×
Россия +7 (495) 139-20-33

Вебмастерская: тренды и статистика рынка интернет-торговли в России

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 2533

Торговля, как офлайн, так и онлайн, претерпела серьезные изменения за последний год. Какая сейчас ситуация на нашем и зарубежном рынках? О трендах рынка интернет-торговли рассказал Илья Коган (Яндекс.Маркет) на десятой Вебмастерской Яндекса.

Под видео вы найдете текстовую расшифровку выступления:

По словам Ильи, электронная коммерция составляет уже 17% мирового ретейла.

доля e-commerce

Россия в 2020 году вышла на 1-ое место по темпам роста в мире, преодолев планку почти в 2,5 трлн рублей в онлайне. Рост российского потребительского e-commerce рынка составил 44% год к году.

Россия - 1 по темпам роста в мире

Теперь доля онлайн-канала оценивается в 9%, хотя еще 2–3 года назад речь шла только о 3–4% общего ретейла. Тогда казалось, что эта доля незначительна, чтобы ей уделять фокусное внимание.

Доля рынка онлайн-торговли в России

Доля интернет-покупателей составляет более 10 млн. При этом теперь большую ценность представляет дневная аудитория. Многие площадки имеют дневную аудиторию в 5–10 млн.

И это означает, что для многих пользователей процесс покупки непосредственно связан с онлайном на каждый день.

Количество покупателей в e-commerce

Прошлый год привел к тому, что в онлайн пришла новая категория покупателей.

Эффекты коронавируса:

  • Рост охвата онлайн-покупок в тех категориях, которые раньше в онлайне были представлены меньше (одежда, обувь для взрослых, средства личной гигиены, продукты, напитки).
  • Рост частотности онлайн-покупок в категориях продукты, напитки, товары для малышей, детская одежда и обувь.
  • Снижение охвата трансграничной торговли. Доля людей, покупавших только в российских онлайн-магазинах, выросла за год с 21% до 32%.
  • Средний чек покупок в российских магазинах немного снизился на фоне увеличения охвата и частоты покупок в категориях повседневных товаров.

Динамика роста товарных категорий в онлайн-торговле:

Динамика департаментов

На графике видно, что есть категории очевидные, например, компьютерная техника (+79%) понадобилась многим пользователям в условиях самоизоляции и карантина. Также очевиден рост в категории продуктов (+276%).

Но есть категории, которые не так явно связаны с пандемией, например, товары для дома (+275%), досуг и развлечения (330%). Эти категории непрерывно растут в течение года.

Анна ГидиримАнна Гидирим,
руководитель партнерской сети Admitad 
По данным партнерской сети Admitad, за последний год некоторые отрасли существенно нарастили сумму онлайн-продаж:

  • Онлайн-образование 702%
  • Кредитование 446%
  • Онлайн-игры 176%
  • Онлайн-музыка и видео 133%
  • Красота и здоровье 67%
  • Доставка еды 59%

Расцвет онлайн-фармрынка

В 2020 году правительство разрешило онлайн-продажу лекарств, и это форсировало открытие масштабного фарм-рынка. По данным партнерской сети Admitad, интернет-продажи аптечного сектора в 2020 году выросли на 45%.

В 2021 году мы ждем продолжения тренда на рост онлайн-продаж лекарств – первые месяцы года показали еще более активное их увеличение.

По подсчетам Admitad, в январе–феврале число заказов россиян из аптек уже выросло на 111% по сравнению с показателями прошлого года. Если онлайн-продажа рецептурных препаратов с доставкой на дом будет одобрена – это даст еще один мощный толчок онлайн-продажам в этом секторе.

Согласно данным Яндекса, в онлайн покупают практически одинаково и мужчины и женщины:

Пол и возраст покупателей

Структура российского e-commerce (2020):

68% – доля ТОП-100 интернет-магазинов, в которых в основном совершаются покупки. Еще несколько лет назад эта цифра составляла примерно 85%, что свидетельствовало о каннибализации каналов вокруг ТОП-100 магазинов. Теперь на рынок вышли более мелкие и не такие известные игроки.

43% – доля Центрального Федерального округа от всех продаж в e-commerce. ЦФО по-прежнему занимает бОльшую долю в объемах продаж. Однако теперь в других регионах наблюдается значительный рост и развитие онлайн-торговли.

Доли округов в обороте

Если посмотреть на динамику, то регионы, удаленные от центральных, демонстрируют удвоение в онлайне.

Покупали онлайн 16-55

Даже небольшие города прибавили за год около 10%. Это открывает рынки в разных сегментах и регионах.

Анна ГидиримАнна Гидирим,
руководитель партнерской сети Admitad
Одно из главных последствий пандемийных ограничений – существенный рост онлайн-аудитории. Сильнее всего это отразилось на покупателях из регионов: сумма их онлайн-покупок, по данным партнерской сети Admitad, выросла втрое с зимы (до пандемии) по осень (после пандемии). За тот же период объем онлайн-заказов москвичей просел на 27,3%, а петербуржцев вырос лишь на 17,3%.

