Тонкости работы с фрилансерами

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
5 3077

Юрий Ветров, менеджер проектов и проектировщик пользовательских интерфейсовФрилансеры — один из самых доступных и частых способов закрыть фронт работ, который в компании выполняются нерегулярно. Либо в случае если свои люди беспросветно заняты на других проектах, а нанимать новых нет смысла или времени. Я работаю с фрилансерами по обеим причинам. Хотя за последнее время потерянные сроки и нервы убедили, что время и смысл для поиска постоянных сотрудников лучше все-таки найти. А субподрядчиков использовать только для совсем уж нетипичных работ.

Какое-то время я и сам занимался фрилансом. При любых форс-мажорных обстоятельствах, от которых никто, конечно, не защищен на 100%, я старался реально рассчитывать свои силы. Если при обсуждении условий видно, что успеть к требуемому сроку невозможно, я заранее предупреждал об этом и говорил реальную дату. Учитывал все параллельные планы (о большей части из них известно заранее). И со временем стал точно, а то и заранее попадать в оговоренную дату. Иногда приходилось напрягаться ради этого, поменьше спать, но сроки срывались редко — я ведь сам подписался на них. А вот многие удаленщики, с которыми мне позже приходилось работать, на жертвы идти были не готовы: “Опаздываем на месяц? Ну что ж поделать, жизнь такая.” И спокойно идет пить пиво. Не очень похоже на профессиональное поведение.

Зато при работе с западными аутсорсерами таких проблем не было. В отличие от российского www.free-lance.ru, за долгое время сотрудничества с которым было перепробовано человек 15 и только с парой из них получилось работать более-менее успешно, американский www.elance.com негатива не оставил. С индусами, от которых исходит огромная часть предложений, я, правда, не работал (хотя и не утверждаю, что это обязательно плохо). А вот с американцами все шло гладко. Возможно, благодаря хорошей формализации процесса — на Elance необходимо подписать с фрилансером типовой договор, внести на баланс авансовый платеж, пройти все этапы процесса на сайте. Возможно, благодаря более ответственной западной ментальности (хотя исследований на этот счет я не видел и утверждать не могу). Но я получал результаты своевременные и качественные. Кстати, и стоимость работ была не намного выше отечественных аналогов.

Какие люди вообще идут во фриланс? Я встречался с несколькими типами:

1.Фриланс на постоянной основе с малым опытом работы. Самый распространенный случай. Со всем сопутствующим фольклором о “сгоревшем интернете”, бесследно пропадающие на недели, никогда не читающие ТЗ и еще с длинным списком особенностей аутсорсеры. Годятся только для простейшей работы с размытыми сроками. Скорее всего, за ними придется еще и доделывать. Среди них есть перспективные люди, но нужно для этого хорошенько перелопатить огромную кучу вариантов. Да и не всегда такие ставки оправдываются.
2.Регулярный фриланс при постоянной работе. Часто похоже на первый вариант. Те же проблемы, хотя опыта побольше и качество, хоть и не всегда, но лучше. Не очень понятно, правда, почему бы им не найти другую работу, где нет необходимости подрабатывать на стороне.
3.Разовые подработки при постоянной работе. Сами ищут подработки редко — обычно их предлагают знакомые или случайно нашедшие контакт люди. Адекватные и профессиональные: если и берутся за работу – знают, что делают. Прежде чем с ними сотрудничать, я обычно ищу рекомендации своих знакомых, уже работавших с ними. Да и соглашаются они на халтуру только если нужны деньги либо если проект им интересен в профессиональном плане. Ну или чтобы помочь хорошим людям. Хотя есть риск, что вдруг всплывет у человека важное личное или рабочее дело и сроки растянутся.
4.Фриланс на постоянной основе с большим опытом работы. Хочется работать именно с такими людьми. Много умеют, задают нужные вопросы, помогают улучшить концепцию, отвечают за свои слова. Но их, во-первых, крайне мало — имея такой опыт, люди редко остаются во фрилансе. А те что есть, заняты на полгода вперед и пробиться к ним сверхсложно. Редко есть время ждать. Да и при договоренности за месяц еще нет точного задания — идут более ранние этапы работ.

