×
Россия +7 (495) 139-20-33

Тонкости веб-аналитики. Можно ли верить собираемым данным?

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 12945

Занимаясь много лет услугами интернет-маркетинга, в последнее время мы сталкиваемся с заказчиками услуг, которые мыслят уже иными категориями, чем мыслили еще полгода назад.

Что говорил среднестатистический заказчик раньше:

  • Хочу быть в ТОП 10.
  • Хочу трафик на сайт.
  • Есть 50 000 руб. на интернет-рекламу, куда вложить?

Некоторые были настолько технически подкованы, что просили увеличить тИЦ и Google PageRank.

Что мы видим сейчас:

  • Хочу повысить продажи через сайт.
  • Хочу повысить конверсии.
  • Есть 50 000 руб., подскажите оптимальный вариант распределения с целью максимизации эффекта (сколько вложить в контекстную рекламу, сколько в оптимизацию и т.п.).

Некоторые заказчики даже без предварительной консультации уже заказывают у нас услугу сплит-тестирования, зная что это такое и понимая какой эффект можно получить для выявления наиболее эффективных вариантов целевых страниц.

Другими словами, заказчики и агентства интернет-маркетинга стали говорить на одном языке и это радует.

Агентству, как правило, поручают:

  1. Выявить специфические потребности заказчика, направленные на повышение конверсий (регистраций, продаж и т.п.).
  2. Подобрать средства веб-аналитики, которые позволят наилучшим способом решить конкретные задачи по увеличению уровня конверсии с сайта заказчика (как правило Google Analytics, Яндекс.Метрика, Google Website Optimizer, ClickTale, Omniture Site Catalist, WebTrands и др.).
  3. Дополнительная настройка (тьюнинг) кода отслеживания систем веб-аналитики — тонкая настройка кода для решения специфических задач и исследования поведения пользователей на странице (определение, кого считать посетителем, а что считать визитом, связь в одной системе веб-аналитики результатов электронной торговли с показателями сайта, изменение времени жизни файлов куки, настройка междоменного отслеживания и др.), настройка целей, фильтров, профилей, отслеживания событий и т.п..
  4. Программная модификация страниц сайта для отслеживания действий на них (например, просмотра видео, скачиваний файлов, заполнение регистрационных форм и др.).
  5. Разработать удобный для заказчика формат предоставляемого отчета, побуждающий к принятию управленческих решений.

Сегодня к нам приходят заказчики, у которых уже выявлены специфические потребности, направленные на повышение конверсий, и давно установлены системы веб-анализа. Таким образом, сегодня мы часто приступаем к работе сразу с 3-го шага.

Возможно, кому-то покажется, что 3-ий шаг вообще бесполезен, и его можно опустить. Однако это далеко не так! Если входные данные неверны, то и вся аналитика не верна. Все выводы будут сделаны неверно.

В большинстве случаев, на сайтах рунета установлены скрипты отслеживания и счетчики посещаемости в стандартной конфигурации, которая предоставляется сервисами веб-аналитики. Мало кто из владельцев сайтов задумывается о том, каким образом происходит сбор информации и насколько достоверны собранные сведения. Этим сведениям доверяют, на их основе делают выводы об эффективности сайта, принимают финансовые решения об инвестициях в его дальнейшее развитие. Однако о достоверности собранной статистики стоит задуматься, и в этой статье мы расскажем почему.

Эффективных механизмов сбора информации в системах веб-аналитики всего два.

Первый основан на создании, изменении и анализе файлов куки, которые работают «по заданию» установленных скриптов отслеживания (например, Google Analytics и Яндекс.Метрика).

Второй механизм основан на последовательной обработке логов сервера и журнала посещений по ip-адресу (например, Awstats и Webalizer).

Несмотря на их эффективность, и первый, и второй механизмы сбора информации имеют существенные недостатки.

При использовании механизма отслеживания, использующего файлы куки и javascript, не будут учитываться те посетители, которые отключили куки или исполнение скриптов в своем браузере. Используя последовательную обработку ip-адресов в журнале посещений в качестве посетителей будут считаться еще и боты, увеличивая статистику. А пользователи, работающие через прокси-сервер, будут считаться одним посетителем.

Эти недостатки могут ввести в заблуждение тех аналитиков, которым важны не тенденции и динамика эффективности сайта, а точные численные показатели метрик. Однако в большинстве случаев с этими недостатками можно смириться, особенно если использовать первый, более точный механизм отслеживания, основанный на файлах куки. Ведь намного важнее понимать динамику изменения показателей эффективности сайта, чем знать их точное численное значение. К тому же, повлиять на эти недостатки механизмов сбора информации веб-аналитики не имеют возможности.

На этой радостной мысли большинство веб-аналитиков для себя отмечают, что «точных данных не получим, но динамику получим и тренды увидим», забывают о самом механизме сбора информации, устанавливают на сайт код отслеживания, предоставляемый сервисом веб-аналитики. И при получении первых статистических данных приступают к их анализу, интерпретации и выводам.

Аналитики сегментируют трафик, исследуют пути повышения конверсий, формируют отчеты для отделов и руководства, уверенные в том, что данные для анализа собраны максимально точно, и увеличить эту точность невозможно.

Вот в этой уверенности, на наш взгляд и заключается основное заблуждение большинства веб-аналитиков.

