×
Россия +7 (909) 261-97-71

UX против SEO: как ошибки дизайна могут обрушить позиции сайта

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 2893
Подпишитесь на нас в Telegram

Пользовательский опыт (user experience, UX) – один из решающих факторов при создании сайтов, который определяет, как аудитория взаимодействует с ресурсом. Он также влияет на то, как поисковые системы ранжируют страницы: поисковики обращают внимание на поведение аудитории на сайте и используют эти данные при ранжировании.

В этой статье эксперт в юзабилити – директор по маркетингу Riverstart Адам Григорян – расскажет о связи UX и SEO, о ключевых показателях, которые нужно отслеживать, и способах повышения позиций в поисковиках через дизайн.

88% онлайн-покупателей не хотят возвращаться на неудобный сайт

UX (User Experience) – это опыт пользователя на сайте. По сути, UX сводится к тому, насколько легко или сложно пользователю совершить целевое действие. Хороший UX – это довольные клиенты, которые, скорее всего, вернутся и порекомендуют компанию другим. Плохой UX может заставить аудиторию вовсе отказаться от продукта или услуги.

88% пользователей с большой вероятностью не вернутся на сайт, который они сочли неудобным. Об этом говорит исследование 2023 года: задержка при загрузке, неудачное расположение контента, мешающее быстро найти нужную информацию, избыток баннеров и всплывающих окон могут навсегда создать у клиентов негативную ассоциацию с брендом.

Неудачное решение, связанное с интерфейсом, может вовсе «убить» проект. Пример из жизни: компания запустила акцию и стала продвигать ее с помощью всплывающего окна, которое перекрывало основной контент страницы. Скриншота с того сайта нет, но это окно выглядело примерно так:

Всплывающий баннер

Источник: searchengineland.com

Через два месяца сайт потерял практически весь органический трафик на десктопах и мобильных устройствах.

Потеря трафика

Источник: searchengineland.com

Даже если опустить недовольство пользователей, которым приходилось справляться с преградой между ними и контентом и закрывать окно, это решение повлияло на индексацию страницы в поисковиках. Боты Google не могли обработать страницу, и поэтому в итоге она потеряла трафик.

Как именно пользовательский опыт влияет на SEO

Когда сайт обеспечивает качественный UX, пользователи:

  • проводят на нем больше времени;

  • реже уходят с сайта в выдачу, чтобы найти другой результат;

  • просматривают больше страниц.

Это все складывается в картину поведения юзеров на сайте, которая важна для поисковых систем. Поисковики обращают внимание на время пребывания, возвращения в выдачу и показатель отказов, чтобы оценить качество и релевантность контента.

Положительные впечатления от сайта заставляют аудиторию вернуться на сайт, увеличивают вероятность обмена контентом и повышает лояльность к бренду. Это создает больше органического трафика, укрепляет авторитет сайта и помогает поддерживать ранжирование.

Важные факторы UX с точки зрения SEO

1. Навигационная структура сайта. Сложная навигация – причина высокого показателя отказов и сокращения времени пребывания пользователей на сайте. Решение о том, остаться на странице или пойти искать информацию в другом месте, принимается буквально за секунды. Если пользователь не видит на привычных местах нужные навигационные элементы – строку меню, корзину, поле для поиска, ссылку на страницу с контактами – с высокой долей вероятности он может не захотеть тратить время на привыкание к новому сайту.

Совет: не переучивайте пользователей. Есть стандартные паттерны, к которым пользователи привыкли: корзина в правом верхнем углу, рядом с ней личный кабинет, слева с края логотип со ссылкой на главную и прочее. Оригинальный подход может навредить – сделать неудобно.

Пример работы с навигацией из опыта – сайт хоккейной команды «Спартак» из Москвы, для которой обновили официальный сайт. Исследование запросов аудитории и интервью с болельщиками показали их потребности, которые должен решить сайт. Пользователям нужно узнать счет игры, купить билеты, посмотреть расписание матчей почитать новости. Эти блоки отразили в навигации – добавили в быстрый доступ на главную и в основное меню.

