×
Россия +7 (495) 139-20-33

Optimization 2019: Умеет ли поиск понимать текст? Как работать с новыми текстовыми факторами

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 12054
Подпишитесь на нас в Telegram

30 октября состоялась ежегодная конференция по поисковому маркетингу Optimization 2019.

В рамках секции о текстовых факторах выступил Алексей Чекушин, основатель Just-Magic.org. Он рассказал о «Технологии текстового контента»: как поиск ранжирует тексты и умеет ли понимать смысл, как работают «Палех», «Королев» и BERT и что делать с новыми технологиями.

Поисковые системы заявляют: «Пишите тексты для людей и не делайте SEO-тексты». По словам Алексея, если бы мы жили в вакуумном мире, где развита обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP), такое заявление было бы на 100% верно. Потому что обработка естественного языка не требует дополнительных технических навыков, просто пишите хороший текст. Но до такого уровня поиск еще не дошел лет на 5–10 точно и плавно к этому движется. Если раньше важны были только ключевые вхождения (keywords), то сейчас поиск находится на середине пути к пониманию естественного языка, а значит, без технической оптимизации текстов обойтись пока невозможно.

Как поиск оценивает тексты:

  • Факторы ранжирования

- Текстовые факторы (classic);

- New-gen текстовые факторы;

- Поведенческие факторы.

  • Антиспам

С какими величинами работает поиск? Факторы «классические»

Мешок слов – процесс, когда все слова из текста просто вытряхнули, перемешали и пересчитали. На этом этапе уничтожается вся информация о связности текста. При этом 97% слов просто выбрасываются, потому что не могут рассматриваться.

Биграммы – пары слов. Они сообщают, какие слова идут друг за другом.

При этом теряется информация о расположении слов и о словах, не содержащихся в запросе. Синонимы есть, но это очень маленькое расширение, которое, по словам докладчика, слабо работает. Даже примитивные синонимы, как, например, «мобильные телефоны» и «сотовые телефоны», могут оказаться не взаимными. Синоним с точки зрения поиска – это вектор, и он может быть не двунаправленным, даже если для нас – это очевидные синонимы.

Какие сложности при работе с ними?

  • Машинное обучение. Если раньше был простой алгоритм – «спамить побольше», то с появлением машинного обучения стало необходимо влезать в диапазоны по ключевым словам. Эти диапазоны непонятны, и оптимизация сводится к чисто техническому угадыванию.
  • Попытки технического угадывания натыкаются на большое разнообразие результатов в выдаче.
  • Влияние других факторов, большинство их которых отсечь невозможно.
  • Другие текстовые (текст не ограничивается вхождениями).

Что с этим делать

Используем текстовые анализаторы, которые показывают данные по вхождениям разных ключей на страницах сайтов-конкурентов.

Что поменялось с появлением новых алгоритмов? Стал отличаться принцип работы:

  • Оптимизаторам стало менее важно точно затачивать страницы по ключевым вхождениям.
  • Стал важен отбор запросов для анализа группы. «Палех» и «Королев» изменили правило ранжирования группировок.
  • Теперь оптимизироваться может НЕ текст.

Новое поколение текстовых факторов

  • DSSM – «Палех»/«Королев»;
  • BERT.

Насколько два алгоритма близки к NLP (Natural Language Processing)?

Что такое Палех/Королев

DSSM – deep structured semantic model. И «Палех», и «Королев» – это один алгоритм, который работает с разными зонами. Чем он оперирует:

  • буквенными триграммами,
  • словами,
  • парами слов.

Вроде бы то же самое? Но есть принципиальная разница:

  • В оценку идут все слова, а не только содержащиеся в запросе. Если раньше при сборе «мешка слов» 97% слов выбрасывали, то теперь оценивается все. Несмотря на то, что все еще теряется информация о том, как структурирован текст, все равно используется значительно больше данных.
  • Модель специально натренирована на нахождение вхождения НЕ слов и биграмм одного запроса.
  • Анализируется «важный» контент страницы («Королев»). А какая часть страницы и контента является важной – известно только нейросетям Яндекса.

Поиск продвинулся на 1 шаг: теперь не теряется информация о словах, не содержащихся в запросе. Но это еще не Natural Language Processing (NLP).

Как это выглядит. Сейчас уже до 40% всех запросов уникальны, то есть не повторяются хотя бы дважды в течение всего периода наблюдений. Пример входных данных:

Пример вводных данных

В анализ идут буквенные триграммы (часть слова), униграммы (1 слово), биграммы (2 слова, идущих подряд).

Как это выглядит в поиске. Например, вводим не очень частотный запрос, открывается картина, которую SEO-специалисты в высококонкурентных тематиках видеть не привыкли:

Как DSSM влияет на поиск

В запросе содержится слово «бутыль», а в выдаче «бутилированный» и «бутылка» – это не совсем синонимы. Но имеются повторяющиеся паттерны в title, которые можно выделять визуально или автоматически и использовать.

По словам Алексея, были случаи, когда добавление всего одного слова в title, не содержащегося в запросе и не являющегося синонимом, позволяло (на «Палехе») вытаскивать запросы из ТОП 15 в ТОП 3. Алгоритм анонсировали давно, но работать он начал только зимой 2018–2019 года.

Как с этим работать. Используем методику автоматического выделения. Берем выдачу «доставка воды москва» и выделяем определенные текстовые паттерны, используя алгоритмы, которые определяют тематическую близость. Получаем биграммы, которые в запросе вообще не содержатся.

Дополнительная техническая текстовая оптимизация

Практика показывает, что добавление в title, тексты и другой контент страницы слов, не содержащихся в запросе, но релевантных тематике, положительно сказывается на ранжировании.

