Семядро: зачем нужно, из чего состоит и как его собрать
Семантическое ядро – набор слов и ключевых фраз, по которым будет продвигаться сайт в поисковых системах. Иначе говоря, это слова, по которым пользователи будут находить сайт в результатах поиска.
Зачем вообще нужно семантическое ядро?
Сбор семантического ядра – один из первых этапов работы над сайтом, т.к., опираясь на подобранные ключевые слова, специалисты будут:
- Распределять их по определенным страницам, а для этого может потребоваться изменение всей структуры сайта, добавление новых страниц и т.д.
- Создавать контент под эти ключевые слова.
- Составлять заголовки и описания страниц.
Поэтому начинать работу над семантическим ядром нужно как можно раньше. Ключевые запросы можно подбирать как для всего сайта, так и для конкретных его частей в зависимости от целей продвижения.
Из чего состоит семантическое ядро
Семантическое ядро формируется из подходящих тематике сайта ключевых слов. Ключевые слова – это слова или фразы, которые интернет-пользователи вводят в строку поиска, когда ищут необходимую им информацию.
Ключевые слова или запросы можно по-разному классифицировать в зависимости от их характеристик:
- По частотности, т.е. в зависимости от того, как часто пользователи забивают слово или фразу в строку поиска. Тут принято выделять высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные слова и фразы. Причем в каждой тематике будут свои диапазоны для них, например, для «пластиковых окон» и «музыкальной школы» определение выскокочастотного запроса будет абсолютно разным. При составлении семантического ядра важно использовать ключевые запросы разной частотности. Желательно не забывать про средне- и низкочастотные конкретные запросы, которые будут четко обозначать намерение пользователя, например, «купить велосипед bmx в туле». Если же выбирать только высокочастотные запросы, продвижение будет сложным и затратным из-за высокой конкуренции, к тому же общий характер запросов, не отражающий конкретное намерение пользователя, может приводить нецелевой трафик на сайт, например, запрос пользователя «велосипед bmx» ничего не говорит о цели его поиска.
- Также у ключевых запросов выделяют следующие характеристики: геозависимые (есть привязка к определенному региону) и негеозависимые (без региональной привязки), информационные (отражают желание пользователя найти информацию), транзакционные (показывают намерение пользователя что-то купить), брендовые (содержат название бренда). Для коммерческих сайтов в первую очередь необходимо подбирать транзакционные запросы, для новостных порталов – информационные.
Как собрать базовую семантику
Формирование семантического ядра начинается с подбора базовых запросов, которые в основном представляют собой высокочастотные запросы. Затем этот базовый список расширяется за счет среднечастотных и низкочастотных ключевых слов.
Если хочется собрать базовый список запросов самостоятельно и вручную, то нужно просто записать слова и фразы, которые:
- Соответствуют тематике вашего сайта. По каждому разделу необходимо записать слова и фразы с названиями основных товаров, услуг, характеристиками продукта и т.д.
- Посмотреть сайты-конкуренты и также выписать основные ключевые слова, которые там используются.
Также для составления списка базовых ключевых слов можно использовать специализированные сервисы для сбора семантики, о которых речь пойдет ниже.
Расширяем семантическое ядро
Следующий шаг – расширение семантического ядра. Каждую фразу из базового списка нужно максимально дополнить и перефразировать, чтобы получить как можно большее число среднечастотных и низкочастотных запросов. И на данном этапе проще всего и быстрее не делать это вручную, а воспользоваться специальными сервисами.
Яндекс.Вордстат
Бесплатный сервис Яндекс.Вордстат доступен всем зарегистрированным в Яндексе пользователям. Пользоваться сервисом не так сложно: достаточно ввести в строку поиска нужное ключевое слово или фразу.
Сервис предложит список ключевых слов, подходящих запросу:
- «Что искали со словом «…» –n показов в месяц» – число пользовательских запросов в поиск Яндекса с данным словом. Для расчета система использует данные за последние 30 дней.
- В левой колонке представлена статистика по показам ключевых слов, которые включают в себя запрос, и прогнозируемые показы по ним.
- В правой колонке представлены запросы, похожие на тот, что задал пользователь, и прогнозируемые по ним показы.
- Вкладка «История запросов» показывает динамику пользовательского интереса к определенной тематике за последние два года – здесь можно посмотреть помесячный или понедельный срез статистики показов по заданному запросу.
Планировщик ключевых слов Google
Бесплатный инструмент от компании Google находится в сервисе Google Реклама и позволяет подбирать ключевые слова и оценивать предполагаемую эффективность списков слов. Для использования инструмента необходим аккаунт Google.
Что можно сделать с помощью Планировщика ключевых слов:
- Подобрать ключевые слова, релевантные тематике сайта или целевой страницы, а также товарам и услугам, которые предлагаются на сайте.
- Посмотреть данные по количеству запросов для вариантов ключевых слов за определенный диапазон дат.
- Отфильтровать результаты по тексту ключевых слов, среднему количеству поисковых запросов в месяц, минимальной и максимальной ставке для показа вверху страницы, проценту полученных показов в обычных результатах поиска, проценту полученных показов объявлений.
- Просматривать статистику и прогнозы трафика.
- Посмотреть визуализацию данных с разбивкой по динамике количества поисковых запросов, платформам и местоположениям.
Key Collector
Платная программа Key Collector прежде всего заточена на сбор семантического ядра.
Особенности сбора семантики, который предлагает сервис:
- Key Collector не использует готовые базы и не генерирует ключевые фразы. В основе работы сервиса – сбор данных непосредственно с сервисов-источников.
