×
Россия +7 (909) 261-97-71

Топ-5 проблем бизнеса, связанных с обязательной маркировкой интернет-рекламы

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 5068
Подпишитесь на нас в Telegram

Уже два года все участники рынка обязаны отчитываться о размещениях интернет-рекламы в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) Роскомнадзора: передавать данные о контрагентах, договорах, актах, площадках, стоимости и количестве показов объявлений. Однако и сейчас некоторые сложности и вопросы, связанные с законом, ставят рекламные кампании на паузу или вовсе не позволяют им стартовать. Мы провели открытый опрос подписчиков Telegram-канала «Маркировка рекламы (ЕРИР): главные новости» и делимся подборкой самых распространенных проблем бизнеса, связанных с маркировкой.

Непонимание, что нужно маркировать, а что нет

«Нужно ли это маркировать?» – вот вопрос, на который до сих пор не всегда получается точно ответить. Чаще всего он касается публикаций и репостов информации о собственных товарах и услугах компании, а также акциях и розыгрышах на своих площадках: сайте, в сообществах ВКонтакте, Telegram-каналах. По этому поводу в обращение вошел термин «самореклама», которого нет в законе. Его применяют для информации, которая, с одной стороны, о себе и у себя, а с другой – имеет все внешние признаки рекламы, то есть подлежит обязательной маркировке.

Не видя принципиальной разницы между рекламой и информированием о хозяйственной деятельности компании, некоторые участники рынка на всякий случай маркируют каждый пост с указанием цены и / или призывом к действию, ссылкой, скидкой. ФАС России выпускает разъяснения на этот счет, однако практика показывает, что на рынке пока не сложилось однозначное понимание, что подлежит маркировке, а что нет.

Реклама в запрещенной соцсети

Несмотря на статус запрещенной, некая популярная в России соцсеть продолжает оставаться значимой частью общественной жизни. И многие российские компании продолжают рекламироваться в ней – у блогеров. Платят они при этом блогерам – напрямую или через биржи – то есть экстремистскую организацию не финансируют.

Формально доступ к соцсети на территории РФ закрыт, однако Роскомнадзор заявляет, что рекламу в ней маркировать всё равно нужно, и обещает за этим следить. Но стремление соблюдать закон здесь не снимает риски – вернее, создает дополнительные. Так, зампред Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в своем Telegram-канале приводит официальную позицию ФАС по этому вопросу с комментарием, что «речь идет о косвенной поддержке экстремистской организации представителями российского бизнеса».

В итоге часть участников рынка готовы продолжать размещаться в запрещенной соцсети с маркировкой, часть отказались от таких размещений, боясь обвинений в поддержке экстремизма, часть находится в раздумьях: давать рекламу или нет, маркировать или нет.

Штрафы и издержки

С 1 сентября 2023 года в КоАП РФ появились новые составы правонарушений в частях 15-17 статьи 14.3 за нарушения требований статьи 18.1 Закона о рекламе. Теперь штраф можно получить, если:

  • не добавить идентификатор;
  • добавить идентификатор с нарушением;
  • не передать сведения о рекламе в интернете Оператору рекламных данных (ОРД) или сделать это с опозданием;
  • передать неполную, неактуальную, недостоверную информацию.

Штрафы для организаций достигают 500 000 руб. и не зависят от оборотов: предполагается, что федеральный холдинг и небольшое агентство в случае нарушений заплатят одинаковые суммы.

Судя по количеству обращений в профильный чат, новация вызвала панику на рынке. 

Практика по привлечению к ответственности пока не сформировалась, но участники рынка опасаются штрафов из-за технических ошибок при заполнении отчета по актам или выполнении разаллокации в ОРД. 

Чтобы снизить риски, они отправляют своих сотрудников на платные обучения по работе с отчетностью, находят подрядчиков – то есть несут дополнительные издержки, помимо человеко-часов, уже затрачиваемых на маркировку и передачу данных.

Сложный процесс и отсутствие стандарта отчетности

Чтобы отчитаться в ОРД, нужно подать данные по акту, заполнить разаллокацию по изначальным договорам и добавить статистику по каждому креативу на каждой площадке. Для всего этого в кабинете ОРД нужно заполнить множество полей, зачастую без полноценной инструкции или хотя бы подсказок.

Так, к примеру, чтобы отчитаться об одном рекламном посте в Telegram-канале, нужно подать сведения:

  • о полной сумме акта;
  • датах распространения рекламы по акту и по факту;
  • части суммы акта на интернет-рекламу по договору с рекламодателем;
  • стоимости размещения креатива на площадке;
  • стоимости единицы услуг;
  • количестве показов по плану и по факту.

