×

Что такое бенчмаркетинг и как правильно его реализовать

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
1 5934
Подпишитесь на нас в Telegram

Чтобы выдержать конкуренцию в бизнесе, следует изучать новые инструменты. К одному из таких инструментов относится бенчмаркетинг. Он способствует повышению конверсии и может применяться в кризисных ситуациях.

В этой статье пойдет речь о том, зачем компаниям нужен бенчмаркетинг, и какие этапы его реализации существуют. Кроме того, мы покажем несколько реальных примеров его использования.

О бенчмаркетинге простыми словами

Бенчмаркетингом называют исследование, которое основано на успешной практике другой компании. Придется изучать продукты, особенности маркетинга, способы продвижения, а потом подстраивать их под себя. Для этого можно использовать не только конкурентов в своей сфере, но и представителей совершенно других направлений. Масштабы бизнеса и географическое расположение роли не играют. Важно правильно повторить позитивный опыт другого бизнеса.

Сам термин объединяет два слова: bench и mark. А дословно его можно перевести как «начало отсчета», ведь в первую очередь нужно определить стандарт для исследования. Считается, что самой первой компанией, которая использовала бенчмаркетинг, стал Xerox. В 1979 году они проанализировали опыт конкурентов из Японии и повторили его.

Бенчмаркетинг можно описать так:

  • исследование и установка похожих вариантов развития компании;
  • поиск и копирование технологий, связанных с управлением и производством;
  • регулярная проверка собственных параметров и сравнение их с конкурентами;
  • поиск новых интересных решений;
  • изучение маркетинговой службы.

Стоит отметить, что бенчмаркетинг не относится к простому плагиату. Это новый взгляд на уже существующие данные, который помогает получать из этого пользу. Причем модернизация компании проходит в кратчайшие сроки и без огромных финансовых потерь. Можно изучить не только плюсы, но и минусы стратегии другой компании, а на основании этого уже создать собственный подход.

Бенчмаркетинг используют для того, чтобы создать эффективный план развития, который поможет стать более конкурентноспособным.

Его главные функции:

  • поиск компании, на которую можно равняться;
  • обнаружение преимуществ и недостатков;
  • сканирование и принятие новых решений;
  • составление стратегии, которая поможет положительно повлиять на цену и количество продаж.

Каждый владелец бизнеса выбирает какую-то одну функцию или старается использовать все одновременно.

Каким бывает бенчмаркетинг

Существует только две основные разновидности: внутренний бенчмаркетинг (когда изучают работу разных филиалов одной фирмы) и внешний (когда сопоставляют стратегию своей компании с другой).

Внутренний вид разделяется еще на несколько подвидов:

  • универсальный – затрагивает оценку эффективности по продажам. Например, когда у филиала из Санкт-Петербурга прибыль выше, чем у волгоградского, лучше выбрать первый вариант;
  • исторический – здесь анализируют показатели предыдущих лет и сравнивают их с настоящим временем. Например, изучают данные за 2020 год и соотносят их с 2021;
  • организационный – сюда относятся управленческие и производственные процессы, которые сравнивают между собой.

Внешний бенчмаркетинг тоже разделяется:

  • стратегический – выявление положительных и отрицательных качеств, которые позволяют найти наиболее подходящую стратегию. Помогает определить цели, к которым будет стремиться компания;
  • отраслевой – поиск компаний из одной ниши и сопоставление принципов их работы;
  • межотраслевой – изучение успешных компаний из других ниш;
  • конкурентный – изучение прямых конкурентов, которые добились большего успеха. Например, стали поставлять продукцию в другие страны.

Внутренний и внешний бенчмаркетинг способна выполнить любая компания, чтобы повысить успешность ведения своего бизнеса.

Этапы проведения бенчмаркетинга

Можно выделить 5 этапов реализации внешнего бенчмаркетинга.

Этап 1. Что нужно улучшить

В первую очередь нужно понять, что именно в компании требует улучшения.

Для этого нужно сравнить несколько важных показателей:

  • экономические оценки – окупаемость, доход, общая выручка и неустойка;
  • ценовые коэффициенты – спрос, себестоимость, разные виды издержек;
  • товарные индикаторы – уровень качества, диапазон выбора;
  • организационные процессы – работа с продажами и клиентами;
  • планирование – лояльность и позиционирование;
  • штат сотрудников – наличие специалистов и учет их текучести.

