×
Россия +7 (909) 261-97-71

Почему Яндекс – самый перспективный поисковик

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 14539
Подпишитесь на нас в Telegram

В мае на Мосбирже акции IT-гиганта «Яндекс» одномоментно взлетели после того, как по СМИ прокатились публикации новости о возможной покупке 51% акций компании миллиардерами Владимиром Потаниным и Вагитом Алекперовым. 

И даже несмотря на отсутствие официальных подтверждений информации, можно сделать однозначный вывод: Яндекс – весьма перспективный проект. Если вы до сих пор не понимаете почему, предлагаем пройтись по истории изменений поисковика Яндекс за последние 5 лет. Итак, как развивалась поисковая система Яндекс с 2017 по 2023 год.

2017 год

На основе уникального на тот момент алгоритма Палеха, ранжировавшего сайты не по вбитым в строку словам, а по фразам с идентичным содержанием, Яндекс запускает алгоритм Королев. Вот в чем состояла главная фишка новинки: система научилась принимать во внимание и анализировать мнение тестировщиков (ассесоров, толокеров), непосредственно пользователей ресурсов, а главное – оценивать контент всей страницы сайта (а не лишь заголовка) на соответствие содержанию запроса.

Можно сказать, что Яндекс не просто перестал выдавать ресурсы исключительно по ключевым словам, а научился «интерпретировать» запрос, как обычный собеседник-человек. Именно это стало началом ухода от прежних стандартов SEO.

2018 год

В 2018 году разработчики сделали упор на изменения, касающиеся Яндекс-сервисов и непосредственно системы выдачи ответа на запрос прямо на странице с результатами поиска (колдунщиков). Поисковик обзавелся глобальным алгоритмом Андромеда, у которого был ряд существенных отличий от предыдущих конфигураций.

  • Для привлечения внимания пользователя к определенным ресурсам им стали присваиваться особые «значки качества», которые определяли место ресурса в поисковой выдаче. Нейросеть стала выдавать в поиске ресурсы, соответствующие двум критериям: смысл запроса, история поиска. Значки, по сути, обозначали надежность ресурса.
  • Кроме того, пользователи получили возможность сохранять интересные для них сайты в специальном разделе «Яндекс Коллекции». • Стоит отметить и улучшения, коснувшиеся сервиса быстрых ответов.

2019 год

С самого начала 2019 года Яндекс обозначил вектор перемен поисковой системы, а именно направление в сторону еще большего повышения скорости обработки запросов пользователей и повышения качества поиска. Что это дало?

Во-первых, благодаря введению поисковых кластеров, улучшилось положение сайтов, которые ранее теряли позиции в выдаче поисковика из-за невысокой посещаемости (боль сеошников). Алгоритм «Вега» стал учитывать контекст поиска, объединяя ресурсы в смысловые кластеры – подборки кластеров страниц и документов, где находятся ответы, которые подходят поисковому запросу.

Уже это нововведение сократило время поиска, а еще на него повлияла новая технология пререндеринга SERP по запросу. Дополнительно пользователи стали получать результаты в поисковой выдаче в рамках определенных локаций. Например, если раньше алгоритм выдавал результаты по городу, то теперь – и по микрорайону.

2020 год

В 2020 году Яндекс представил пользователям технологию YATI – «архитектуру нейросетей-трансформеров». Это было самым значимым событием в поиске за всю предыдущую десятку лет. Перед YATI разработчики поставили задачу повышения качества оценки «смысла» текста с точки зрения поисковой системы, то есть повышения точности выдачи.

Как именно заработал поисковик? Благодаря трансформеру, смысл страницы перестал анализироваться в рамках одного ограниченного вектора – каждый из элементов текста стал переводиться в отдельный вектор (с сохранением структуры текста и сопоставлением со смыслом запроса). На этой основе и подбирался релевантный ресурс.

По итогам запуска технологии YATI собрал восторженные отзывы пользователей. Качество поиска действительно выросло в разы. А вот для SEO-специалистов стало еще более очевидно, насколько важно качество текста на сайте в связке с грамотной семантикой.

2021 год

С самого начала 2021 года Яндекс постепенно внедрял в поисковую систему улучшения – свыше 2000. И к июню была представлена новая версия поискового алгоритма Y1. Цель была не новой, но по-прежнему актуальной: минимизировать затраты времени пользователя.

