×

Где и как собрать информацию о целевой аудитории, если нет данных

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 7281

Как исследовать потребности целевой аудитории, если компания работает с принципиально новой нишей и не собрано ни капли статистики и нет реальных клиентов? Правильный ответ в этом случае – обратиться к открытым источникам.

Мы подготовили пошаговую инструкцию по сбору и анализу данных о гипотетической аудитории из данных в сети Интернет.

Почему мы называем аудиторию гипотетической? Пока у бизнеса на руках нет цифр, полученных на собственных тестированиях, он работает с гипотезой о целевой аудитории, т.е. пока только предполагает, кто будет у него покупать. Дальше гипотеза либо подтверждается на практике после реального запуска и тестового периода, либо корректируется.

План действий

  1. Первый шаг – конкурентный анализ: на этом этапе подглядываем, что и главное кому продают конкуренты.
  2. Второй –гипотеза целевой аудитории. В ней как минимум должны быть собраны: половозрастные характеристики, интересы и особенности, цель покупки, потребности, факторы принятия решения, путь к покупке и возражения; Удобно собирать данные в формате карты персонажей, например, в сервисе Xmind.
  3. Третий – моделируем поведение пользователей в сети, например, вводя в поиск запрос со словом «как» или вводя самые популярные поисковые запросы (высокочастотники) по тематике. Станет понятно, как потенциальные клиенты формулируют проблему и на каких ресурсах они черпают информацию о продукте.
  4. Четвертый – сводим информацию в единый файл. На этом этапе рекомендуем работать в сервисе Xmind, сводя данные в файл «Анализ потребностей». Шаблон такого файла разместим в конце статьи.
  5. Пятый – переносим часто повторяющиеся моменты в карту персонажей.

    Здесь важно пояснить, чтобы не было путаницы: в карту персонажей мы сводим «очищенную» информацию о своей аудитории, собранную из разных источников, а в карте анализа потребностей мы собираем данные по разным источникам.

    Ниже пример анализа потребностей в тематике «онлайн школа стилистов»:

    Фрагмент анализа потребностей в тематике «онлайн школа стилистов»

    Фрагмент карты анализа потребностей для школы стилистов

    Открытые источники, из которых берем информацию о целевой аудитории

    1. Подсказки на поиске
    2. Яндекс.Вордстат
    3. Форумы, Ответы Mail.ru, Яндекс.Кью
    4. Сайты-отзовики
    5. СМИ, Блоги и Яндекс.Дзен (обязательно смотрим комментарии)
    6. Посты по теме у конкурентов в социальных сетях (Instagram, Facebook, ВКонтакте и др.) и к видео на YouTube.

      Какая информация нам интересна в первую очередь:

      • как пользователь формулирует стоящую перед ним задачу;
      • как он решал ее ранее (накопленный опыт);
      • жалобы и возражения (что не понравилось);
      • что понравилось (факторы принятия решения);
      • специальные термины и «словечки» – ищем лексику автора;
      • портрет персонажа (полодемографические данные, интересы, род деятельности).

        Обращаем внимание на то, какие плюсы и минусы выделяет для себя клиент, какие вопросы задает.

        Наша задача – поиск повторяющихся пунктов и пересечений. Берем часто повторяющиеся моменты и переносим их в xmind. Выписываем часто повторяющиеся цитаты в Google таблицы (их удобно использовать в качестве черновика), выявляем общие места и далее уже выжимку переносим в майнд-карту «Анализ потребностей».

        Подсказки в поиске и Яндекс.Вордстат

        Использование подсказок – это самый быстрый способ. Обращаем внимание на то, что нам предлагают поисковые сети вместе с нашим запросом. По сути это будут самые частые запросы по выбранной тематике, которые вводят пользователи.

        Подсказки на поиске в Google

        Подсказки на поиске в Google

        Какую информацию о клиентах мы можем почерпнуть из них:

        • потребности
        • вопросы
        • тренды (что популярно у аудитории прямо сейчас)
        • идеи для новых продуктов (лид-магнитов, трипвайеров, темы вебинаров и др.)

