×
Россия +7 (495) 139-20-33

Сделка между Яндекс и VK – треснул ли IT-рынок пополам

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 4142
Подпишитесь на нас в Telegram

«Яндекс» – крупнейшая IT-компания, экосистема которой прочно вошла в жизнь практически каждого жителя нашей страны и всего СНГ. Экосистема «Яндекса» включает веб-браузер, электронную почту, маркетплейс, доставку еды и такси, много других полезных сервисов. Поисковая система Яндекс обрабатывает порядка 60% всего поискового трафика в РФ.

VK – ведущий игрок на рынке соцсетей, и у компании сегодня, на фоне ухода с рынка некоторых глобальных игроков, есть огромный потенциал сохранить свое лидерство. В активе компании – две соцсети: «ВКонтакте» и «Одноклассники» с аудиторией почти в 80 миллионов и 38 миллионов пользователей соответственно. Кроме того, образовательными платформами VK пользуется около 12 миллионов человек. В конце 2022 года VK была признана пятым по величине онлайн-активом в РФ по посещаемости в месяц и четвертым по посещаемости в день после Yandex, Google и WhatsApp.

В сентябре минувшего года состоялось событие, которое специалисты определили, как окончательный раздел IT-рынка по интересам. Речь идет о сделке между VK и «Яндекс».

Суть сделки между VK и «Яндекс»

«Яндекс» приобрел у VK сервис Delivery Club и продал VK сервисы «Дзен» и «Новости». Delivery Club перевели на одну технологическую платформу с «Яндекс Едой», «Дзен» и «Новости» остались на портале dzen.ru вместе с поисковой строкой «Яндекса» и Яндекс Погодой.

Идея сделки давно витала в воздухе, но окончательное решение было принято, когда «Яндекс» объявил о своем решении стать технологической компанией. Вместе с тем «Дзен» получил все признаки и схему развития социальной сети, ну, а «Новости» просто вызывали массу критических замечаний у пользователей. Переговоры о сделке велись с 2021 года.

Давайте попробуем разобраться, что же послужило мотивом, и что получили обе компании в результате этой сделки.

Мотивы обеих сторон

В первую очередь рассмотрим стратегические интересы сторон. VK с недавних пор серьезно контролируется государственными структурами. Вспомним: в 2021 году Mail.ru Group сменила название и обрела новых акционеров, а контроль над голосующей долей в VK теперь косвенно имеет компания «Газпром», контролируемая государством. Если взять все перечисленное в расчет, интерес VK к медийным проектам «Яндекса» очевиден: присутствие интересов государства в популярном сегменте электронных СМИ.

Для «Яндекса» эта сделка – как раз, напротив, возможность уйти от медийных политических нюансов в бизнесе. Все знают, что в нынешней ситуации претензий к «Яндексу» со стороны контролирующих органов было предостаточно. Но совсем уходить с рынка компания не планировала, поэтому избавилась лишь от информационных сервисов «Яндекс Новости», «Яндекс Дзен» и приобрела нейтральный сервис Delivery Club. 

Конечно, помимо стратегии государственного присутствия, при заключении сделки компании руководствовались и собственными технологическими интересами. Так, VK начал свою трансформацию еще за год до сделки с приходом Владимира Кириенко. Прежде у VK, впрочем, как и у «Яндекса», был сервис, вокруг которого строилась вся инфраструктура компании – ВКонтакте (у «Яндекса», конечно, это Поиск). Кириенко принял решение отказаться от центричной экосистемы, изжившей себя, и перейти к системе, в которой сервисы взаимопроникаемы, но каждым из них можно пользоваться независимо. Отличный пример в этом плане – экосистема Google.

По большому счету, к этой же концепции идет и «Яндекс». Совершив грандиозную сделку, обе компании фактически разделили IT-рынок на сервисы и контент. Контент «достался» VK, которая отныне может по праву считаться лидирующей для Рунета контент-площадкой, у которой фактически нет альтернатив. А сервисы отошли к «Яндексу». Именно через эти сервисы люди будут заказывать доставку, получать помощь в навигации и поиске необходимых ответов.

Теперь давайте проанализируем, поменялось ли что-то в лучшую сторону в VK после сделки, и что это дает пользователям?

Последствия сделки для VK и пользователей

Хотя мы и говорим о разделе рынка, для самих пользователей, по большому счету, ничего особо не изменилось. Реклама продолжает показываться, деньги за нее раньше шли «Яндексу», а теперь они поступают VK. Рекламодателю нет разницы. Другой вопрос – эффективность рекламы.

