×
Россия +7 (495) 139-20-33

Почему необходимо проводить А/В-тестирования при работе с клиентскими сайтами

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
3 8983
Подпишитесь на нас в Telegram

При создании сайтов, программ, приложений разработчики ставят перед собой ряд вопросов: кто целевая аудитория, каким должен быть дизайн, контент и т.д. Несмотря на сложность этих задач, решаются они достаточно успешно. Как показывает практика, трудности начинаются, когда мы сталкиваемся с разностью взглядов владельца сайта на продукт и взглядом пользователя (потребителя). У каждого из них своя цель: владелец стремится продать наиболее выгодно, потребитель – быстро получить необходимую информацию. Найти компромисс бывает непросто.

Чтобы приблизить эти цели друг к другу принято проводить тестирование. Тестирование позволяет определить, какой вариант подачи информации подходит пользователям, предоставляя объективные данные о прототипе. Зачастую оказывается, что предлагаемый для тестирования вариант является наиболее эффективным (один из примеров мы рассмотрим в статье).

Несмотря на то, что владелец ресурса не всегда готов на доработку/изменение структуры страниц сайта или дизайна, результаты тестирования (а конкретно здесь – A/B-тестирования) будут весомым аргументом для принятия таких изменений.

A/B-эксперимент проводит тест двух версий страницы: «A» (оригинальная/исходная) и «B» (тестовая/новая). Механизм A/B-тестирования: 50 % всех посетителей видят вариант «А», 50 % – вариант «B». Рассматриваемый в статье пример А/В-тестирования проводился на сайте автомобильного дилера на страницах моделей авто.

Первый этап тестирования

Работа над сайтом начинается с анализа.

Главная страница сайта, на которой указывается контактная информация, сфера деятельности, преимущества и другая важная для бренда информация – лицо компании. Но далеко не все пользователи готовы детально изучать первую страницу, так как их прежде всего интересуют цены, акции, ассортимент (модельный ряд), характеристики, комплектации (речь идет об автомобилях). Поэтому на многих сайтах трафик на главную страницу составляет 10–30% от общего числа посещений.

Необходимо проанализировать, куда заходит большинство пользователей. Если же основной трафик сконцентрирован на главной странице, следует уделить внимание её анализу и оптимизации.

Если же на главная страница идет не основной поток трафика, то вашим «крючком» для пользователя должна стать страница товара/модели. Проработка карточки товара напрямую влияет на эффективность вашего сайта.

Для пользователя знакомство с вашим товаром начинается с первого экрана страницы. От оформления первого экрана зачастую зависит поведение посетителя и то, сколько времени он проведет на вашем сайте. Все ценят своё время и если в течение нескольких секунд не находят на странице ответ, просто покидают сайт.

Основные элементы первого экрана:

  1. Заголовок – дает представление о том, что расположено на странице.
  2. Изображение – для визуального восприятия товара.
  3. Призыв к действию.

Цель первого экрана – целевое действие пользователя.

Подготовка к проведению теста

Рассмотрим всё вышесказанное на примере А/В-тестирования.

Основной поток трафика приходится на модельные страницы:

1.png

Первый экран страницы модели выглядит так:

2.png

Половину первого экрана занимает баннер с изображением модели, который не несет полезных функций для пользователя. За счет баннера левое меню сайта отображается не полностью на первом экране.

Для А/В-тестирования было предложено удалить баннер, за счет чего левое меню стало полностью доступным на первом экране, а также добавить кнопки целевого действия.

Макет предложенного варианта:

3.png

Проверяемые гипотезы:

  1. Увеличится ли взаимодействие пользователей с левым меню за счет того, что оно стало доступным с первого экрана.
  2. Увеличатся ли целевые действия пользователей после размещения кнопок действий.

Тестирование

Для проведения тестирования использовался сервис optimizely.com.

Бесплатный тарифный план позволяет:

  • проводить А/В-тестирование;
  • реализовать мультивариантное тестирование;
  • тестировать приложения;
  • делать базовую сегментацию (источник: мобильный/не мобильный, браузер);
  • интегрироваться с GA;
  • использовать визуальный редактор страниц;
  • тестировать 2 отдельных URL;
  • ставить события на кнопки или подвязываться к событиям в GA;
  • использовать коммьюнити, базу знаний и Академию.

Создаем проект

1. На странице списка проектов нажимаем https://app.optimizely.com/projects/manage

2. Задаем название для проекта

5.png

Подключаем интеграцию с GA

3. Заходим в проект на вкладку «Integrations»:

4. Далее переходим на вкладку «Settings» и копируем код, который необходимо вставить на сайте сразу после открывающего тега head

7.png

После этого начинаем эксперимент.

Также возможна настройка фильтрации пользователей

1. Переходим в настройки аудитории

2. Создаем новую аудиторию

9.png

3. Фиксируем:

  • тип устройства;
  • источник трафика;
  • дополнительно фильтруем страницы с параметрами (на случай, если контекстная реклама Яндекса будет считаться поисковым трафиком).

