×
Россия +7 (495) 139-20-33

Запрет кэширования полезен для посетителей и владельцев сайта

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
3 29401
Подпишитесь на нас в Telegram

Статья будет полезна посетителям и владельцам сайтов, которые заботятся о том, чтобы информация, получаемая с их ресурсов, была своевременной и достоверной. Прочитав этот материал, вы поймете, из-за чего посетители могут видеть устаревшую информацию на сайте, а также узнаете способы решения этой проблемы.


В настоящее время скорость передачи данных в сети интернет позволяет с легкостью просматривать видео в хорошем качестве, играть в online-игры, устраивать конференции, быстро скачивать и передавать информацию и т.д. Но так было не всегда! Десять лет назад, чтобы передать 1 Мб информации, приходилось тратить достаточно много времени. Для повышения скорости загрузки страниц сайта было решено сохранять часть данных в кэш браузера (памяти) на локальном компьютере пользователя. Во время последующего обращения к сайту браузер загружал их оттуда при условии, что загружаемые данные не менялись.

Сейчас содержание данных в кэше браузера не является столь востребованным в целях увеличения скорости загрузки. В большинстве случаев данные с сервера запрашиваются методами GET или HEAD. Запросы методами GET и HEAD по умолчанию кэшируются (сохраняются) в логах сервера и прокси-сервера, а также в истории браузера. Из-за того, что информация кэшируется, многие посетители сайта увидят устаревшие данные, а новая станет им доступна только после удаления из кэша. Это может доставить проблемы не только посетителям сайта, но и повлиять на прибыль компании, если сайт коммерческий.

Для решения данной проблемы нужно запретить кэшировать данные, передающиеся с сервера. В интернете описано множество способов запрета кэширования: все они отличаются друг от друга, а некоторые сейчас уже не работают.

Самые распространенные правила опубликованы на авторитетных ресурсах www.spravkaweb.ru (http://www.spravkaweb.ru/php/sovet/nocash) и www.ru.wikipedia.org (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мета-теги). Многие сайты позаимствовали эти настройки и используют их сейчас.

Рис.1. Запрет кэширования — www.ru.wikipedia.org

По утверждению Википедии, если в заголовке документа написать

Рис.2. Запрет кэширования — www.spravkaweb.ru

Другой авторитетный ресурс www.spravkaweb.ru утверждает, что можно передать четыре заголовка, которые запретят кэширование данных при любых условиях.

При данных настройках сервер отдает заголовки, представленные на рис.3.

Рис.3 Заголовки ответа сервера

Разберем каждую строчку, чтобы понять, как это должно работать.

Заголовок актуальности документа предлагается передать прошедшей датой. Например, «Expires: Mon, 26 Jul 1997 05:00:00 GMT», определив, тем самым, что данные уже не нужны, и кэшировать их не за чем. Это, должно вызывать подозрение не только у людей, но и у поисковых роботов при индексации таких документом. Зачем роботу держать в индексе неактуальную информацию, мало кто задумывается. Поисковые системы не любят, когда им пытаются передать недостоверные данные.

Заголовок «Last-Modified» передает браузеру дату и время изменения документа (в данном примере дата и время будут текущие). Если при каждом заходе на страницу поисковому роботу сообщается, что документ только что изменился (хотя в своем поисковом индексе робот различий не замечает), то, возможно, система будет воспринимать это как воздействие на релевантность поисковой выдачи с целью улучшения позиций сайта. Это может послужить причиной наложения санкций со стороны поисковых систем.

Передача заголовка «Pragma: no-cache» для запрета кэширования данных была одним из первых методов, но на данный момент уже не работает.

Эксперимент

Пример 1.

Проведем эксперимент. Создадим документ cache.php, в котором будем отдавать заголовки из примера, чтобы проверить работает ли данный метод запрета кэширования данных. С сервера будем запрашивать актуальное время, и смотреть, откуда берется информация — из кэша браузера или загружается с сервера.

