Россия+7 (495) 960-65-87

Релевантность: оптимизатор знает, как повысят релевантность выдачи поисковые системы

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 3240

Несмотря на столь “громкое” название, это лишь частная попытка рассмотрения такого основополагающего понятия как “релевантность”. Несмотря на это, я попытаюсь наиболее полно раскрыть это понятие, а также то, что непосредственно с ним связано.

Итак, релевантность есть степень соответствия результата поиска заданному запросу.

На первый взгляд, понятие это более чем очевидное для большинства. Но только на первый взгляд. На самом деле, в этом понятии не учтен один из ключевых элементов, точнее, он замаскирован за понятием “запрос”. Этот элемент - пользователь. Именно он задает запрос и ожидает получить определенный результат. Исходя из этого, мы можем дать более корректное определение: релевантность - степень соответствия результата поиска ожиданиям пользователя, выраженным в форме запроса. И разница между первым и вторым определением - огромна, т.к. в первом случае мы имеем дело с формальной релевантностью, а во втором - с реальной. Из этого мы получаем, что релевантность поиска изначально субъективна, т.е. ориентирована на конкретного пользователя. Но и это определение, на самом деле, не является исчерпывающим. Но, впрочем, обо всем по порядку.

Релевантость и типы запросов

Если рассмотреть запросы пользователей, то их принято делить на высокочастотные (ВЧ), среднечастотные (СЧ) и низкочастотные (НЧ). Разделение это происходит на основании оценки популярности того или иного запроса в определенной тематике. Но оно же весьма четко соответствует степени абстракции запросов. ВЧ - более абстрактные (в силу одно-двусловности), НЧ - более конкретные. Большая конкретность НЧ запросов подразумевает более четкое выражение пользователем своих ожиданий, а значит, задача сводится только к правильному пониманию запроса и выдачи соответствующего результата. Степень соответствия ожиданиям пользователя в этом случае будет максимальной.

Совершенно иная ситуация в случае ВЧ-запросов. Их высокая степень абстракции не позволяет однозначно определить ожидания пользователя, а значит, и предоставить ему релевантный результат. Исходя из этого, становится понятным, что принципы формирования результатов поиска по НЧ и ВЧ запросам должны серьезно отличаться.

Далее рассмотрим ВЧ запросы как самые неоднозначные и трудные в плане формирования результатов поиска. Для рассмотрения возьмем пример. Пользователь вводит запрос “работа”. Что это означает? А это означает, что его может интересовать:

а) поиск работы (сайты по устройству на работу, рекрутинговые агентства);

б) курсовая работа (сайты с рефератами, курсовыми и т.п., услуги по написанию курсовых);

в) удаленная работа (соответствующие ресурсы для фрилансеров);

г) исследования рынка труда и т.д.

Каждый из этих вариантов подразумевает принципиально разные категории сайтов. И узнать, что именно из этого ищет пользователь, основываясь только на анализе этого запроса, мы, в принципе, не можем. Точнее, это дело светлого будущего, когда станет внедряться персонализированный поиск, но пока до этого еще далеко.

Остается только одно - выдавать пользователю все подряд, чтобы он сам выбрал из этого то, что ему требуется. Вопрос только в том, что этого “всего подряд” может быть очень много. И тут может быть два варианта:

1) пользователь оказался настойчивым или ему повезло - и нужный результат оказался в числе первых. В этом случае он переходит по ссылке и с определенной натяжкой такой результат можно считать релевантным.

2) пользователь не захотел долго искать или нужного результата не было вообще. В этом случае он вводит новый запрос, более точно сформулированный.

И в первом, и во втором случае пользователь так или иначе указал, что именно он хотел найти. Со временем происходит накопление статистики в виде данных о переходах по ссылкам выдачи и более точных запросов. Их объединение позволяет получить общую картину распределения ожиданий пользователей. В этом случае можно пренебречь менее значимыми ожиданиями и формировать выдачу таким образом, чтобы учитывались основные. В этом случае выдача будет удовлетворять ожиданиям большинства пользователей, а значит, станет более релевантной. Казалось бы, все - проблема решена. Но, увы, не все так просто.

