Рекламные кампании для вашего бизнеса
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Нарушение авторских прав поисковыми системами: зарубежный и отечественный опыт

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
1 1783

О том, что авторское право слабо защищено в Интернете, известно каждому, кто хоть раз размещал в Сети свои творения. Фраза "All Rights Reserved" – практически утратила свой смысл, она пишется как нечто обязательное и… бесполезное. Закон РФ от 9 июля 1993г. «Об авторском праве и смежных правах» не всегда поможет в случае незаконного использования созданного вами интеллектуального продукта. Найти во всемирной паутине ответственных за нарушение авторских прав иногда достаточно проблематично.

Как показывает мировая практика, индивидуальные проблемы авторов, чьи права нарушены в Интернете, далеко не единственные в своем роде. С развитием Интернета, правонарушения возрастают, да и нарушителей видят не в лице отдельных личностей или отдельных сайтов. Обвинения обрушиваются даже на информационно-поисковые системы.

Зарубежный опыт

Поисковый гигант Google прославился бесконечными судебными разбирательствами. Совсем недавно французское издательство La Marthiniere подало в суд на Google, обвиняя компанию не только в нарушении авторских прав, но и прав на интеллектуальную собственность. Оказалось, что Google разместил на сайте книги и отрывки из произведений, которые защищены авторским правом. В судебном разбирательстве были задействованы и Google France, и американский холдинг Google Inc.

За год до начала судебного разбирательства Google в рамках проекта Google Print отсканировал книги из разных библиотек мира. Во Франции компания была подвергнута жесткой критике, однако это не повлияло на дальнейшее поведение Google.

Как тут не процитировать официальное заявление Международной ассоциации библиотечных учреждений, принятое на 62-й конференции в Пекине еще в 1996 году: «Преимущества новых технологий должны быть доступны всем – общественности, правообладателям и библиотечным работникам. Информация должна быть доступна независимо от используемого формата. Законодательство об охране авторского права стимулирует интеллектуальную деятельность и не должно ограничивать доступ к информации и к идеям. Идеи, содержащиеся в электронной информации, должны быть доступны не только тем, кто способен заплатить за ее использование. Отсутствие четкого определения прав библиотекарей и пользователей информации, не затрагивающих, однако, законных интересов владельцев авторского права, может углубить разделение на богатых информацией и бедных информацией…»

Так что Google, можно предположить, трудился на благо простого пользователя, хотя судебное решение было вынесено не в его пользу.

Руководитель группы по интеллектуальной собственности крупнейшего в России медийного холдинга ОАО "Газпром-Медиа" Павел Савицкий подчеркивает неоднозначность вопросов, связанных с авторским правом:

«В мире правовое регулирование ответственности поисковых систем за нарушение прав обладателей контента не вполне единообразно. Для начала, нужно понять, о каких правах идет речь, ведь в интернете могут размещаться стихи или проза, фонограммы, фотографии, карты, описания изобретений, предложения о продаже товара и множество других видов информации. Не всё из перечисленного защищается авторским правом, а равно и не во всех странах данное право действует одинаково. Вместе с тем, можно найти общий подход к оценке нарушения, независимо от вида нарушаемых прав. Невзирая на вид права, всегда существуют нарушитель и правообладатель. Если кто-либо получает прибыль за счет самовольного использования "чужого" объекта, эти действия могут считаться незаконными, и все зависит от объема прав на этот "чужой" объект».

Два года назад порнографическая фирма Perferct 10 Inc. обвинила Google Inc. в нарушении авторских прав, так как поисковик выводил в результатах поиска ссылки на сайты, которые незаконно использовали фотографии Perfect 10. «Но позвольте, – скажут многие, – лишь использование изображения с других сайтов не нарушает закон»! Незаконным является использование чужой информации в коммерческих целях, в этом и была обвинена компания.

Когда ближайший конкурент Google, компания Yahoo, официально объявила о планах формирования собственной цифровой библиотеки, то были учтены все недочеты, которые допустил Google. Yahoo неоднократно делала заявления, что библиотека будет «уважать интересы держателей авторских прав».

Отечественный опыт

Россия в этом вопросе просто идеальна. Ни одного прецедента. Неужели российские поисковики так безупречны? Скорее всего, до России модная волна судебных разбирательств с поисковыми системами еще не дошла, да и в законодательстве такая ответственность не предусмотрена.