Главная сайта https://spartak.ru/

Главная сайта https://spartak.ru/

По итогу из-за работы с навигацией и обновлению важных страниц улучшились поведенческие показатели. Если сравнивать пять месяцев март-июнь 2023 и 2024, то количество повторных обращений на сайт увеличилось на 130%, отказы уменьшились на 153%, глубина просмотра выросла на 126%, а время на сайте на 146%.

Поисковые системы также обращают внимание на грамотно составленные метатеги, структуру URL, отсутствие дублирующих страниц – все это говорит о том, что компания поддерживает и развивает сайт. С другой стороны, эти детали имеют значение и для аудитории: метатеги дают пользователям ясную информацию о контенте, и даже понятные URL в адресной строке помогают воспринимать страницы и делиться ссылкой в соцсетях.

2. Время загрузки. Фактор связан не с дизайном, но с пользовательским опытом. Если пользователю приходится ждать загрузки, он с вероятностью уйдет с сайта на другой ресурс. Это будет сигналом для поисковика: сайт не дал пользователю того, за чем он пришел, а значит сайт нерелевантен.

Статистика показывает влияние на конверсию: если сайт загружается за секунду, его коэффициент конверсии в 3 раза выше, чем при загрузке за 5 секунд. Хотя, если сайт загружается дольше 1,5 секунд, он в принципе не попадет в топ выдачи, поскольку Google пессимизирует очень медленные сайты еще с 2018 года.

Быстрая загрузка страницы повышает удовлетворенность пользователей, снижает показатель отказов и в итоге приводит к более высоким поисковым рейтингам. Как ускорить сайт: например, оптимизировать изображения, минифицировать код HTML, CSS и JavaScript, кешировать статический контент.

3. Работа на мобильных устройствах. По состоянию на август 2024 года, с мобильных устройств поступает более 60% трафика.

В рекомендациях Яндекса можно увидеть, что работа сайта на смартфонах и планшетах напрямую влияет на поисковый рейтинг. Google применяет Mobile First – то есть использует мобильные версии сайтов для индексирования.

Каждая секунда задержки при загрузке мобильной страницы снижает коэффициент конверсии на 20%.

Одной скоростью загрузки проблема не ограничивается: верстка сайта должна подстраиваться под разрешение устройства, баннеры – не перекрывать текст, элементы меню – оставаться кликабельными вне зависимости от размера экрана, кнопки – подстраиваться так, чтобы их можно было тапнуть на сенсорном экране. Компании нужно тестировать сайт на разных устройствах, зато это защищает ее от провалов вроде случая с неудачным всплывающим окном, как мы показывали в начале статьи.

4. Интерактивные элементы. Формы обратной связи, кнопки и другие интерактивные элементы могут повысить конверсию. А могут отвернуть от сайта, как в примере с всплывающим окном выше или в других примерах, когда пользователь устает в очередной раз закрывать всплывающее окно или заполнять длинные формы.

К примеру, когда мы проводили UX-аудит воронки для бренда Sporter, то нашли слабую часть на этапе, когда пользователю нужно оформить заказ. Ему приходилось заполнять информацию на пяти экранах. Мы переработали процесс оформления и уместили все формы, которые нужно заполнить, на двух – все, что нужно для доставки и для оплаты, ничего лишнего.

Интерактивные элементы

Самые важные метрики вовлечения пользователей

Компания может опираться на эти ключевые показатели, они отражают, насколько эффективно сайт привлекает и удерживает пользователей.

1. Показатель отказов (bounce rate). Показатель отказов измеряет процент посетителей, которые покидают сайт после просмотра только одной страницы – как правило, это главная страница или та, на которую пользователь попадает из поисковика. Высокий показатель отказов (обычно это 70–80%) может быть признаком того, что контент не соответствует тому, что ищет аудитория, или что на вашем сайте сложно ориентироваться.

