×
Россия +7 (495) 139-20-33

Нарушение авторских прав поисковыми системами: зарубежный и отечественный опыт

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 5249
Подпишитесь на нас в Telegram

О том, что авторское право слабо защищено в Интернете, известно каждому, кто хоть раз размещал в Сети свои творения. Фраза "All Rights Reserved" – практически утратила свой смысл, она пишется как нечто обязательное и… бесполезное. Закон РФ от 9 июля 1993г. «Об авторском праве и смежных правах» не всегда поможет в случае незаконного использования созданного вами интеллектуального продукта. Найти во всемирной паутине ответственных за нарушение авторских прав иногда достаточно проблематично.

Как показывает мировая практика, индивидуальные проблемы авторов, чьи права нарушены в Интернете, далеко не единственные в своем роде. С развитием Интернета, правонарушения возрастают, да и нарушителей видят не в лице отдельных личностей или отдельных сайтов. Обвинения обрушиваются даже на информационно-поисковые системы.

Зарубежный опыт

Поисковый гигант Google прославился бесконечными судебными разбирательствами. Совсем недавно французское издательство La Marthiniere подало в суд на Google, обвиняя компанию не только в нарушении авторских прав, но и прав на интеллектуальную собственность. Оказалось, что Google разместил на сайте книги и отрывки из произведений, которые защищены авторским правом. В судебном разбирательстве были задействованы и Google France, и американский холдинг Google Inc.

За год до начала судебного разбирательства Google в рамках проекта Google Print отсканировал книги из разных библиотек мира. Во Франции компания была подвергнута жесткой критике, однако это не повлияло на дальнейшее поведение Google.

Как тут не процитировать официальное заявление Международной ассоциации библиотечных учреждений, принятое на 62-й конференции в Пекине еще в 1996 году: «Преимущества новых технологий должны быть доступны всем – общественности, правообладателям и библиотечным работникам. Информация должна быть доступна независимо от используемого формата. Законодательство об охране авторского права стимулирует интеллектуальную деятельность и не должно ограничивать доступ к информации и к идеям. Идеи, содержащиеся в электронной информации, должны быть доступны не только тем, кто способен заплатить за ее использование. Отсутствие четкого определения прав библиотекарей и пользователей информации, не затрагивающих, однако, законных интересов владельцев авторского права, может углубить разделение на богатых информацией и бедных информацией…»

Так что Google, можно предположить, трудился на благо простого пользователя, хотя судебное решение было вынесено не в его пользу.

Руководитель группы по интеллектуальной собственности крупнейшего в России медийного холдинга ОАО "Газпром-Медиа" Павел Савицкий подчеркивает неоднозначность вопросов, связанных с авторским правом:

«В мире правовое регулирование ответственности поисковых систем за нарушение прав обладателей контента не вполне единообразно. Для начала, нужно понять, о каких правах идет речь, ведь в интернете могут размещаться стихи или проза, фонограммы, фотографии, карты, описания изобретений, предложения о продаже товара и множество других видов информации. Не всё из перечисленного защищается авторским правом, а равно и не во всех странах данное право действует одинаково. Вместе с тем, можно найти общий подход к оценке нарушения, независимо от вида нарушаемых прав. Невзирая на вид права, всегда существуют нарушитель и правообладатель. Если кто-либо получает прибыль за счет самовольного использования "чужого" объекта, эти действия могут считаться незаконными, и все зависит от объема прав на этот "чужой" объект».

Два года назад порнографическая фирма Perferct 10 Inc. обвинила Google Inc. в нарушении авторских прав, так как поисковик выводил в результатах поиска ссылки на сайты, которые незаконно использовали фотографии Perfect 10. «Но позвольте, – скажут многие, – лишь использование изображения с других сайтов не нарушает закон»! Незаконным является использование чужой информации в коммерческих целях, в этом и была обвинена компания.

Когда ближайший конкурент Google, компания Yahoo, официально объявила о планах формирования собственной цифровой библиотеки, то были учтены все недочеты, которые допустил Google. Yahoo неоднократно делала заявления, что библиотека будет «уважать интересы держателей авторских прав».

Отечественный опыт

Россия в этом вопросе просто идеальна. Ни одного прецедента. Неужели российские поисковики так безупречны? Скорее всего, до России модная волна судебных разбирательств с поисковыми системами еще не дошла, да и в законодательстве такая ответственность не предусмотрена.

"Мне кажется, что в России вопрос об ответственности поисковой системы за "обнаружение" в глобальной сети охраняемого произведения или иного объекта прав должен решаться в каждом случае отдельно, с учетом оценки необходимости и достаточности предусмотрительности владельцев поисковой системы, а также их вины и размера причиненного ущерба, -считает Павел Савицкий. - Например, если система будет "взламывать" защищенные сетевые библиотеки, требующие оплаты за прочтение произведений, то такие действия явно следовало бы отнести к правонарушениям. В то же время, если владельцы поисковой системы заключили соответствующий договор с сетевой библиотекой, которая (как предполагает владелец поисковой системы) имеет договоры с авторами, - такие действия минимизируют риск ответственности владельцев поисковой системы за нарушение прав авторов".

Однако президент юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго придерживается другого мнения:

"Любое использование объекта авторского права требует согласия его правообладателя. "Поисковики" используют произведения без какого-либо согласования (юридически). Ответственность в РФ возможна, но пока прецедентов не было".

В своей же одноименной книге автор подчеркивает: «Отечественные поисковые машины осуществляют непрерывный "просмотр" российского сегмента сети Интернет с обработкой и накоплением информации. Небольшая законодательная поддержка поисковых систем позволила бы им стать тем средством, с помощью которого возможно было из "автоматизированной информационной системы" получать документы, имеющие юридическую силу, в упрощенном порядке. Реализация такого проекта решила бы многие проблемы…»

Точно одно: российскому интернет-сегменту еще только предстоит столкнуться с подобными проблемами.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Анна Хлудова
    12
    комментариев
    0
    читателей
    Анна Хлудова
    больше года назад
    Вообще в России происходит все не так, как зарубежом. В западных странах вообще чуть что, сразу иск, сразу моральный ущерб - как в реале, так и в инете. У нас же законы об авторском праве вообще по-моему, лишь для красного словца, тем более на страницах Интернета. Может, я и преувеличиваю. Но факт есть факт - как-то слабо реагируют на подобного рода нарушения, хотя они наверняка есть.
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
389
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Владимир, спасибо за комментарий! Если вдруг Михаил сюда не придет, то мнением и мыслями можно напрямую поделиться в ТГ амбассадора. В этой новости оставляли контакт: www.seonews.ru/events/vebmasterskaya-2024-v-yandekse-poyavilsya-ambassador-internet-ploshchadok-v-poiske/
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
Контекстная реклама, таргет и SEO вошли в топ-3 каналов продвижения бизнеса в 2023 году
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Например, так {censored} - продвижение карточки в органике Google :) Также в Яндекс.Директ есть направление контекста для маркетплейсов.
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
389
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!