Первое, что оценили пользователи – апгрейд дизайна главной страницы. Что касается функций, то стоит отметить:

  • Увеличение количества готовых ответов в выдаче, их расширенную направленность. Кроме того, по поиску стали выдаваться не только быстрые ответы на конкретный вопрос, но и иные ответы на ту же тему.
  • Поисковик стал выдавать в качестве ответа на вопрос пользователя видео, причем ролик автоматически запускается именно на том моменте, где содержится ответ.
  • Интересным апгрейдом стал поиск с помощью «умной камеры». 
  • И, конечно, поиск по отзывам.

2022 год

Этот год запомнился всем нам, как появление такого уникального алгоритма, как «Мимикрия». По сути, это фильтр, который накладывается на ресурсы, уличенные в копипасте. Если поисковый алгоритм обнаруживает, что тексты или графические изображения на сайте попросту скопированы с другого сайта, он автоматически снижает позицию «воришки» в поиске. Это – безусловный прорыв, особенно учитывая огромное число сайтов-мошенников.

Какие критерии используются в «Мимикрии»:

  • визуал;
  • текст; 
  • оптимизация под навигацию.

Кроме фильтра, в ноябре 2022 года Яндекс запустил еще и обновленную систему поиска Y2. Чего на этот раз коснулись изменения?

В первую очередь, снова изменился дизайн стартовой страницы (сервисы разработчики спрятали в небольшой панели внизу экрана). Кроме того, в результатах поиска пользователю стали выдаваться карточки бизнесов, предложения которых соответствуют сути запроса.

Специально для тематик запросов «IT и программирование» была внедрена нейросеть CS YATI, способная выдавать самые качественные результаты поиска благодаря своему особому «обучению».

Большое внимание было обращено на безопасное использование поисковой системой детьми. Родителям было предложено создавать специальные детские аккаунты внутри семейного профиля. По запросу из детского аккаунта алгоритм подбирает соответствующий возрасту ребенка контент.

Отметим, что именно в 2022 году на новый уровень в поиске Яндекса вышел товарный контент – он стал доступным для всех пользователей со специальной вкладки. И что очень удобно, появилась опция «динамика цены».

В Яндекс Картах внедрение нейросетевого поиска позволило еще точнее, чем раньше, находить подходящие локации на основе анализа целого списка данных, включая фото, прайс-листы, меню, отзывы и прочие. Стало возможным получить четкий ответ с подходящей локацией даже на запросы вроде «самый красивый ресторан».

2023 год

Пожалуй, пока самое интересное: Яндекс первым в мире внедрил нейросеть YandexGPT в виртуального помощника Алису. Алиса теперь умеет писать тексты и предлагать идеи на уровне компетентного человека, не обращает внимания на реплики, а скоро, как обещают, научится вести беседу в рамках контекста.

Немного выводов

Вне всяких сомнений, история усовершенствований поисковой системы Яндекс на этом не остановится. Специалисты считают, что уже во втором полугодии нам стоит ждать выхода алгоритма третьего поколения. Неизменным остается только одно: курс на максимальный комфорт для пользователей, бизнесов, внедрение самых инновационных технологий.

Несмотря на то, что в глобальном поиске по-прежнему лидирует Google, Яндекс для российской аудитории – вне конкуренции. Здесь играет роль и ориентация на соотечественников по контенту, объективность и адаптация под запросы. Интересно, что только Яндекс дает пользователю свободу перехода из одного поисковика в другой, если не нашлось подходящего ответа. Google такой возможности не предоставляет. В целом, Гугл большинство оценивает как «старую» систему, а Яндекс – как «новую». Ознакомьтесь с мнением специалиста по этому поводу:

