×
Россия +7 (495) 139-20-33

Торгово-поисковая система: проводник, а не продавец

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 5514
Подпишитесь на нас в Telegram

Торгово-поисковые системы (ТПС), такие как Яндекс.Маркет, Рамблер.Покупки и Прайс.ру, привлекают своими возможностями все больше интернет-магазинов. Если баннерная реклама — дорогое удовольствие, а контекстная — не позволяет показать товар лицом, то ТПС объединяет в себе гибкость контекста и силу наглядности. Однако в последнее время мы часто слышим укор в адрес самых популярных ТПС в неэффективности: они не приводят покупателей, а их услуги (клики на ссылку) стоят дорого.

Как это часто бывает, чем популярнее продукт или услуга, тем чаще встречается критика в их адрес со стороны недовольных пользователей. Поищите в интернете рейтинги банков, страховых или авиакомпаний, и вы обнаружите очевидную закономерность: самыми плохими условиями, самым ненавязчивым сервисом и самым непрофессиональным персоналом могут похвастаться наиболее крупные и надежные компании. Удивительно, как они до сих пор не разорились! Обычно этот парадокс объясняют следующим образом: «Слоны не умеют танцевать», или, если опустить метафоры, крупные компании становятся менее чуткими к потребностям клиента.

Неповоротливость крупных компаний — только одна сторона медали, зато самая популярная среди клиентов. Есть и другая сторона: чем сложнее и популярнее товар или услуга, тем чаще ими пользуются неподготовленные люди. Спросите себя, как часто вы изучаете все пункты договора в банке, все главы руководства к сложному прибору или все условия страховки.
Эффективность торгово-поисковой системы — функция не только самой ТПС, но также интернет-магазина, который пользуется ее сервисом. Если сайт магазина и его сотрудники не умеют продавать, если они не умеют пользоваться ТПС, то реклама себя не окупит.

У нашей «медали» есть и третья сторона, о которой задумываются очень немногие компании. ТПС бывает эффективной по-разному, в зависимости от той стадии, на которой находится потенциальный клиент в процессе принятия решения. Этот процесс часто называют маркетинговой воронкой, и о ней мы писали в одной из предыдущих статей.

По нашим наблюдениям, интернет-магазины слишком упрощенно понимают задачу торгово-поисковой системы. Им кажется, что каждый или каждый второй клик с Яндекс.Маркет или Рамблер.Покупки должен сопровождаться переходом в раздел «Корзина». Вот описание алгоритма, который, по мнению интернет-магазинов, должен работать без сбоев:

Потенциальный покупатель зашел на Яндекс.Маркет в поисках телевизора. Воспользовавшись каталогом, он заметил ссылку с описанием аппарата Samsung по привлекательной для него цене и кликнул на нее. Поскольку и цена, и телевизор его устраивают, дело за малым — оформить заказ, ведь предварительный этап поиска был пройден на Маркете или другой ТПС.

Магазины сильно разочаровываются в ТПС, получая большое количество «холостых» кликов, которые все равно придется оплачивать.

На самом деле, функция торгово-поисковых систем, как и функция любой рекламы, не столько продавать, сколько привлекать внимание на разных этапах маркетинговой воронки. Торгово-поисковые системы подталкивают клиента наконец перескочить с одного уровня воронки (например, поиск товара) на другой уровень (например, поиск продавца). Каждый раз, когда клиент «впустую» кликает на ссылку, он добавляет данный интернет-магазин в свой список рассмотрения. Этот список может обновляться на каждом этапе «воронки», а, значит, магазин получит несколько «холостых» кликов. Чем сложнее и дороже товар, чем выше конкуренция — тем больше будет таких кликов. Контекстная и торгово-поисковая реклама не виноваты, это естественный процесс принятия решения.

Приведем в пример магазин спортивных товаров в крупном торговом центре (молле), наподобие «Meга». В таких моллах всегда присутствуют несколько конкурирующих магазинов со спорттоварами. Теперь вообразите покупателя, который мучительно выбирает велосипед, заходя то в один магазин, то в другой, иногда возвращаясь снова и снова. То же самое мы наблюдаем в интернете, только в более острой форме, т. к. кликать на ссылки намного легче, чем чертить круги по огромному моллу.

Чтобы не возлагать избыточные надежды на ТПС, а затем не разочаровываться, следует уяснить: ни Яндекс.Маркет, ни какая-либо другая система не продают товары и не могут гарантировать продаж. Они, скорее, похожи на упомянутый мега-центр.