4. Настраиваем фильтр, но не только на бесплатный трафик, а дополнительно отсекаем рекламный трафик по меткам:

utm_medium=cpc

tgb

banner

utm_source содержит _calltouch

Важно!

«Устройство», «Источник трафика», «Параметры запросов» следует указывать через «and also…» – логическое «И». А вот в рамках «Query Parameters» указывается через «or» – логическое «ИЛИ».

Пример настройки для десктопов:

10.png

11.png

12.png

13.png

Создаем тестовый вариант (следует отметить, что в optimizely.com не обязательно создавать страницу заново, каждый элемент на странице редактируется отдельно, что упрощает подготовку тестируемого макета).

Настраиваем цели, которые мы поставили перед собой для тестирования и запускаем тест.

Несколько слов о том, как получить достоверные и корректные результаты:

1. Статистическая достоверность. Достоверность должна составлять не меньше 95%. В сервисах тестирования есть калькуляторы для расчета https://www.optimizely.com/resources/sample-size-calculator/ .

2. Сроки проведения тестирования. Следует стремиться к получению 100 конверсий и больше. Поэтому не рекомендуется останавливать тест раньше срока. Чем больше выборка, тем достовернее результаты.

3. Проблема сайтов с низким трафиком. В таких случаях эксперимент растягивается на месяцы. Рекомендуется не тратить время на А/В-тестирование пока на сайте нет достаточного количества трафика и конверсий. Вместо этого следует делать анализ карты кликов, скроллинга и искать очевидные проблемы.

Однако А/В-тест можно запустить на нескольких схожих страницах. Т.е. получается, есть несколько модельных страниц, для которых мы создаем наш макет и тестируем одновременно.

Какие результаты были получены?

1. Гипотеза об увеличении взаимодействия пользователей с левым меню за счет того, что оно стало полностью доступно с первого экрана.

14.png

По результатам тестирования видно, что взаимодействие пользователей увеличилось на 11,3%.

2. Гипотеза об увеличении целевых действий пользователей после размещения кнопок действий.

В тесте отслеживались записи на тест-драйв. Так как кнопки «Запись на тест-драйв» в исходном варианте не было, то очевидно, что при её добавлении пользователи начнут кликать больше.

Исходный вариант:

15.png

Тестируемый вариант:

16.png

Результаты для кнопки «Запись на тест-драйв»:

17.png

Чтобы корректно отследить эффективность добавленной кнопки записи на тест-драйв, контролировались сразу несколько кнопок. Кнопка записи есть в шапке сайта:

18.png

Результаты А/В-тестирования показали схожие результаты по кликам кнопки записи на тест-драйв в шапке сайта в исходной и тестируемой версиях.

Конечная конверсия со страницы значительно увеличилась:

19.png

Выводы и рекомендации

Тестирование рекомендуется проводить на всех этапах создания и продвижения продукта.

Тестирование позволяет получить объективную оценку, которая может повлиять на эффективность сайта или позволит предоставить владельцу ресурса исчерпывающую информацию для принятия решения для изменений и доработки своего продукта. Для получения корректных результатов важно не допускать ошибок при планировании теста и выборе гипотез.

Чем больше данных получено от пользователей, тем больше понимания, что нужно потребителю, и тем выше вероятность создания востребованных продуктов.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Андрей Сердюков
    2
    комментария
    0
    читателей
    Андрей Сердюков
    больше года назад
    Доброго времени суток! Все сделал как сказано у Вас и в Гугл. Эксперимент начат, и хвост метки подставляется! НО! Если человек переходит в другой раздел сайта, скжем в категорию или корзину, когда через слэш добавляется еще часть адреса. Он перекидывается обратно на главную. Подскажите плиз, как быть?! :(
    -
    0
    +
    Ответить
  • Олли
    больше года назад
    Какой еще результат тестирования и что автор мог там "увидеть", если пример это фейк шаблон, а не реальный сайт.  Причем заврался, что на голубом глазу чешет про какие-то результаты псдшной картинки, лол.
    -
    -13
    +
    Ответить
    • Гость-кость
      Олли
      больше года назад
      Видимо в данной ситуации некомпетентно показывать реальный сайт.

      Отличная статья, спасибо.
      -
      9
      +
      Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Какие методы SEO-продвижения устарели в 2024 году
Эксперт
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эксперт - Ужасная вода. А начало "обзора" со слов - мне кажется - нечто.
Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat
Анна Макарова
388
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Для городского велосипеда 14-16 кг - вполне ок, можно сказать легкий. Почему нет? )) Понятно, что есть варианты и легче, но они уже скорее всего будут спортивного плана, где каждый грамм имеем значение.
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
388
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Интересно, из каких именно слов Михаила, вы сделали такой вывод?
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
388
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!