объекта, эти действия могут считаться незаконными, и все зависит от объема прав на этот "чужой" объект».

Два года назад порнографическая фирма Perferct 10 Inc. обвинила Google Inc. в нарушении авторских прав, так как поисковик выводил в результатах поиска ссылки на сайты, которые незаконно использовали фотографии Perfect 10. «Но позвольте, – скажут многие, – лишь использование изображения с других сайтов не нарушает закон»! Незаконным является использование чужой информации в коммерческих целях, в этом и была обвинена компания.

Когда ближайший конкурент Google, компания Yahoo, официально объявила о планах формирования собственной цифровой библиотеки, то были учтены все недочеты, которые допустил Google. Yahoo неоднократно делала заявления, что библиотека будет «уважать интересы держателей авторских прав».

Отечественный опыт

Россия в этом вопросе просто идеальна. Ни одного прецедента. Неужели российские поисковики так безупречны? Скорее всего, до России модная волна судебных разбирательств с поисковыми системами еще не дошла, да и в законодательстве такая ответственность не предусмотрена.

"Мне кажется, что в России вопрос об ответственности поисковой системы за "обнаружение" в глобальной сети охраняемого произведения или иного объекта прав должен решаться в каждом случае отдельно, с учетом оценки необходимости и достаточности предусмотрительности владельцев поисковой системы, а также их вины и размера причиненного ущерба, -считает Павел Савицкий. - Например, если система будет "взламывать" защищенные сетевые библиотеки, требующие оплаты за прочтение произведений, то такие действия явно следовало бы отнести к правонарушениям. В то же время, если владельцы поисковой системы заключили соответствующий договор с сетевой библиотекой, которая (как предполагает владелец поисковой системы) имеет договоры с авторами, - такие действия минимизируют риск ответственности владельцев поисковой системы за нарушение прав авторов".

Однако президент юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго придерживается другого мнения:

"Любое использование объекта авторского права требует согласия его правообладателя. "Поисковики" используют произведения без какого-либо согласования (юридически). Ответственность в РФ возможна, но пока прецедентов не было".

В своей же одноименной книге автор подчеркивает: «Отечественные поисковые машины осуществляют непрерывный "просмотр" российского сегмента сети Интернет с обработкой и накоплением информации. Небольшая законодательная поддержка поисковых систем позволила бы им стать тем средством, с помощью которого возможно было из "автоматизированной информационной системы" получать документы, имеющие юридическую силу, в упрощенном порядке. Реализация такого проекта решила бы многие проблемы…»

Точно одно: российскому интернет-сегменту еще только предстоит столкнуться с подобными проблемами.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
  • Анна Хлудова
    12
    комментариев
    0
    читателей
    Анна Хлудова
    больше года назад
    Вообще в России происходит все не так, как зарубежом. В западных странах вообще чуть что, сразу иск, сразу моральный ущерб - как в реале, так и в инете. У нас же законы об авторском праве вообще по-моему, лишь для красного словца, тем более на страницах Интернета. Может, я и преувеличиваю. Но факт есть факт - как-то слабо реагируют на подобного рода нарушения, хотя они наверняка есть.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как построить качественную ссылочную массу сайта
Айрат Рахимзянов
38
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Айрат Рахимзянов - Спасибо Кирилл. Сейчас восстановилась работа сервиса: take.ms/ttXrw
Анализ ссылок: сравнение многофункциональных платформ по размеру их баз
Андрей Ольшевский - Очень неточная статистика, объясню почему. Довольно часто делаю анализ сайтов на качество и объём ссылочной массы. Всегда делаю выгрузку из трех источников – Вебмастера Яндекса, сервиса Мегаиндекс, сервиса Линкпад. Потом с помощи алгоритмов и функции Excel отсеиваются много дублей, битых ссылок, несуществующих урл и тп. Как показала практика, вебмастера Яндекса вполне достаточно, там вся информация и она самая актуальная, в других сервисах куча мусора, а нового, чтоб было найдено и проиндексировано ПС - очень мало. Поэтому мирятся количеством в данном анализе не профессионально.
Как создать интернет-магазин: сколько стоит открытие?
Пришел посмеяться
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Пришел посмеяться - Я просто посмеюсь :D Даже не хочу ничего особо говорить :D Смех, а не статья.
ТОП-10 автоматизированных сервисов контекстной рекламы
Гость - Действительно, очень плохая статья. А у редактора Блондинки видимо слишком много свободного времени.
Кому и зачем нужен маркетплейс от Яндекса
Дарья Калинская
212
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - Максим, спасибо, рада, что статья оказалась полезной )
Конкурс: угадай победителя рейтинга «Известность бренда SEO-компаний»
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Оптимизм Дэмис Кокос Ашманов и Партнеры Раш эдженси
Инструкция по применению: обзор сервиса обратного звонка Callbackhunter
Полина Ковальчук
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Полина Ковальчук - Возможно, но не советую экономить на этом сервисе, функционал то тоже круче, чем у аналогов. Вы создаете сайт для получения денег и чем качественнее Вы выстроите продвижение, тем больше лидов Вы получите!
Тест: Какой ты интернет-маркетолог?
Петр - Мда уж, есть ряд очень и очень субъективных вопросов, например с картинками и ctr или с несколькими вариантами ответа, когда из 5 пунктов надо выбрать 4, что несерьезно. Поэтому, как минимум, к этому тесту нельзя относиться серьезно. Его надо очень серьезно дотягивать, а не вываливать отсебятину.
Чек-лист: SEO для B2B-бизнеса
Антон Зозуля
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Антон Зозуля - Ваша цель вывести страницу, на которой будет только ваш товар (обычно это фильтр бренд/производитель в нужном каталоге) по СЧ запросам в ТОП. Например, вы продаете "велосипеды Елочка". В каталоге дилера велосипеды, вы выбираете Бренд - "Елочка" и должны получить страницу "велосипеды Елочка". Она должна быть на уникальном урл, иметь уникальные метатеги, лучше, чтобы был SEO-текст. После этого ваша задача получить на нее трафик по запросам: идеально: купить велосипед, цена велосипед хуже: велосипед дешево, китайский велосипед еще хуже (меньше трафика и ниже конверсия, но они есть): велосипед + [регион], велосипед + [фильтр другой]. Тут трудно без прямого влияния на содержимое страницы (метатеги и текст). ПС бренд елочка выдуман. :)
Комплексный аудит от А до Я: анализируем интернет-магазин напольных покрытий и межкомнатных дверей
Ivan Kutas
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Ivan Kutas - Иногда сайты выгружают данные из GA в SimilarWeb. В Казахстане некоторые крупные новостники регулярно это делают.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
285
Комментариев
262
Комментариев
212
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
80
Комментариев
71
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
50
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!