×

Где и как собрать информацию о целевой аудитории, если нет данных

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 14488
Подпишитесь на нас в Telegram

Как исследовать потребности целевой аудитории, если компания работает с принципиально новой нишей и не собрано ни капли статистики и нет реальных клиентов? Правильный ответ в этом случае – обратиться к открытым источникам.

Мы подготовили пошаговую инструкцию по сбору и анализу данных о гипотетической аудитории из данных в сети Интернет.

Почему мы называем аудиторию гипотетической? Пока у бизнеса на руках нет цифр, полученных на собственных тестированиях, он работает с гипотезой о целевой аудитории, т.е. пока только предполагает, кто будет у него покупать. Дальше гипотеза либо подтверждается на практике после реального запуска и тестового периода, либо корректируется.

План действий

  1. Первый шаг – конкурентный анализ: на этом этапе подглядываем, что и главное кому продают конкуренты.
  2. Второй –гипотеза целевой аудитории. В ней как минимум должны быть собраны: половозрастные характеристики, интересы и особенности, цель покупки, потребности, факторы принятия решения, путь к покупке и возражения; Удобно собирать данные в формате карты персонажей, например, в сервисе Xmind.
  3. Третий – моделируем поведение пользователей в сети, например, вводя в поиск запрос со словом «как» или вводя самые популярные поисковые запросы (высокочастотники) по тематике. Станет понятно, как потенциальные клиенты формулируют проблему и на каких ресурсах они черпают информацию о продукте.
  4. Четвертый – сводим информацию в единый файл. На этом этапе рекомендуем работать в сервисе Xmind, сводя данные в файл «Анализ потребностей». Шаблон такого файла разместим в конце статьи.
  5. Пятый – переносим часто повторяющиеся моменты в карту персонажей.

    Здесь важно пояснить, чтобы не было путаницы: в карту персонажей мы сводим «очищенную» информацию о своей аудитории, собранную из разных источников, а в карте анализа потребностей мы собираем данные по разным источникам.

    Ниже пример анализа потребностей в тематике «онлайн школа стилистов»:

    Фрагмент анализа потребностей в тематике «онлайн школа стилистов»

    Фрагмент карты анализа потребностей для школы стилистов

    Открытые источники, из которых берем информацию о целевой аудитории

    1. Подсказки на поиске
    2. Яндекс.Вордстат
    3. Форумы, Ответы Mail.ru, Яндекс.Кью
    4. Сайты-отзовики
    5. СМИ, Блоги и Яндекс.Дзен (обязательно смотрим комментарии)
    6. Посты по теме у конкурентов в социальных сетях (Instagram, Facebook, ВКонтакте и др.) и к видео на YouTube.

      Какая информация нам интересна в первую очередь:

      • как пользователь формулирует стоящую перед ним задачу;
      • как он решал ее ранее (накопленный опыт);
      • жалобы и возражения (что не понравилось);
      • что понравилось (факторы принятия решения);
      • специальные термины и «словечки» – ищем лексику автора;
      • портрет персонажа (полодемографические данные, интересы, род деятельности).

        Обращаем внимание на то, какие плюсы и минусы выделяет для себя клиент, какие вопросы задает.

        Наша задача – поиск повторяющихся пунктов и пересечений. Берем часто повторяющиеся моменты и переносим их в xmind. Выписываем часто повторяющиеся цитаты в Google таблицы (их удобно использовать в качестве черновика), выявляем общие места и далее уже выжимку переносим в майнд-карту «Анализ потребностей».

        Подсказки в поиске и Яндекс.Вордстат

        Использование подсказок – это самый быстрый способ. Обращаем внимание на то, что нам предлагают поисковые сети вместе с нашим запросом. По сути это будут самые частые запросы по выбранной тематике, которые вводят пользователи.

        Подсказки на поиске в Google

        Подсказки на поиске в Google

        Какую информацию о клиентах мы можем почерпнуть из них:

        • потребности
        • вопросы
        • тренды (что популярно у аудитории прямо сейчас)
        • идеи для новых продуктов (лид-магнитов, трипвайеров, темы вебинаров и др.)