Самые внимательные, наверное, уже заметили изъян в ходе рассуждений. Переходы пользователя по ссылкам в выдаче говорят лишь о том, на какой сайт перешел пользователь, но это не говорит в явном, формализованном виде, что именно он искал. Для этого необходимо проанализировать уже сам сайт (страницу) и попытаться понять, что именно нашел там для себя пользователь. И тут нам на помощь приходит классификация. Именно она позволит нам классифицировать все сайты (страницы) и соотнести их с определенной группой или несколькими группами. Аналогичную классификацию можно провести и для уточняющих запросов. Например, запросы, содержащие “купить”, “продать”, можно соотнести с коммерческими сайтами, “где найти” - с навигационными и т.д. Таким образом, мы можем выражать ожидания пользователей уже не в виде конкретных запросов, многие из которых могут откровенно дублироваться (куплю слона, продажа слонов), а в виде однозначных классов. Это однозначно позволит улучшить релевантность результатов поиска для большинства пользователей. Но и это далеко не все. Вполне очевидно, что сайты, относящиеся к разным классам, необходимо по-разному оценивать при расчете их релевантности.

Релевантность и математика

В этом месте мы сталкиваемся еще с одним понятием релевантности, назовем ее математической, о котором я специально не стал говорить в начале. Эта релевантность является конкретной математической величиной, выражающей степень соответствия выбранного документа по заданному запросу методике ее оценки. Методика в данном случае выступает в роли абстрактного пользователя или даже группы пользователей. Т.е. она играет роль своеобразной модели ожиданий пользователей и их оценок релевантности. Замечу, что само соответствие модели и реальных ожиданий пользователей играет весьма важную роль, т.к. ее погрешность значительным образом влияет на итоговую, пользовательскую релевантность, определение которой давалось в самом начале.

После небольшого отступления возвращаемся к классификации документов (сайтов/страниц). Как уже говорил, разные типы сайтов оцениваются пользователями по- разному, а значит, и соответствующая модель, оценивающая релевантность сайтов данной группы, будет иметь свои отличия. Это, в свою очередь, означает несовпадение “шкал” оценки релевантности по разным моделям. С практической точки зрения это означает следующее.

Пользователь приходит в поисковую систему и задает свой запрос. Поисковая система получает его, анализирует и определяет основные группы документов, наиболее соответствующих ожиданиям пользователя. Далее по каждой группе документов осуществляется первичный отбор документов, содержащих искомое слово в тексте самого документа, либо соответствующего ему анкор-файла. Далее, среди групп отобранных документов, осуществляется расчет релевантности по модели, соответствующей определенной группе. Получаем несколько отранжированных групп, которые затем сливаются в общий список с учетом общих оценок ожиданий пользователя (методика слияния сама по себе представляет большой интерес, но в рамках этой статьи не вижу смысла останавливаться на этом подробнее).

Таким образом, на выходе мы получаем единый список документов, отранжированный по тематическим моделям и с учетом ожиданий пользователя. Как видно, приведения “шкал” разных тематических моделей к единой не потребовалось. И это вполне корректно, т.к. нельзя привести к единой шкале, например, оценки красоты картин и их стоимостей. Более того, попытка такого приведения только ухудшила бы поиск, т.к. нередкими могли быть ситуации, когда сайты одной группы (например, коммерческие) вытесняли полностью другие за счет большого значения математической релевантности.

Резюмируя все вышесказанное отмечу, что понятие релевантности отнюдь не такое простое, как кажется на первый взгляд. И уж тем более нельзя назвать простой задачу ее определения. Поисковые системы должны уметь не только считать математическую релевантность сайта (алгоритмы расчета которой так мечтают узнать оптимизаторы), но и строить точные математические модели ожиданий пользователей (пользовательская релевантность). Большинство оптимизаторов о второй не то что не думают, а даже не догадываются. А ведь она влияет на результаты поисковой выдачи не в меньшей степени, а может быть, и в большей.

