×
Россия +7 (495) 139-20-33

Запрет кэширования полезен для посетителей и владельцев сайта

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
3 25825

Статья будет полезна посетителям и владельцам сайтов, которые заботятся о том, чтобы информация, получаемая с их ресурсов, была своевременной и достоверной. Прочитав этот материал, вы поймете, из-за чего посетители могут видеть устаревшую информацию на сайте, а также узнаете способы решения этой проблемы.


В настоящее время скорость передачи данных в сети интернет позволяет с легкостью просматривать видео в хорошем качестве, играть в online-игры, устраивать конференции, быстро скачивать и передавать информацию и т.д. Но так было не всегда! Десять лет назад, чтобы передать 1 Мб информации, приходилось тратить достаточно много времени. Для повышения скорости загрузки страниц сайта было решено сохранять часть данных в кэш браузера (памяти) на локальном компьютере пользователя. Во время последующего обращения к сайту браузер загружал их оттуда при условии, что загружаемые данные не менялись.

Сейчас содержание данных в кэше браузера не является столь востребованным в целях увеличения скорости загрузки. В большинстве случаев данные с сервера запрашиваются методами GET или HEAD. Запросы методами GET и HEAD по умолчанию кэшируются (сохраняются) в логах сервера и прокси-сервера, а также в истории браузера. Из-за того, что информация кэшируется, многие посетители сайта увидят устаревшие данные, а новая станет им доступна только после удаления из кэша. Это может доставить проблемы не только посетителям сайта, но и повлиять на прибыль компании, если сайт коммерческий.

Для решения данной проблемы нужно запретить кэшировать данные, передающиеся с сервера. В интернете описано множество способов запрета кэширования: все они отличаются друг от друга, а некоторые сейчас уже не работают.

Самые распространенные правила опубликованы на авторитетных ресурсах www.spravkaweb.ru (http://www.spravkaweb.ru/php/sovet/nocash) и www.ru.wikipedia.org (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мета-теги). Многие сайты позаимствовали эти настройки и используют их сейчас.

Рис.1. Запрет кэширования — www.ru.wikipedia.org

По утверждению Википедии, если в заголовке документа <head> написать <meta http-equiv="Expires" content="Wed, 26 Feb 1999 08:21:57 GMT", определив тем самым неактуальность документа (т.к. дата актуальности закончилась 26 февраля 1999 г.), страница кэшироваться браузером не будет.

Рис.2. Запрет кэширования — www.spravkaweb.ru

Другой авторитетный ресурс www.spravkaweb.ru утверждает, что можно передать четыре заголовка, которые запретят кэширование данных при любых условиях.

При данных настройках сервер отдает заголовки, представленные на рис.3.

Рис.3 Заголовки ответа сервера

Разберем каждую строчку, чтобы понять, как это должно работать.

Заголовок актуальности документа предлагается передать прошедшей датой. Например, «Expires: Mon, 26 Jul 1997 05:00:00 GMT», определив, тем самым, что данные уже не нужны, и кэшировать их не за чем. Это, должно вызывать подозрение не только у людей, но и у поисковых роботов при индексации таких документом. Зачем роботу держать в индексе неактуальную информацию, мало кто задумывается. Поисковые системы не любят, когда им пытаются передать недостоверные данные.

Заголовок «Last-Modified» передает браузеру дату и время изменения документа (в данном примере дата и время будут текущие). Если при каждом заходе на страницу поисковому роботу сообщается, что документ только что изменился (хотя в своем поисковом индексе робот различий не замечает), то, возможно, система будет воспринимать это как воздействие на релевантность поисковой выдачи с целью улучшения позиций сайта. Это может послужить причиной наложения санкций со стороны поисковых систем.

Передача заголовка «Pragma: no-cache» для запрета кэширования данных была одним из первых методов, но на данный момент уже не работает.

Эксперимент

Пример 1.

Проведем эксперимент. Создадим документ cache.php, в котором будем отдавать заголовки из примера, чтобы проверить работает ли данный метод запрета кэширования данных. С сервера будем запрашивать актуальное время, и смотреть, откуда берется информация — из кэша браузера или загружается с сервера.

Во время эксперимента будем делать переходы по ссылке на файл cache.php, расположенный на реальном сервере, и наблюдать, обновляется время или нет. Если время не обновляется, значит, данные берутся из кэша браузера и запрет не работает.