          Идеи для новых продуктов

          Как работать с подсказками из поиска

          Расширенная версия подсказок, а точнее, отдельный сервис под названием Яндекс.Вордстат, покажет нам количество запросов и похожие запросы:

          Что еще по этой теме изучают

          Обращаем внимание на важные моменты, которые выделены красным

          В запросах из Вордстата мы преимущественно увидим потребности и проблемы клиентов.

          В тематике «обучение английскому» (см. скриншот выше) можно увидеть, как именно пользователи хотят выучить английский: быстро, с нуля, дома, самостоятельно, за 1 минуту. Интересующий формат: курс, темы: грамматика, разговорный и др.

          Форумы, Ответы Mail.ru, Яндекс.Кью

          Анализ форумов покажет, какой язык или ключи использует клиент, как формулирует проблему, возражения, что важно при покупке, и его опыт до покупки. Помимо этого мы сможем увидеть дискуссию, почитать комментарии экспертов, к мнению которых скорее всего будет прислушиваться пользователь при покупке, и диванных экспертов, которые часто выражают популярные мнения и любят спорить. Сможем также оценить общий уровень пользователей.

          Яндекс.Кью


          Яндекс.Кью


          Ответы Woman.ru

          Ответы на форуме Woman.ru

          Ответы Mail.ru

          Ответы Mail.ru


          Сайты-отзовики

          Здесь самое важное – это уметь отличать зерна от плевел, т.е. различать настоящие и фальшивые отзывы или «заказуху», таких постов сейчас стало несоизмеримо больше.

          Как понять, что отзыв настоящий: скорее всего тональность такого отзыва будет стремиться не к дифирамбам, а к критике. В нем вы сразу увидите как плюсы продукта, так и минусы, причем последних может быть много.

          СМИ, Блоги и Яндекс.Дзен

          Данные из файла «Анализ потребностей», собранные из Яндекс.Дзен

          Данные из файла «Анализ потребностей», собранные из Яндекс.Дзен

          Выписываем в таблицу плюсы, минусы, частые вопросы. Обращаем внимание на прямую речь потенциальных клиентов, если такая встречается в статьях. Очень полезными для анализа будут статьи в формате «Как я пользовался услугой/продуктом X». Возражения клиентов можно собрать в статьях-разоблачениях, а в обзорах, где разбирают несколько конкурентных предложений, можно сразу оценить плюсы и минусы для клиентов.

          Посты по теме у конкурентов в социальных сетях и к видео на YouTube

          Чтобы найти посты по теме, нужно ориентироваться в лидерах мнений, знать блогеров, которых читают ваши клиенты, что называется, «в лицо».

          С YouTube каналами чуть проще – ваша задача просто воспользоваться строкой поиска в сервисе.

          Сами посты и видео нам не очень интересны, по сравнению с живым общением в комментариях.

          В обсуждениях мы можем четко увидеть:

          • часто задаваемые вопросы (а в них факторы принятия решения);
          • боли;
          • особенности;
          • возражения;
          • опыт до покупки;
          • особенности речи ваших потенциальных клиентов;

            В результате

            Работая с открытыми источниками, ваша главная задача – не собирать интересные и оригинальные мнения, а, наоборот, искать часто повторяющиеся вопросы, утверждения и возражения.

            После того, как вы «прошерстили» все источники информации, которые доступны в вашей нише, и свели собранные данные в файл анализ потребностей, вы снова ищете пересечения. Здесь можно скачать шаблон анализа потребностей в формате xmind, которые маркетологи Convert Monster используют в своей работе.

            Самые частые упоминания мы переносим в следующий файл, в карту персонажей, в соответствующий пункт: потребности, боли, факторы принятия решения, возражения.