Ведь стандартный скрипт отслеживания, который предоставляется системами веб-аналитики для установки на каждую страницу сайта, редко содержит предустановки, которые подойдут к сложному интернет-проекту. Например, информационному порталу с мультимедиа контентом и субдоменами или интернет-магазину со встроенными платежными системами. Единственно правильным способом повышения точности сбора информации является тьюнинг кода, который позволяет точно указать, как считать посетителей и сессии, из каких субдоменов состоит сайт, какой трафик считать органическим, а какой реферальным и многое другое. К стандартному скрипту отслеживания необходимо дописать дополнительные строки, в которых будут вызываться методы и устанавливаться значения переменных для индивидуального описания особенностей наблюдаемого сайта.

Например, перед установкой скрипта отслеживания на сайт онлайн-кинотеатра можно учесть, что среднее время просмотра видеофильма составляет 90 минут, а значит среднее время одной сессии посетителя такого сайта можно считать 90 минут, а не 30 минут, как по умолчанию считают сервисы веб-аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрика, и 15 минут, как считает LiveInternet. Так, при установке стандартного кода отслеживания на сайт онлайн-кинотеатра без персонального тьюнинга кода (как минимум времени сессии ) в Google Analytics и Яндекс.Метрике будут зафиксированы 3 сессии вместо одной, а в LiveInternet даже 6 сессий. Расхождение в 3-6 раз существенно и может привести к ошибочным выводам.

В другом примере при осуществлении покупки и онлайн-платежа в интернет-магазине добавление товара в корзину осуществляется в личном кабинете покупателя, а проверка данных о состоянии личного счета в партнерской экваринговой системе. При этом, если в стандартном коде отслеживания не настроить междоменное отслеживание трафика, не указать системе веб-аналитике, что файлы куки надо передать при переходе на субдомен, а не создавать новые, то, с точки зрения системы веб-аналитики, будет зафиксирован отказ от дальнейшего нахождения на сайте посетителя, а не конверсия. А это уже принципиально ошибочное информирование веб-аналитика, что может привести к неверным выводам и решениям.

Будьте внимательны к тьюнингу стандартного кода отслеживания. Мы, как аккредитованное агентство по Google Analytics, ежедневно сталкиваемся с заказчиками, которые пытаются анализировать заведомо ошибочные данные. Естественно, что и выводы у них будут сделаны неверные. Обязательно проверьте, насколько актуальные данные поступают в систему веб-аналитики. Только удостоверившись в этом, приступайте непосредственно к анализу, а тем более, к выводам по эффективности работы сайта и проводимых рекламных кампаний.

От редакции: специально для читателей SEOnews.ru! Если Вы не уверены в правильности настроек ваших систем веб-аналитики, авторы статьи готовы бесплатно проверить текущие настройки, а также дать рекомендации по улучшению процесса отслеживания. Для этого нужно отправить заявку через сайт SEO-Study.ru и указать в комментариях ключевое слово «SEOnews».

Остюченко И. В., учебный центр «Эдукор» (www.Educore.ru)

Яковлев А. А., агентство комплексного интернет-маркетинга «Яковлев и Ко» (www.SEO-Study.ru)


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов
Антон
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Антон - Никакой не выпал. Кроме клиентского сайта, который проседал из-за скрутки, о чем Я.Поиску сообщали и клиенту тоже. Ноль реакции от поисковика (продолжайте развивать сайт, никаких проблем нет ...). Клиенту надоело и он заказал накрутку у подрядчиков. Мы искренне ждали бана, сообщали об этом клиенту, т.к. мы все таки делаем все остальное для развития. Как итог: с лета полет нормальный. Сайт растет, никаких проблем. Случайно даже стажер палил тех поддержке факт использования накрутки. И ничего. Сайт растет дальше. Если они не могут ничего принять даже после признания факта накрутки, что они могут сделать с жалобами на накрутку конкурентов?! Никогда не одобряли данные методы, но ... похоже ... все работает :)
От количества к качеству: что происходит с рекламой в Рунете
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Истину глаголите!
Михаил Ляшенко (PostMarket): о рынке инфлюенс-маркетинга и рекламе у блогеров
Григорий Романченко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Григорий Романченко - Неудивительно, что все хвалят PostMarket, это действительно достойный сервис, недавно стали через них продвигать свой продукт, результаты есть, продажи выросли на 40% и это только начало.
«Нет в наличии»: что делать с карточками отсутствующего товара
freyr energy
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
freyr energy - Thank you so much @ admin for share your valuable thoughts and ideas We always enjoy your articles its inspired a lot by reading your articles day by day. So please accept my thanks and congrats for success of your latest series. We hope, you should published more better articles like ever before solar rooftop
15 языков программирования, за знание которых платят выше среднего
Любомир
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Любомир - Ну и ЗП: ни слова о том что она варируеться от 0 до 100 000$ в год!!! Что до высокой зп надо несколько лет етим заниматся! Что 100 000$ в год на западе заробатывают, а где нибудь в азиатских страннах 100$ в год. В СНГ первые годы в разработчика ЗП как в грузчика на складе - это где то 4-5 тыс. долларов в год, и уже имея несколько лет опыта возможно дойти до 10-20 тыс. долларов в год! Почему нет конкретики? Меня лично нервирует то что людям внушают великие ЗП в АйТи, а люди тупые и ведутся!!!!
Яндекс тестирует оценки сайта в сниппете
Сергей Демин
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - вопрос такой: где получить оценку о сайте? а не об организации
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
384
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
92
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!