          Идеи для новых продуктов

          Как работать с подсказками из поиска

          Расширенная версия подсказок, а точнее, отдельный сервис под названием Яндекс.Вордстат, покажет нам количество запросов и похожие запросы:

          Что еще по этой теме изучают

          Обращаем внимание на важные моменты, которые выделены красным

          В запросах из Вордстата мы преимущественно увидим потребности и проблемы клиентов.

          В тематике «обучение английскому» (см. скриншот выше) можно увидеть, как именно пользователи хотят выучить английский: быстро, с нуля, дома, самостоятельно, за 1 минуту. Интересующий формат: курс, темы: грамматика, разговорный и др.

          Форумы, Ответы Mail.ru, Яндекс.Кью

          Анализ форумов покажет, какой язык или ключи использует клиент, как формулирует проблему, возражения, что важно при покупке, и его опыт до покупки. Помимо этого мы сможем увидеть дискуссию, почитать комментарии экспертов, к мнению которых скорее всего будет прислушиваться пользователь при покупке, и диванных экспертов, которые часто выражают популярные мнения и любят спорить. Сможем также оценить общий уровень пользователей.

          Яндекс.Кью


          Яндекс.Кью


          Ответы Woman.ru

          Ответы на форуме Woman.ru

          Ответы Mail.ru

          Ответы Mail.ru


          Сайты-отзовики

          Здесь самое важное – это уметь отличать зерна от плевел, т.е. различать настоящие и фальшивые отзывы или «заказуху», таких постов сейчас стало несоизмеримо больше.

          Как понять, что отзыв настоящий: скорее всего тональность такого отзыва будет стремиться не к дифирамбам, а к критике. В нем вы сразу увидите как плюсы продукта, так и минусы, причем последних может быть много.

          СМИ, Блоги и Яндекс.Дзен

          Данные из файла «Анализ потребностей», собранные из Яндекс.Дзен

          Данные из файла «Анализ потребностей», собранные из Яндекс.Дзен

          Выписываем в таблицу плюсы, минусы, частые вопросы. Обращаем внимание на прямую речь потенциальных клиентов, если такая встречается в статьях. Очень полезными для анализа будут статьи в формате «Как я пользовался услугой/продуктом X». Возражения клиентов можно собрать в статьях-разоблачениях, а в обзорах, где разбирают несколько конкурентных предложений, можно сразу оценить плюсы и минусы для клиентов.

          Посты по теме у конкурентов в социальных сетях и к видео на YouTube

          Чтобы найти посты по теме, нужно ориентироваться в лидерах мнений, знать блогеров, которых читают ваши клиенты, что называется, «в лицо».

          С YouTube каналами чуть проще – ваша задача просто воспользоваться строкой поиска в сервисе.

          Сами посты и видео нам не очень интересны, по сравнению с живым общением в комментариях.

          В обсуждениях мы можем четко увидеть:

          • часто задаваемые вопросы (а в них факторы принятия решения);
          • боли;
          • особенности;
          • возражения;
          • опыт до покупки;
          • особенности речи ваших потенциальных клиентов;

            В результате

            Работая с открытыми источниками, ваша главная задача – не собирать интересные и оригинальные мнения, а, наоборот, искать часто повторяющиеся вопросы, утверждения и возражения.

            После того, как вы «прошерстили» все источники информации, которые доступны в вашей нише, и свели собранные данные в файл анализ потребностей, вы снова ищете пересечения. Здесь можно скачать шаблон анализа потребностей в формате xmind, которые маркетологи Convert Monster используют в своей работе.

            Самые частые упоминания мы переносим в следующий файл, в карту персонажей, в соответствующий пункт: потребности, боли, факторы принятия решения, возражения.