Во время эксперимента будем делать переходы по ссылке на файл cache.php, расположенный на реальном сервере, и наблюдать, обновляется время или нет. Если время не обновляется, значит, данные берутся из кэша браузера и запрет не работает.

Рис.4 Запрет кэширования не работает

Показатель времени не обновляется, и это еще раз доказывает, что на большинстве ресурсов содержится недостоверная информация по запрету кэширования. Большой интерес вызывает такое массовое копирование чужих ошибок не только в конкретном случае, но и в целом во всем интернете.

Для того, чтобы показать работающий способ запрета кэширования, приведу второй пример, в котором также посредством эксперимента будет проверена его работоспособность.

Пример 2.

В первом примере предлагалась передача заголовка «Cache-Control: no-cache, must-revalidate», вот только настроен он был неправильно. Дополним заголовок новыми параметрами «Cache-Control: no-cache, no-store, must-revalidate, max-age=0», где

no-store — приватные данные нельзя сохранять на локальном диске (запрещает кэширование в браузерах);

no-cache — директива, использующаяся для запрета кэширования информации прокси-серверами;

max-age=0 — директива, указывающая время, в течение которого хранится информация в кэше браузера;

must-revalidate — директива, сообщающая браузеру о требовании дополнительной проверки актуальности документа, в случае возникновения сомнений.

Создадим документ cache2.php, в котором будем отдавать новые заголовки, чтобы проверить работает ли этот метод запрета кэширования данных.

Порядок и условия эксперимента остаются прежними. Если время меняется, значит, оно запрашивается с сервера, а не из кэша браузера.

Рис.5 Запрет кэширования работает

Так как при каждом обращении к странице время обновляется, метод запрета кэширования действительно работает. В данном примере параметры передаются из самой страницы, но возможен более универсальный вариант, который настраивается на сервере. На сервере Apache настройки производятся через служебный файл .htaccess, это дает более функциональный механизм запрета кэширования сразу для всех страниц сайта. В файле конфигурации необходимо включить модули mod_headers.c и mod_expires.c, убрав комментарии с фрагмента кода

и добавить в файл .htaccess фрагмент кода

Если сервером является Internet Information Services (IIS) 6.0, то кэширование можно запретить только имея доступ непосредственно к интерфейсу сервера. Сделать это возможно во вкладке «Заголовки HTTP» (HTTP Headers) в настройках сервера.

Рис.6 Запрет кэширования на сервере IIS 6.0

На рис. 6 приведен пример запрета кэширования посредством передачи заголовков «Cache-Control: no-cache, no-store, must-revalidate, max-age=0» для страниц сайта. Для настройки заголовка «Expires» нужно включить «Установить срок действия содержимого» (Enable content expiration) и «истекает немедленно» (Expires immediate).

Минусы запрета кэширования

Запрет кэширования повышает нагрузку на сервер, на котором находится сайт, потому что приходится отвечать на большее количество запросов. Для посетителей сайта запрет кэширования снижает скорость загрузки страниц, но это заметно лишь при медленной скорости интернета.

Заключение

Своевременное получение информации играет значимую роль как для посетителей сайта, так и для их владельцев. Поэтому владельцам веб-ресурсов нужно тщательно анализировать заголовки, которые отдаются их серверами. Запрет кэширования является важной настройкой, которая позволяет посетителям всегда получать только реальную информацию с вашего сайта. Сейчас на большинстве интернет-ресурсов отдаются заголовки «Expires» и «Last-Modified», которые не только не запрещают кэширование, но и возможно способны препятствовать нормальной индексации сайта поисковыми роботами.


Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Игорь
    больше года назад
    Думаю перед тем как отменять кеширование, нужно посмотреть на аудиторию ресурса, в аналитике и на виды соединений, какими они пользуются. Бывает, что большинство посетителей используют медленное соединение и в этом случае мы сделаем неудобным использование ресурса для большой части нашей аудитории.
    И второе, если информация на страницах не меняется, к примеру статьи в блоге, то почему бы из не кешировать?
    ИМХО довольно спорная тема.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Петя и Волк
    больше года назад
    только no-store работает
    -
    0
    +
    Ответить
  • Дмитрий Севальнев
    116
    комментариев
    0
    читателей
    Дмитрий Севальнев
    больше года назад
    >> Сейчас на большинстве интернет-ресурсов отдаются заголовки «Expires» и «Last-Modified»

    Да ну, бросьте, это не так =)
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Альманах фатальных ошибок b2b-сайта: как владельцы бизнеса обрекают сайты на бесславное существование. Часть первая
Сергей Ерофеев
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Ерофеев - Спасибо за комментарий! Вы правы, если за CMS следит заинтересованный профессионал - риски минимальны. Но мы же с вами понимаем, что: а) Не каждый разработчик делает все, как "для себя". б) После создания сайта разработчик редко остается на проекте в) Часто разработчик не является маркетологом. В этом случае принцип "функционал работает и этого достаточно" может быть на первом месте. Мы тоже видели большое количество хороших и качественных проектов на бесплатных CMS, но проблемных проектов мы видели сильно больше. Просто статистика.
Белые и серые методы продвижения. Тренды 2023
sarges
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
sarges - Нужно учитывать и тот факт, что со временем методы продвижения меняются и необходимо подстраиваться под новые реалии. Посоветую заглянуть на zenlink.ru/blog/kak-izmenilsja-internet-marketing-za-10-let и почитать статью, там рассказывается о том, как изменился интернет-маркетинг за последние 10 лет, какие сейчас тенденции и какие прогнозы в этой сфере.
Почему сайтам нужно переезжать с конструкторов на полноценные CMS
Seodm.ru
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Seodm.ru - Ааа по мне, сам seo специалист, вероятность внедрения необходимого контента на тильда того же блока этапом работы или преимуществ, намного выше чем на движке. А что тильда что движок малый бизнес норм продвигается особо супер разработки не требуется
Как мы увеличили для клиента трафик из поиска в 7 раз. Кейс
Кирилл Половников
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Кирилл Половников - Оба этих статуса (редирект и малополезная) преобладали в качестве проблем с индексацией. Помогла работа с .htaccess (в нем были ошибки и его чистили), работа над корректировкой редиректов, каноникалами и прочими техническими ошибками. Нельзя сказать, что только редиректы были ключевым препятствием.
Как показывать рекламу посетителям сайтов конкурентов
Павел
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Павел - Спасибо за комментарий. Гипотеза была в том, что с указанными счетчиками конкурентов показы будут не просто похожей аудитории их сайтов (как при рекламе по доменам), а именно на аудиторию которую Яндекс для себя разметил как целевая дл сайтов конкурентов. Важно, это гипотеза. А про белые нитки, как говорится, доверяй, но проверяй))
Как автоматизировать мессенджеры для бизнеса в CRM-системе
Алиналина
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Алиналина - Кстати да. Но мы зарегались, CRMка реально интересная
Чек-лист: как настроить рекламу в Яндекс Директе и избежать ошибок
Сергей Ильин
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Ильин - я ваще не туда написал
Кейс MediaNation: увеличили еженедельный трафик автомобильной компании на 50% за год и вышли в топ поиска по 300 запросам
Игорь Скляр
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь Скляр - Действительно, изначально рост был именно по информационным запросам. Но рост позиций и трафика по информационным запросам положительно повлиял и на связанные позиции по коммерческим запросам и сдвинул видимость с мёртвой точки
Как продвигать интернет-магазин в поисковой выдаче, если она забита маркетплейсами
Олег
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Олег - Так как все-таки продвигать?)
Как попасть в топ-10 Яндекса и Google при продвижении сайта на регион Молдовы
Гость
9
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Гость - "В первое время наши работы продолжали давать результат (сайт несколько месяцев рос), а потом начал постепенно терять позиции. По этой причине заказчик решил возобновить сотрудничество и вернулся в июле 2022. Мы еще ведем работы по восстановлению утраченных результатов." Хитрожопый клиент.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
385
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
116
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!