Так есть ли польза от ТПС, если она не гарантирует продаж, но все равно взимает деньги «за аренду»? Да, есть, потому что кто-то должен помогать клиенту переходить с одного круга «воронки» на другой. В упрощенном виде существуют следующие уровни маркетинговой воронки:

  • Осознание потребности (этап № 1).
  • Поиск решения.
  • Поиск товара.
  • Поиск магазина.
  • Размещение заказа.

Торгово-поисковые системы — один из самых лучших способов ускорить процесс принятия решения, потому что только здесь потенциальный клиент может найти сразу:

  • список товаров (благодаря сервису «Гуру» Яндекс.Маркет также охватывает этап № 2 ),
  • их описания,
  • цены и
  • перечень продавцов.

Напоследок перечислим некоторые варианты использования ТПС клиентами на разных этапах принятия решения:

  • Этап № 2. Поиск решения.
    Знакомство с ассортиментом, обращение к сервису «Гуру».
  • Этап № 3. Поиск товара.
    Более глубокое знакомство с ассортиментом, в том числе при помощи сортировки результатов. Чтение описаний товаров, а также отзывов покупателей. Особое внимание к ценам.
  • Этап № 4. Поиск магазина.
    Сортировка по цене. Сортировка по рейтингу. Изучение отзывов покупателей.

На каждом этапе возможны неоднократные клики на ссылку интернет-магазина. Но самое любопытное здесь то, что этап № 5 не обязательно начинается непосредственно из ТПС. Пройдя все этапы принятия решения, изучив все товарные предложения в пределах торгово-поисковой системы, клиент ... сохранит ссылки на наиболее интересные интернет-магазины в своем браузере, чтобы вернуться к ним через несколько дней.

На последнем этапе он зайдет в магазин не через сервисы Яндекс или Рамблер, а по сохраненной ссылке. А в этот момент продавцы хором заявляют, что торгово-поисковая система очередной раз доказала свою бесполезность.
Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
'SEO глазами клиентов 2023'
Валерия Власова
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Валерия Власова - Приветствую! На момент проверки сайтов клиентов получились такие показатели. Возможно, самостоятельно вы проверяете свои проекты по другим параметрам. Поэтому получились разные результаты.
Эффективное продвижение сайтов: 10 лет опыта в SEO в Рунете и Буржунете
Павел Горбунов
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Вы учтите, что за такие водные статьи хейтеры повалят жесткие. Сеошники воды не любят.
7 актуальных сервисов для анализа сайта: сравнительная характеристика
Jenimeon
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Jenimeon - SimilarWeb один из моих фаворитов, частенько им пользуюсь. Ценник не малый, но функционал хороший. Be1 тоже годный.
Как онлайн-магазинам получать максимум трафика с помощью Поиска по товарам Яндекса
Гость из Тюмени
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость из Тюмени - Производим пиломатериалы под заказ, от 1 до 14 дней. Яндекс постоянно банит наш яндекс фид по причине отсутствия товара на складе во время своих тайных проверок. Не возможно донести до модератора, что мы работаем под заказ, поэтому товара нет на складе, т.е. пришёл заказ - мы изготовили.
Rush Analytics обновил инструмент для анализа позиций
Rush Analytics
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rush Analytics - Виктор, добрый день. Благодарим за Ваш отзыв. Мы проверим ситуацию по сбрасыванию дат при переключении вкладок.
Увеличили трафик в 4 раза с помощью узких ключей и контентного SEO: кейс ОТП Банка
Бурлуцкий Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Бурлуцкий Сергей - В работе по ссылочному делаем упор по получению естественных ссылок в сочетании с краудом. Более подробно об этом мы рассказывали на нашем недавнем митапе - www.youtube.com/watch?v=dbl_vFHWqWQ (Второй доклад).
Как легко определять спрос на продукцию. Проводим мини-исследование, привлекая ChatGPT
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - норм статья, надо юзать и не бояться
Как быстро улучшить рейтинг компании на сайтах отзовиков
Zorgy Rihard
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Zorgy Rihard - давай я
Как за месяц увеличить количество заявок в 1,7 раза, а их стоимость снизить в 1,6 раза. Кейс
Sputniki
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Sputniki - Добрый день, Василий. Спасибо за вашу наблюдательность. На самом деле ошибки нет. Если вы сталкивались на практике с выгрузкой заявок из кабинета VK Рекламы, то заметите, что количество заявок не бьется с цифрами по рекламному кабинету (по статистике). Поэтому средняя цена заявки получается ниже чем у самых эффективных трех.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!