            Источник: блог ConvertMonster

            Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
            Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

            Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


            Новые 
            Новые
            Лучшие
            Старые
            Сообщество
            Подписаться 
            Подписаться на дискуссию:
            E-mail:
            ОК
            Вы подписаны на комментарии
            Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
            Отправить отзыв
            ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
            Альманах фатальных ошибок b2b-сайта: как владельцы бизнеса обрекают сайты на бесславное существование. Часть первая
            Сергей Ерофеев
            3
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Сергей Ерофеев - Спасибо за комментарий! Вы правы, если за CMS следит заинтересованный профессионал - риски минимальны. Но мы же с вами понимаем, что: а) Не каждый разработчик делает все, как "для себя". б) После создания сайта разработчик редко остается на проекте в) Часто разработчик не является маркетологом. В этом случае принцип "функционал работает и этого достаточно" может быть на первом месте. Мы тоже видели большое количество хороших и качественных проектов на бесплатных CMS, но проблемных проектов мы видели сильно больше. Просто статистика.
            Белые и серые методы продвижения. Тренды 2023
            sarges
            2
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            sarges - Нужно учитывать и тот факт, что со временем методы продвижения меняются и необходимо подстраиваться под новые реалии. Посоветую заглянуть на zenlink.ru/blog/kak-izmenilsja-internet-marketing-za-10-let и почитать статью, там рассказывается о том, как изменился интернет-маркетинг за последние 10 лет, какие сейчас тенденции и какие прогнозы в этой сфере.
            Почему сайтам нужно переезжать с конструкторов на полноценные CMS
            Seodm.ru
            3
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Seodm.ru - Ааа по мне, сам seo специалист, вероятность внедрения необходимого контента на тильда того же блока этапом работы или преимуществ, намного выше чем на движке. А что тильда что движок малый бизнес норм продвигается особо супер разработки не требуется
            Как мы увеличили для клиента трафик из поиска в 7 раз. Кейс
            Кирилл Половников
            2
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Кирилл Половников - Оба этих статуса (редирект и малополезная) преобладали в качестве проблем с индексацией. Помогла работа с .htaccess (в нем были ошибки и его чистили), работа над корректировкой редиректов, каноникалами и прочими техническими ошибками. Нельзя сказать, что только редиректы были ключевым препятствием.
            Как показывать рекламу посетителям сайтов конкурентов
            Павел
            2
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Павел - Спасибо за комментарий. Гипотеза была в том, что с указанными счетчиками конкурентов показы будут не просто похожей аудитории их сайтов (как при рекламе по доменам), а именно на аудиторию которую Яндекс для себя разметил как целевая дл сайтов конкурентов. Важно, это гипотеза. А про белые нитки, как говорится, доверяй, но проверяй))
            Как автоматизировать мессенджеры для бизнеса в CRM-системе
            Алиналина
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Алиналина - Кстати да. Но мы зарегались, CRMка реально интересная
            Чек-лист: как настроить рекламу в Яндекс Директе и избежать ошибок
            Сергей Ильин
            2
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Сергей Ильин - я ваще не туда написал
            Кейс MediaNation: увеличили еженедельный трафик автомобильной компании на 50% за год и вышли в топ поиска по 300 запросам
            Игорь Скляр
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Игорь Скляр - Действительно, изначально рост был именно по информационным запросам. Но рост позиций и трафика по информационным запросам положительно повлиял и на связанные позиции по коммерческим запросам и сдвинул видимость с мёртвой точки
            Как продвигать интернет-магазин в поисковой выдаче, если она забита маркетплейсами
            Олег
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Олег - Так как все-таки продвигать?)
            Как попасть в топ-10 Яндекса и Google при продвижении сайта на регион Молдовы
            Гость
            9
            комментариев
            0
            читателей
            Полный профиль
            Гость - "В первое время наши работы продолжали давать результат (сайт несколько месяцев рос), а потом начал постепенно терять позиции. По этой причине заказчик решил возобновить сотрудничество и вернулся в июле 2022. Мы еще ведем работы по восстановлению утраченных результатов." Хитрожопый клиент.
            ТОП КОММЕНТАТОРОВ
            Комментариев
            910
            Комментариев
            834
            Комментариев
            554
            Комментариев
            540
            Комментариев
            483
            Комментариев
            385
            Комментариев
            373
            Комментариев
            262
            Комментариев
            249
            Комментариев
            171
            Комментариев
            156
            Комментариев
            141
            Комментариев
            121
            Комментариев
            116
            Комментариев
            100
            Комментариев
            97
            Комментариев
            97
            Комментариев
            96
            Комментариев
            80
            Комментариев
            77
            Комментариев
            74
            Комментариев
            67
            Комментариев
            64
            Комментариев
            60
            Комментариев
            59

            Отправьте отзыв!
            Отправьте отзыв!