×

Больше 20 миллионов пользователей Chrome стали участниками ботнета из фейковых блокировщиков рекламы

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 7332
Подпишитесь на нас в Telegram

Согласно отчету PageFair от 2014 года, Google Chrome стал главным катализатором роста блокировки рекламы на компьютерах. Около 20% пользователей открыли для себя возможности блокировки с помощью поиска «доступных браузерных расширений». Учитывая, насколько популярна блокировка рекламы вообще, это довольно высокий показатель. Данный факт также хорошо объясняет, почему «клонирование» широко известных рекламных блокировщиков так распространилось среди онлайн-мошенников. Например, семь месяцев назад по крупным новостным изданиям разошлась история о том, как 37 тысяч пользователей были обмануты, установив поддельное расширение Adblock Plus.

А если я скажу, что из-за плохой модерации Chrome WebStore ситуация в действительности гораздо хуже, и обманутыми в результате установки фейковых блокировщиков, на самом деле, остались более 20 миллионов пользователей? Более того, по сути, эти 20 миллионов стали участниками настоящего ботнета.

К сожалению, эта проблема не нова. Много времени прошло с тех пор, как мошенники начали спамить Chrome WebStore клонами популярных блокировщиков (добавляя всего несколько строк своего кода). Так, пользователи вполне могли установить какие-нибудь Adguard Hardline или Adblock Plus Premium или другие имитации известных блокировщиков. Единственный возможный способ борьбы с подобными приложениями — это обратиться к Google с жалобой о неправомерном использовании товарного знака. Удаление клона занимает несколько дней.

Теперь они стали умнее. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно всего лишь посмотреть на результаты поиска. Все расширения, которые я выделил, — это незамысловатые подделки, к которым «авторы» добавили пару строк кода и аналитику. Однако вместо использования хитрых имен они стали употреблять ключевые слова в описании расширений, чтобы оказаться первыми в результатах поиска.

up04_je27j_Chrome_Web_Store_-_adblocker.png

По всей видимости, для завоевания доверия случайных пользователей пребывания в ТОПе поиска вполне достаточно. Просто взгляните на статистику одного из приложений:

up04_zfeyt_AdRemover_for_Google_Chrome_-_Chrome_Web_Store.png

Как видно, у одного этого фейка больше 10 миллионов пользователей. Поразительно, насколько доверчивы пользователи. Так продолжаться не должно, поэтому я решил поглубже заглянуть внутрь этих «блокировщиков».

Все оттенки скрытых скриптов

Этот раздел написан очень «техническим» языком и требует определенного набора знаний для понимания. Если вас не интересуют такие детали, просто перейдите к следующему, в котором дано описание на нормальном языке.

Итак, первым заметным отличием от оригинального кода расширения AdBlock является наличие файла coupons.txt:

up04_j3soq_DevTools_-_chrome-extensionmcefmojpghnaceadnghednjhbmphipkb_generated_background_page.html.png

Вторая странность — при инициализации расширение загружает картинку со стороннего домена www.hanstrackr.com:

up04_d096l_DevTools_-_chrome-extensionmcefmojpghnaceadnghednjhbmphipkb_generated_background_page.html.png

Выглядит странно, но пока что не преступно. Давайте разберемся, зачем им нужны эти файлы. Выясняется, что оба были загружены скриптом, скрытым внутри модифицированной библиотеки jQuery:

Код 1.JPG

Эта функция возвращает строку: atob («здесь идет скрытый скрипт в base64»), которая затем выполняется. Сам скрипт также был обфусцирован. Вы можете взглянуть на его расшифрованную версию здесь.

Этот скрытый скрипт слушает каждый запрос, сделанный браузером, и сравнивает md5 (url + «% Ujy% BNY0O») со списком сигнатур, загружаемых из coupons.txt (так вот что это за «купоны»). Как только совпадение найдено, скрипт загружает iframe с домена g.qyz.sx, передавая информацию о посещенной странице, а затем повторно инициализирует расширение. Например, одна из этих сигнатур соответствует https://www.google.com/.

Перейдем к странному изображению. Оказывается, что внутри него был скрыт еще один скрипт, который расшифровывался и исполнялся:

Код 2.JPG

Эта техника называется «Стеганография», и она часто используется авторами вредоносных программ и расширений.

Обратите внимание на то, что все эти скрипты исполняются в привилегированном контексте (справочная страница расширения), и могут делать с вашим браузером буквально все, что угодно.

AdRemover — краткое резюме

Итак, продолжим на понятном языке. Ниже приведен список того, что умеет делать этот как бы блокировщик.

1. Он скрывает вредоносный код внутри известной библиотеки java-скриптов (jQuery).

2. Этот код отправляет на сервер информацию о некоторых сайтах, которые вы посещаете.

3. Он получает команды с удаленного командного сервера. Чтобы избежать обнаружения, эти команды скрыты внутри на первый взгляд безвредного изображения.

4. Команды представляют собой скрипты, которые затем исполняются в привилегированном контексте (background page расширения) и могут изменять поведение вашего браузера.

По сути, это ботнет, состоящий из браузеров, зараженных поддельными расширениями. Браузер будет выполнять то, что приказывает владелец командного сервера.

Беда не приходит одна

Я просканировал другие расширения в WebStore и нашел еще четыре, использующие тот же подход. Кстати, два из них вовсе не фейковые блокировщики рекламы, и ничто не указывало на их зловредность, пока я не проверил код.