P.S. Все написанное выше является результатом логических умозаключений, а потому может в какой-то степени расходиться с реальностью, либо полностью ей не соответствовать. И даже то, что написано, я не могу назвать полным и избыточным. Очень многие моменты затронуты поверхностно, либо обойдены вниманием. Но, как известно, нельзя объять необъятное.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Google Data Studio: делаем красивые отчеты по контекстной рекламе для клиентов
    Askar Seitov
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Askar Seitov - помогите! не могу понять почему по инструкции в вашей статье добавляю вычистяемые поля просто копирую ваш код, но датастудио выдает ошибку на этот код: Синтаксическая ошибка: Недопустимый входной символ. Убедитесь, что в формуле нет кавычек-лапок.. как это исправить? я все варианты кавычек уже попробовал
    #SEOnews14: мы празднуем – вы получаете подарки!
    Rizat Sundetov
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Rizat Sundetov - 14
    Война с дубликатами. Как нужно и как не нужно канонизировать URL
    Дмитрий
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Дмитрий - Здравствуйте, на сайте возможно несколькими путями дойти до почти одинаковой страницы, те отличаться будет только незначительная часть H1, а контент будет одинаковым, дело в применимости автозапчастей к разным автомобилям. Что из этого будет каноничной ссылкой и какие есть пути для решения подобных ситуаций? 1 - bpauto.ru/catalog/audi/audi-a6/a6-iv-c7-sedan-2011-2014/kuzov-naruzhnaya-chast/dveri-i-komplektuyushchie/dver-perednyaya-levaya/ 2 - bpauto.ru/catalog/audi/audi-a6/a6-iv-c7-rest-sedan-2014-n-v-/kuzov-naruzhnaya-chast/dveri-i-komplektuyushchie/dver-perednyaya-levaya/
    Как ускорить сайт на WordPress, чтобы получить 100/100 в Google PageSpeed Insights
    1qa
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    1qa - 87 Performance 95 Accessibility 79 Best Practices 95 SEO аудит точнее будет
    Как выбрать подрядчика для продвижения сайта: 7 уровней воронки поиска
    aashutosh
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    aashutosh - data science training institute in noida- Webtrackker Technology (8802820025) providing Data Science Training in Noida. Get ✓ 40 Hours Learning training✓ 70 Hrs Projects ✓ 24 X 7 Support ✓ Job Assistance. WEBTRACKKER TECHNOLOGY (P) LTD. C - 67, sector- 63, Noida, India. E-47 Sector 3, Noida, India. +91 - 8802820025 0120-433-0760 +91 - 8810252423 012 - 04204716 EMAIL:info@webtrackker.com webtrackker.com/Best-Data-Science-Training-Institute-in-Noida.php
    Как построить качественный ссылочный профиль на основе конкурентов
    Ирина
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Ирина - Давно сотрудничаю с megaindex.com и считаю данный сервис одним из лучших в сео сегменте рунета да и не только рунета. Пользуюсь их инструментами для аналитики своих работ и выявлению своих и чужих ошибок. Да и ссылочный профиль, как и говорится в данной статье сделать гораздо проще и правильней при помощи как раз мегаиндекса. Добавлю еще что инструмент для поиска конкурентов у мегаиндекса очень удобный и простой в применении.
    Чек-лист для аудита рекламных кампаний в Яндекс.Директе и Google Ads
    Елена Бикташева
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Елена Бикташева - Спасибо! Была бы еще возможность скачивания.
    6 причин, почему нет позиций и трафика
    Артур Латыпов
    0
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Артур Латыпов - Леонид, да 3 пункта повторяется, согласен. Но сильно актуальны и сейчас, смотрим на сайты, приходящие на SEO, которые ранее продвигались, практически на всех можно что из 6 пунктов найти, исправить и ситуация улучшиться оперативно.
    Как я пытался купить CRM-систему, но мне ее поленились продать
    Ай Ти Веб
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Ай Ти Веб - Берите CRM Битрикс24, будете отбиваться от звонков с предложениями - партнерская сеть ОГРОМНАЯ
    Google назвал три главных SEO-фактора
    Павел Андрейчук
    44
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Павел Андрейчук - Я бы не стал утверждать что это так. У меня есть ресурс где ссылок.. ну я не знаю, полтинник может быть, вручную проставленные года за 2 и позиции хорошие по могим запросам именно в гугле, в то время как в Яндексе позиции ниже. Хотя конечно с ссылками позиции были бы лучше, наверное, но владелец увы не выделяет бюджет на ссылки.
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    353
    Комментариев
    262
    Комментариев
    249
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    105
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    96
    Комментариев
    80
    Комментариев
    77
    Комментариев
    69
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    57
    Комментариев
    55

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!