Применение группировочных диаграмм при тестировании юзабилити

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 3591

Основная проблема при проведении юзабилити-тестов — определиться, что именно мы будем проверять, какими методами и какие задачи при этом хотим решить. Релевантность результатов любого исследования напрямую зависит от того, насколько четко определены задачи, выстроены сценарии тестирования и сформулированы вопросы для респондентов.

Составление группировочных диаграмм — методика коллективного поиска решений, которая идеально подходит для определения направления, задач и целей любого исследования. Она хороша тем, что помогает достаточно быстро найти основные болевые точки, выделить приоритеты и точно очертить те вопросы, ответы на которые вы хотите узнать в ходе конкретного исследования.

Пошаговое составление группировочной диаграммы

Методика достаточно проста и не требует специальных знаний или подготовки. Мы разберем частный случай: использование группировочной диаграммы при подготовке и проведении исследования. Но описанные этапы и принципы одинаковы вне зависимости от того, какие решения вы будете искать с помощью диаграммы.

Наши задачи:

1. Определить направления для проведения исследования.

2. Сформулировать четкие вопросы, которые помогут выявить конкретные проблемы.

3. Выделить наиболее важные и приоритетные вопросы и направления.

А теперь давайте разберемся, как в решении этих задач помогают группировочные диаграммы.

1. Определяем базовый вопрос

Он может быть общим, размытым и нечетким. Наша задача — задать основное направление. Применительно к юзабилити-исследованиям это чаще всего вопрос уровня: «Что нужно спросить у пользователя, чтобы понять, удобен ли для него наш сайт?»

Цепочка рассуждений, которые приводят к базовому вопросу обычно очень проста: «Как понять, удобен ли сайт для пользователя? — Нужно спросить. — Что спросить?»

Вы можете записать его на маркерной доске или листе бумаги. Мы же для иллюстрации процесса будем использовать майнд-карту.

Определяем базовый вопрос.png

2. Организуем группу для обсуждения

Теперь нам нужно собрать группу для обсуждения базового вопроса. Это могут быть руководители или специалисты, которые непосредственно отвечают за проведение исследования, дизайнеры, разработчики, маркетологи.

Рекомендуемое количество людей в группе — от 3 до 7 человек. Явного руководителя нет — организатор не имеет каких-то преимуществ перед другими участниками и не может влиять на их решения и предложения.

Пусть в нашем случае это будут Сергей, Иван и Андрей.

Организуем группу для обсуждения.png

3. Участники пишут максимальное количество решений/предложений на карточках

Начинается самое интересное: каждому из участников дается неограниченное количество карточек, на каждой из которых он пишет по одному варианту вопроса.

В случае с подготовкой к юзабилити-тестированиям на карточках участники будут писать те вопросы, которые нужно задать респондентам, чтобы раскрыть в итоге базовый вопрос.

Важно! Вопросы, которые каждый участник пишет на своих карточках, на этом этапе никак не обсуждаются, не согласуются и даже не показываются другим участникам. Каждый устраивает свой собственный мозговой штурм.

Желательно ограничить время на заполнение карточек. 10–15 минут будет более чем достаточно. Количество карточек, которые может заполнить каждый участник, не ограничено.

Участники пишут максимальное количество решений.png

Для примера мы ограничимся небольшим количеством вопросов, но на практике их может быть несколько десятков.

4. Собираем карточки у всех участников группы

На этом этапе мы ничего не комментируем и не анализируем — просто собираем и раскладываем карточки таким образом, чтобы все решения были на виду. Кто автор каждой конкретной карточки — значения не имеет.

Собираем карточки у всех участников группы.png

5. Раскладываем, анализируем, группируем карточки

Вся суть группировочной диаграммы в том, чтобы объединить разрозненную массу карточек в какую-то общую иерархическую упорядоченную систему. Для этого мы выделяем общие признаки и раскладываем карточки по группам.

Раскладываем, анализируем, группируем карточки.png

В нашем случае можно выделить 5 групп. Это именно та часть работы, когда идет активное обсуждение предложений. При этом некоторые из них, как выяснится, будут дублировать друг друга — в этом случае мы просто убираем карточки с одинаковыми вопросами и предложениями.

Теперь давайте разберемся с теми признаками, в соответствии с которыми мы выделили каждую группу.

Раскладываем, анализируем, группируем карточки 1.png

Фактически признаки — это направления исследования. По результатам работы у нас получилась схема того, что именно мы будет спрашивать, чтобы узнать мнение пользователей об удобстве нашего сайта.

Обратите внимание, для каждой группы нужно придумать свой заголовок: так будет проще работать в дальнейшем.

Диаграмма показывает, что в конечном итоге мы будем изучать:

1. Функционал.

2. Дизайн.

3. Технические особенности.

4. Процесс заказа.

5. Предложение.

Охватить все это в рамках одного исследования может быть сложно и дорого. Поэтому сейчас нам нужно определить наиболее приоритетные направления и вопросы для респондентов.

6. Путем голосования определяем приоритеты

Проще всего сделать это путем открытого обсуждения или голосования. Если карточек много — можно провести закрытое голосование.