Пожалуй, одним из самых главных показателей здесь является себестоимость и процессы, которые на нее влияют. Например, заведения общественного питания могут изучать весь путь от закупки до получения денег от клиента. Магазину элитных аксессуаров или компании по пассажирским перевозкам лучше обратить внимание на штат сотрудников, так как они общаются с клиентами. Можно повышать навыки общения и постоянно обучать персонал новым хитростям по продажам.

Этап 2. Как проводить оценку

Когда определились с показателем, можно переходить к обозначению верхних и нижних границ оценки или по-другому бенчмарки. С их помощью получится проложить определенный путь продвижения твоего бренда. Важно выделить не только самые низкие и высокие значение, но также определиться с идеальным результатом. И всегда нужно знать, где вы находитесь, чтобы понимать, в какую сторону двигаться.

Например, в качестве нижней границы доходности стоит 15%, а верхняя составляет 25%. Что касается идеального результата, это 30%. И именно к такому показателю следует стремиться, но нужно подумать, как это сделать.

Этап 3. Как выбирать компанию

Идеальный результат не может быть абстрактным, поэтому обязательно нужно выбрать компанию для копирования. Вариантов здесь достаточно много, начиная от того, кому вы просто завидуете, и заканчивая лидерами в нише или даже за ее пределами. А чтобы не ошибиться, лучше сравнить несколько успешных компаний, выбрав из них самую лучшую.

Этап 4. Как собирать данные

Чтобы собирать данные, можно придерживаться такой тактики:

  • составление подробных опросов;
  • беседы по телефону;
  • членство в тематических группах, связанных с бенчмаркетингом;
  • участие в различных обсуждениях и мероприятиях;
  • приглашение на работу персонала из компании-идеала;
  • просмотр мнений клиентов на специализированных сайтах и других площадках;
  • отправка подставного сотрудника в фирму-идеал;
  • покупка похожих данных у других фирм;
  • способ со «скрытым покупателем».

Этап 5. Оцениваем и делаем выводы

На последнем этапе нужно тщательно изучить конкурента и понять, как он дошел до этого успешного результата.

Когда все данные будут готовы, нужно их проанализировать, чтобы разработать собственный подход.

И этот подход должен совмещать в себе несколько моментов.

  1. Что именно планируется улучшать.
  2. Какая стратегия другой фирмы подходит лучше всего.
  3. Можно ли ее использовать в своей фирме.
  4. Какие пункты обязательно нужно учитывать для достижения успешного результата.

Один из примеров работы бенчмаркетинга

Знаменитая компания Ford однажды реализовала внутренний бенчмаркетинг, чтобы улучшить свои показатели. Было проанализировано больше 40 моделей автомобилей, чтобы выписать и сравнить все их плюсы и минусы. Были обнаружены верхние границы, которые планировалось обойти.

В итоге была разработана модель Taurus, которую даже назвали «Автомобиль года». Конечно, это не значит, что Taurus до сих пор не сдает позиций, ведь к бенчмаркетингу приходится иногда возвращаться.

Заключение

Чтобы выйти из кризиса быстро и с минимальными затратами, а иногда еще и оставить конкурентов далеко позади, некоторые компании используют бенчмаркетинг. Конечно, правильно выбрать успешную компанию и изучить ее важно, но стоит еще и на их опыте создать собственный подход.

Эффективное продвижение сайтов от Ingate.ru!

