×

Как быть блогером в законе: инструкция по применению

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 1844
Подпишитесь на нас в Telegram

Майя Филиппова, юрист маркетингового агентства Demis Group, рассказывает, под какие законы попадает блогерская деятельность и как принимать оплату и платить налоги.

По статистике, 86% пользователей замечают рекламу у блогеров, 47% переходят по ссылкам в соцсетях и 29% совершают покупки после перехода. Influencer Marketing или маркетинг влияния – один из самых популярных инструментов продвижения товаров и услуг. А в 2023 это трендовое направление приобретает новый облик. Разовая реклама с коротким упоминанием о продукте уже не приносит высокой эффективности. Люди опираются на рекомендации блогеров и инфлюенсеров при совершении покупки. Теперь все больше компаний используют продуманные и длительные интеграции с лидерами мнений в формате спецпроектов на разных площадках. 

Как работать с лидерами мнений, чтобы не выходить за рамки закона? Что находится в зоне ответственности блогера, а что – в зоне рекламодателя? Как принимать оплату и платить налоги? Собрали все важные нюансы в этой статье.

Под какие законы попадает блогерская деятельность 

Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации»

Статья 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации». Все ограничения четко прописаны в законе. Но если коротко, то пропаганда и публичные призывы к совершению неправомерных действий, нецензурная речь, разглашение сведений, являющихся тайной, запрещены и попадают под уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 

Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе»

Блогер может выступать как рекламодатель, так и как распространитель рекламы. Закон распространяется на обе стороны рекламной деятельности. Поэтому перед созданием креативов и их распространением важно изучить ограничения и правила рекламы ряда категорий. К ним относятся БАДы, медицинские товары и услуги, финансовая деятельность, игры и лотереи, алкоголь и табак, спортивное питание и другие.  

Что будет, если нарушить закон? Административное правонарушение предусматривает штраф до 500 тыс. руб.

Стоит обратить внимание на дополнение закона «О рекламе» ст. 18.1, в рамках которого блогеры обязаны передавать информацию о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы. Цель поправки от 1 сентября 2022 г. – учет рекламы, доходы от которой не всегда попадают в поле зрения налоговых органов. С 1 марта 2023 года за неисполнение требований должны были введены штрафы. Но Роскомнадзор и Федеральная антимонопольная служба отложили введение наказаний за отсутствие маркировки рекламы, так как 95% лидеров мнений так и не разобрались в процессе. 

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 152: лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведении и возмещения убытков, если распространившее такие сведения лицо не докажет, что они соответствуют действительности.

Использовать материалы третьих лиц запрещено без разрешения автора или без лицензии. Например, посты других блогеров относятся к литературным произведениям и обладают авторскими правами. К этой же категории относятся музыкальные произведения, клипы, работы веб-дизайнеров, иллюстраторов, фотографов. 

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Статья 5.61: Оскорбление личности. За публичное оскорбление придется заплатить 5-700 тыс. руб.

Статья 20.3.1: Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Штраф за нарушение этой статьи составляет 10-500 тыс. руб.

Статьи 14.3 и 14.3.1: Нарушения законодательства о рекламе. Штраф до 500 тыс. руб.

Статья 20.3.3: Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях. В зависимости от состава действий нарушение статьи влечет за собой штраф в размере до 1 млн руб.

Уголовный кодекс РФ

Статья 128.1: Клевета. Уголовная ответственность распространяется на инфлюенсеров, ведущих свою деятельность официально. Цена клеветы исчисляется штрафом от 500 тыс. до 3 млн руб.

Отдельное внимание стоит уделить статьям 207.3 и 280.3, которые касаются публичных действий и распространения заведомо ложной информации, направленных на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации. 

Наказание предусматривает ответственность вплоть до лишения свободы. 