Рис.4 Запрет кэширования не работает

Показатель времени не обновляется, и это еще раз доказывает, что на большинстве ресурсов содержится недостоверная информация по запрету кэширования. Большой интерес вызывает такое массовое копирование чужих ошибок не только в конкретном случае, но и в целом во всем интернете.

Для того, чтобы показать работающий способ запрета кэширования, приведу второй пример, в котором также посредством эксперимента будет проверена его работоспособность.

Пример 2.

В первом примере предлагалась передача заголовка «Cache-Control: no-cache, must-revalidate», вот только настроен он был неправильно. Дополним заголовок новыми параметрами «Cache-Control: no-cache, no-store, must-revalidate, max-age=0», где

no-store — приватные данные нельзя сохранять на локальном диске (запрещает кэширование в браузерах);

no-cache — директива, использующаяся для запрета кэширования информации прокси-серверами;

max-age=0 — директива, указывающая время, в течение которого хранится информация в кэше браузера;

must-revalidate — директива, сообщающая браузеру о требовании дополнительной проверки актуальности документа, в случае возникновения сомнений.

Создадим документ cache2.php, в котором будем отдавать новые заголовки, чтобы проверить работает ли этот метод запрета кэширования данных.

Порядок и условия эксперимента остаются прежними. Если время меняется, значит, оно запрашивается с сервера, а не из кэша браузера.

Рис.5 Запрет кэширования работает

Так как при каждом обращении к странице время обновляется, метод запрета кэширования действительно работает. В данном примере параметры передаются из самой страницы, но возможен более универсальный вариант, который настраивается на сервере. На сервере Apache настройки производятся через служебный файл .htaccess, это дает более функциональный механизм запрета кэширования сразу для всех страниц сайта. В файле конфигурации необходимо включить модули mod_headers.c и mod_expires.c, убрав комментарии с фрагмента кода

и добавить в файл .htaccess фрагмент кода

Если сервером является Internet Information Services (IIS) 6.0, то кэширование можно запретить только имея доступ непосредственно к интерфейсу сервера. Сделать это возможно во вкладке «Заголовки HTTP» (HTTP Headers) в настройках сервера.

Рис.6 Запрет кэширования на сервере IIS 6.0

На рис. 6 приведен пример запрета кэширования посредством передачи заголовков «Cache-Control: no-cache, no-store, must-revalidate, max-age=0» для страниц сайта. Для настройки заголовка «Expires» нужно включить «Установить срок действия содержимого» (Enable content expiration) и «истекает немедленно» (Expires immediate).

Минусы запрета кэширования

Запрет кэширования повышает нагрузку на сервер, на котором находится сайт, потому что приходится отвечать на большее количество запросов. Для посетителей сайта запрет кэширования снижает скорость загрузки страниц, но это заметно лишь при медленной скорости интернета.

Заключение

Своевременное получение информации играет значимую роль как для посетителей сайта, так и для их владельцев. Поэтому владельцам веб-ресурсов нужно тщательно анализировать заголовки, которые отдаются их серверами. Запрет кэширования является важной настройкой, которая позволяет посетителям всегда получать только реальную информацию с вашего сайта. Сейчас на большинстве интернет-ресурсов отдаются заголовки «Expires» и «Last-Modified», которые не только не запрещают кэширование, но и возможно способны препятствовать нормальной индексации сайта поисковыми роботами.


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Игорь
    больше года назад
    Думаю перед тем как отменять кеширование, нужно посмотреть на аудиторию ресурса, в аналитике и на виды соединений, какими они пользуются. Бывает, что большинство посетителей используют медленное соединение и в этом случае мы сделаем неудобным использование ресурса для большой части нашей аудитории.
    И второе, если информация на страницах не меняется, к примеру статьи в блоге, то почему бы из не кешировать?
    ИМХО довольно спорная тема.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Петя и Волк
    больше года назад
    только no-store работает
    -
    0
    +
    Ответить
  • Дмитрий Севальнев
    111
    комментарий
    0
    читателей
    Дмитрий Севальнев
    больше года назад
    >> Сейчас на большинстве интернет-ресурсов отдаются заголовки «Expires» и «Last-Modified»

