×

Что такое sitemap и как ее создать

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 2426
Подпишитесь на нас в Telegram

Разбираемся, что такое карта сайта xml, зачем она нужна и как сделать sitemap.

Относительно необходимости ее использования спорят разработчики и сеошники. Одни говорят: сайтмап не нужна, это рекомендация, которая не гарантирует индексацию страниц Гуглом и Яндексом, поэтому не нужно с ней возиться. Другие считают инструмент полезным, поработав с ним и увидев плюсы.

Рассмотрим, может ли SEO-специалист обойтись без sitemap и как карта сайта улучшит работу.

Что такое sitemap и зачем она нужна

Sitemap – это файл, который направляет поисковые системы к страницам сайта. По нему можно увидеть, как организован контент: список и ссылочная иерархия, альтернативные вкладки, тип контента (видео, изображения и новости), а также данные о частоте обновлений.

Пример простой карты сайта:

sitemaps

Изображение: www.sitemaps.org

Как sitemap влияет на SEO

Sitemap применяется для того, чтобы поисковики быстрее замечали страницы и ранжировали их по запросу пользователей. Без заданной навигации роботы долго индексируют даже 300–500-страничные сайты – примерно 3–4 недели.

Карта сайта передает краулерам информацию о структуре, контенте и обновлениях, тем самым помогая ПС понять, какую страницу нужно проиндексировать, а какую – проигнорировать. Это в том числе позволяет экономить краулинговый бюджет сайта.

Когда карта сайта необходима

Sitemap – это не обязательный, а вспомогательный атрибут поисковой оптимизации. Например, вам точно не стоит тратить время на файл sitemap для сайта-визитки на 10 страниц.

Однако бывают ситуации, когда без sitemap не обойтись:

  • если ресурс многостраничный (больше 500 вкладок, которые нужно проиндексировать) и/или имеет сложную структуру;

  • если проект новый и у него мало внешних ссылок;

  • если вы часто вносите изменения на сайт.

В остальных случаях для индексации содержимого роботами Google достаточно применить корректные линки на необходимые вкладки и связать их с важными разделами.

По алгоритмам Яндекса площадка также может обойтись без файла sitemap, если не имеет большого количества дополнительных ресурсов, которые нужно индексировать, и если страницы имеют навигационные ссылки.

Виды sitemap

XML

Универсальный формат навигации для поисковиков. Содержит список ссылок, данные об их последнем обновлении и приоритете индексирования. Как правило, xml-карты скрыты от пользователей и видны только ПС.

Протокол XML состоит из тегов заданной разметки и использует кодировку UTF-8. Такая кодировка позволяет компактно передавать и хранить символы, а ещё приспособлена для текстов на латинице.

В начале sitemap ставят открывающий тег < urlset >, в конце закрывающий – < /urlset >. Область имен ограничивается < urlset >.

Для каждого адреса необходимо использовать < url > в качестве родительского, дочерним для родительского будет тег < loc >.

Не обязательно применять все имеющиеся метки.

Определения XML-тегов:

Тег

Обязательный

Описание

< urlset >

да

Скрывает файл и указывает стандарт текущего протокола.

< url >

да

Родительский тег для URL-адреса.

< loc >

да

Адрес страницы.

< lastmod >

нет

Дата последнего изменения файла. Метку ставят на дату последнего изменения связанной страницы, а не на дату создания карты.

< changefreq >

нет

Частота изменения страницы предоставляет общую информацию для поисковиков.

Может не соответствовать точной частоте сканирования.

Значения: always, hourly, daily, weekly, monthly, yearly, never.


< priority >

нет

Приоритетность одной метки относительно других.

Приоритет по умолчанию – 0,5. Допустимые значения – от 0,0 до 1,0.

Пример сложного файла sitemap с несколькими URL:

Карта сайта

Изображение: developers google

Тег < sitemapindex > используют, когда нужно передать несколько файлов сайтмапа.

< sitemapindex > – открывающий, < /sitemapindex > – закрывающий.

При этом < sitemap > для каждого файла sitemap должен использоваться в качестве родительского, а < loc > – дочернего.

HTML

Разметка гипертекстовых документов. Используется для отображения и описания структуры контента – например, когда есть множество подзаголовков, параграфов, таблиц, это помогает пользователю ориентироваться на странице. Чтобы посмотреть HTML-код страницы, нажмите клавиши «Ctrl + u» на Windows или «⌘ + Option + u» на MacOS.

