×

Чем продакт-менеджер отличается от проектного

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 1201
Подпишитесь на нас в Telegram

Многие путают продакт- и проджект-менеджеров. Названия профессий похожи, но обязанности разные. Особенно важно учитывать это, если вы решили освоить одно из направлений. В статье рассмотрим различия между специальностями. 

Чем отличается продукт от проекта 

Разница видна уже в названии. 

Проект – это процесс с четким дедлайном и ограничениями, например, денежными. Включает фиксированный список задач, которые нужно выполнить, чтобы получить результат – продукт или его часть. 

Продукт – это нечто конкретное: предмет, программное обеспечение, услуга. Он не ограничен по времени и способен постоянно развивается. Решает конкретную проблему. Продукт проходит несколько этапов: разработка идеи, ее реализация, внедрение, развитие, изменение в угоду обстоятельствам, отмирание. Этот процесс может быть непрерывным. 

Разработка продукта состоит из множества проектов. Для примера рассмотрим создание букета. Чтобы получить продукт, нужно выполнить минимум три проекта: отобрать свежие цветы, составить из них композицию, обернуть бумагой. В процессе могут появиться дополнительные проекты: обрезать стебли, убрать засохшие листья, добавить декор. 

Теперь рассмотрим обе профессии подробнее. 

Кто такой продакт-менеджер 

Продакт – специалист, который отвечает за качество и развитие продукта. Его цель – понять, почему результат должен быть именно таким, зачем клиенту пользоваться продуктом. 

Задачи продакт-менеджера 

  • Исследовать рынок. 
  • Выявлять и анализировать целевую аудиторию, конкурентов. 
  • Формировать и тестировать гипотезы.  
  • Определять состав и функции продукта, стратегию его развития. 
  • Разрабатывать бизнес-план.
  • Готовить технические задания специалистам. 
  • Расставлять приоритеты задачам.
  • Контролировать жизненный цикл продукта. 
  • Продумывать, как привлекать новых и удержать текущих клиентов. 
  • Исследовать причины отказа от продукта.
  • Отслеживать аналитику продаж. 
  • Определять, как можно улучшить продукт. 
  • Взаимодействовать с клиентами и партнерами. 

Ключевые навыки 

  1. Знание основ бизнеса. Менеджер должен понимать особенности рынка, ценообразования, уметь анализировать ЦА и конкурентов, выстраивать позиционирование продукта, взаимодействовать с партнерами.  
  2. Знание ниши. Только если продакт понимает особенности своей сферы, он сможет разобраться в потребностях клиентов и точно определить, какое решение станет для них привлекательным.  
  3. Сбор и анализ информации. Продакт-менеджеру нужно работать с разными системами метрик, собирать данные. 
  4. Навык аналитики. Необходимо проводить A/B-тестирование и другими способами анализировать эффективность продукта, чтобы вносить изменения для его улучшения. 

Также специалист должен уметь принимать сложные решения, часто – очень быстро. Обладать лидерскими навыками для мотивации команды, стратегическим мышлением, так как придется постоянно отделять важное от неважного, составлять долгосрочный план действий. 

Критерии эффективности 

Чтобы оценить, насколько хорошо продакт-менеджер работает, используют метрики успешности самого продукта: 

  • AAARRR – Awareness (знание потенциальных клиентов о продукте), Acquisition (количество новых клиентов, продаж), Activation (количество активных клиентов), Revenue (доход), Retention (количество клиентов, которые обратились снова), Referral (рекомендуют ли продукт другим людям). 
  • Индекс NPS – сравнение лояльных клиентов, которые посоветуют продукт, и тех, кто остался недоволен сделкой. 
  • Трафик пользователей – число клиентов, которые выбрали продукт. 

Могут быть и другие метрики, но в любом случае главный показатель эффективности продакта – увеличение прибыли. 

Кто такой проджект-менеджер 

Проджект-менеджер – специалист, который организует и контролирует процесс выполнения проекта. Он определяет, как прийти из начальной точки в конечную, как организовать команду, какие ресурсы для этого нужны, какие шаги предпринять. 

Задачи проджект-менеджера 

  • Составлять требования и план для работы над проектом. 
  • Находить подрядчиков или специалистов внутри компании. 
  • Ставить задачи и следить, чтобы они были выполнены в срок. 
  • Контролировать расход бюджета. 
  • Вести документацию: технические задания, договоры, акты, сметы, отчеты, счета. 

Ключевые навыки 

  1. Планирование. Составлять план работы, распределять ресурсы для достижения результата.  
  2. Понимание продукта. Знать его особенности, процесс создания и реализации.  
  3. Коммуникация. Общаться с исполнителями, понятно объяснять цели и задачи, презентовать результаты.  
  4. Управление командой. Контролировать каждого участника, решать конфликты, находить компромиссы, оценивать эффективность сотрудников.  
  5. Ведение переговоров. Доносить свою точку зрения, обсуждать проблемы, утверждать график, бюджет. 
  6. Самоорганизованность. Уметь переключаться между задачами, выполнять работу вовремя.  
  7. Управление рисками. Прогнозировать возможные трудности и заранее продумывать способы их решения.  

Критерии эффективности 

Основной показатель хорошей работы проджект-менеджера – соблюдение дедалайна и бюджета при условии качественной реализации проекта. Иногда анализируют скорость эффективного выполнения отдельно взятых задач. 

Чем отличается продакт от проджекта 

У product- и project-менеджера непохожие обязанности, KPI, навыки. Специалисты работают над разными задачами. В таблице собрали основные различия продакта и проджекта. 