Налогообложение для блогеров и варианты сотрудничества 

Как показывает практика, спать спокойно можно действительно только после того, как заплатил налоги. Деятельность блогеров и инфлюенсеров приносит прибыль, а значит является профессиональной и подразумевает регистрацию в налоговых службах. 

Блогер может быть:

  • самозанятым; 
  • индивидуальным предпринимателем; 
  • юридическим лицом.

Без налогового статуса не получится вести деятельность с крупными рекламодателями и зарабатывать на контенте. Например, доход от участия в коммерческой программе Rutube с 1 января 2023 года получают только те пользователи, которые подтвердили статус самозанятого или индивидуального предпринимателя.

Как работать с инфлюенсерами, чтобы не выйти за рамки закона? 

1. Если блогер выступает как ИП или юрлицо

После заключения договора между рекламодателем и блогером, сумма оплаты переводится на расчетный счет, оплата налогов находится в зоне ответственности лидера мнений. А компания, которая сотрудничает с блогером, получает несколько преимуществ: возможность обезопасить себя, прописать неустойки и штрафы при условии, что блогер не выполнит свои обязательства в полном объеме или в указанные сроки.

2. Если блогер выступает как самозанятый

Основанием для деловых отношений выступает договор ГПХ, где прописано условие обязательной уплаты налога, а также предоставить чек, подтверждающий это. 

3. Если поиск и взаимодействие с блогером ведется на специализированных площадках 

При работе с пабликами работа ведется через сервисы: маркет-платформу ВКонтакте и биржи в Telegram, которые позволяют проводить безопасные сделки. Платформы создают все условия для простоты взаимодействия с рекламными инструментами. А лидеры мнений становятся частью бизнес-системы. 

Прозрачная работа в сфере маркетинга влияния позволяет вести деятельность как рекламодателям, так и лидерам мнений в рамках закона без опасений о возможных рисках. 

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
Алексей Романенков (Rookee): как обеспечить проекту видимость в интернете и какими инструментами ее наращивать
Rookee
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rookee - Добрый день. Взяли на заметку, спасибо. Чтобы не пропустить материал на тему репутационной стратегии от Алексея, следите за Rookee в соцсетях :)
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
389
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Владимир, спасибо за комментарий! Если вдруг Михаил сюда не придет, то мнением и мыслями можно напрямую поделиться в ТГ амбассадора. В этой новости оставляли контакт: www.seonews.ru/events/vebmasterskaya-2024-v-yandekse-poyavilsya-ambassador-internet-ploshchadok-v-poiske/
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Яндекс встроил нейросети в свой Браузер
RasDva
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
RasDva - О дааааа)
23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
Илья
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Илья - Lighthouse - работаю пока с ним, не подводит
Зачем вам доверие поисковиков, как его укреплять и привлекать клиентов на сайт
Rookee
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rookee - Рекомендуем задуматься как можно скорее, потому что даже только что созданный сайт чаще всего нуждается в оптимизации. Битые ссылки, лишние редиректы, низкая скорость загрузки - от всего этого нужно избавляться, чтобы сайт успешно продвигался в поиске и удерживал внимание пользователей. Тарифы на оптимизацию бывают разные, в Rookee базовая техническая оптимизация стоит 13 090, а в рамках Комплексного продвижения может обойтись дешевле или дороже в зависимости от потребностей сайта.
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 2
dayitrix
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
dayitrix - Ну да, для начала важно хотя бы необходимый минимум работ провести, настроить все как положено. А уже потом в более далекие дебри SEO-оптимизации лезть. А то многие ни с того начинают и потом удивляются, почему результата нет.
Какие методы SEO-продвижения устарели в 2024 году
Эксперт
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эксперт - Ужасная вода. А начало "обзора" со слов - мне кажется - нечто.
Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat
Анна Макарова
389
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Для городского велосипеда 14-16 кг - вполне ок, можно сказать легкий. Почему нет? )) Понятно, что есть варианты и легче, но они уже скорее всего будут спортивного плана, где каждый грамм имеем значение.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
389
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!