×
Россия +7 (495) 139-20-33

Сертификаты TLS/SSL. Базовая информация для владельцев сайтов

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
2 7674

Сегодня понятие сертификата SSL у всех на слуху. Однако далеко не все понимают, что это на самом деле такое и зачем нужен этот пресловутый сертификат. 

Мы решили ответить на основные вопросы об SSL и простыми словами рассказать о них именно тем людям, которые принимают решение об установке сертификата на сайт.

Зачем нужен этот сертификат

В последнее время остается все меньше сайтов, у которых нет сертификата SSL. Но когда возникает вопрос: а зачем он нужен, первый ответ – ну Google же требует. Ответ на самом деле формальный. На деле же речь идет об очень важных вещах – безопасности и защите информации. Сегодня пользователи оставляют на сайтах не только разнообразные персональные данные, но и более «опасную» информацию, например, номера счетов или реквизиты банковских карт. Задача владельца сайта – сделать так, чтобы эти данные не попали в руки злоумышленников. Именно поэтому Google отдает предпочтение тем сайтам, которые защищают персональную информацию от «угона».

Защищенное соединение и сертификат SSL

Почему сертификат защищает от этой опасности? Как все это работает?

Сертификаты TLS/SSL – файлы, которые выдаются специальными организациями. С их помощью выдается подтверждение того, что получатель данных – именно тот сайт, адрес которого был набран в строке браузера. Некоторые сертификаты могут также удостоверять, что сайт принадлежит конкретному юридическому или физическому лицу.

Если у сайта есть сертификат, это значит, что данные передаются по защищенному протоколу, препятствующему их «перехвату» третьими лицами. А вот если соединение не защищено, злоумышленники могут, например, подменить номер счета, на который мы отправляем свой платеж, и получить его вместо сайта.

Именно поэтому важно получить подтверждение, что мы отправляем данные именно туда, куда ожидаем. Это и вопрос доверия к сайту, и фактической безопасности его пользователей, и поисковые системы придают большое значение наличию такого сертификата. Более того, Google Ads (рекламная система Google) может ограничивать показы рекламы сайта, его не имеющего.

Как происходит подтверждение сайта с помощью сертификатов

При соединении браузер проверяет, соответствуют ли данные в сертификате тому узлу, куда отправляются данные.

Если сайт соответствует информации, указанной в сертификате, то вы видите в окне браузера вот такой замочек для простого сертификата:

Как происходит подтверждение сайта с помощью сертификатов 1

И замочек и информацию о компании для сертификата, где она указана:

Как происходит подтверждение сайта с помощью сертификатов

Если же что-то пошло не так, то вы увидите такое предупреждение:

Как происходит подтверждение сайта с помощью сертификатов​​

При проверке:

  • если компьютер, на котором установлен браузер, не знает такого центра сертификации, будет выдано предупреждение;
  • если такой центр этот сайт не сертифицировал, также будет предупреждение;
  • если мы подключились не к тому сайту, для которого выдавался сертификат, тоже будет предупреждение;
  • если ключ не будет совпадать, подключение будет невозможно.

Шифрование данных и https

Кроме подтверждения подлинности сайта, которому передаются данные, использование защищенного протокола решает еще одну задачу – шифрует их. Почему это важно? Всегда есть опасность, что информация, которую мы передаем сайту, так или иначе будет доступна третьим лицам. Поэтому крайне важно, чтобы данные передавались в зашифрованном виде. Шифрование используется для того, чтобы в случае если злоумышленник каким-то образом получит доступ к передаваемой информации, он не мог понять, какие именно данные передавались, например, не мог извлечь из нее логин и пароль.

Какие типы сертификатов бывают и как выбрать нужный?

Domain Validation (DV)

Это самый простой вариант подтверждения. При таком подтверждении сертификационный центр удостоверяет строго одну вещь: этот домен принадлежит заявителю. Плюс такого сертификата в том, что его можно выпустить очень быстро.

Если вы являетесь счастливым обладателем блога, визитки, простого сайта с каталогом, сайта услуг или небольшого интернет-магазина, вам вполне подойдет такой вид подтверждения.

Organization Validation (OV)

Такой сертификат подтверждает организацию, владеющую сайтом. Выпускается такой сертификат в течение недели, +/- 3 дня. Важно: при таком способе сертификации для домена обязательно должны быть указаны данные о организации (отображаться в whois). Если же вы являетесь физлицом, то такой сертификат для вас получить попросту невозможно.

Кому подойдут такие сертификаты - сказать сложно. Дело в том, что для конечного пользователя (посетителя сайта) разницы между OV и DV нет. Неплохо иметь такой тип сертификата в случае, если с сайта осуществляются платежи, а бюджета на EV нет. Но в подобной ситуации обычно используются интегрируемые решения (например, https://www.robokassa.ru), которые переводят посетителя на сайт сервиса (там обычно EV). Сертификаты OV, например, используются Яндексом и Google.

Extended Validation (EV)

Красиво, дорого, мощно! EV-сертификаты отличаются внешним видом для посетителя. В адресной строке такого сертификата будут отображаться данные о компании.

Extended Validation.png

Если вы делаете что-то глобальное, вам нужен такой сертификат: например, если вы банк, если вы платежная система, если у вас собственный сервис приема платежей (данные карты вводятся на вашем сайте) и так далее. Такие сертификаты дороги. Даже у Сбербанка этот сертификат стоит только для https://online.sberbank.ru/, а для https://www.sberbank.ru/ используется простой OV.