В два этапа: попросите всех участников по шкале от 0 до 100 оценить приоритет каждого направления. А затем — точно так же оценить приоритет каждого вопроса внутри каждого направления.

Складываем баллы и получаем список наиболее важных направлений и вопросов.

Путем голосования определяем приоритеты.png

Подготовка и запуск исследования, анализ полученных результатов

В рамках одного исследования мы можем задать несколько вопросов. К примеру, в случае тестирования процесса заказа мы можем в рамках одного исследования отработать оба вопроса из этого направления. Вопросы для респондентов могут звучать примерно так:

1. Оформите заказ на сайте. С какими трудностями или сложностями вы столкнулись при этом?

2. Если в процессе оформления заказа что-то пошло не так (не загрузилась страница, вылетел пустой экран или появилось сообщение об ошибке), сделайте скриншот и приложите его к отчету.

Вот как выглядит процесс запуска исследования на примере исследования сайтов по доставке пиццы в Москве.

По результатам ответов респондентов вы получите список тех вещей, которые показались им неудобными в ходе использования вашего сайта. После внедрения всех правок юзабилити проекта улучшится, а технических ошибок станет меньше.

Как еще можно использовать группировочные диаграммы

Мы показали частный случай использования группировочных диаграмм для сбора и анализа базы при проведении юзабилити исследований. Но этот инструмент доказал свою эффективность и в других ситуациях.

Группировочные диаграммы хорошо работают при разработке информационной архитектуры проекта (Какие страницы должны быть на нашем сайте?) или проектировании навигации (Какие пункты нужно включить в верхнее меню?).

По большому счету эта методика идеально предназначена для того, чтобы формализовать и упорядочить результаты любого мозгового штурма.

Подводя итоги

  • Группировочные диаграммы эффективны при поиске наиболее важных и приоритетных направлений для дальнейших юзабилити-исследований.
  • Группировочные диаграммы также могут эффективно использоваться при мозговых штурмах и при проектировании архитектуры сайта.
  • Простой и понятный алгоритм сбора и анализа информации позволяет использовать группировочные диаграммы даже для поиска решений в небольших командах.

Группировочные диаграммы — это простой, но в то же время эффективный и надежный инструмент, который поможет вам принять правильное решение и выделить действительно приоритетные направления для работы.

Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Кейс: как продвинуть сайт производителя мебели на заказ в Москве
    Евгений
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Евгений - Мне интересен бюджет данного проекта, можете примерно назвать цифры?
    Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - 1) Ingate 2) Ашманов 3) Кокос 4) Russian Promo 5) Netpeak
    «Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
    Александр Кравцов
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Кравцов - Всем привет Вот ещё пациент www.gdebar.ru Под фильтром с 20 декабря, прошёл месяц, сегодня обновилось, что можете нажать сново проверить сайт и ждать 59 дней.Может кто сталкивался и сможет как то подсказать? Аудитом например или ещё как то проверить, что стоит подправить,скайп мой icejhell. Готов так же к совместному общению по решению проблемы. Всем успехов )
    Второе дыхание ссылочного продвижения
    Автопилот
    15
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Автопилот - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
    Западные специалисты выяснили, как повысить позиции ресурса в выдаче Google
    Максим Мирошник
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Максим Мирошник -
    Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
    Иван Стороженко
    14
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
    «Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
    Александр Алаев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
    Контекст под SEO. Как поисковая реклама помогает позициям в органической выдаче
    Кирилл Щербаков
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Кирилл Щербаков - чет я не понял, за 3 года ничего с сайтами не делалось что ли? Типо он в статике висел и лился контекст?
    Сердитый маркетолог: как вы сами хороните свой сайт, или 16 принципов, которые нужно усвоить заказчикам SEO
    Dmitry Maslennikov
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dmitry Maslennikov - Особенно последний пункт в тему! Как клиент могу сказать что каждый потенциальный подрядчик по SEO пытался "утопить" предыдущего сеошника комментариями типа "что они вообще сделали" и "чем занимались год, у вас не сделаны элементарные вещи". Уровень сео-специлистов в регионах такой, что для клиентов я бы дал только один совет - не верьте в SEO - бесплатный сыр только в мышеловке.
    «Прямая линия» с Артуром Латыповым: отвечаем на вопросы
    God Koss
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    God Koss - Добрый день! Есть сайты одной компании продвигающиеся в разных странах. .ru .com .net. На российском сайте два языка ru и en, на остальных до 10 языков. Недавно сайт ru по основному брендовому запросу выпал из выдачи Яндекс но после апа вернулся на вторую позицию. На вопрос аффилирования в тех поддержку, получит ответ, что всё в порядке и сайт com не учавствует в выдаче. Но он есть и занимает 1 место. Как быть в данной ситуации? Так же, после возврата в топ 10 по этому запросу зашла еще одна внутренняя страница. Могло ли это случиться из-за каннибализации запроса? Немного изменил description на внутренней, исключил вхождения брендового запроса. Жду апа. Хотел бы услышать ваше мнение. Заранее благодарю!
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    317
    Комментариев
    262
    Комментариев
    232
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    84
    Комментариев
    80
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    52

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!