Скрытая угроза: веб-атаки 24x7

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 5917

Обычно про безопасность и защиту сайтов владельцы и вебмастера задумываются слишком поздно, когда уже возникают видимые и очевидные проблемы: сайт перенаправляет посетителей на рекламные и вредоносные ресурсы, блокируется хостером за спам/фишинг/вредоносную активность, забанен в поисковой системе. То есть когда хакер уже взломал сайт, закрепился на нем и начал генерировать вредную “полезную” нагрузку. Но это происходит не внезапно и не случайно. Процессу взлома всегда предшествует серия атак, которая проводится хакерами или их ботами с целью разведки: обнаружения уязвимостей или скрытых данных, которые можно использовать для взлома и получения несанкционированного доступа к веб-ресурсу. Данные атаки внешне не заметны, поэтому сайтовладельцы в большинстве случаев пребывают в неведении о том, что их ресурсу что-то угрожает (мало кто из них регулярно анализирует логи веб-сервера или пользуется специализированными решениями для детектирования веб-угроз).

Кроме того, значительно снижает бдительность еще и пара заблуждений:

1. “кому я нужен?”

2. сайты взламывают только по заказу конкурентов.

Сторонники первого утверждения не считают свой ресурс хоть сколько-то важным и интересным для хакера; приверженцы теории про исключительный “взлом по заказу” считают, что их сайту ничто не угрожает, поскольку ресурс новый/непопулярный/региональный, а бизнес - вне конкуренции. И первые, и вторые пребывают в опасном неведении до тех пор, пока сайт не оказывается взломанным, после чего идет серия удивлений и безуспешных попыток найти виновника инцидента.

Как обстоит дело c безопасностью сайтов в реальности?

Вопреки бытующему мнению о том, что активно атакуют только популярные, посещаемые ресурсы, любой сайт, который появился в поисковой выдаче, в соцсетях или каталогах сайтов (то есть стал публичным), подвергается хакерским атакам. Подавляющее большинство атак на сайты является “нецелевыми” или “обезличенными”, поскольку злоумышленник не ставит задачей взломать конкретный сайт. Его цель – собрать как можно большую базу ресурсов, уязвимых к определенным видам атак, чтобы затем провести взлом или их компрометацию автоматизированными средствами в течение нескольких секунд. Так хакеры собирают себе армии ботов, площадки для хостинга вредоносных скриптов, фишинговых страниц и спам-рассылок. Плохим парням все равно, насколько популярен сайт, какая у него аудитория и тематика, насколько он важен для бизнеса. Сайт представляет ценность только как ресурс хостинга, где есть возможность разместить “зловреды” или с которого можно провести целевую атаку на какой-то определенный веб-ресурс.

1.png

Стоимость взлома сайта настолько ничтожна, что не выдерживает никакой конкуренции в сравнении с абузоустойчивыми хостингами, которыми пользовались хакеры несколько лет назад. То есть сейчас им дешевле взломать сотню сайтов на уязвимой Joomla или Wordpress и использовать их для рассылки спама, чем арендовать и настраивать для тех же целей виртуальный сервер.

С каждым годом инструментальные средства для “разведки”, эксплуатации уязвимостей и, в конечном счете, взлома сайта становятся дешевле и доступнее (Не секрет, что большинство хакерских утилит можно скачать на форумах и блогах, а видео-инструкцию посмотреть на youtube). Поэтому число нецелевых атак на сайты, и, как следствие, вероятность взлома, растет чуть ли не в геометрической прогрессии. Если раньше владельцы сайтов и веб-мастера могли рассчитывать на большую долю везения и проблема взлома часто обходила их стороной, то сейчас защитить ресурс от взлома поможет только осведомленность и внимание владельца/подрядчиков к вопросам информационной безопасности. В этой статье мы осветим несколько важных моментов, о которых следует знать всем, кто поддерживает свои сайты или ресурсы клиента.

Чтобы не быть голословным, приведем пример того, как хакер может быстро находить жертв для нецелевого взлома, не прибегая даже к специализированным средствам. Ему достаточно воспользоваться поисковой системой Google и специальной базой запросов, которая называется Google Hacking Database. Данная база содержит перечень запросов (“дорков”) для поиска сайтов, уязвимых к определенным типам атак или содержащих незащищенные файлы с паролями, резервными копиями сайта, адресами закрытых разделов и т.п.

2.png

Предположим, хакеру нужно получить доступ к резервным копиям базы данных сайта на Wordpress. Он вводит в поисковую строку “дорк” (не пытайтесь повторить это дома!). И получает список сайтов, на которых администратор забыл закрыть доступ к каталогу uploads с резервными копиями базы данных (а это случается очень часто).

3.png

Из дампов хакер может извлечь много полезной для взлома информации. Например, логин администратора и хэш пароля, который расшифровывается специальными сервисами за считанные секунды. Так хакеры получают административный доступ к сайтам, а дальше могут загружать вредоносные скрипты, оставлять закладки, взламывать соседние сайты на аккаунте и т.п.

