Россия+7 (495) 960-65-87

Тонкости веб-аналитики. Можно ли верить собираемым данным?

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 11578

Занимаясь много лет услугами интернет-маркетинга, в последнее время мы сталкиваемся с заказчиками услуг, которые мыслят уже иными категориями, чем мыслили еще полгода назад.

Что говорил среднестатистический заказчик раньше:

  • Хочу быть в ТОП 10.
  • Хочу трафик на сайт.
  • Есть 50 000 руб. на интернет-рекламу, куда вложить?

Некоторые были настолько технически подкованы, что просили увеличить тИЦ и Google PageRank.

Что мы видим сейчас:

  • Хочу повысить продажи через сайт.
  • Хочу повысить конверсии.
  • Есть 50 000 руб., подскажите оптимальный вариант распределения с целью максимизации эффекта (сколько вложить в контекстную рекламу, сколько в оптимизацию и т.п.).

Некоторые заказчики даже без предварительной консультации уже заказывают у нас услугу сплит-тестирования, зная что это такое и понимая какой эффект можно получить для выявления наиболее эффективных вариантов целевых страниц.

Другими словами, заказчики и агентства интернет-маркетинга стали говорить на одном языке и это радует.

Агентству, как правило, поручают:

  1. Выявить специфические потребности заказчика, направленные на повышение конверсий (регистраций, продаж и т.п.).
  2. Подобрать средства веб-аналитики, которые позволят наилучшим способом решить конкретные задачи по увеличению уровня конверсии с сайта заказчика (как правило Google Analytics, Яндекс.Метрика, Google Website Optimizer, ClickTale, Omniture Site Catalist, WebTrands и др.).
  3. Дополнительная настройка (тьюнинг) кода отслеживания систем веб-аналитики — тонкая настройка кода для решения специфических задач и исследования поведения пользователей на странице (определение, кого считать посетителем, а что считать визитом, связь в одной системе веб-аналитики результатов электронной торговли с показателями сайта, изменение времени жизни файлов куки, настройка междоменного отслеживания и др.), настройка целей, фильтров, профилей, отслеживания событий и т.п..
  4. Программная модификация страниц сайта для отслеживания действий на них (например, просмотра видео, скачиваний файлов, заполнение регистрационных форм и др.).
  5. Разработать удобный для заказчика формат предоставляемого отчета, побуждающий к принятию управленческих решений.

Сегодня к нам приходят заказчики, у которых уже выявлены специфические потребности, направленные на повышение конверсий, и давно установлены системы веб-анализа. Таким образом, сегодня мы часто приступаем к работе сразу с 3-го шага.

Возможно, кому-то покажется, что 3-ий шаг вообще бесполезен, и его можно опустить. Однако это далеко не так! Если входные данные неверны, то и вся аналитика не верна. Все выводы будут сделаны неверно.

В большинстве случаев, на сайтах рунета установлены скрипты отслеживания и счетчики посещаемости в стандартной конфигурации, которая предоставляется сервисами веб-аналитики. Мало кто из владельцев сайтов задумывается о том, каким образом происходит сбор информации и насколько достоверны собранные сведения. Этим сведениям доверяют, на их основе делают выводы об эффективности сайта, принимают финансовые решения об инвестициях в его дальнейшее развитие. Однако о достоверности собранной статистики стоит задуматься, и в этой статье мы расскажем почему.

Эффективных механизмов сбора информации в системах веб-аналитики всего два.

Первый основан на создании, изменении и анализе файлов куки, которые работают «по заданию» установленных скриптов отслеживания (например, Google Analytics и Яндекс.Метрика).

Второй механизм основан на последовательной обработке логов сервера и журнала посещений по ip-адресу (например, Awstats и Webalizer).

Несмотря на их эффективность, и первый, и второй механизмы сбора информации имеют существенные недостатки.

При использовании механизма отслеживания, использующего файлы куки и javascript, не будут учитываться те посетители, которые отключили куки или исполнение скриптов в своем браузере. Используя последовательную обработку ip-адресов в журнале посещений в качестве посетителей будут считаться еще и боты, увеличивая статистику. А пользователи, работающие через прокси-сервер, будут считаться одним посетителем.

Эти недостатки могут ввести в заблуждение тех аналитиков, которым важны не тенденции и динамика эффективности сайта, а точные численные показатели метрик. Однако в большинстве случаев с этими недостатками можно смириться, особенно если использовать первый, более точный механизм отслеживания, основанный на файлах куки. Ведь намного важнее понимать динамику изменения показателей эффективности сайта, чем знать их точное численное значение. К тому же, повлиять на эти недостатки механизмов сбора информации веб-аналитики не имеют возможности.

На этой радостной мысли большинство веб-аналитиков для себя отмечают, что «точных данных не получим, но динамику получим и тренды увидим», забывают о самом механизме сбора информации, устанавливают на сайт код отслеживания, предоставляемый сервисом веб-аналитики. И при получении первых статистических данных приступают к их анализу, интерпретации и выводам.

Аналитики сегментируют трафик, исследуют пути повышения конверсий, формируют отчеты для отделов и руководства, уверенные в том, что данные для анализа собраны максимально точно, и увеличить эту точность невозможно.

Вот в этой уверенности, на наш взгляд и заключается основное заблуждение большинства веб-аналитиков.