    Да ну, бросьте, это не так =)
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как выбрать CMS для интернет-магазина
Колян Гусляков
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Колян Гусляков - Если же у вас не получилось решить данную проблему, предлагаю воспользоваться авторской сборкой от neoseo. neoseo.ru/internet-magazin-seo-magazin-model. Они предоставляют дополнительные модули для работы и взаимодействия с вашим сайтом, современный дизайн, качественную оптимизацию и продвижение. Советую попробовать, не пожалеете.
«Юзабилити-лаборатория»: оставляйте заявку на участие!
Анна Макарова
378
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Антон, добрый день! Ваш сайт не попал в основную выборку для юзабилити-анализа, но эксперты постараются сделать по вашему сайту видеоразбор (ю-ревью). Будем держать вас в курсе )
Тест по SEO – проверь свой уровень знаний
Артем Дорофеев
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Артем Дорофеев - Полный текст вопроса со скриншотом панели прикладываю. Итого, что имеем: - на скриншоте отмечено, что это фильтр МПК - сайт коммерческий - рекламы на сайте нет С вероятностью 95% это ошибка (которая уже дважды случалась в Яндексе), когда они случайно "закосили" неповинные сайты. Тогда по запросу Платону фильтр быстренько снимали. Но вопрос даже не на знание этого нюанса. В любой непонятной ситуации, прежде чем что-либо предпринимать (особенно переписывать весь контент на сайте или менять дизайн, как указано в других вариантах) - фильтр следует подтвердить. Правильный ответ: "Написать письмо в техподдержку Яндекса".
Автоматические SEO-аудиты: как напугать некорректными выводами
Trydogolik
25
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Trydogolik - спасибо
Выбираем CMS для сайта с точки зрения SEO: базовые требования
SEO.RU
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
SEO.RU - Спасибо за замечание, действительно была допущена неточность - возможно информация была не так давно обновилась. Данные в статье поправим на актуальные.
Зачем подменять контент на сайте: разбираем инструмент и развенчиваем мифы
Trydogolik
25
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Trydogolik - К мифу 1 добавлю Google optimize optimize.google.com Удобен для сотрудников со спец. знаниями и без них. Подмена контента настраивается за счет многих вариантов страниц и условий настроек распределения трафика. Варианты страниц можно легко создать копипастом. На мой взгляд удобно и бесплатно. Тот же Calibri и программисты в любом случае, пусть не за это, но где-то берут свою комиссию. (чисто мое мнение). В качестве цены отдаешь такой ресурс как личное время и копейки за внесение двух первоначальных изменений в html шаблон страниц. Но если ваша digital-кампания имеет совесть то оплата максимум час, а то и бесплатно. Интернет-маркетолог сам должен уметь это делать. Все просто + подробную инструкцию прилагают на языке пользователя. + за поддомены платить не надо, они вообще не нужны. + взаимодействие с: - Google Ads; - Google Tag; - Google Analytics просто прекрасно отслеживается по всем вариантам параллельно. Это помогает до деталей нарисовать профиль ЦА по любому "кредиту - отдельно на машину и отдельно на бизнес". Что с аналитикой у Calibri на этот счет? Сам с Calibri не разу не работал, всегда работаю с первоисточником. + к мифу 3 в том что это и есть детище поисковой системы и рекламного инструмента. Яша тоже спокоен будет так как сам везде навязывает Турбо-страницы (считаю их не удобными).- Как "-" (минус) вижу то, что может повлиять на скорость загрузки сайта. Но если у вас не конструктор, а темболее Landing Page, то о скорости можно не волноваться. Но это чисто мое мнение. В остальном согласен с автором.
Монетизируйте свой сайт вместе с VIZTROM
VIZTROM
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
VIZTROM - Добрый день! Так как мы сейчас работаем в приватном режиме, Вы врятли можете объективно оценить нашу рекламную площадку. У нас будет официальный запуск 3 марта для вебмастеров. Приглашаем Вас присоединиться к нам и лично посмотреть наш функционал.
100+ ресурсов по SEO для изучения поисковой оптимизации с нуля
Марина Ибушева
59
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Спасибо за добавление. Мы уже работаем над отдельным материалом про курсы, потому что одной статьи мало, чтобы охватить все крутое по обучению)
7 способов увеличить авторитетность сайта «в глазах» поисковых систем
Grigo5
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Grigo5 - Понятно.
SEO must go on! Почему в кризис нельзя останавливать продвижение сайта
everystraus
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
everystraus - Мы даже варианты не рассматривали. Если проект неустойчив, сразу предлагали сбавить обороты до минимума, но и так, чтоб не свалиться в штопор. Именно по СЕО чаще всего.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
378
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
140
Комментариев
121
Комментариев
111
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
89
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!