×

Где и как собрать информацию о целевой аудитории, если нет данных

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 17107
Подпишитесь на нас в Telegram

Как исследовать потребности целевой аудитории, если компания работает с принципиально новой нишей и не собрано ни капли статистики и нет реальных клиентов? Правильный ответ в этом случае – обратиться к открытым источникам.

Мы подготовили пошаговую инструкцию по сбору и анализу данных о гипотетической аудитории из данных в сети Интернет.

Почему мы называем аудиторию гипотетической? Пока у бизнеса на руках нет цифр, полученных на собственных тестированиях, он работает с гипотезой о целевой аудитории, т.е. пока только предполагает, кто будет у него покупать. Дальше гипотеза либо подтверждается на практике после реального запуска и тестового периода, либо корректируется.

План действий

  1. Первый шаг – конкурентный анализ: на этом этапе подглядываем, что и главное кому продают конкуренты.
  2. Второй –гипотеза целевой аудитории. В ней как минимум должны быть собраны: половозрастные характеристики, интересы и особенности, цель покупки, потребности, факторы принятия решения, путь к покупке и возражения; Удобно собирать данные в формате карты персонажей, например, в сервисе Xmind.
  3. Третий – моделируем поведение пользователей в сети, например, вводя в поиск запрос со словом «как» или вводя самые популярные поисковые запросы (высокочастотники) по тематике. Станет понятно, как потенциальные клиенты формулируют проблему и на каких ресурсах они черпают информацию о продукте.
  4. Четвертый – сводим информацию в единый файл. На этом этапе рекомендуем работать в сервисе Xmind, сводя данные в файл «Анализ потребностей». Шаблон такого файла разместим в конце статьи.
  5. Пятый – переносим часто повторяющиеся моменты в карту персонажей.

    Здесь важно пояснить, чтобы не было путаницы: в карту персонажей мы сводим «очищенную» информацию о своей аудитории, собранную из разных источников, а в карте анализа потребностей мы собираем данные по разным источникам.

    Ниже пример анализа потребностей в тематике «онлайн школа стилистов»:

    Фрагмент анализа потребностей в тематике «онлайн школа стилистов»

    Фрагмент карты анализа потребностей для школы стилистов

    Открытые источники, из которых берем информацию о целевой аудитории

    1. Подсказки на поиске
    2. Яндекс.Вордстат
    3. Форумы, Ответы Mail.ru, Яндекс.Кью
    4. Сайты-отзовики
    5. СМИ, Блоги и Яндекс.Дзен (обязательно смотрим комментарии)
    6. Посты по теме у конкурентов в социальных сетях (Instagram, Facebook, ВКонтакте и др.) и к видео на YouTube.

      Какая информация нам интересна в первую очередь:

      • как пользователь формулирует стоящую перед ним задачу;
      • как он решал ее ранее (накопленный опыт);
      • жалобы и возражения (что не понравилось);
      • что понравилось (факторы принятия решения);
      • специальные термины и «словечки» – ищем лексику автора;
      • портрет персонажа (полодемографические данные, интересы, род деятельности).

        Обращаем внимание на то, какие плюсы и минусы выделяет для себя клиент, какие вопросы задает.

        Наша задача – поиск повторяющихся пунктов и пересечений. Берем часто повторяющиеся моменты и переносим их в xmind. Выписываем часто повторяющиеся цитаты в Google таблицы (их удобно использовать в качестве черновика), выявляем общие места и далее уже выжимку переносим в майнд-карту «Анализ потребностей».

        Подсказки в поиске и Яндекс.Вордстат

        Использование подсказок – это самый быстрый способ. Обращаем внимание на то, что нам предлагают поисковые сети вместе с нашим запросом. По сути это будут самые частые запросы по выбранной тематике, которые вводят пользователи.

        Подсказки на поиске в Google

        Подсказки на поиске в Google

        Какую информацию о клиентах мы можем почерпнуть из них:

        • потребности
        • вопросы
        • тренды (что популярно у аудитории прямо сейчас)
        • идеи для новых продуктов (лид-магнитов, трипвайеров, темы вебинаров и др.)

          Идеи для новых продуктов

          Как работать с подсказками из поиска

          Расширенная версия подсказок, а точнее, отдельный сервис под названием Яндекс.Вордстат, покажет нам количество запросов и похожие запросы:

          Что еще по этой теме изучают

          Обращаем внимание на важные моменты, которые выделены красным

          В запросах из Вордстата мы преимущественно увидим потребности и проблемы клиентов.

          В тематике «обучение английскому» (см. скриншот выше) можно увидеть, как именно пользователи хотят выучить английский: быстро, с нуля, дома, самостоятельно, за 1 минуту. Интересующий формат: курс, темы: грамматика, разговорный и др.

          Форумы, Ответы Mail.ru, Яндекс.Кью

          Анализ форумов покажет, какой язык или ключи использует клиент, как формулирует проблему, возражения, что важно при покупке, и его опыт до покупки. Помимо этого мы сможем увидеть дискуссию, почитать комментарии экспертов, к мнению которых скорее всего будет прислушиваться пользователь при покупке, и диванных экспертов, которые часто выражают популярные мнения и любят спорить. Сможем также оценить общий уровень пользователей.

