×

Как быть блогером в законе: инструкция по применению

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 1130
Подпишитесь на нас в Telegram

Майя Филиппова, юрист маркетингового агентства Demis Group, рассказывает, под какие законы попадает блогерская деятельность и как принимать оплату и платить налоги.

По статистике, 86% пользователей замечают рекламу у блогеров, 47% переходят по ссылкам в соцсетях и 29% совершают покупки после перехода. Influencer Marketing или маркетинг влияния – один из самых популярных инструментов продвижения товаров и услуг. А в 2023 это трендовое направление приобретает новый облик. Разовая реклама с коротким упоминанием о продукте уже не приносит высокой эффективности. Люди опираются на рекомендации блогеров и инфлюенсеров при совершении покупки. Теперь все больше компаний используют продуманные и длительные интеграции с лидерами мнений в формате спецпроектов на разных площадках. 

Как работать с лидерами мнений, чтобы не выходить за рамки закона? Что находится в зоне ответственности блогера, а что – в зоне рекламодателя? Как принимать оплату и платить налоги? Собрали все важные нюансы в этой статье.

Под какие законы попадает блогерская деятельность 

Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации»

Статья 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации». Все ограничения четко прописаны в законе. Но если коротко, то пропаганда и публичные призывы к совершению неправомерных действий, нецензурная речь, разглашение сведений, являющихся тайной, запрещены и попадают под уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 

Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе»

Блогер может выступать как рекламодатель, так и как распространитель рекламы. Закон распространяется на обе стороны рекламной деятельности. Поэтому перед созданием креативов и их распространением важно изучить ограничения и правила рекламы ряда категорий. К ним относятся БАДы, медицинские товары и услуги, финансовая деятельность, игры и лотереи, алкоголь и табак, спортивное питание и другие.  

Что будет, если нарушить закон? Административное правонарушение предусматривает штраф до 500 тыс. руб.

Стоит обратить внимание на дополнение закона «О рекламе» ст. 18.1, в рамках которого блогеры обязаны передавать информацию о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы. Цель поправки от 1 сентября 2022 г. – учет рекламы, доходы от которой не всегда попадают в поле зрения налоговых органов. С 1 марта 2023 года за неисполнение требований должны были введены штрафы. Но Роскомнадзор и Федеральная антимонопольная служба отложили введение наказаний за отсутствие маркировки рекламы, так как 95% лидеров мнений так и не разобрались в процессе. 

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 152: лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведении и возмещения убытков, если распространившее такие сведения лицо не докажет, что они соответствуют действительности.

Использовать материалы третьих лиц запрещено без разрешения автора или без лицензии. Например, посты других блогеров относятся к литературным произведениям и обладают авторскими правами. К этой же категории относятся музыкальные произведения, клипы, работы веб-дизайнеров, иллюстраторов, фотографов. 

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Статья 5.61: Оскорбление личности. За публичное оскорбление придется заплатить 5-700 тыс. руб.

Статья 20.3.1: Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Штраф за нарушение этой статьи составляет 10-500 тыс. руб.

Статьи 14.3 и 14.3.1: Нарушения законодательства о рекламе. Штраф до 500 тыс. руб.

Статья 20.3.3: Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях. В зависимости от состава действий нарушение статьи влечет за собой штраф в размере до 1 млн руб.

Уголовный кодекс РФ

Статья 128.1: Клевета. Уголовная ответственность распространяется на инфлюенсеров, ведущих свою деятельность официально. Цена клеветы исчисляется штрафом от 500 тыс. до 3 млн руб.

Отдельное внимание стоит уделить статьям 207.3 и 280.3, которые касаются публичных действий и распространения заведомо ложной информации, направленных на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации. 

Наказание предусматривает ответственность вплоть до лишения свободы. 

Налогообложение для блогеров и варианты сотрудничества 

Как показывает практика, спать спокойно можно действительно только после того, как заплатил налоги. Деятельность блогеров и инфлюенсеров приносит прибыль, а значит является профессиональной и подразумевает регистрацию в налоговых службах. 

Блогер может быть:

  • самозанятым; 
  • индивидуальным предпринимателем; 
  • юридическим лицом.