"Мне кажется, что в России вопрос об ответственности поисковой системы за "обнаружение" в глобальной сети охраняемого произведения или иного объекта прав должен решаться в каждом случае отдельно, с учетом оценки необходимости и достаточности предусмотрительности владельцев поисковой системы, а также их вины и размера причиненного ущерба, -считает Павел Савицкий. - Например, если система будет "взламывать" защищенные сетевые библиотеки, требующие оплаты за прочтение произведений, то такие действия явно следовало бы отнести к правонарушениям. В то же время, если владельцы поисковой системы заключили соответствующий договор с сетевой библиотекой, которая (как предполагает владелец поисковой системы) имеет договоры с авторами, - такие действия минимизируют риск ответственности владельцев поисковой системы за нарушение прав авторов".

Однако президент юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго придерживается другого мнения:

"Любое использование объекта авторского права требует согласия его правообладателя. "Поисковики" используют произведения без какого-либо согласования (юридически). Ответственность в РФ возможна, но пока прецедентов не было".

В своей же одноименной книге автор подчеркивает: «Отечественные поисковые машины осуществляют непрерывный "просмотр" российского сегмента сети Интернет с обработкой и накоплением информации. Небольшая законодательная поддержка поисковых систем позволила бы им стать тем средством, с помощью которого возможно было из "автоматизированной информационной системы" получать документы, имеющие юридическую силу, в упрощенном порядке. Реализация такого проекта решила бы многие проблемы…»

Точно одно: российскому интернет-сегменту еще только предстоит столкнуться с подобными проблемами.

internet-dlya-biznesa
Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
  • Анна Хлудова
    12
    комментариев
    0
    читателей
    Анна Хлудова
    больше года назад
    Вообще в России происходит все не так, как зарубежом. В западных странах вообще чуть что, сразу иск, сразу моральный ущерб - как в реале, так и в инете. У нас же законы об авторском праве вообще по-моему, лишь для красного словца, тем более на страницах Интернета. Может, я и преувеличиваю. Но факт есть факт - как-то слабо реагируют на подобного рода нарушения, хотя они наверняка есть.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
23 действительно эффективных совета по продвижению интернет-магазина
Гость - Троль Гуру паНгинации - Что такое паНгинация?))))
Конкурс: угадайте пятерку лидеров рейтинга «SEO глазами клиентов 2016»
Марина
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Марина - Ingate i-Media SEO.RU Netpeak 1PS.RU
Анализ ссылок: сравнение многофункциональных платформ по размеру их баз
Михаил - Хватит пениться на каждый аргументированный отзыв. Это не придает вашей компании чести.
Как создать интернет-магазин: сколько стоит открытие?
Гость - да у битрикса что ни обновление - то сплошные баги. недавно знакомый обновился на лицензии интернет-магазина, про***лись заказы за последнюю неделю, слетели все связи по складам. одним словом, жопа. при этом обновился на сразу, а спустя месяц после выкатывания, надеялся, успеют все поправить
Как упростить продвижение вечными ссылками?
Coursh - Зарегестрировался. Накинули 1100 рубликов за пополнение на 10к. Очень неплохо!
Вопрос недели: почему сайт хорошо ранжируется в Google и не интересует Яндекс?
Nina S.Dzh. - У вас достаточно конкурентная тематика для рунета и по главной странице домена расположена англоязычная версия. Полагаю, в этих двух фактах вся проблема. Поскольку Яндекс в данном случае считает английскую версию сайта приоритетной, а среди ваших конкурентов в выдаче достаточно много хороших русскоязычных сайтов, то он и не ранжирует ваш сайт высоко. Грубо говоря, ему есть что предложить пользователю и без вашего сайта. На мой взгляд, в данном случае версии нужно разводить по разным доменам, русскую вешать на RU и продвигать там.
Кому и зачем нужен маркетплейс от Яндекса
Дарья Калинская
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - Максим, спасибо, рада, что статья оказалась полезной )
ТОП-10 автоматизированных сервисов контекстной рекламы
Жанна Рожкова
154
комментария
0
читателей
Полный профиль
Жанна Рожкова - Научитесь отличать рекламу от PR-активности. Если следовать вашей логике, на этом сайте (и на всех остальных информационных ресурсах в принципе) кроме рекламы ничего и нет. Так что насчет статьи от понимающего эксперта? Будем рады, если подготовите
Конкурс: угадай победителя рейтинга «Известность бренда SEO-компаний»
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Оптимизм Дэмис Кокос Ашманов и Партнеры Раш эдженси
Тест: Продвинь сайт в Google с одной попытки
Гость15 - Спасибо)
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
285
Комментариев
262
Комментариев
200
Комментариев
171
Комментариев
154
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
93
Комментариев
80
Комментариев
70
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
49
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!