Вот полный список:

Мы сообщили о данных расширениях Google, и на данный момент все они уже удалены из Chrome WebStore.

Как защитить себя от вредоносных расширений

На самом деле, это действительно хороший вопрос. В наше время серфинг в Chrome WebStore напоминает прогулку по минному полю. Прежде чем устанавливать какое бы то ни было расширение, я бы посоветовал вам подумать дважды. А затем еще раз подумать дважды.

Ну ладно, я понял, вам абсолютно необходимо это расширение.

Тогда вот пара советов:

1. Узнайте, кто является автором этого расширения, и удостоверьтесь, что ссылка на сайте разработчика действительно ведет на это расширение в Chrome WebStore.

2. Никогда не устанавливайте расширение, если вы не доверяете его автору. А даже если доверяете, следите за обновлениями. В любой момент расширение может быть продано кому-то другому, и кто знает, каким оно станет после этого (вот яркое тому подтверждение).

Оригинал

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Роскомнадзор начал требовать от владельцев сайтов уведомлять об использовании Google Analytics. Опыт SEOnews
Денис Добрынин
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Денис Добрынин - Что-то я как-то пропустил момент, с которого например госномер автомобиля или разрешение монитора и версия установленного на ПК ОС стала перс.данными... Но сегодня тоже получили бумажку с ай-яй-яем. Пойдем на прием в теруправление.
Топ-10 SEO-курсов на 2024-2025 год для вашего роста
Виталий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Виталий - Вот тоже хороший курс для старта в сео -docs.google.com/document/d/1Qs7xVx4u3MZeuh8jf8s70NuIEYIuXVgtttaLMxADIsk/edit. Я много чего почерпнул для себя.
Количество пользователей ИИ в сервисах Mail превысило 5 млн человек
Сергей Карененко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей Карененко - Поздравление еще худо бедно написать можно. А когда в почте больше 10к писем, вот тут хорошо, что ии есть)
Россиянам могут запретить рекламу в Instagram* и Facebook*
Марина Ибушева
66
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Окончательное как раз и означает третье. Любой законопроект перед тем, как отправиться в Совет Федерации и на подпись прзиденту, проходит в России три обязательные стадии рассмотрения в Государственной Думе: Первое чтение - обсуждается общая концепция законопроекта. Второе чтение - более детальное обсуждение проекта, поправки и дополнения. Третье чтение (окончательное) - голосование за проект. Так что ожидается 25 марта второе и третье, окончательное чтение.
Мастер-класс по использованию операторов Wordstat: повышаем эффективность сбора семантики
Старый сеошник
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Старый сеошник - Ну это же просто рекламная статья ради обратной ссылки)))) Куча воды по абсолютно базовой информации. Справка Яндекса описала все тоже самое, но в 8 раз короче yandex.ru/support2/wordstat/ru/content/operators Ок, про историю запроса там нет. Но это же просто в интерфейсе кнопка)
Тренды SEO в 2025 году
Борис
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Борис - 50/50 Описанная тобой ситуация (надеюсь, не против, что сразу на "ты") — типичная и вообще не требует какого-то глубинного опыта. Достаточно немного логики и наблюдательности. Разобью на пункты для читабельности: 1) Каннибализацию очень просто распознать. Достаточно загрузить СЯ в систему съёма позиций и мониторить источники. Если происходит некое «мигание» — идём (повторно) в топ, смотрим, подтверждаем гипотезу — склеиваем. 2) Но чаще всего эту проблему можно решить на уровне качественной группировки СЯ. А некоторые кластеры со знаком вопроса, которые мы решили разделить на несколько, достаточно держать под контролем. И снова получается, что внимательность и логика здесь могут помочь. И никакого серьёзного опыта не требуется. 3) Соглашусь, что в Яндексе правило "Интент = одна страница" — очень важно, но не всегда. Например, есть кластер, связанный с установкой сантехники, который включает запросы: "установка сантехники", "цена на установку сантехники". Вот здесь, как раз, для многих может быть неочевидно, что кластер лучше разделить на два: "Установка сантехники" и "Цена на установку сантехники". 4) Продолжая мысль из п.3 — в такой ситуации в Яндексе (скорее всего) всё будет ок. И никакой каннибализации не произойдёт. 5) Если говорить про Google (тот же п.3), то здесь, вероятно, возникнут проблемы (всё зависит от оптимизации страниц). Эти два кластера могут не дотянуть до топа из-за своей релевантности. Мы все знаем, что Google может «съесть» страницу с несколькими интентами, и всё будет ок. (в этом предложении пасхалка, что нужно сделать ;)) А если ещё поработать над ссылочным — вообще сказка. Конечно, эту проблему можно решить, но если переборщить, то каннибализация может уже произойти в Яндексе. Вот как раз чтобы уловить эту тонкую грань, и нужен хоть какой-то опыт, которого часто нет у джунов.
SEO-продвижение сайтов клиник
Дмитрий Севальнев
124
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Севальнев - Вау, мощно!
Целевая аудитория: как найти и встроиться в ее вселенную
Александра
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Александра - Здравствуйте! Благодарю Вас за отличную статью! Много полезной информации, написано доступным языком.
5 цифровых инструментов для офлайн-бизнеса. Как привести клиента в торговую точку
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Полезно! Спасибо
Все эти ваши E-E-A-T, или Что должно быть на сайте, чтобы стать лидером ниши в Google
Дмитрий Севальнев
124
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Севальнев - Серёга дело говорит!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
392
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!