Ведь стандартный скрипт отслеживания, который предоставляется системами веб-аналитики для установки на каждую страницу сайта, редко содержит предустановки, которые подойдут к сложному интернет-проекту. Например, информационному порталу с мультимедиа контентом и субдоменами или интернет-магазину со встроенными платежными системами. Единственно правильным способом повышения точности сбора информации является тьюнинг кода, который позволяет точно указать, как считать посетителей и сессии, из каких субдоменов состоит сайт, какой трафик считать органическим, а какой реферальным и многое другое. К стандартному скрипту отслеживания необходимо дописать дополнительные строки, в которых будут вызываться методы и устанавливаться значения переменных для индивидуального описания особенностей наблюдаемого сайта.

Например, перед установкой скрипта отслеживания на сайт онлайн-кинотеатра можно учесть, что среднее время просмотра видеофильма составляет 90 минут, а значит среднее время одной сессии посетителя такого сайта можно считать 90 минут, а не 30 минут, как по умолчанию считают сервисы веб-аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрика, и 15 минут, как считает LiveInternet. Так, при установке стандартного кода отслеживания на сайт онлайн-кинотеатра без персонального тьюнинга кода (как минимум времени сессии ) в Google Analytics и Яндекс.Метрике будут зафиксированы 3 сессии вместо одной, а в LiveInternet даже 6 сессий. Расхождение в 3-6 раз существенно и может привести к ошибочным выводам.

В другом примере при осуществлении покупки и онлайн-платежа в интернет-магазине добавление товара в корзину осуществляется в личном кабинете покупателя, а проверка данных о состоянии личного счета в партнерской экваринговой системе. При этом, если в стандартном коде отслеживания не настроить междоменное отслеживание трафика, не указать системе веб-аналитике, что файлы куки надо передать при переходе на субдомен, а не создавать новые, то, с точки зрения системы веб-аналитики, будет зафиксирован отказ от дальнейшего нахождения на сайте посетителя, а не конверсия. А это уже принципиально ошибочное информирование веб-аналитика, что может привести к неверным выводам и решениям.

Будьте внимательны к тьюнингу стандартного кода отслеживания. Мы, как аккредитованное агентство по Google Analytics, ежедневно сталкиваемся с заказчиками, которые пытаются анализировать заведомо ошибочные данные. Естественно, что и выводы у них будут сделаны неверные. Обязательно проверьте, насколько актуальные данные поступают в систему веб-аналитики. Только удостоверившись в этом, приступайте непосредственно к анализу, а тем более, к выводам по эффективности работы сайта и проводимых рекламных кампаний.

От редакции: специально для читателей SEOnews.ru! Если Вы не уверены в правильности настроек ваших систем веб-аналитики, авторы статьи готовы бесплатно проверить текущие настройки, а также дать рекомендации по улучшению процесса отслеживания. Для этого нужно отправить заявку через сайт SEO-Study.ru и указать в комментариях ключевое слово «SEOnews».

Остюченко И. В., учебный центр «Эдукор» (www.Educore.ru)

Яковлев А. А., агентство комплексного интернет-маркетинга «Яковлев и Ко» (www.SEO-Study.ru)


(Нет голосов)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Рейтинг Известности 2018: старт народного голосования
    Михаил Р
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Михаил Р - 1. Demis 2. кокс 3. Ашманов 4. Скобеев 5. Digital Strategy
    Сколько ссылок помогут продвинуть молодой сайт
    Павел Андрейчук
    0
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Павел Андрейчук - Дело в том, что вряд ли в ваших платных "качественных" кейсах найдётся хоть пару % действительно новой и полезной информации которой бы не было на общедоступных источниках.
    Рейтинг Известности 2018: второй этап народного голосования
    Константин Сокол
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Константин Сокол - Кто был ответственный за дизайн таблицы голосования? Копирайтер?
    Кейс: вывод лендинга по изготовлению флагов на заказ в ТОП 1 по Санкт-Петербургу
    utka21
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    utka21 - Кейс как кейс. Для некоторых станет вполне возможно полезным. ( Для конкурентов точно) . А вот с комментариями , что то пошло не так )
    Google обошел Яндекс по популярности в России в 2018 году: исследование SEO Auditor
    Рамблер
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Рамблер - Вот вроде отечественный - это сказано верно.. «Я́ндекс» — российская транснациональная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Так говорится в Википедии. И с хрена ли ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ поисковик зарегистрирован в Европе? И где платится основная часть налогов? Ну-ууу, точно не в России. И если запахнет жаренным, то был Яндекс и нет Яндекса!
    Обзор популярных CMS: плюсы и минусы
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - У Битрикса техническое seo сильно страдает, чтоб оно там было нормальным придется все переделать. Безопасность у Битрикса тоже низкая, особено если надо дорабатывать функционал, как только правиться функционал у Битрикс , то уровень ее безопасности определяет тот разработчик , который этим занимается. Самые безопасные движки те, что нет в общем доступе и где нельзя ничего редактировать в коде. =)
    Как использовать Python для LSI-копирайтинга
    Evgeny Montana
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Evgeny Montana - спасибо)
    Инструкция: настраиваем цели Яндекс.Метрики через Google Tag Manager
    Roman Gorkunenko
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Roman Gorkunenko - Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, можно с айпи метрики вытащить среднюю стоимость клика по утм меткам? В метрике есть такой шаблон tags_u_t_m, но он не совместим с меткой директа, у них разные префиксы.
    Стартовал сбор заявок на участие в рейтинге «Известность бренда SEO-компаний 2018»
    Артем Первухин
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Артем Первухин - Make KINETICA Great Again!
    Аудит структуры интернет-магазина мебели от «Ашманов и партнеры»
    Дмитрий
    8
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Дмитрий - Сергей, а вы допускаете, что вся ваша жизнь - seo-миф?
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    342
    Комментариев
    262
    Комментариев
    243
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    99
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    96
    Комментариев
    80
    Комментариев
    67
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    57
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!