4.png

Весь процесс взлома занимает пару минут, а автоматизированные средства, которыми располагают хакеры, осуществляют за то же время сотни, если не тысячи взломов.

Для того чтобы искать жертв, хакерские боты постоянно “простукивают” сайты, попадающие в поисковую выборку по определенным “доркам”. Поэтому, если сайт доступен в поисковой выдаче, то несколько раз в сутки к нему обязательно “постучатся” и проверят, не содержит ли он какую-то уязвимость, через которую его можно взломать, не открыт ли у него доступ к служебным файлам (резервным копиям, дампам базы данных, файлам настроек и т.п.). Одни боты собирают информацию, другие ее эксплуатируют. Естественно, вручную с тысячами сайтов уже не работают, все делается на автомате.

Что делать в данной ситуации рядовому веб-мастеру и владельцу малого бизнеса?

Важно принять тот факт, что сами атаки на сайт невозможно остановить и с ними бесполезно бороться (разве что полностью запретить индексацию сайта поисковиками, не размещать на него ссылок и закрыть от публичного просмотра – что, согласитесь, странно). Но нецелевые атаки можно сделать максимально безопасными для сайта. Для этого потребуется сделать следующее:

1. Принять и осознать факт постоянного сканирования / атак на сайт, здраво оценить риски и последствия (взлом, компрометация доступов, доступ к конфиденциальной информации и т.п.)

2. Выполнить аудит безопасности сайта: просканировать на уязвимости, проверить настройки, файловую систему и базу данных. Это можно сделать самостоятельно или с привлечением соответствующих специалистов.

3. Внедрить технические меры защиты сайта от взлома: обновить CMS и плагины, выполнить “цементирование” сайта, разместить сайт за файрволлом (подключить к сервису облачного WAF и защиты от DDOS), установить мониторинг сайта.

4. Разработать политику безопасности при администрировании и поддержке сайта – организационные меры, которые повысят безопасность ресурса.

5. Постоянно помнить о том, что безопасность – это процесс, а не разовые меры, и она не бывает удобной.

Хорошая новость в том, что для защиты от нецелевых атак, которые составляют по нашим оценкам порядка 95%, достаточно внедрить хотя бы даже часть технических мер, и это уже существенно снизит риск взлома. Главное, чтобы ваш сайт не был «среднестатистическим». То есть даже небольшое внимание к вопросу информационной безопасности сайта сделает его более защищенным от агрессивного интернета.

Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Кейс: как продвинуть сайт производителя мебели на заказ в Москве
    Александр
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр - Судя по иллюстрациям к статье, не понятно, чем отличаются блоки «категории» и «товары».
    Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - 1) Ingate 2) Ашманов 3) Кокос 4) Russian Promo 5) Netpeak
    «Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
    Рецепты с
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Рецепты с - Удивляют некоторые комментаторы. Как можно удалить текст на кулинарном сайте с позапросным фильтром? Статья про тушеную капусту с грибами, удаляем весь текст и в поиске людям выдаётся пустая страница? С другой стороны ни убирание точной фразы, ни слов из этой фразы, никак не помогает выбраться, периодически страница поднимается на 18-е место, а потом опять улетает на 48... Интересно другое, в Тайтл, Н1, Дескрипшн, Альт и Тайтл финиша, 1 раз в статье у нас тушеная капуста с грибами и мы на 48 месте, а капуста тушеная с грибами по сути в документе не присутствует ни разу и мы на 18 месте...
    Второе дыхание ссылочного продвижения
    Автопилот
    15
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Автопилот - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
    Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
    Иван Стороженко
    14
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
    «Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
    Александр Алаев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
    Западные специалисты выяснили, как повысить позиции ресурса в выдаче Google
    Максим Мирошник
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Максим Мирошник -
    Контекст под SEO. Как поисковая реклама помогает позициям в органической выдаче
    Кирилл Щербаков
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Кирилл Щербаков - чет я не понял, за 3 года ничего с сайтами не делалось что ли? Типо он в статике висел и лился контекст?
    День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
    Анна Макарова
    317
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Ура )
    Сердитый маркетолог: как вы сами хороните свой сайт, или 16 принципов, которые нужно усвоить заказчикам SEO
    Dmitry Maslennikov
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dmitry Maslennikov - Особенно последний пункт в тему! Как клиент могу сказать что каждый потенциальный подрядчик по SEO пытался "утопить" предыдущего сеошника комментариями типа "что они вообще сделали" и "чем занимались год, у вас не сделаны элементарные вещи". Уровень сео-специлистов в регионах такой, что для клиентов я бы дал только один совет - не верьте в SEO - бесплатный сыр только в мышеловке.
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    317
    Комментариев
    262
    Комментариев
    231
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    83
    Комментариев
    80
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    52

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!