Навыки верстки и оформления текста: что нужно знать контент-маркетологам

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
2 16576

Статья написана в рамках статейного конкурса Serpstat и SEOnews

Условия конкурса

Оформление и презентация текста может визуально выделить вашу статью из десятков подобных. Полезный и интересный контент должен не просто доносить информацию, но взывать к эстетическим чувствам. Поэтому, если к ценности информации добавить надлежащую подачу, результат будет впечатляющим.

Я занимаюсь написанием контента для агентства веб-дизайна. Это не первый для меня опыт создания текстового контента, в прошлом я работал техническим писателем в сфере автоматизированного документооборота системы здравоохранения США. Именно этот опыт дал мне представление о форматировании текста и верстке, адаптации к восприятию и о том, как сделать контент или документ визуально приятным.

Относительная предметная длительность (ОПД)

Относительная предметная длительность или relative subject duration (термин Czerwinski, Horvitz, Cutrell, 2001) – это период концентрации внимания пользователя во время выполнения задачи. В нашем случае – во время чтения.

Эксперимент Кевина Ларсона из Microsoft и Росалинд Пикард из MIT показал, что хорошая верстка может улучшить настроение во время чтения.

Если задание (чтение) остается прежним, улучшение эстетического вида текста увеличивает ОПД, а значит, вовлекает пользователя в контент сильнее.

Положительная реакция на контент при наличии хорошей верстки сравнима с просмотром смешного видео. Таким образом эстетическое восприятие текстового контента можно измерить, а значит, и усилить при помощи верстки.

эстетическое восприятие текстового контента можно измерить, а значит, и усилить при помощи верстки.jpg

Немного истории дизайна текста

Письменность – это универсальный графический язык, единственный способ передачи информации в органическом изначальном виде сквозь тысячелетия.

С давних времен посредством текста люди стремились передавать информацию о себе. Начертание пиктограмм, которое в отличие от живописи раскрывает свое значение в контексте и окружении, стало прародителем современного текста.

Табличка из шумерского города Киш.jpg

Табличка из шумерского города Киш – переходный этап между пиктографией и письменным текстом. 3500 г. до н.э.

Пиктографию сменило иероглифическое письмо Древнего Египта. Иероглифы стали сочетать в себе идеограммы, слоговое и фонетическое значение, текст стал гибким и модальным. Причем существовало 2 вида текстов – церемониальные в виде графических иероглифов с детализацией и эстетикой и упрощенная скоропись – иератика.

Один и тот же текст, написанный в египетской иероглифике и иератике.png

Один и тот же текст, написанный в египетской иероглифике и иератике, соответственно.

На другом конце света инкская цивилизация использовала узелковую текстовую кодировку – кипу, не расшифрованную до конца и поныне. Известно, что цвета применялись для обозначения классов объектов, создавались смешения цветов и последовательные серии. Длина нитей, количество. Расположение и виды узлов образовывали повествовательные, а также арифметические, топографические и календарные тексты.

Пример узелкового письма кипу.jpg

Пример узелкового письма кипу. 3000 г. до н. э.

Шумерская клинопись стала первым фонетическим письмом. Методом клинописи, таким образом, стали записываться художественные произведения, например, «Эпос о Гильгамеше». Переход к системе «символ-звук» положил основу дальнейшему развитию текста.

Призма Вельда-Бланделла.jpg

Призма Вельда-Бланделла – клинописный список правителей Шумера. 1800 г. до н. э.

Финикийский алфавит, палеоеврейская письменность имели консонантный строй, то есть состояли только из согласных. Внедрение гласных привело к созданию греческого, а позднее латинского алфавитов.

Поворотным моментом в развитии человечества стала публикация Библии Мартина Лютера. Впервые в истории важнейший источник воспитания и влияния – христианская Библия – стал доступен широким массам.

Верстка Библии Лютера.jpg

Верстка Библии Лютера

Столь подробный анализ происхождения, метаморфоз и исчезновения видов письменности возможен благодаря текстовым памятникам, увековечившим развитие человечества на этапах их создания. Текстовые артефакты – это уникальный способ донесения посланий за пределы короткой человеческой жизни. Это основа существования культуры вне наций, границ и эпох.

Верстка массовых текстов

В современном мире интернет-маркетинга наблюдается тенденция к упрощению текстового контента и переходу к визуальному – видео и инфографика, а также к аудиальному – аудиокниги и подкасты.

Очевидно, что механизм чтения требует большей концентрации ресурсов. В то же время, просмотр видео – это процесс, который можно «запараллелить» с множеством других дел. Таким образом чтение и просмотр видео – это процессы с разными когнитивными задачами и разным восприятием. Чтение – это процесс глубинного постижения, сопряженный с активным познавательным процессом. Просмотр же взывает к эмоциональному восприятию.