Что еще может понадобиться

Кроме типа подтверждения, сертификат может иметь ряд опций. Обычно они пишутся в названии карточки товара при покупке сертификата, например, Wildcard-сертификат, который защищает сразу все поддомены сайта, SAN-сертификат на несколько доменов, которые находятся на одном сервере, и так далее. Хотелось бы обратить внимание на очень важную для кириллических сайтов опцию – IDN (Internationalized Domain Names). Таким сайтам она необходима.

Если вы покупаете сертификат в не очень известной компании, у него может быть центр сертификации, который не добавлен в какой-нибудь из браузеров. Сайт с таким сертификатом будет отображаться как недоверенный.

А вот список сертификационных центров, чьи сертификаты наиболее распространены: Thawte, Comodo, GlobalSign, GeoTrust, DigiCert, Symantec.

О самоподписанных сертификатах

Конечно, протокол https должен применяться только в случае, если сертификат подтвержден. Но на деле владелец сайта может выписать сертификат сам на себя. Такой сертификат будет вызывать проблемы с подтверждением в любом браузере, так как в качестве сертификационного центра выступает некое частное лицо, которое точно не входит в список доверенных сертификационных центров ни одного браузера.

Это примерно как позвонить в дверь и сказать «это я» – если непонятно кто это, то это «я» ни о чем не скажет. Браузер предупредит, что он не знает организацию, выдавшую сертификат, однако если пользователь согласится с тем, что доверяет этому сайту, подключение будет работать.

Почему, несмотря на шифрование, не стоит передавать информацию таким сайтам? Ответ простой: если с подтверждением сертификата возникают проблемы, шифрование довольно бессмысленно. В подобной ситуации данные действительно не смогут быть прочитаны третьими лицами, однако владельцу сертификата и возможному злоумышленнику они достаются в «явном» виде. Поэтому не стоит на таких сайтах оставлять персональные данные, вводить пароли и тем более предоставлять номера банковских карт.

Как получить этот самый сертификат

Мы рекомендуем установку сертификата всем компаниям, с которыми работаем, советуем задуматься над этим и читателям. Как это сделать проще всего?

Многие хостинги имеют в себе интегрированные услуги по установке SSL-сертификатов, некоторые даже предоставляют сертификаты бесплатно при заказе хостинга. Такие решения наиболее удобны, так как процесс установки сертификата для этого хостинга уже поставлен на поток. Если же сайт расположен на собственном сервере, или на виртуальном частном сервере (VPS), или на виртуальном выделенном сервере (VDS), то установкой сертификата должен заниматься системный администратор. Также при переходе на https не забудьте поставить в известность всех, кто имеет отношение к привлечению трафика на ваш сайт. SEO-специалисту важно будет добавить сайт с новым протоколом в Вебмастер и сделать перенаправления с небезопасного подключения на безопасное, а специалистам по баннерной и контекстной рекламе может понадобиться поменять адреса посадочных страниц. 

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Sergey
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Sergey
    больше года назад
    И ничего не написали про letsencrypt
    -
    0
    +
    Ответить
  • Петр Красков
    21
    комментарий
    0
    читателей
    Петр Красков
    больше года назад
    Статья норм, но картинок маловато
    -
    2
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов
Антон
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Антон - Никакой не выпал. Кроме клиентского сайта, который проседал из-за скрутки, о чем Я.Поиску сообщали и клиенту тоже. Ноль реакции от поисковика (продолжайте развивать сайт, никаких проблем нет ...). Клиенту надоело и он заказал накрутку у подрядчиков. Мы искренне ждали бана, сообщали об этом клиенту, т.к. мы все таки делаем все остальное для развития. Как итог: с лета полет нормальный. Сайт растет, никаких проблем. Случайно даже стажер палил тех поддержке факт использования накрутки. И ничего. Сайт растет дальше. Если они не могут ничего принять даже после признания факта накрутки, что они могут сделать с жалобами на накрутку конкурентов?! Никогда не одобряли данные методы, но ... похоже ... все работает :)
«Нет в наличии»: что делать с карточками отсутствующего товара
freyr energy
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
freyr energy - Thank you so much @ admin for share your valuable thoughts and ideas We always enjoy your articles its inspired a lot by reading your articles day by day. So please accept my thanks and congrats for success of your latest series. We hope, you should published more better articles like ever before solar rooftop
Яндекс тестирует оценки сайта в сниппете
Сергей Демин
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - вопрос такой: где получить оценку о сайте? а не об организации
15 языков программирования, за знание которых платят выше среднего
Любомир
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Любомир - Ну и ЗП: ни слова о том что она варируеться от 0 до 100 000$ в год!!! Что до высокой зп надо несколько лет етим заниматся! Что 100 000$ в год на западе заробатывают, а где нибудь в азиатских страннах 100$ в год. В СНГ первые годы в разработчика ЗП как в грузчика на складе - это где то 4-5 тыс. долларов в год, и уже имея несколько лет опыта возможно дойти до 10-20 тыс. долларов в год! Почему нет конкретики? Меня лично нервирует то что людям внушают великие ЗП в АйТи, а люди тупые и ведутся!!!!
Локальное продвижение интернет-магазина: как получить дополнительный трафик из регионов
Саша Дружин
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Саша Дружин - У меня был опыт раскрутки сайта на иностранных рынок, например для анголязычной аудитории. В целом отличия есть, хоть и небольшие. Больше всегда прироста получил после закупки ссылок от www.e-raskrutka.ru/anothercountry , они достаточно качественно работают на англоязычную аудиторию и могут лаконично вписаться в любое обсуждение. Можно самому попробовать заказать такие ссылки и посмотреть на результат.
От количества к качеству: что происходит с рекламой в Рунете
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Истину глаголите!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
384
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
91
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!