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Светлана Светлана
    23
    комментария
    0
    читателей
    Светлана Светлана
    больше года назад
    Сейчас маркетинг становится вообще очень популярным, но чтобы там как то продвигаться нужно очень многое знать. Я вот сама недавно решила пройти курсы переподготовки в маркетинге, прохожу обучение тут astobr.com/ и понимаю, что я сделала правильно и пошла учиться. Узнаю каждый день что то новое. Плюс учусь дистанционно)
    -
    -3
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Роскомнадзор начал требовать от владельцев сайтов уведомлять об использовании Google Analytics. Опыт SEOnews
Денис Добрынин
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Денис Добрынин - Что-то я как-то пропустил момент, с которого например госномер автомобиля или разрешение монитора и версия установленного на ПК ОС стала перс.данными... Но сегодня тоже получили бумажку с ай-яй-яем. Пойдем на прием в теруправление.
Топ-10 SEO-курсов на 2024-2025 год для вашего роста
Виталий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Виталий - Вот тоже хороший курс для старта в сео -docs.google.com/document/d/1Qs7xVx4u3MZeuh8jf8s70NuIEYIuXVgtttaLMxADIsk/edit. Я много чего почерпнул для себя.
Авторы на RUTUBE теперь могут загружать видео в формате серий
Наиль г.Пенза
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наиль г.Пенза - Ну что вы принимаете мою заявку? Или удалиться с "тихой грустью". А моих фото пока нет,они у меня удалились с Галереи, когда покупал себе смартфон. На фото пока моя дочь,сам я лежу в каридологие, сами понимаете какая у меня будет фотография
Рейтинги сайтов по отзывам в выдаче Яндекса: откуда берутся и как их улучшить
Romano
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Romano - дополнение: такие оценки не отображаются, но участвуют в общем рейтинге
Количество пользователей ИИ в сервисах Mail превысило 5 млн человек
Сергей Карененко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей Карененко - Поздравление еще худо бедно написать можно. А когда в почте больше 10к писем, вот тут хорошо, что ии есть)
Мастер-класс по использованию операторов Wordstat: повышаем эффективность сбора семантики
Старый сеошник
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Старый сеошник - Ну это же просто рекламная статья ради обратной ссылки)))) Куча воды по абсолютно базовой информации. Справка Яндекса описала все тоже самое, но в 8 раз короче yandex.ru/support2/wordstat/ru/content/operators Ок, про историю запроса там нет. Но это же просто в интерфейсе кнопка)
Россиянам могут запретить рекламу в Instagram* и Facebook*
Марина Ибушева
65
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Окончательное как раз и означает третье. Любой законопроект перед тем, как отправиться в Совет Федерации и на подпись прзиденту, проходит в России три обязательные стадии рассмотрения в Государственной Думе: Первое чтение - обсуждается общая концепция законопроекта. Второе чтение - более детальное обсуждение проекта, поправки и дополнения. Третье чтение (окончательное) - голосование за проект. Так что ожидается 25 марта второе и третье, окончательное чтение.
SEO-продвижение сайтов клиник
Дмитрий Севальнев
124
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Севальнев - Вау, мощно!
Тренды SEO в 2025 году
Борис
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Борис - 50/50 Описанная тобой ситуация (надеюсь, не против, что сразу на "ты") — типичная и вообще не требует какого-то глубинного опыта. Достаточно немного логики и наблюдательности. Разобью на пункты для читабельности: 1) Каннибализацию очень просто распознать. Достаточно загрузить СЯ в систему съёма позиций и мониторить источники. Если происходит некое «мигание» — идём (повторно) в топ, смотрим, подтверждаем гипотезу — склеиваем. 2) Но чаще всего эту проблему можно решить на уровне качественной группировки СЯ. А некоторые кластеры со знаком вопроса, которые мы решили разделить на несколько, достаточно держать под контролем. И снова получается, что внимательность и логика здесь могут помочь. И никакого серьёзного опыта не требуется. 3) Соглашусь, что в Яндексе правило "Интент = одна страница" — очень важно, но не всегда. Например, есть кластер, связанный с установкой сантехники, который включает запросы: "установка сантехники", "цена на установку сантехники". Вот здесь, как раз, для многих может быть неочевидно, что кластер лучше разделить на два: "Установка сантехники" и "Цена на установку сантехники". 4) Продолжая мысль из п.3 — в такой ситуации в Яндексе (скорее всего) всё будет ок. И никакой каннибализации не произойдёт. 5) Если говорить про Google (тот же п.3), то здесь, вероятно, возникнут проблемы (всё зависит от оптимизации страниц). Эти два кластера могут не дотянуть до топа из-за своей релевантности. Мы все знаем, что Google может «съесть» страницу с несколькими интентами, и всё будет ок. (в этом предложении пасхалка, что нужно сделать ;)) А если ещё поработать над ссылочным — вообще сказка. Конечно, эту проблему можно решить, но если переборщить, то каннибализация может уже произойти в Яндексе. Вот как раз чтобы уловить эту тонкую грань, и нужен хоть какой-то опыт, которого часто нет у джунов.
Целевая аудитория: как найти и встроиться в ее вселенную
Александра
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Александра - Здравствуйте! Благодарю Вас за отличную статью! Много полезной информации, написано доступным языком.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
392
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
65
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!