Как «Палех»/«Королев» влияют на оптимизацию

Поменялись группировки. Кто продвигает под Яндекс, знает, что группировки слов – это самое важное при работе с контентом. Если ошибся на этапе группировки, то остальное можно не оптимизировать. Поменять что-либо практически невозможно.

Новые группировки

  • Стало меньше одинаковых слов в запросах одного кластера. Раньше такого разброса в конкурентных(!) тематиках не было.
  • Больше кластеры, больше НЧ на странице.
  • Гораздо сложнее стало деоптимизировать страницу. Если запрос повело не туда, раньше нужно было просто убрать ключевики. А теперь, поскольку поиск оперирует словами, которые не связаны с ключевиком, деоптимизировать стало вообще сложно, проще смириться с этим.

Это важный момент, который поменял регламент по оптимизации.

Что такое BERT

Это следующий шаг по сравнению с «Палехом»/«Королевом». Алгоритм BERT от Google был анонсирован в 2018 году, запущен в октябре 2019. Пока охватывает только английский язык и 10% запросов.

  • BERT – Bidirectional Encoder Representations from Transformers Bidirectional – алгоритм «читает» текст как слева-направо, так и справа-налево.
  • Пытается «угадать» слово по контексту.
  • Имеет большое число применений (Q/A, проверка гипотез). Если «Палех»/«Королев» – это просто соответствие запроса документу, то BERT может из куска текста, где содержится ответ, выделить сам ответ. Или может проверить гипотезу и т.д.
BERT - используемые данные

Помимо самого токена (вхождения), BERT использует сегмент (предложение) и абсолютную позицию, которая выходит за рамки сегмента.

Этот алгоритм уже полностью использует всю информацию, которая есть в тексте. Учитывает не только все слова, не содержащиеся в запросе, но и позволяет не терять информацию о расположении слов.

Тем не менее для решения задачи Q/A ему надо заранее дать ответ на этот вопрос в тексте. Сам его составить он пока не может.

Это еще не Natural Language Processing (понимание текста). Как повлияет BERT на поиск и как под него оптимизировать? «Пока неизвестно», – заключил Алексей.

Презентацию доклада Алексея Чекушина вы найдете по ссылке

Интересное с Optimization 2019:

1. Ошибки текстовых анализаторов

2. Как создать контент-стратегию для SEO и пиара за 9 шагов

3. Пять трендов поискового маркетинга от Сайруса Шепарда

4. Современные проблемы SEO-специалистов

5. SEO-тренды: как пробиться в ТОП в 2020 году

6. Исследование факторов ранжирования в Яндексе и Google в 2019 году

7. Что можно применять в Рунете из англоязычного SEO

Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Станислав
    7
    комментариев
    0
    читателей
    Станислав
    больше года назад
    "Группировки слов – это самое важное при работе с контентом. Если ошибся на этапе группировки, то остальное можно не оптимизировать."
    Было бы здорово, если бы он еще рассказал как правильно делать такие группировки.
    -
    1
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Примеры использования ChatGPT в SEO-стратегии
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если кто то хочет протестировать Cat GPT в SЕО проектах на базе нашего агенства, приглашаем наудалкнную работу Tg: @thegoodlink
Эффективное продвижение сайтов: 10 лет опыта в SEO в Рунете и Буржунете
Павел Горбунов
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Вы учтите, что за такие водные статьи хейтеры повалят жесткие. Сеошники воды не любят.
Особенности внутренней перелинковки для крупных сайтов
Злобная булочка
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Злобная булочка - Ну это ж ингейт)
'SEO глазами клиентов 2023'
Валерия Власова
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Валерия Власова - Приветствую! На момент проверки сайтов клиентов получились такие показатели. Возможно, самостоятельно вы проверяете свои проекты по другим параметрам. Поэтому получились разные результаты.
Увеличили трафик в 4 раза с помощью узких ключей и контентного SEO: кейс ОТП Банка
Бурлуцкий Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Бурлуцкий Сергей - В работе по ссылочному делаем упор по получению естественных ссылок в сочетании с краудом. Более подробно об этом мы рассказывали на нашем недавнем митапе - www.youtube.com/watch?v=dbl_vFHWqWQ (Второй доклад).
Что такое Яндекс Советник, и кому от него жить хорошо
Мама Стифлера
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Мама Стифлера - Вызывает сожаление, что вы не осознаете, что Яндекс.Советник может быть рассмотрен как форма рэкета, которая заставляет компании, размещающиеся в Яндекс.Маркете, выплачивать дополнительные финансовые средства, повышая в конечном итоге прибыль Яндекс.Маркета, но не принесет пользы для посетителей сайта.
Как быстро улучшить рейтинг компании на сайтах отзовиков
Zorgy Rihard
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Zorgy Rihard - давай я
Самые быстрорастущие доменные зоны в 2023 году. Исследование RU-CENTER
Станислав
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Станислав - С 2019 года количество доменов в зоне .ru остается на одном и том же уровне - около 5 млн. Все изменения на уровне 1% от этого объема в плюс или минус
Как за месяц увеличить количество заявок в 1,7 раза, а их стоимость снизить в 1,6 раза. Кейс
Sputniki
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Sputniki - Добрый день, Василий. Спасибо за вашу наблюдательность. На самом деле ошибки нет. Если вы сталкивались на практике с выгрузкой заявок из кабинета VK Рекламы, то заметите, что количество заявок не бьется с цифрами по рекламному кабинету (по статистике). Поэтому средняя цена заявки получается ниже чем у самых эффективных трех.
Приставы сняли все средства с банковских счетов российской «дочки» Google
Гостьываыявчаываычваы
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Гостьываыявчаываычваы - И ведь кто-то этому радуется, а потом скажут "были не правы", но будет поздно. Мда...
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
119
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!