Отзывы

Отзывы

Вот так. И на самом деле в этом что-то есть…

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Роскомнадзор начал требовать от владельцев сайтов уведомлять об использовании Google Analytics. Опыт SEOnews
Денис Добрынин
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Денис Добрынин - Что-то я как-то пропустил момент, с которого например госномер автомобиля или разрешение монитора и версия установленного на ПК ОС стала перс.данными... Но сегодня тоже получили бумажку с ай-яй-яем. Пойдем на прием в теруправление.
Количество пользователей ИИ в сервисах Mail превысило 5 млн человек
Сергей Карененко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей Карененко - Поздравление еще худо бедно написать можно. А когда в почте больше 10к писем, вот тут хорошо, что ии есть)
В Почте и Облаке Mail появился новый тариф – «Семейный»
Анна Макарова
393
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Да, конечно, владелец видит все файлы. А про других пользователей так написано: подключившие этот тариф, могут добавлять в подписку до 4 пользователей. Всем, кого пригласили в подписку, предоставляется доступ к терабайту облачного пространства для общих дел.
Мастер-класс по использованию операторов Wordstat: повышаем эффективность сбора семантики
Старый сеошник
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Старый сеошник - Ну это же просто рекламная статья ради обратной ссылки)))) Куча воды по абсолютно базовой информации. Справка Яндекса описала все тоже самое, но в 8 раз короче yandex.ru/support2/wordstat/ru/content/operators Ок, про историю запроса там нет. Но это же просто в интерфейсе кнопка)
SEO-продвижение сайтов клиник
Дмитрий Севальнев
124
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Севальнев - Вау, мощно!
Тренды SEO в 2025 году
Борис
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Борис - 50/50 Описанная тобой ситуация (надеюсь, не против, что сразу на "ты") — типичная и вообще не требует какого-то глубинного опыта. Достаточно немного логики и наблюдательности. Разобью на пункты для читабельности: 1) Каннибализацию очень просто распознать. Достаточно загрузить СЯ в систему съёма позиций и мониторить источники. Если происходит некое «мигание» — идём (повторно) в топ, смотрим, подтверждаем гипотезу — склеиваем. 2) Но чаще всего эту проблему можно решить на уровне качественной группировки СЯ. А некоторые кластеры со знаком вопроса, которые мы решили разделить на несколько, достаточно держать под контролем. И снова получается, что внимательность и логика здесь могут помочь. И никакого серьёзного опыта не требуется. 3) Соглашусь, что в Яндексе правило "Интент = одна страница" — очень важно, но не всегда. Например, есть кластер, связанный с установкой сантехники, который включает запросы: "установка сантехники", "цена на установку сантехники". Вот здесь, как раз, для многих может быть неочевидно, что кластер лучше разделить на два: "Установка сантехники" и "Цена на установку сантехники". 4) Продолжая мысль из п.3 — в такой ситуации в Яндексе (скорее всего) всё будет ок. И никакой каннибализации не произойдёт. 5) Если говорить про Google (тот же п.3), то здесь, вероятно, возникнут проблемы (всё зависит от оптимизации страниц). Эти два кластера могут не дотянуть до топа из-за своей релевантности. Мы все знаем, что Google может «съесть» страницу с несколькими интентами, и всё будет ок. (в этом предложении пасхалка, что нужно сделать ;)) А если ещё поработать над ссылочным — вообще сказка. Конечно, эту проблему можно решить, но если переборщить, то каннибализация может уже произойти в Яндексе. Вот как раз чтобы уловить эту тонкую грань, и нужен хоть какой-то опыт, которого часто нет у джунов.
Россиянам могут запретить рекламу в Instagram* и Facebook*
Марина Ибушева
66
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Окончательное как раз и означает третье. Любой законопроект перед тем, как отправиться в Совет Федерации и на подпись прзиденту, проходит в России три обязательные стадии рассмотрения в Государственной Думе: Первое чтение - обсуждается общая концепция законопроекта. Второе чтение - более детальное обсуждение проекта, поправки и дополнения. Третье чтение (окончательное) - голосование за проект. Так что ожидается 25 марта второе и третье, окончательное чтение.
Целевая аудитория: как найти и встроиться в ее вселенную
Александра
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Александра - Здравствуйте! Благодарю Вас за отличную статью! Много полезной информации, написано доступным языком.
5 цифровых инструментов для офлайн-бизнеса. Как привести клиента в торговую точку
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Полезно! Спасибо
Как вырастить канал в Дзене почти в 10 раз за 4 месяца. Кейс
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - миллион на трафик и еще наверное 200-300 тр за ваши услуги..... чтоб получить канал с +5000 подписчиков - для федеральной компании это около нуля жесть 1,2 за пустышку хотя так сейчас 99 процентов маркетолога работает...
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
393
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!