Запрет кэширования полезен для посетителей и владельцев сайта

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
3 17515

Статья будет полезна посетителям и владельцам сайтов, которые заботятся о том, чтобы информация, получаемая с их ресурсов, была своевременной и достоверной. Прочитав этот материал, вы поймете, из-за чего посетители могут видеть устаревшую информацию на сайте, а также узнаете способы решения этой проблемы.


В настоящее время скорость передачи данных в сети интернет позволяет с легкостью просматривать видео в хорошем качестве, играть в online-игры, устраивать конференции, быстро скачивать и передавать информацию и т.д. Но так было не всегда! Десять лет назад, чтобы передать 1 Мб информации, приходилось тратить достаточно много времени. Для повышения скорости загрузки страниц сайта было решено сохранять часть данных в кэш браузера (памяти) на локальном компьютере пользователя. Во время последующего обращения к сайту браузер загружал их оттуда при условии, что загружаемые данные не менялись.

Сейчас содержание данных в кэше браузера не является столь востребованным в целях увеличения скорости загрузки. В большинстве случаев данные с сервера запрашиваются методами GET или HEAD. Запросы методами GET и HEAD по умолчанию кэшируются (сохраняются) в логах сервера и прокси-сервера, а также в истории браузера. Из-за того, что информация кэшируется, многие посетители сайта увидят устаревшие данные, а новая станет им доступна только после удаления из кэша. Это может доставить проблемы не только посетителям сайта, но и повлиять на прибыль компании, если сайт коммерческий.

Для решения данной проблемы нужно запретить кэшировать данные, передающиеся с сервера. В интернете описано множество способов запрета кэширования: все они отличаются друг от друга, а некоторые сейчас уже не работают.

Самые распространенные правила опубликованы на авторитетных ресурсах www.spravkaweb.ru (http://www.spravkaweb.ru/php/sovet/nocash) и www.ru.wikipedia.org (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мета-теги). Многие сайты позаимствовали эти настройки и используют их сейчас.

Рис.1. Запрет кэширования — www.ru.wikipedia.org

По утверждению Википедии, если в заголовке документа <head> написать <meta http-equiv="Expires" content="Wed, 26 Feb 1999 08:21:57 GMT", определив тем самым неактуальность документа (т.к. дата актуальности закончилась 26 февраля 1999 г.), страница кэшироваться браузером не будет.

Рис.2. Запрет кэширования — www.spravkaweb.ru

Другой авторитетный ресурс www.spravkaweb.ru утверждает, что можно передать четыре заголовка, которые запретят кэширование данных при любых условиях.

При данных настройках сервер отдает заголовки, представленные на рис.3.

Рис.3 Заголовки ответа сервера

Разберем каждую строчку, чтобы понять, как это должно работать.

Заголовок актуальности документа предлагается передать прошедшей датой. Например, «Expires: Mon, 26 Jul 1997 05:00:00 GMT», определив, тем самым, что данные уже не нужны, и кэшировать их не за чем. Это, должно вызывать подозрение не только у людей, но и у поисковых роботов при индексации таких документом. Зачем роботу держать в индексе неактуальную информацию, мало кто задумывается. Поисковые системы не любят, когда им пытаются передать недостоверные данные.

Заголовок «Last-Modified» передает браузеру дату и время изменения документа (в данном примере дата и время будут текущие). Если при каждом заходе на страницу поисковому роботу сообщается, что документ только что изменился (хотя в своем поисковом индексе робот различий не замечает), то, возможно, система будет воспринимать это как воздействие на релевантность поисковой выдачи с целью улучшения позиций сайта. Это может послужить причиной наложения санкций со стороны поисковых систем.

Передача заголовка «Pragma: no-cache» для запрета кэширования данных была одним из первых методов, но на данный момент уже не работает.

Эксперимент

Пример 1.