Оба средства доставки контента – неотъемлемая часть маркетинга, однако для решения серьезных задач, изучения, проблем выбора и других ситуаций с последствиями пользователи, вероятнее всего, прибегнут к текстовой информаций.

Каким образом манипуляции с расположением на странице, выбор шрифта и изменение внешнего вида текстового контента может повлиять на восприятие информации?

Текстовый контент – это элемент дизайна, встраивающийся между графикой и несущий основную смысловую нагрузку. Первоначальный HTML-дизайн текстовых страниц был на 99% ориентирован на содержание и не мог повторить всего великолепия печатной верстки книг и газет. Со временем создание цифровых текстов полностью заменило физическую верстку, что привело паблишеров к необходимости знания правил форматирования текста.

Адаптивность текста

Адаптивность текста – это набор свойств, влияющих на восприимчивость контента. Чем меньше шрифтов используется в текстовом блоке, тем лучше. Поэтому в выборе шрифта важно учитывать универсальность – один шрифт должен покрыть как можно больше требований, при этом сохраняя единообразность и читаемость.

Параметры адаптивности:

  • Высота строчной буквы х (икс). Лучше использовать бОльшую высоту, чтобы особенности символов были заметны на экранах любого разрешения. При этом верхние и нижние выносные элементы должны сохранять свои черты.

Высота строчной буквы.jpg

  • Расширение. Высокие начертания хороши для названий и заголовков. Тем не менее в текстовых блоках лучше использовать широкие шрифты.

Расширение.jpg

  • Разрядка. Ровная и ритмичная разрядка между символами – важный фактор читаемости текста. Устойчивый поток букв ускоряет распознавание текста.

Разрядка.jpg

  • Апертура. Это разрывы линий в буквах. Они играют важную роль в распознавании, поэтому чем апертуры выразительнее, тем лучше. Ниже – пример разрывов шрифтов Helvetica и Bell.

Апертура.jpg

Полезные штуки для оформления текста

Так или иначе успех статьи, поста и любого текстового контента, публикуемого онлайн, зависит не только от положительной оценки читателя. В первую очередь контент должен дойти до читателя, желательно, целевого. Здесь решающую роль играют SEO-инструменты и настройки, но и знания верстки текста могут пригодиться. Приведу несколько приемов, которыми пользуюсь при форматировании текстов, обладая базовыми знаниями HTML:

1. Оглавление (Table of Contents, TOC). Из опыта работы техническим писателем я усвоил простую истину – содержание лишним не бывает. В написании технических документов широко используется типизированная XML-архитектура – DITA (Darwin Information Typing Architecture), в которой текстовый контент формируется из «кирпичиков» и сниппетов текста, что обеспечивает гибкость и скорость набора.

Даже если вы не планируете публиковать оглавление, его стоит составить для структурирования информации, но наиболее полезным оно будет при формировании SEO-чувствительных названий и заголовков.

2. Названия и заголовки (Headers). Выделять заголовки жирным текстом или заглавными символами может сработать эстетически, однако этого недостаточно.

Поисковики ориентируются по внутренним параметрам, таким как теги

,

,

и т.д. Количество заголовков (header1, header2) может быть неограниченным, но должно встраиваться в систему приоритетов, сформированную при помощи оглавления.

Для наилучшего результата оберните главный заголовок или название в тег

после тега . Заголовок в этом теге должен содержать ключевые слова. Некоторые ресурсы располагают картинки в качестве первого элемента, в этом случае стоит вписать ключевые слова в качестве альтернативного текста.

Например, keyword1, keyword2

3. Медиа. К ним относятся вставки визуального контента: фотографии, GIF-анимация, видео, вставки кода, таблицы, формулы и т.д. Итак:

  • Картинки. Если вы используете стоковые фото fcp.png, оптимизируйте их. Google не видит саму картинку (или видит?), но хорошо ориентируется по ключевым словам. Таким образом ключевое слово в названии картинки – это главный идентификатор. В коде страницы не должны присутствовать названия картинок, вроде DSC1234.jpg.

Атрибуты srcset и sizes внутри тега < image > позволяют сформировать версии разрешений картинок для разных девайсов, что особенно важно для адаптивного дизайна страницы, на которой вы публикуетесь.

good

Значения 160w,320w,640w,1280w – это параметры ширины изображения на странице.

  • Вставки кода. Блог компании, в которой я работаю, специализируется на веб-дизайне и девелопменте, поэтому часто в статьи приходится вставлять сниппеты кода разных языков программирования. Вставки кода не должны быть картинками – так они теряют практическую ценность. Пользователю должна быть доступна возможность скопировать код, желательно, в маркапе. В этом случае следует пользоваться сторонними сервисами хайлатинга кода либо плагинами в случае работы с WordPress. Для соблюдения правильной подсветки кода вставляйте код в HTML версию контента.

Вставки кода.png

  • Таблицы и формулы. Большинство платформ для публикации поддерживают HTML-таблицы. Однако не все из них предоставляют удобный интерфейс для редактирования этих таблиц.