С одной стороны – это увеличило число интернет-покупателей, с другой – ожесточило конкуренцию в сети и нагрузку на привычные каналы продвижения.

Динамика оборота российского e-commerce 2019–2021 составила 25%:

Динамика оборота российского e-commerce

Если посмотреть, почему выбирают те или иные интернет-магазины, то можно увидеть, что тренд лояльности, надежности, безопасности только усилился.

Эти факторы являются одними из наиболее важных, чтобы покупатель в процессе выбора решил, что именно этот магазин ему подходит.

Причины лояльности к интернет-магазинам

Также Илья отметил, что снижается доля спонтанных покупок, растет доля доверия к магазину, если человек покупал там раньше.

Процесс последней покупки

При покупке в незнакомом интернет-магазине большинство пользователей старается проверить его надежность (86%). Основные критерии: возможность постоплаты, положительные отзывы, опыт друзей.

Динамика роста каналов продаж:

84% – это магазины, которые специализированы на продажах товаров внутри одного департамента.

186% – маркетплейсы – самый интересный тренд, который не был таким значимым до прошлого года. 

Каналы продаж

Количество маркетплейсов в мире растет. Большинство ТОПовых маркетплейсов продают товары регулярного спроса.

Анна ГидиримАнна Гидирим,
руководитель партнерской сети Admitad
Рост новых каналов продаж

На фоне разблокировки мессенджера Telegram сумма онлайн-продаж через него выросла в разы. Параллельно с этими событиями TikTok набрал существенную аудиторию –больше 23 млн российских пользователей. Теперь это полноценна отдельная площадка для рекламы и контакта с аудиторией, с которой брендам необходимо считаться и работать.

Есть еще ряд каналов трафика, которые обогнали по росту свои альтернативы – их обязательно стоит учитывать при распределении маркетинговых бюджетов в 2021:

Каналы трафика с наибольшим приростом суммы продаж в 2020 году

Рост доли мобильных покупок

Один из важных факторов e-commerce – какие устройства россияне используют для покупок. В 2020 году продолжился рост доли мобайла, и для бизнеса это очередной важный звоночек: нужна мобильная верстка сайтов, приложение и обязательно – мобильный трекинг.
ТОП-5 городов России по доле мобильных покупок в 2020

По прогнозу Яндекса в 2021 году рост рынка e-commerce в России составит 25% и изменится структура потребления внутри этого канала для разных игроков.

(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как работать с сервисом для блогеров и бизнеса Perfluence
SergZa
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
SergZa - Не знал, что с небольшим количеством подписчиков можно заработать, буду пробовать;)
Диагностика и снятие ссылочного фильтра «Минусинск» в 2021 году. Кейс
Stanislav Romanenko
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Stanislav Romanenko - Просто чисткой ссылочного можно просадить позиции в гугле, поэтому с бухты-барахты начинать удалять ссылки как-то тоже не хотелось бы. Ну в общем, если попадётся ещё подобный случай - не стесняйтесь выкладывать новый кейс :) Просто видите как мало кейсов по этому поводу, поэтому каждый на вес золота. "с этой бедой также приходится сталкиваться и пока кроме как крутить в обратную сторону ничего лучше не придумали." - на серче один товарищ скрипт антибота своего под это дело заточил searchengines.guru/ru/forum/981615/page39#unread - вроде боты пропадают, но и часть живых людей тоже :)
Михаил Ляшенко (PostMarket): о рынке инфлюенс-маркетинга и рекламе у блогеров
Данил Щеглов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Данил Щеглов - Сервис вообще отличный. Я обращался для рекламы к блогерам, которых я мог даже сам выбрать. Справляются быстро и качественно.
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Локальное SEO, или Как увеличить трафик стоматологии на 700% в небольшом городе
Дмитрий Дмитриев
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Дмитриев - расскажите, о чем именно речь? :)
Увеличение трафика новостного сайта в 2 раза с помощью SEO. Кейс
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Делали подобное тут ruszakony.ru/rubrikator/ , получилось полная фигня
5 книг от эксперта: Александр Алаев (АлаичЪ и Ко)
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Богатый папа, бедный папа - сборник мифов, которые уже разоблачил все. Все сразу стало понятно про "эксперта". Дальше можно список не смотреть. Прочитать ее конечно можно, если ничего другого нет под рукой, но советовать другим, это уже извините, совсем людей не уважать.
Сколько стоит SEO на фрилансе. Кейсы
Людмила
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Людмила - Очень спорная статья. Особенно оценка. К примеру, за 1500 руб. 200 вечных ссылок с быстрой индексацией. Это про какой год? Про 2020? Точно? Собственно, в текущих реалиях при хорошем раскладе за эти деньги можно получить 3-4 качественные ссылки. А никак не 200. Если 200, то такие ссылки, по 7,5 руб. за штуку выбьют сайт за ТОП-100. А заказчик будет в шоке, он же все правильно делал, по инструкции из статьи в уважаемом издании.
Яндекс тестирует оценки сайта в сниппете
Сергей Демин
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - вопрос такой: где получить оценку о сайте? а не об организации
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
385
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
92
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
65
Комментариев
62
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!