          Яндекс.Кью


          Яндекс.Кью


          Ответы Woman.ru

          Ответы на форуме Woman.ru

          Ответы Mail.ru

          Ответы Mail.ru


          Сайты-отзовики

          Здесь самое важное – это уметь отличать зерна от плевел, т.е. различать настоящие и фальшивые отзывы или «заказуху», таких постов сейчас стало несоизмеримо больше.

          Как понять, что отзыв настоящий: скорее всего тональность такого отзыва будет стремиться не к дифирамбам, а к критике. В нем вы сразу увидите как плюсы продукта, так и минусы, причем последних может быть много.

          СМИ, Блоги и Яндекс.Дзен

          Данные из файла «Анализ потребностей», собранные из Яндекс.Дзен

          Данные из файла «Анализ потребностей», собранные из Яндекс.Дзен

          Выписываем в таблицу плюсы, минусы, частые вопросы. Обращаем внимание на прямую речь потенциальных клиентов, если такая встречается в статьях. Очень полезными для анализа будут статьи в формате «Как я пользовался услугой/продуктом X». Возражения клиентов можно собрать в статьях-разоблачениях, а в обзорах, где разбирают несколько конкурентных предложений, можно сразу оценить плюсы и минусы для клиентов.

          Посты по теме у конкурентов в социальных сетях и к видео на YouTube

          Чтобы найти посты по теме, нужно ориентироваться в лидерах мнений, знать блогеров, которых читают ваши клиенты, что называется, «в лицо».

          С YouTube каналами чуть проще – ваша задача просто воспользоваться строкой поиска в сервисе.

          Сами посты и видео нам не очень интересны, по сравнению с живым общением в комментариях.

          В обсуждениях мы можем четко увидеть:

          • часто задаваемые вопросы (а в них факторы принятия решения);
          • боли;
          • особенности;
          • возражения;
          • опыт до покупки;
          • особенности речи ваших потенциальных клиентов;

            В результате

            Работая с открытыми источниками, ваша главная задача – не собирать интересные и оригинальные мнения, а, наоборот, искать часто повторяющиеся вопросы, утверждения и возражения.

            После того, как вы «прошерстили» все источники информации, которые доступны в вашей нише, и свели собранные данные в файл анализ потребностей, вы снова ищете пересечения. Здесь можно скачать шаблон анализа потребностей в формате xmind, которые маркетологи Convert Monster используют в своей работе.

            Самые частые упоминания мы переносим в следующий файл, в карту персонажей, в соответствующий пункт: потребности, боли, факторы принятия решения, возражения.

            Источник: блог ConvertMonster

            Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


            Новые 
            Новые
            Лучшие
            Старые
            Сообщество
            Подписаться 
            Подписаться на дискуссию:
            E-mail:
            ОК
            Вы подписаны на комментарии
            Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
            Отправить отзыв
            ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
            Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
            Oleg_bobr2012
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
            28 способов повысить конверсию интернет-магазина
            Татьяна
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
            7 актуальных сервисов для анализа сайта: сравнительная характеристика
            Jenimeon
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Jenimeon - SimilarWeb один из моих фаворитов, частенько им пользуюсь. Ценник не малый, но функционал хороший. Be1 тоже годный.
            Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
            Гость
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
            Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
            Наталья Сталь
            3
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Наталья Сталь -
            5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
            Гость
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
            Число доменов в зоне .ru достигло рекордных показателей с 2017 года
            Валерия Власова
            3
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Валерия Власова - Благодарим за внимательность, в зоне .рф зарегистрировано 762 тыс. доменов.
            Как легко определять спрос на продукцию. Проводим мини-исследование, привлекая ChatGPT
            Гость
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Гость - норм статья, надо юзать и не бояться
            Какие методы SEO-продвижения устарели в 2024 году
            Эксперт
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Эксперт - Ужасная вода. А начало "обзора" со слов - мне кажется - нечто.
            Насколько вечные – вечные ссылки?
            daniilastaaahov
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            daniilastaaahov - Я где-то пару месяцев назад заказывал размещение вечных ссылок, до сих пор рабочие, не удалены. Буду надеется что и дальше с ними ничего не произойдёт.
            ТОП КОММЕНТАТОРОВ
            Комментариев
            910
            Комментариев
            834
            Комментариев
            554
            Комментариев
            540
            Комментариев
            483
            Комментариев
            386
            Комментариев
            373
            Комментариев
            262
            Комментариев
            249
            Комментариев
            171
            Комментариев
            156
            Комментариев
            141
            Комментариев
            121
            Комментариев
            120
            Комментариев
            100
            Комментариев
            97
            Комментариев
            97
            Комментариев
            96
            Комментариев
            80
            Комментариев
            77
            Комментариев
            74
            Комментариев
            67
            Комментариев
            64
            Комментариев
            60
            Комментариев
            59

            Отправьте отзыв!
            Отправьте отзыв!