Требования к файлу sitemap.xml

  1. Сайтмап необходимо разместить в корневом каталоге, чтобы его действие распространялось на весь сайт.

  2. Размер файла sitemap до сжатия не должен превышать 50 Мб.

  3. Файл sitemap может содержать не более 50 000 ссылок.

Если в карте сайта содержится ссылок больше 50 000 или вес файла XML превышает 50 Мб, можно создать еще одну сайтмап.

  1. Все ссылки должны быть размещены на том же домене, что и файл.

  2. Все ссылки должны использовать один протокол – http или https.

  3. Все ссылки должны иметь код ответа 200.

  4. В sitemap можно указывать только canonical (канонические) URL.

  5. Можно добавлять только открытые для индексации в robots.txt страницы.

  6. Ссылку на файл можно также разместить в robots.txt.

Как создать карту сайта

Вручную

Ручной способ трудозатратный, а если вы часто обновляете информацию, то и бессмысленный. Такой способ создания сайтмапа подходит для небольших сайтов.

Вручную создать карту сайта можно в текстовом редакторе – например, «Блокноте» или Nano.

  1. Создайте файл txt, измените формат на xml. Внутри документа пропишите тип файла и кодировку:

< ?xml version="1.0" encoding="UTF-8"? >

  1. Пропишите тег < urlset >:

< ?xml version="1.0" encoding="UTF-8"? >

< urlset xmlns="http://www.sitemaps.org/schemas/sitemap/0.9" >

< /urlset >

  1. Добавьте ссылку на главную страницу:

< ?xml version="1.0" encoding="UTF-8"? >

< urlset xmlns="http://www.sitemaps.org/schemas/sitemap/0.9" >

< url >

< loc >https://topvisor.com/< /loc >

< /url >

< /urlset >

  1. Дополните информацией об остальных страницах:

< ?xml version="1.0" encoding="UTF-8"? >

< urlset xmlns="http://www.sitemaps.org/schemas/sitemap/0.9" >

< url >

< loc >https://topvisor.com/< /loc >

< /url >

< url >

< loc >https://topvisor.com/card/< /loc >

< /url >

< url >

< loc >https://topvisor.com/support/competitors/< /loc >

< /url >

< /urlset >

При заполнении файла используйте только разрешенные символы:

Карта сайта

Фото: скриншот https://developers.google.com/

С помощью генераторов

Быстрее создать sitemap автоматически в онлайн-генераторах – как правило, в них достаточно ввести домен сайта, для которого нужна карта, а дальше сервис сделает все за вас.

Цена будет зависеть от размера вашего сайта – количества страниц, которое вы укажете при настройке генерации. Ограничений нет, робот обойдет столько ссылок, сколько вы укажете.

XML-Sitemaps

XML-Sitemaps

XML-Sitemaps.com

Бесплатное создание sitemap для сайта с количеством страниц до 500, для больших проектов требуется подключить PRO-аккаунт.

MySitemapGenerator

Бесплатно создает sitemap до 500 страниц. Платные тарифы начинаются от 4 долларов.

Wonderwebware.com

Простой в использовании бесплатный генератор. Необходимо скачивать и устанавливать на ПК.

С помощью дополнительных модулей для CMS

«1С-Битрикс»

В «Битриксе» есть встроенные инструменты для генерации сайтмапа. Ничего дополнительно скачивать не нужно. Карту сайта можно сделать в административной панели в разделе «Маркетинг» через кнопку «Настройка sitemap.xml».

XML-Sitemaps

Фото: скриншот https://www.youtube.com/@bitrixdoc

Ссылка, указывающая поисковикам путь к sitemap, выглядит так: https://topvisor.com/ru/sitemap.xml.

Для других CMS понадобятся плагины:

В Wordpress

  1. XML Sitemap Generator (бесплатный).

  2. YOAST SEO (бесплатный, есть дополнительные платные функции).

  3. SEO Plugin Rank Math (бесплатный, есть дополнительные платные функции) – использует искусственный интеллект.

В Joomla

  1. OSMap (бесплатный, есть дополнительные платные функции).

  2. JL Sitemap (бесплатный).

  3. jSitemap (обойдется в 49,90 евро).

Как оповестить поисковики о создании карты сайта

Созданием сайтмапа индексация необходимых страниц не ограничивается. Самостоятельно искать и нужные страницы роботы будут дольше. Чтобы привлечь внимание роботов, оповестите поисковые системы о наличии карты.