Это деление скорее по опытности и возможности форс-мажоров — делать подробную типизацию нет смысла. Но судя по практике, это как раз главные характеристики. Так что я стараюсь ориентироваться на два последних типа. Правда, в случае сжатых сроков, которые вот-вот начнутся, не всегда получается найти такого человека. Но уж лучше подвинуть дедлайн, чем брать кого попало. Да и в остальном стараюсь подстраховаться:

1.“Подушка безопасности” по времени. А лучше сразу две — одна для фрилансера, другая — для заказчика. Например, календарное начало работ и дедлайн — 1 и 29 октября, соответственно. Заказчик должен получить результат 22го числа, а удаленщик сдать работу — 15го. И даже если срок сдачи поставлен на 15е, в случае с аутсорсерами лучше перенести его на более поздний срок. И еще, не стоит говорить заказчику дату завершения работ, о которой условились с фрилансером. Скорее всего, придется вслед за ним повторять каждый день раздражающее “пришлю финальную версию завтра”. А ведь сдача работ состоит не только из пересылки результата — нужно не забыть и время на исправления и доработки.
2.Постоянные и проверенные субподрядчики. Тут останется только один риск — срыва сроков. Хотя ради долгосрочных отношений они скорее поднапрягутся и поработают в усиленном режиме, чем скажут “извини, начальник, — не осилил”.
3.Работа по план-графику. Удаленщики должны также работать по плану, а не “к понедельнику”. Даже если работ немного, нужно разбить их на последовательность этапов, которые привязаны ко времени. Пусть даже это будут задачи на час или полтора — иначе будет сложно контролировать прогресс.
4.Премии за скорость работы. Стоит оговорить премии за скорость работы. Это не всегда помогает, но есть шанс замотивировать человека сильнее. Иногда наоборот, предлагаются штрафы, но лучше обойтись без них — есть вариант, что удаленщик обидится и не даст вообще никаких результатов.
5.Максимум контактов субподрядчика. Очень поможет в случае пропажи человека. Если контакт прервался по уважительной причине, он скорее узнает об этом. Если просто скрывается — рассылка по всем каналам может пробудить совесть. Хотя это и не факт.
6.Иметь запасной вариант. На случай, если удаленщик пропадет, нужно иметь возможность быстро переключиться на другого человека.
7.Распределение работ по нескольким командам. Часть работ можно отдать разным людям. Например, первый рисует дизайн, а второй — иконки; либо один верстает HTML, а другой занимается сложным JavaScript. Тут встают проблемы координации этих команд и сборки общего результата, но иногда это меньшее зло.
8.Работа одновременно с двумя субподрядчиками. Если работы сложные и средства позволяют — стоит отдать задачу сразу двум фрилансерам. Есть большой шанс, что один из них отколется по ходу работ. А значит, и деньги вернет. Мы часто работаем по такой схеме с дизайнерами в режиме оплачиваемого тендера. Работа разбивается на два этапа — создание концепта и отрисовка всего списка страниц. Концепт оплачивается обоим в размере 15-20% от общего бюджета на дизайн. А вот продолжает работу тот, кто показал лучший результат и был более комфортен в работе.
9.Не спешить в выборе фрилансера. Понятно, что стоит посмотреть результаты работ и отзывы о работе с ним. Хотя не всегда можно ориентироваться на мнение неизвестного человека — заказчики тоже бывают неадекватными. Я выбрал для себя набор характеристик, которые имеют значение при выборе. И добавлю туда еще одну — ценность репутации для субподрядчика. Если фрилансеру есть что беречь, он не менее заинтересован в хорошем исходе событий.

Часть этих решений актуальна и для штатных сотрудников.

Окончательно уйти от аутсорсинга не получится. Да и в других сферах экономики субподряд активно используется. И имеет похожие проблемы в том случае, особенно если аутсорсинг не встроен в общий процесс, а нужен от случая к случаю. Начиная от услуг гостей из южных республик на стройках и заканчивая размещением части производства на чужих мощностях. Но лучше все-таки эту случайность максимально систематизировать.