Критерий

Продакт-менеджер

Проджект-менеджер

За что отвечает

Руководит конкретным продуктом — его созданием, реализацией, развитием.

Руководит проектом по созданию продукта.

Задачи

  • Определяет, каким будет продукт;

  • Исследует рынок, конкурентов, целевую аудиторию;

  • Выдвигает гипотезы по улучшению продукта;

  • Задает требования к его созданию;

  • Анализирует эффективность продукта на рынке.

  • Составляет план работы;

  • Распределяет задачи с учетом дедлайна и бюджета;

  • Организует команду, проверяет ее, оценивает эффективность;

  • Общается с клиентами, руководством, партнерами.

Навыки

  • Знание рынка и основ бизнеса, маркетинга;

  • Умение составлять долгосрочный план;

  • Способность выделить главное и отсечь ненужное;

  • Умение собирать информацию о продукте, анализировать ее.

  • Знание процесса создания продукта;

  • Финансовая грамотность;

  • Умение планировать работу;

  • Управление командой.

Временные рамки

Время реализации точно не определено, условия могут меняться.

Достигает определенной цели в обозначенный срок.

Главный показатель эффективности

Прибыль от продукта.

Успешное завершение проекта в рамках дедлайна и бюджета.

Что помогает достигать цели

Умение определять и анализировать целевую аудиторию, улавливать ее потребности, понимание, как получить прибыль от продукта.

Способность правильно организовать команду, использовать необходимые методики.  

Как стать продактом или проджектом  

Обе профессии относятся к IT-сфере. Часто их выбирают люди без опыта программирования или технических знаний, которые хотят стать айтишниками. Освоить оба направления можно в онлайн-школе Skillfactory.  

На курсе «Профессия Project Manager в IT» вы познакомитесь с основными инструментами проджекта, получите необходимые знания для начала карьеры, опыт для трудоустройства. Научитесь планировать сроки и бюджет, организовывать команду, освоите современные методы управления проектами, которые помогут решать даже сложные задачи. Познакомитесь с менеджментом IT-проектов.  

Курс для будущих продакт-менеджеров, «Technical Product Manager», составлен совместно с МФТИ – передовым научным центром и ведущим техническим вузом России, согласно рейтингам Times Higher Education и Quacquarelli Symonds. Вы сможете системно работать с основными метриками, понимать технологические особенности продуктов, вести документацию, анализировать данные, проводить исследования. Выполните реальный проект от Avito, который потом добавите в портфолио.  

Также в Skillfactory есть Центр карьеры: его специалисты помогают выпускникам с трудоустройством, учат составлять резюме, проходить собеседования. 

Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Примеры использования ChatGPT в SEO-стратегии
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если кто то хочет протестировать Cat GPT в SЕО проектах на базе нашего агенства, приглашаем наудалкнную работу Tg: @thegoodlink
'SEO глазами клиентов 2023'
Валерия Власова
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Валерия Власова - Приветствую! На момент проверки сайтов клиентов получились такие показатели. Возможно, самостоятельно вы проверяете свои проекты по другим параметрам. Поэтому получились разные результаты.
Эффективное продвижение сайтов: 10 лет опыта в SEO в Рунете и Буржунете
Павел Горбунов
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Вы учтите, что за такие водные статьи хейтеры повалят жесткие. Сеошники воды не любят.
Особенности внутренней перелинковки для крупных сайтов
Злобная булочка
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Злобная булочка - Ну это ж ингейт)
Rush Analytics обновил инструмент для анализа позиций
Rush Analytics
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rush Analytics - Виктор, добрый день. Благодарим за Ваш отзыв. Мы проверим ситуацию по сбрасыванию дат при переключении вкладок.
Увеличили трафик в 4 раза с помощью узких ключей и контентного SEO: кейс ОТП Банка
Бурлуцкий Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Бурлуцкий Сергей - В работе по ссылочному делаем упор по получению естественных ссылок в сочетании с краудом. Более подробно об этом мы рассказывали на нашем недавнем митапе - www.youtube.com/watch?v=dbl_vFHWqWQ (Второй доклад).
Что такое Яндекс Советник, и кому от него жить хорошо
Мама Стифлера
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Мама Стифлера - Вызывает сожаление, что вы не осознаете, что Яндекс.Советник может быть рассмотрен как форма рэкета, которая заставляет компании, размещающиеся в Яндекс.Маркете, выплачивать дополнительные финансовые средства, повышая в конечном итоге прибыль Яндекс.Маркета, но не принесет пользы для посетителей сайта.
Как быстро улучшить рейтинг компании на сайтах отзовиков
Zorgy Rihard
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Zorgy Rihard - давай я
Самые быстрорастущие доменные зоны в 2023 году. Исследование RU-CENTER
Станислав
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Станислав - С 2019 года количество доменов в зоне .ru остается на одном и том же уровне - около 5 млн. Все изменения на уровне 1% от этого объема в плюс или минус
Как за месяц увеличить количество заявок в 1,7 раза, а их стоимость снизить в 1,6 раза. Кейс
Sputniki
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Sputniki - Добрый день, Василий. Спасибо за вашу наблюдательность. На самом деле ошибки нет. Если вы сталкивались на практике с выгрузкой заявок из кабинета VK Рекламы, то заметите, что количество заявок не бьется с цифрами по рекламному кабинету (по статистике). Поэтому средняя цена заявки получается ниже чем у самых эффективных трех.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
119
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!