Для этого добавьте sitemap в Яндекс Вебмастер:

  1. Перейдите в раздел «Индексирование» – «Файлы Sitemap».
  2. Укажите ссылку на сайтмап.
  3. Нажмите кнопку «Добавить».

Перед добавлением проверьте ошибки в разделе «Инструменты» – «Анализ файлов sitemap».

Добавьте sitemap в Google Search Console:

  1. Добавление через панель GSC: перейдите в раздел «Сканирование» – «Файлы sitemap» и нажмите кнопку «Добавление/проверка файла sitemap».
  2. Укажите адрес файла и нажмите кнопку «Отправить».

Проверка ошибок осуществляется при помощи кнопки «Тест» до выполнения действия «Отправить».

Как удалить sitemap

Из Яндекс Вебмастера

  1. Зайдите в раздел «Файлы sitemap».
  2. Выберите в списке нужный ресурс и кликните по значку с крестиком.

Сайт пропадет из системы в течение нескольких недель.

Из Google Search Console

  1. В основной таблице отчета найдите документ, от которого требуется избавиться, и нажмите на него.
  2. На странице сведений о нем кликните по значку в виде трех точек.
  3. Выберите команду «Удалить файл sitemap».

Если была добавлена директива в файле robots.txt, также удалите ее.

Что запомнить

  • Sitemap – это не обязательный инструмент для продвижения сайта, но полезный помощник.

  • Sitemap помогает ускорить индексацию страниц, без файла роботы будут обходить сайт в 3–4 раза дольше.

  • Карта сайта необходима:

    • многостраничным и сложноструктурированным сайтам;

    • новым ресурсам без перелинковки;

    • сайтам, на которых часто вносят изменения.

  • Создать sitemap можно:

    • вручную (но это трудозатратно);

    • с помощью онлайн-генераторов;

    • для Wordpress/Joomla – с дополнительными плагинами для CMS;

    • для «1С-Битрикс» – в админке.

  • Чтобы ускорить процесс индексации, оповестите ПС о карте сайта через Яндекс Вебмастер и GSC.

  • Если нужно удалить sitemap, это нужно сделать в настройках Яндекс Вебмастера и GSC.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Что такое AIO (AI Optimization) или GEO-оптимизация, как быть на шаг впереди конкурентов
Эдуард
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эдуард - Годно) многие моменты я не знал.
Фиды, фильтры, внутренний поиск: как выжать максимум при технических ограничениях и увеличить трафик более чем в 5 раз
i-Media интернет-агентство
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
i-Media интернет-агентство - Google Merchant работает, товары показываются - в кейсе есть скриншот с примером.
SEO-анализ сайта – новый сервис для технического аудита сайта
Олег Алексеев
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Олег Алексеев - Сюда t.me/obivaaan или сюда t.me/olegalexeyev
AI SEO в 2025: 5 шагов к видимости бренда в поиске нового поколения
Пиксель Плюс
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Пиксель Плюс - Сергей, здравствуйте! Мы починили ссылку. Спасибо, что обратили внимание!
Путаница, которая стоит миллионы: разница закона о «Персональных данных» и закона «О рекламе»
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Это все фантики,в сравнении с тем, что мне 15 лет на почту приходят сотни тысяч личных даных пациентов.Диагнозы,лечение,адрес , телефон итд.Вот чем это является по закону?Это досье на целый город....Действительно , обнародую то все , чтобы отношение прекратилось к людям такое.
Яндекс Тег Менеджер против Google: обзор, реальный опыт переезда и подводные камни
Иван
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Иван - Полезно, особенно, алгоритм переноса.
Как управлять репутацией фармацевтических препаратов в 2025 году
Сергей Медведев
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Медведев - Отличное исследование, ждем исследования на тематику банки и детского питания.
Накрутка ПФ: выбираем лучший сервис для накрутки поведенческих факторов
juristsyt
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
juristsyt -
Новое SEO: что уже известно про GEO и как его использовать для продвижения бизнеса
Сергей
22
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Благодарю за то, что поделились своими наработками. Очень любопытно!
AI и голосовой поиск: как меняется SEO
Александр Кузнецов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Кузнецов - Статья хорошая, но запрет на использование гугл аналитики может всё это затормозить очень сильно.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
393
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!