×
Россия +7 (495) 139-20-33

Вебмастерская: как анализировать путь пользователя, чтобы не терять клиентов

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 8080
Подпишитесь на нас в Telegram

Как правильно анализировать пользовательский путь? На что магазинам обратить внимание, чтобы не терять клиентов во время покупки? 

Об этом на десятой Вебмастерской Яндекса рассказал Максим Захир (СЕО «Альфа Дата»). Предлагаем вашему вниманию обзор доклада «Путь пользователя: сквозь тернии к звездам». 

Под видео вы найдете текстовую расшифровку выступления.

Март 2020 года перевернул сознание. COVID-19 изменил покупательские привычки, обеспечив рост электронной коммерции. При этом рынок офлайна тоже продолжает расти, но этот рост происходит, в том числе, с помощью онлайна. 

Как рос офлайн

Уровень проникновения онлайн-технологий в традиционной рознице определяет тех, кто будет дальше расти, и тех, кто будет стагнировать и уходить с рынка. 

Доля проникновения технологий снижает порог переключения между разными брендами, поэтому развитие IT-составляющей является одной из ключевых для успеха. Компании, которые планируют повысить продажи и эффективность работы, должны уделять внимание развитию технологий внутри. Одной из возможностей и понимания того, как менять IT-технологию, в какую сторону развиваться, как изменить розничный процесс, является возможность использования инструмента CJM (Customer Journey Map) – построения карты взаимодействия с покупателем. 

Для чего нужна CJM? 

Карта пользовательского пути позволяет строить процесс от покупателя. Она дает понимание: что делать сейчас, с чего начать. Также этот инструмент может помочь правильно расставить приоритеты, сделать дизайн-процесс сфокусированным на то, чтобы покупатель достиг цели более простым путем. 

Для роста бизнеса нужно понимать, как на самом деле компания обслуживает покупателя, насколько ему было сложно в процессе совершения покупки. 

Для чего нужна карта пути пользователя

Customer Journey Map также улучшает взаимодействие подразделений. Очень часто структура компаний выглядит так, что каждое подразделение делает свою задачу хорошо, но отсутствие взаимодействия между подразделениями приводит к негативному результату или не тому, который бы хотелось иметь. CJM решает такую проблему. 

Кроме того, Customer Journey Map помогает повысить уровень возвращаемости покупателей. 

Путь покупателя – от осознания потребности до ее удовлетворения 

Упрощенно путь покупателя выглядит так: 

  • человек осознает потребности покупки какого-то товара, например, кроссовок;
  • проводит исследование, что сейчас нужно покупать и где;
  • затем покупатель выбирает и резервирует товар; 
  • приезжает в магазин, получает товар, утверждается в желании купить; 
  • оплачивает на кассе и уезжает; 
  • всем показывает и рассказывает, какой был товар. 

Пусть покупателя

Глазами продавцов путь покупателя выглядит немного иначе – он сложен и нелинеен. Бизнес выбирает все точки контакта с компанией, которые проходит потребитель на своем пути, и анализирует их. 

Customer Journey Map

Путь покупателя и атрибуты его покупки нужно оценивать внимательно. 

Что важно учесть при создании CJM

CJM – это не финальная точка того, что делает компания. Это основа для плана действий. 

План действий обычно состоит из двух разделов: 

  • внедрение новой функциональности; 
  • оптимизация конверсии каждого этапа (что мешает, что надо изменить). 

Очень важно зафиксировать, что компания хочет сделать, как выглядит желаемый результат, какая IT-система отвечает за тот или иной процесс, какое подразделение, какой KPI для этого ответственного подразделения. 

как работать с Customer Journey Map

С чего начать? 

В рамках CJM есть 3 больших этапа:

  • диагностика, 
  • дизайн, 
  • внедрение. 

С чего начать строить Customer Journey Map

В диагностику входит постановка цели на основе анализа имеющихся данных. Желательно провести интервью с покупателями и владельцами и исполнителями бизнес-процессов. Это позволит узнать, почему тот или иной процесс работает именно так и как можно его поменять. 

Затем компания может приступить к визуализации CJM, а после спроектировать вместе с вовлеченными подразделениями дизайн или редизайн бизнес-процесса. 

CJM не имеет обязательного внешнего вида. Например, так выглядит Customer Journey Map для Starbucks: 

Customer Journey Map для Starbucks

Советы 

  1. CJM – это обязательный элемент ведения бизнеса. Customer Journey Map – это не форма, это содержание. 
  2. Нужно точно понимать, какие есть процессы на пути пользователя. Желательно не надеяться на то, что вы все знаете в своей компании, а пройтись по CJM самому и с реальным покупателем, даже если это ваш друг. 
  3. Не слушайте коллег, которые говорят, что этот бизнес-процесс такой и изменить его нельзя. Ставьте во главу угла покупателя и его потребности. 
  4. Старайтесь максимально опираться на данные. CJM – это не фантазийная история, это история, которая находится на уровне данных. Чем больше данных положено в основу, тем лучше. 
  5. Важно, чтобы внесенные изменения имели позитивный эффект на ключевые показатели – NPS, CSI и другие. В идеале – иметь KPI по каждому этапу Customer Journey Map. 
  6. Периодически нужно проверять актуальность CJM, чтобы убедиться, что все идет правильно.

Интересное с Вебмастерской 2021:

Яндекс рассказал про новые сигналы качества для коммерческих сайтов и ресурсов YMYL-тематики

В сервисе Яндекс.Взгляд появился инструмент для быстрых тестов интерфейса

В Яндекс.Вебмастере появился сервис, который показывает дублирование заголовков и описаний

Вебмастерская: тренды и статистика рынка интернет-торговли в России

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 2
dayitrix
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
dayitrix - Ну да, для начала важно хотя бы необходимый минимум работ провести, настроить все как положено. А уже потом в более далекие дебри SEO-оптимизации лезть. А то многие ни с того начинают и потом удивляются, почему результата нет.
Яндекс встроил нейросети в свой Браузер
RasDva
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
RasDva - О дааааа)
Как мы увеличили поисковый трафик на 30% с помощью ChatGPT
Светлана Светлана
23
комментария
0
читателей
Полный профиль
Светлана Светлана - Я сама работаю в маркетинге и недавно решила еще дополнительно пройти курсы по интернет маркетингу astobr.com/services/povyshenie-kvalifikatsii/menedzhment-upravlenie/internet-marketing/ , как по мне эти знания которые я получила, очень помогают мне в работе
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
388
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!