Юрий Ветров, менеджер проектов и проектировщик пользовательских интерфейсов, автор блога о веб-разработках

Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Гость
    больше года назад
    >> за нормального заказчика все держатся, а вот кидателей кидают.:)
    Полностью согласен. Разработчики часто общаются между собой, и знают примерно имидж той или иной фирмы.
    -
    -1
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    >> за нормального заказчика все держатся, а вот кидателей кидают.:)

    +1
    что верно, то верно
    -
    -1
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    Интересная статья. Прочитал с удовольствием :)
    Взял на заметку ряд пунктов.
    -
    1
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    да боязно чё та к фрилансерам идти..
    -
    -1
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    \А вот с американцами все шло гладко.\
    что платишь то и имеешь
    нашим  -50 баксов за работу , к американцам меньше чем за 500 не сунешься- отсюда и рост заинтересованности- раз в 10 минимум.
    за нормального заказчика все держатся, а вот кидателей кидают.:)
    -
    -1
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
32 инструмента в помощь SEO-специалисту
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - отличная подборка, сам многим из этих сервисов пользуюсь (ETXT, TEXT.RU, Адаптивность, Pingdom Website Speed Test, Google PageSpeed Tools, 2IP, Whois, Букварикс) Правда не мог найти достойного кластеризатора, но потом наткнулся на вот этот seoquick.com.ua/keyword-grouping/ не сочтите за рекламу:) Было бы интересно услышать ваше мнение о нем. Мне очень даже зашел, из-за скорости работы. Как говорит автор - 100 000 запросов за несколько минут. Я с такими цифрами правда не работал, обычно это до 30 000 точно, но работает очень быстро и в правду. Ну и бесплатно, думаю, это был еще один решающий фактор для меня
Исследование: влияние smart-ссылок на продвижение по СЧ-запросам
Анатолий Шевчик
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Анатолий Шевчик - +1097988
Не очень удачный кейс продвижения сайта по услуге «Трезвый водитель» в Москве
Александр Селенков
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Селенков - Работа проделана огромная. Интересный кейс, все детально и понятно изложено.
Все, что нужно SEO-специалисту. Обзор инструментов
Администратор Сайта
1
комментарий
1
читатель
Полный профиль
Администратор Сайта - Шаришь в seo! Сервис реально хороший
Два идеальных способа разориться на старте интернет-магазина
Стас
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Стас - Seonews в последнее время такую чушь несет! Где вы таких афторов находите? Статья ничего не стоит и несет чушь! Кто хоть немного понимает в этом так вам и скажет, и такие де комментаторы горе-сеошники, просто смешно читать, вы хоть модерируете ваши статьи или просто для воды на сайте?! Бред сивой кобылы эта статья до самой последней точки!!!
SEO глазами клиентов 2018
Мария Рогачева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Мария Рогачева - Никита, в этом вы правы. В каком-то смысле мы оказались заложниками названия. Когда запускали рейтинг, было одно сплошное SEO, сейчас же сложно найти агентства, которые специализируются только на SEO. Не учитывать другие каналы продвижения стало просто неправильно.  Активно думаем в этом направлении.  Спасибо вам за отзыв и внимание к рейтингу! 
4 способа быстро собрать теги для сайта
Рустем Низамутинов
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Рустем Низамутинов - Расписал и закинул в Google Docs, а то здесь в комментариях ссылки на активны. docs.google.com/document/d/1r0TZLNrQyYLdIzDQsD5YKlMG41HUGQgEep3bxE_ij-M/edit?usp=sharing
Яндекс перестал индексировать сайты, созданные на Wix
Константин Даткунас
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Константин Даткунас - Было бы интересно посмотреть саму выборку из 10 000 и методику анализа.
Как мы разработали и вывели в ТОП сайт курсов рисования
Иван Стороженко
25
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Иван Стороженко - Добрый день. 1)Чаще всего основная проблема заключается, в согласовании с клиентом добавляемого контента и то как он будет отображаться. На данном сайте фото и услуги конечно предоставлял клиент, все остальное уже делали мы. 2)Да в принципе, когда есть команда и понимание, что нужно делать, все идет быстро (опять же основная заминка идет на согласовании с клиентом) 3)Смысла делать новый в данном случает нет. В принципе доделывался полноценный сайт. 4)Когда клиент уже не предоставляет информацию, приходится искать у конкурентов (например с других стран или регионов). Но чаще всего клиент, хоть что-то "подкидывает".
Эксперимент: как уникальность контента влияет на продвижение сайта
Гоша
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Гоша - Ну да! Тырить легче, чем самому писать... Или хотя бы заказать. Ещё и хвастаемся. Поисковики - не дураки - найдется фильтр и на тех, что воруют чужой контент. Еще немного... еще чуть-чуть. Получается, если ты украл в магазине - ты вор, а если в интернете - ты предприниматель. Успеха!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
329
Комментариев
262
Комментариев
235
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
86
Комментариев
80
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55
Комментариев
54
Комментариев
53

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!