Причем в разных ОРД эти поля называются по-разному. Инструкции от оператора к оператору также различаются. Еще сложнее процесс получается, когда реклама распространяется в Telegram-канале в течение нескольких месяцев, а оплата происходит за факт размещения и закрывается одним актом. Некоторые ОРД в этом случае рекомендуют разбивать стоимость, дошедшую до площадки, пропорционально количеству дней, другие вообще не описывают такой сценарий.

Участники рынка пытаются разобраться самостоятельно: пишут в поддержку ОРД, получают противоречивые (а иногда противоположные) ответы, приходят в чат и ищут решение коллективно. И держат при этом в уме вероятность получения штрафа в случае ошибки в отчете.

Должен заметить, что Роскомнадзор открыт для общения: коллеги реагируют на запросы, дают комментарии и ответы. Это помогает разобраться в хитросплетениях отчетности. Но что было бы действительно полезно – это стандартизация отчетности по всем ОРД и четкое описание всех возможных вариантов подачи с примерами. Чтобы участники рынка могли работать строго по методичке с уверенностью в том, что они не допускают ошибок и не рискуют получить штраф.

Вечная отчетность

В течение 30 календарных дней, следующих за месяцем распространения рекламы, необходимо подавать отчет о количестве показов креатива на площадке – даже если показов не было. Это нужно проделывать каждый месяц, пока реклама продолжает распространяться в интернете.

Сейчас рынок ждет поправок в закон, которые ограничат срок отчетности. А пока есть рекламные материалы, о которых участники цепочки размещения отчитываются уже больше года, потому что разместили их без удаления в блогах, СМИ, на YouTube-каналах – несмотря на то, что договорные обязательства по ним давно выполнены. При этом за подачу некорректных данных предусмотрена ответственность. В итоге в случаях, где возможности автоматизировать сбор данных о количестве показов нет, специалисты тратят всё больше часов на ручной мониторинг. Отчетность бизнеса растет в геометрической прогрессии – это создает дополнительную нагрузку на него.

Это далеко не все проблемы, связанные с маркировкой интернет-рекламы. Часть из них можно снять с помощью автоматических решений по маркировке и отчетности или при поддержке подрядчика, который проконсультирует и поможет заполнить отчетность. Но факторов неопределенности и стресса даже в этом случае останется немало.

Мы надеемся, что в течение 2024 года регуляторы совместно с ОРД стандартизируют процесс, опишут различные кейсы и составят полноценные пошаговые инструкции по всем этапам маркировки и отчетности.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Что такое AIO (AI Optimization) или GEO-оптимизация, как быть на шаг впереди конкурентов
Эдуард
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эдуард - Годно) многие моменты я не знал.
SEO-анализ сайта – новый сервис для технического аудита сайта
Олег Алексеев
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Олег Алексеев - Сюда t.me/obivaaan или сюда t.me/olegalexeyev
Фиды, фильтры, внутренний поиск: как выжать максимум при технических ограничениях и увеличить трафик более чем в 5 раз
i-Media интернет-агентство
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
i-Media интернет-агентство - Google Merchant работает, товары показываются - в кейсе есть скриншот с примером.
AI SEO в 2025: 5 шагов к видимости бренда в поиске нового поколения
Пиксель Плюс
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Пиксель Плюс - Сергей, здравствуйте! Мы починили ссылку. Спасибо, что обратили внимание!
Новое SEO: что уже известно про GEO и как его использовать для продвижения бизнеса
Сергей
21
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Благодарю за то, что поделились своими наработками. Очень любопытно!
Как управлять репутацией фармацевтических препаратов в 2025 году
Сергей Медведев
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Медведев - Отличное исследование, ждем исследования на тематику банки и детского питания.
Накрутка ПФ: выбираем лучший сервис для накрутки поведенческих факторов
juristsyt
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
juristsyt -
Ozon добавил генерацию ответов на отзывы с помощью ИИ
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Интересно добавят ли такую фичу, чтобы покупатель товара мог "свой" сгенерированный отзыв о товаре добавлять и получать за это балы? :)
AI и голосовой поиск: как меняется SEO
Александр Кузнецов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Кузнецов - Статья хорошая, но запрет на использование гугл аналитики может всё это затормозить очень сильно.
Клиентам Сбера, предпочитающим Apple, вновь станет доступна бесконтактная оплата смартфоном
Борис Евгеньевич Романовский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Борис Евгеньевич Романовский - "Воспользоваться ей можно, даже если на смартфоне нет доступа к интернету." Попробовал , без интернета не войти в приложение "сбера"...
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
393
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!