Не имея UI тем не менее можно создать форматирование таблицы, которая будет адекватно отображаться в разных браузерах и на разных устройствах. Для этого нужно использовать теги

, внутри которых при помощи различных атрибутов задается структура и внешний вид таблицы.

Также существует таблица символов Юникода®, в которой в HTML кодировке представлено множество специальных символов. Для создания в тексте математических формул стоит прибегнуть к сторонним сервисам, таким как, например, JavaScript MathJax.

4. Семантика HTML. С появлением HTML5 разработчики стали все больше экспериментировать со смысловыми функциями языка создания веб-страниц, добавляя элементы секций, такие как:



    Читайте нас в Telegram - digital_bar

    Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


    Новые 
    Новые
    Лучшие
    Старые
    Сообщество
    Подписаться 
    Подписаться на дискуссию:
    E-mail:
    ОК
    Вы подписаны на комментарии
    Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
    Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Кейс: как продвинуть сайт производителя мебели на заказ в Москве
    Art Moderator
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Art Moderator -
    32 инструмента в помощь SEO-специалисту
    clark
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    clark - Я - г-н Марк Джо из корпорации corp, мы являемся законной, зарегистрированной и гарантированной кредитной компанией, мы предоставляем 3% -ые кредиты частным лицам, компаниям, государственным учреждениям и деловым организациям и людям всех родов. Свободные кредиты - это решение всех ваших финансовых проблем. свяжитесь с нами по электронной почте: mjoe0123@gmail.com
    Исследование: влияние smart-ссылок на продвижение по СЧ-запросам
    Анатолий Шевчик
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анатолий Шевчик - +1097988
    Контекст под SEO. Как поисковая реклама помогает позициям в органической выдаче
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
    22
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Боже мой, неужели SEO-маги вернулись??? Открыть в роботс utm-метки для индексации и наплодить дублей...что? А расчеты в конце статьи про бюджет на SEO и контекст...откуда эти пропорции? Как по мне, SEO-магия вне Хогвартс. Спасибо, развеселили!
    Все, что нужно SEO-специалисту. Обзор инструментов
    Администратор Сайта
    1
    комментарий
    1
    читатель
    Полный профиль
    Администратор Сайта - Шаришь в seo! Сервис реально хороший
    Два идеальных способа разориться на старте интернет-магазина
    Стас
    4
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Стас - Seonews в последнее время такую чушь несет! Где вы таких афторов находите? Статья ничего не стоит и несет чушь! Кто хоть немного понимает в этом так вам и скажет, и такие де комментаторы горе-сеошники, просто смешно читать, вы хоть модерируете ваши статьи или просто для воды на сайте?! Бред сивой кобылы эта статья до самой последней точки!!!
    Яндекс перестал индексировать сайты, созданные на Wix
    Константин Даткунас
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Константин Даткунас - Было бы интересно посмотреть саму выборку из 10 000 и методику анализа.
    4 способа быстро собрать теги для сайта
    Рустем Низамутинов
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Рустем Низамутинов - Расписал и закинул в Google Docs, а то здесь в комментариях ссылки на активны. docs.google.com/document/d/1r0TZLNrQyYLdIzDQsD5YKlMG41HUGQgEep3bxE_ij-M/edit?usp=sharing
    Яндекс: как мы модерируем объявления
    Гость
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Это ж Яндекс, чего вы ожидали-то? Коммерческая структура с раздутым штатом, задачей которой является заработать больше денег. Любыми методами. Задача всех пользователей посадить на Директ, даже если придется разрушить суть рунета, реализуется по полной программе. Все возражающие караются и выпиливаются. И каждый из сотрудников делает все возможное и невозможное, чтобы реализовать любую дурацкую идею - за это еще и премию выхватить можно. Даже если потом придется выполнять "откат", премиальные уже заплачены. Так было с одним из фильтров Яндекса, так было с купленным им сайтом Кинопоиска, который из русскоязычной энциклопедии кино был превращен за безумные деньги в банальный платный онлайн-кинотеатр.
    Как мы разработали и вывели в ТОП сайт курсов рисования
    Иван Стороженко
    21
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - Добрый день. 1)Чаще всего основная проблема заключается, в согласовании с клиентом добавляемого контента и то как он будет отображаться. На данном сайте фото и услуги конечно предоставлял клиент, все остальное уже делали мы. 2)Да в принципе, когда есть команда и понимание, что нужно делать, все идет быстро (опять же основная заминка идет на согласовании с клиентом) 3)Смысла делать новый в данном случает нет. В принципе доделывался полноценный сайт. 4)Когда клиент уже не предоставляет информацию, приходится искать у конкурентов (например с других стран или регионов). Но чаще всего клиент, хоть что-то "подкидывает".
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    325
    Комментариев
    262
    Комментариев
    234
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    86
    Комментариев
    80
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    57
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    53

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!