            Источник: блог ConvertMonster

            (Голосов: 2, Рейтинг: 4)
            0
            0

            Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


            Новые 
            Новые
            Лучшие
            Старые
            Сообщество
            Подписаться 
            Подписаться на дискуссию:
            E-mail:
            ОК
            Вы подписаны на комментарии
            Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
            Отправить отзыв
            ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
            Алгоритм продвижения сайта через Pinterest
            Виктор Гаврюков
            28
            комментариев
            1
            читатель
            Полный профиль
            Виктор Гаврюков - В самом вверху есть ссылка на мою группу в ВК, там где автор материала. Через группу и свяжитесь со мной_)
            Ссылочный апдейт Google: что изменится для SEO-специалистов в рунете
            Тимур
            6
            комментариев
            0
            читателей
            Полный профиль
            Тимур - Понял, спасибо за информацию.
            Как забрать 5 мест в выдаче из 10. Кейс-эксперимент
            Виктор Гаврюков
            28
            комментариев
            1
            читатель
            Полный профиль
            Виктор Гаврюков - такое можно делать и с ВЧ_)
            3 основные ошибки, которые допускают владельцы сайтов при продвижении
            Виктор Гаврюков
            28
            комментариев
            1
            читатель
            Полный профиль
            Виктор Гаврюков - Не обращай внимания_) Если у тебя хороший ресурс, то ты будешь первоисточником, и все кто своровал, автоматически начнут на тебя ссылаться, точнее, так гугл будет считать_)
            Как продвинуть сайт по коммерческим запросам в ТОП-10 с помощью ресурса Reddit
            Denis Zar
            2
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Denis Zar - пользовались услугами по продвижению на реддит от reddit-marketing.pro?
            Как мы увеличили трафик из Яндекса более чем в 3 раза за неделю на сайте клиники. Кейс
            Андрей
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Андрей - У большинства сайтов произошел рост в Гугле в декабре и в марте Яндекса. Ваши шаманства тут не причём :)
            Сравнительная статистика уровня жизни SEO-специалистов в семи странах, включая Россию
            Рустам
            1
            комментарий
            0
            читателей
            Полный профиль
            Рустам - Средняя температура по больнице, подсчет даже близко не отображает действительность, особенно учитывая разность цен и уровня зп в разных частях больших стран (США, Канада, Россия)
            Как доработка структуры вывела сайт в ТОП-10 Google и увеличила трафик в 2 раза. Кейс Связной Трэвел
            Дмитрий
            3
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Дмитрий - Вероятнее всего было обновление Google и позиции были снижены в связи с низкой скоростью загрузки страниц (так как доработке ведутся не только по SEO, но и в целом по функционалу сайта, появляются новые скрипты). В этот период в Google Search Console увеличилось количество страниц с низкой скоростью загрузки. Мы выявили несколько проблем, которые снижают скорость загрузки страниц и выдали рекомендации по их устранению. Пока данные рекомендации находятся в работе. Также был проведен анализ EAT факторов и проверка сайта на соответствие требованиям Google к YMYL сайта, выданы рекомендации по доработке данных факторов (ждем внедрения наших рекомендаций, поделимся потом результатами).
            Рост ботных переходов на сайт: как интерпретировать и что делать
            Mike
            5
            комментариев
            0
            читателей
            Полный профиль
            Mike - как это проверить? что товары выводится именно на основе спроса, а не по заданным алгоритмам?
            Вечные ссылки: зачем они нужны и где их взять
            Павел Павлов
            3
            комментария
            0
            читателей
            Полный профиль
            Павел Павлов - Покупаю только на сапе и те арендованные остальная масса ссылок это крауд ссылки
            ТОП КОММЕНТАТОРОВ
            Комментариев
            910
            Комментариев
            834
            Комментариев
            554
            Комментариев
            540
            Комментариев
            483
            Комментариев
            385
            Комментариев
            373
            Комментариев
            262
            Комментариев
            249
            Комментариев
            171
            Комментариев
            156
            Комментариев
            141
            Комментариев
            121
            Комментариев
            114
            Комментариев
            97
            Комментариев
            97
            Комментариев
            96
            Комментариев
            92
            Комментариев
            80
            Комментариев
            77
            Комментариев
            74
            Комментариев
            67
            Комментариев
            62
            Комментариев
            60
            Комментариев
            59

            Отправьте отзыв!
            Отправьте отзыв!