Скажем, рекламная кампания для газированного напитка направлена на школьников. У VK собрана отличная база данных для таргета именно на эту целевую аудиторию, поэтому здесь реклама сработает эффективнее, чем в «Яндексе». Но разница может состоять в нескольких процентах. У VK есть много данных, собранных через соцсеть ВКонтакте, у «Яндекса» – через поисковую систему.

Самой компании сделка выгодна с точки зрения получения хорошего «козыря» – домена yandex.ru. Без сомнений, даже с поисковой строкой от «Яндекса» VK постарается переводить пользователей в собственную экосистему, расширяя влияние. Рост трафика, числа площадок для рекламы – все это в перспективе пойдет на пользу объемам заработка на рекламе, хотя сразу после сделки VK ощутимо просели в доходах. Для «Яндекса» же очевидна перспектива серьезных потерь именно в рекламном бизнесе.

Но даже на фоне перспектив и похвальной тактики VK по отделению всех более-менее интересных для аудитории контент-сервисов в самостоятельные приложения, до совершенства им далеко. Например, Видео не просто нужно дорабатывать, а глубоко трансформировать. Все, кто делает контент, ждут от VK нормальной статистики, монетизации, инструментов для дальнейшего развития и мотивации оставаться именно на этой платформе. Более-менее законченными можно считать только Клипы и Музыку. Впрочем, и тут не без нареканий и плевков.

Отзывы

Отзывы

Вот лишь пара отзывов с площадок-отзовиков. И таких масса.

С мотивацией, особенно для контент-мейкеров, у VK пока дела обстоят, мягко говоря, неважно. Говорить о том, что площадка интересна популярным блогерам, например, очень рано. Ведь оплату пока получают только паблики, причем не самого лучшего качества, где вообще никак не контролируется уровень контента. Причем никакие единовременные выплаты, как это нам уже доказал RuTube, ситуацию не исправят. 

С кого в этом вопросе VK брать бы пример, так это с Google, экосистема которого практически идеально отрегулирована. После сделки у VK больше возможностей, но «Яндекс» однозначно выигрывает в вопросе простоты и отсутствия альтернативы – еда и такси интересует абсолютно всех. И пока в VK лидирует паблик MDK, использовать потенциал рекламного бизнеса компания вряд ли сможет.

Да, VK становится монополистом. Следовательно, компания действует как монополист: ужесточает правила, «закручивает гайки», повышает цены. Судите сами: практически сразу после закрытия каналов рекламы в запрещенных соцсетях (Тик-Токе и ФБ) VK очень сильно осложнил жизнь тергетологам, выкатив новые правила рекламы, а также оплаты подписок.

Отзывы

Отзывы

Этого показалось мало, и в добровольно-принудительном порядке ВКонтакте организует «исход» из старых, привычных, отработанных рекламных кабинетов соцсети на новый VK ADS. Катастрофически сырой – с массой багов и недоделок – новый кабинет вызвал шквал недовольства у пользователей.

Не отработав инструмент, VK объявил даже точные даты закрытия старых кабинетов, правда, после пришлось «сдать назад». По факту, VK проводит тесты. И, что уж тут скрывать, тесты эти проводит за счет труда, средств и нервов своей аудитории.

Отзывы

Отзывы

Отзывы

Но справедливости ради скажем, что пользователи очень терпеливы. Кто-то возмущался, а кто-то отнесся с пониманием – выбор, увы, невелик. 

Это выглядит странно только до тех пор, пока не осознаешь, насколько вольно чувствует теперь себя VK на рынке. Хотя, если подумать, компания могла бы действительно постараться конкурировать с «Яндексом», создавая для своей аудитории лояльные, привлекательные условия. 

Кстати, говорят, что у «Яндекса» тоже не все радужно, особенно в Яндекс Директ, после того, как убрали рекламу в Google. Может, просто слухи?

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
389
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Владимир, спасибо за комментарий! Если вдруг Михаил сюда не придет, то мнением и мыслями можно напрямую поделиться в ТГ амбассадора. В этой новости оставляли контакт: www.seonews.ru/events/vebmasterskaya-2024-v-yandekse-poyavilsya-ambassador-internet-ploshchadok-v-poiske/
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
Контекстная реклама, таргет и SEO вошли в топ-3 каналов продвижения бизнеса в 2023 году
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Например, так {censored} - продвижение карточки в органике Google :) Также в Яндекс.Директ есть направление контекста для маркетплейсов.
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
389
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!