С другой стороны, низкий показатель отказов говорит о том, что пользователи находят нужную информацию и остаются, чтобы посмотреть больше страниц.

Как снизить bounce rate:

  • Работайте над повышением скорости загрузки.

  • Создавайте понятный и релевантный контент, основанный на запросах аудитории, чтобы пользователи находили нужную им информацию именно у вас.

  • Улучшайте навигацию, позволяя аудитории быстро находить нужный контент.

  • Не перегружайте страницы текстом, добавляйте в верстку изображения, видео и прочие элементы.

2. Время пребывания на странице (page dwell time). Эта метрика показывает, как долго человек остается на странице, а также дает представление о показателе отказов, глубине прокрутки и повторных посещениях. Все эти факторы характеризуют, насколько ценным пользователи находят контент сайта.

В результате маркетологи могут понять, как удержать пользователей, какой контент привлекает целевую аудиторию и побуждает их дольше оставаться на страницах.

Как повысить время пребывания на сайте:

  • Сразу привлекайте внимание посетителей – зацепите их вступлением к странице, чтобы они захотели узнать больше.

  • Сосредоточьтесь на цели посещения: размещайте на первом экране ключевые слова, опираясь на результаты с самым высоким рейтингом.

  • Избегайте кликбейта и используйте метатеги, которые точно описывают ваш контент, чтобы не разочаровывать посетителей.

  • Используйте внутренние ссылки, чтобы аудитория дольше оставалась на сайте, переходя от одной страницы к другой.

Главная цель – синергия

Опыт показывает, что эффективный дизайн вкупе с грамотными мерами SEO могут в разы повысить конверсию сайта и снизить стоимость целевых действий.

Чтобы быстро получить первые результаты, начните с технического аудита навигационной архитектуры, наведите порядок в служебных страницах и метатегах. Инвестируйте в контент, отслеживайте интерес вашей аудитории и предоставляйте посетителям полезную информацию, и вы быстро увидите эффект.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Что такое AIO (AI Optimization) или GEO-оптимизация, как быть на шаг впереди конкурентов
Эдуард
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эдуард - Годно) многие моменты я не знал.
SEO-анализ сайта – новый сервис для технического аудита сайта
Олег Алексеев
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Олег Алексеев - Сюда t.me/obivaaan или сюда t.me/olegalexeyev
Фиды, фильтры, внутренний поиск: как выжать максимум при технических ограничениях и увеличить трафик более чем в 5 раз
i-Media интернет-агентство
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
i-Media интернет-агентство - Google Merchant работает, товары показываются - в кейсе есть скриншот с примером.
AI SEO в 2025: 5 шагов к видимости бренда в поиске нового поколения
Пиксель Плюс
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Пиксель Плюс - Сергей, здравствуйте! Мы починили ссылку. Спасибо, что обратили внимание!
Новое SEO: что уже известно про GEO и как его использовать для продвижения бизнеса
Сергей
21
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Благодарю за то, что поделились своими наработками. Очень любопытно!
Как управлять репутацией фармацевтических препаратов в 2025 году
Сергей Медведев
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Медведев - Отличное исследование, ждем исследования на тематику банки и детского питания.
Накрутка ПФ: выбираем лучший сервис для накрутки поведенческих факторов
juristsyt
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
juristsyt -
Ozon добавил генерацию ответов на отзывы с помощью ИИ
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Интересно добавят ли такую фичу, чтобы покупатель товара мог "свой" сгенерированный отзыв о товаре добавлять и получать за это балы? :)
AI и голосовой поиск: как меняется SEO
Александр Кузнецов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Кузнецов - Статья хорошая, но запрет на использование гугл аналитики может всё это затормозить очень сильно.
Клиентам Сбера, предпочитающим Apple, вновь станет доступна бесконтактная оплата смартфоном
Борис Евгеньевич Романовский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Борис Евгеньевич Романовский - "Воспользоваться ей можно, даже если на смартфоне нет доступа к интернету." Попробовал , без интернета не войти в приложение "сбера"...
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
393
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!