Без налогового статуса не получится вести деятельность с крупными рекламодателями и зарабатывать на контенте. Например, доход от участия в коммерческой программе Rutube с 1 января 2023 года получают только те пользователи, которые подтвердили статус самозанятого или индивидуального предпринимателя.

Как работать с инфлюенсерами, чтобы не выйти за рамки закона? 

1. Если блогер выступает как ИП или юрлицо

После заключения договора между рекламодателем и блогером, сумма оплаты переводится на расчетный счет, оплата налогов находится в зоне ответственности лидера мнений. А компания, которая сотрудничает с блогером, получает несколько преимуществ: возможность обезопасить себя, прописать неустойки и штрафы при условии, что блогер не выполнит свои обязательства в полном объеме или в указанные сроки.

2. Если блогер выступает как самозанятый

Основанием для деловых отношений выступает договор ГПХ, где прописано условие обязательной уплаты налога, а также предоставить чек, подтверждающий это. 

3. Если поиск и взаимодействие с блогером ведется на специализированных площадках 

При работе с пабликами работа ведется через сервисы: маркет-платформу ВКонтакте и биржи в Telegram, которые позволяют проводить безопасные сделки. Платформы создают все условия для простоты взаимодействия с рекламными инструментами. А лидеры мнений становятся частью бизнес-системы. 

Прозрачная работа в сфере маркетинга влияния позволяет вести деятельность как рекламодателям, так и лидерам мнений в рамках закона без опасений о возможных рисках. 

Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Примеры использования ChatGPT в SEO-стратегии
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если кто то хочет протестировать Cat GPT в SЕО проектах на базе нашего агенства, приглашаем наудалкнную работу Tg: @thegoodlink
Эффективное продвижение сайтов: 10 лет опыта в SEO в Рунете и Буржунете
Павел Горбунов
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Вы учтите, что за такие водные статьи хейтеры повалят жесткие. Сеошники воды не любят.
Особенности внутренней перелинковки для крупных сайтов
Злобная булочка
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Злобная булочка - Ну это ж ингейт)
'SEO глазами клиентов 2023'
Валерия Власова
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Валерия Власова - Приветствую! На момент проверки сайтов клиентов получились такие показатели. Возможно, самостоятельно вы проверяете свои проекты по другим параметрам. Поэтому получились разные результаты.
Увеличили трафик в 4 раза с помощью узких ключей и контентного SEO: кейс ОТП Банка
Бурлуцкий Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Бурлуцкий Сергей - В работе по ссылочному делаем упор по получению естественных ссылок в сочетании с краудом. Более подробно об этом мы рассказывали на нашем недавнем митапе - www.youtube.com/watch?v=dbl_vFHWqWQ (Второй доклад).
Что такое Яндекс Советник, и кому от него жить хорошо
Мама Стифлера
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Мама Стифлера - Вызывает сожаление, что вы не осознаете, что Яндекс.Советник может быть рассмотрен как форма рэкета, которая заставляет компании, размещающиеся в Яндекс.Маркете, выплачивать дополнительные финансовые средства, повышая в конечном итоге прибыль Яндекс.Маркета, но не принесет пользы для посетителей сайта.
Самые быстрорастущие доменные зоны в 2023 году. Исследование RU-CENTER
Станислав
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Станислав - С 2019 года количество доменов в зоне .ru остается на одном и том же уровне - около 5 млн. Все изменения на уровне 1% от этого объема в плюс или минус
Как быстро улучшить рейтинг компании на сайтах отзовиков
Zorgy Rihard
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Zorgy Rihard - давай я
Как за месяц увеличить количество заявок в 1,7 раза, а их стоимость снизить в 1,6 раза. Кейс
Sputniki
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Sputniki - Добрый день, Василий. Спасибо за вашу наблюдательность. На самом деле ошибки нет. Если вы сталкивались на практике с выгрузкой заявок из кабинета VK Рекламы, то заметите, что количество заявок не бьется с цифрами по рекламному кабинету (по статистике). Поэтому средняя цена заявки получается ниже чем у самых эффективных трех.
Как онлайн-магазинам получать максимум трафика с помощью Поиска по товарам Яндекса
Санал Эрдни-Горяев
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Санал Эрдни-Горяев - Это не покупная статья, SEONEWS моргни если Яндекс тебе угрожает баном.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
119
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!