Проведем эксперимент. Создадим документ cache.php, в котором будем отдавать заголовки из примера, чтобы проверить работает ли данный метод запрета кэширования данных. С сервера будем запрашивать актуальное время, и смотреть, откуда берется информация — из кэша браузера или загружается с сервера.

Во время эксперимента будем делать переходы по ссылке на файл cache.php, расположенный на реальном сервере, и наблюдать, обновляется время или нет. Если время не обновляется, значит, данные берутся из кэша браузера и запрет не работает.

Рис.4 Запрет кэширования не работает

Показатель времени не обновляется, и это еще раз доказывает, что на большинстве ресурсов содержится недостоверная информация по запрету кэширования. Большой интерес вызывает такое массовое копирование чужих ошибок не только в конкретном случае, но и в целом во всем интернете.

Для того, чтобы показать работающий способ запрета кэширования, приведу второй пример, в котором также посредством эксперимента будет проверена его работоспособность.

Пример 2.

В первом примере предлагалась передача заголовка «Cache-Control: no-cache, must-revalidate», вот только настроен он был неправильно. Дополним заголовок новыми параметрами «Cache-Control: no-cache, no-store, must-revalidate, max-age=0», где

no-store — приватные данные нельзя сохранять на локальном диске (запрещает кэширование в браузерах);

no-cache — директива, использующаяся для запрета кэширования информации прокси-серверами;

max-age=0 — директива, указывающая время, в течение которого хранится информация в кэше браузера;

must-revalidate — директива, сообщающая браузеру о требовании дополнительной проверки актуальности документа, в случае возникновения сомнений.

Создадим документ cache2.php, в котором будем отдавать новые заголовки, чтобы проверить работает ли этот метод запрета кэширования данных.

Порядок и условия эксперимента остаются прежними. Если время меняется, значит, оно запрашивается с сервера, а не из кэша браузера.

Рис.5 Запрет кэширования работает

Так как при каждом обращении к странице время обновляется, метод запрета кэширования действительно работает. В данном примере параметры передаются из самой страницы, но возможен более универсальный вариант, который настраивается на сервере. На сервере Apache настройки производятся через служебный файл .htaccess, это дает более функциональный механизм запрета кэширования сразу для всех страниц сайта. В файле конфигурации необходимо включить модули mod_headers.c и mod_expires.c, убрав комментарии с фрагмента кода

и добавить в файл .htaccess фрагмент кода

Если сервером является Internet Information Services (IIS) 6.0, то кэширование можно запретить только имея доступ непосредственно к интерфейсу сервера. Сделать это возможно во вкладке «Заголовки HTTP» (HTTP Headers) в настройках сервера.

Рис.6 Запрет кэширования на сервере IIS 6.0

На рис. 6 приведен пример запрета кэширования посредством передачи заголовков «Cache-Control: no-cache, no-store, must-revalidate, max-age=0» для страниц сайта. Для настройки заголовка «Expires» нужно включить «Установить срок действия содержимого» (Enable content expiration) и «истекает немедленно» (Expires immediate).

Минусы запрета кэширования

Запрет кэширования повышает нагрузку на сервер, на котором находится сайт, потому что приходится отвечать на большее количество запросов. Для посетителей сайта запрет кэширования снижает скорость загрузки страниц, но это заметно лишь при медленной скорости интернета.

Заключение

Своевременное получение информации играет значимую роль как для посетителей сайта, так и для их владельцев. Поэтому владельцам веб-ресурсов нужно тщательно анализировать заголовки, которые отдаются их серверами. Запрет кэширования является важной настройкой, которая позволяет посетителям всегда получать только реальную информацию с вашего сайта. Сейчас на большинстве интернет-ресурсов отдаются заголовки «Expires» и «Last-Modified», которые не только не запрещают кэширование, но и возможно способны препятствовать нормальной индексации сайта поисковыми роботами.


Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Игорь
    больше года назад
    Думаю перед тем как отменять кеширование, нужно посмотреть на аудиторию ресурса, в аналитике и на виды соединений, какими они пользуются. Бывает, что большинство посетителей используют медленное соединение и в этом случае мы сделаем неудобным использование ресурса для большой части нашей аудитории.
    И второе, если информация на страницах не меняется, к примеру статьи в блоге, то почему бы из не кешировать?
    ИМХО довольно спорная тема.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Петя и Волк
    больше года назад
    только no-store работает
    -
    0
    +
    Ответить
  • Дмитрий Севальнев
    77
    комментариев
    0
    читателей
    Дмитрий Севальнев
    больше года назад
    >> Сейчас на большинстве интернет-ресурсов отдаются заголовки «Expires» и «Last-Modified»

    Да ну, бросьте, это не так =)
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
SEOnews и Serpstat запускают конкурс для интернет-маркетологов
Marina Lagutina
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Marina Lagutina - Добрый день! Видимо я из тех, кто пытается последней вскочить в уходящий поезд. Ночью написала статью на тему "обзор инструментов контент-маркетинга". Своего блога нет. Отправила вам не мейл. Я еще могу у вас разместиться или искать, кто возьмет статью к себе в блог?
«Я оптимизировал сайт, а он не в ТОП! Что делать?»
Павел Горбунов
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Как можно в инструменте tools.pixelplus.ru/tools/text-natural сравнить текст со страницы конкурента и со своей страницы? Я вижу возможность только для проверки одного урла.
Монетизация сайта. Как, когда, сколько?
Гость2
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость2 - Руслан! Спасибо за ваш сервис и за данную статью в частности! С апреля являюсь вашим пользователем - очень доволен как сервисом, так и уровнем заработка! Еще раз спасибо, удачи вашему проекту!
Влияние HTTPS на ранжирование региональных поддоменов в Яндексе
Екатерина Иванова
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Екатерина Иванова - Посмотрите на сколько упал трафик и на сколько потом вырос:упал на 10-20% на 1 месяц, а вырос в итоге в 5 раз. Одним мартовским трафиком всё падение перекрыли. Или можно ждать Яндекс неопределённое количество времени со стартовым уровнем трафика. Упущенные возможности и всё-такое.
Мир глазами поисковых систем
Александр Рунов
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Александр Рунов - Какой регион, если не секрет? В Мск, в ряде ВК тематик (в тех же "окнах" или "колесах"), без работы с внешними факторами по ВЧ запросам в ТОП не выплывешь. Хотя в большинстве направлений вполне реально.
Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
Анна Макарова
308
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Ура )
7 причин не работать на биржах копирайтинга
Dasha Shkaruba
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Dasha Shkaruba - Спасибо за мнение! Кстати, на бирже главреда прием анкет закрыт
Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
Alex Wise
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Alex Wise - Спасибо, Женя, за рекомендацию! :) Андрей, чтобы понять, какой программой пользоваться, нужно сделать несколько вещей: 1. Попробовать обе: у нас в Netpeak Spider бесплатный триал на 14 дней с полным функционало; у SFSS до 500 URL всегда бесплатно, но с ограниченным функционалом. 2. Понять свой стиль работы – если вы любите полный контроль и из-за этого более высокую скорость пробивки, тогда выбирайте Netpeak Spider. Если для вас не так важна скорость и количество пробитых URL, то можно остановиться на SFSS. 3. Определиться с нужными функциями: их в обоих программах очень много и как в Netpeak Spider есть уникальные, так и в SFSS есть свои уникальные. Мы всегда ориентируемся на то, чтобы быстро и чётко показать ошибки – для этого у нас вся таблица красится в соответствующие цвета. Думайте!) И, если что, обращайтесь с вопросами – мы будем рады помочь!)
Конкурс: угадайте пятерку лидеров рейтинга «SEO глазами клиентов 2017»
Оля
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Оля - 1 Ingate 2 Wezom 3 Bynjg vtlbf 4 seo energy 5 директ лайн
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
308
Комментариев
262
Комментариев
224
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
55
Комментариев
53
Комментариев
52
Комментариев
46

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!