- Программа использует как русскоязычные, так и зарубежные сервисы-источники: статистика инструментов Яндекс.Вордстат, Google AdWords, Яндекс.Метрика, Google Analytics, LiveInternet, Roostat; поисковые подсказки Яндекс, Google, Рамблер, Нигма, Yahoo, Mail, Яндекс.Директ; похожие запросы поисковых систем Яндекс, Google, Mail.
- Можно выбрать регион и задать глубину поиска, чтобы отсечь ненужные фразы.
- В дополнение к словам, которые нашел сервис, можно добавить свои.
- Все ключевые слова можно оценивать по разным характеристикам: например, популярность, уровень конкуренции, сезонность, геозависимость и т.д.
- Полученные результаты можно экспортировать в формат Microsoft Excel или CSV.
Serpstat
Многофункциональная платформа для SEO-специалистов Serpstat предлагает несколько отчетов, которые помогут при подборе семантического ядра.
В разделе «Анализ ключевых фраз» можно:
- Подобрать органические ключевые фразы для семантического ядра сайта или отдельных категорий и страниц.
- Найти конкурентов из ниши.
- Узнать, какие вопросы задает в поиске целевая аудитория.
- Проанализировать страницу на релевантность поисковым запросам.
Отчеты, которые предлагает сервис:
- Отчет «Подбор фраз», где можно найти поисковые запросы из выбранной базы. Ключевые фразы можно сортировать по частотности запроса по Google AdWords, стоимости за клик, количеству результатов поиска по ключевой фразе, уровню конкуренции, количеству слов в ключевой фразе, наличию дополнительных элементов в результатах поиска, наличию топонимов, ключевым фразам с неправильным написанием, наличию или отсутствию определенных ключевых слов, количеству слов в ключевой фразе.
- Отчет «Похожие фразы», где можно посмотреть все поисковые запросы, которые семантически связаны с искомой ключевой фразой.
- Отчет «Поисковые подсказки» показывает дополнительные ключевые фразы, которые поисковая система предлагает посмотреть пользователю, когда он что-то ищет в поиске. Фразы для этого отчета собираются из результатов поиска в реальном времени.
SEMrush
Еще один сервис, который может помочь при составлении семантического ядра. SEMrush предлагает SEO-специалистам сразу несколько инструментов.
Отчет «Анализ ключевых слов» (Keyword Research):
- Позволяет подобрать подходящие ключевые слова и посмотреть по каждому из них следующую информацию: цена за клик, количество запросов, количество результатов, тренд запросов за последние 12 месяцев и примеры объявлений по искомому слову.
- Также можно посмотреть, какие крупные сайты используют определенные ключевые слова.
- Данные доступны как для десктопной, так и для мобильной выдачи.
- В настоящий момент SEMrush предлагает 26 баз для следующих регионов: США (Google и Bing), Великобритания, Канада, Австралия, Россия, Германия, Франция, Испания, Италия, Израиль, Бельгия, Нидерланды, Дания, Финляндия, Ирландия, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария, Сингапур, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика и Гонконг.
Инструмент Keyword Magic:
- Предлагает пользователям доступ к базе из 14 млрд ключевых слов.
- Ключевые слова сортируются по группам по теме поискового запроса.
- Ключевые слова можно фильтровать по количеству поисковых запросов, сложности ключевого слова, плотности конкуренции, исходным страницам в результатах поиска, данным по цене за клик.
Rush Analytics
Функционал сервиса, который поможет при сборе семантического ядра:
- Автоматический сбор Яндекс.Вордстат.
- Возможность собирать подсказки поисковых систем Яндекс, Google и YouTube, используя многоуровневую структуру запросов. При этом автодополненные и «фантомные подсказки» отсеиваются автоматически фильтрами программы.
- Автоматическая кластеризация ключевых слов на основе на основе ТОП 10 поисковой выдачи.
SpyWords
В сервисе SpyWords можно найти следующий функционал для подбора семантики:
- Умный подбор запросов, в основе работы которого лежит следующий принцип: сервис рекомендует запросы не на основе семантического сходства, а на основе истории использования запросов ключевыми игроками в определенной тематике.
- Анализ конкурентов, который в том числе позволяет узнать информацию о контекстных кампаниях и позициях в органическом поиске: запросы в поиске и контексте, позиции и тексты объявлений и т.д.
- Инструмент «Битва доменов», в котором можно сравнить сайты конкурентов и выяснить, по каким ключевым словам они пересекаются.
Ошибки при составлении семантического ядра
При составлении семантического ядра многие специалисты допускают следующие ошибки:
- Семантическое ядро слишком маленькое и содержит только высокочастотные запросы. Поэтому не стоит забывать про его расширение и сервисы, с помощью которых это можно сделать.
- Семантическое ядро содержит только одну формулировку названия товара или услуги, про синонимы и альтернативные фразы забыли. В данном случае можно обратиться к поисковым подсказкам или сразу к сервисам, которые подбирают семантику с их учетом.
- В семантическое ядро включили все запросы подряд, в том числе и те, которые не соответствуют содержанию сайта. Многие сервисы сбора семантики позволяют исключать определенные слова при поиске ключей, и не стоит пренебрегать этой функцией.
- Использование искусственных запросов (например, название раздела + «купить»), которые в реальности пользователи никогда не будут вводить в строку поиска.
- Использование только одной базы для сбора семантики.
- Нежелание анализировать сайты конкурентов на предмет ключевых слов.
Что делать со списком ключевых слов
После того как семантическое ядро собрано, проанализировано и «подчищено», необходимо соотнести получившиеся группы ключевых фраз со страницами сайта (существующими и теми, которые необходимо будет создать), и переходить к следующим этапам продвижения сайта: создание контента, работа с метатегами и т.д.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой