Многофункциональная SEO-платформа
для профессионалов
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Торгово-поисковая система: проводник, а не продавец

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 2079

Торгово-поисковые системы (ТПС), такие как Яндекс.Маркет, Рамблер.Покупки и Прайс.ру, привлекают своими возможностями все больше интернет-магазинов. Если баннерная реклама — дорогое удовольствие, а контекстная — не позволяет показать товар лицом, то ТПС объединяет в себе гибкость контекста и силу наглядности. Однако в последнее время мы часто слышим укор в адрес самых популярных ТПС в неэффективности: они не приводят покупателей, а их услуги (клики на ссылку) стоят дорого.

Как это часто бывает, чем популярнее продукт или услуга, тем чаще встречается критика в их адрес со стороны недовольных пользователей. Поищите в интернете рейтинги банков, страховых или авиакомпаний, и вы обнаружите очевидную закономерность: самыми плохими условиями, самым ненавязчивым сервисом и самым непрофессиональным персоналом могут похвастаться наиболее крупные и надежные компании. Удивительно, как они до сих пор не разорились! Обычно этот парадокс объясняют следующим образом: «Слоны не умеют танцевать», или, если опустить метафоры, крупные компании становятся менее чуткими к потребностям клиента.

Неповоротливость крупных компаний — только одна сторона медали, зато самая популярная среди клиентов. Есть и другая сторона: чем сложнее и популярнее товар или услуга, тем чаще ими пользуются неподготовленные люди. Спросите себя, как часто вы изучаете все пункты договора в банке, все главы руководства к сложному прибору или все условия страховки.
Эффективность торгово-поисковой системы — функция не только самой ТПС, но также интернет-магазина, который пользуется ее сервисом. Если сайт магазина и его сотрудники не умеют продавать, если они не умеют пользоваться ТПС, то реклама себя не окупит.

У нашей «медали» есть и третья сторона, о которой задумываются очень немногие компании. ТПС бывает эффективной по-разному, в зависимости от той стадии, на которой находится потенциальный клиент в процессе принятия решения. Этот процесс часто называют маркетинговой воронкой, и о ней мы писали в одной из предыдущих статей.

По нашим наблюдениям, интернет-магазины слишком упрощенно понимают задачу торгово-поисковой системы. Им кажется, что каждый или каждый второй клик с Яндекс.Маркет или Рамблер.Покупки должен сопровождаться переходом в раздел «Корзина». Вот описание алгоритма, который, по мнению интернет-магазинов, должен работать без сбоев:

Потенциальный покупатель зашел на Яндекс.Маркет в поисках телевизора. Воспользовавшись каталогом, он заметил ссылку с описанием аппарата Samsung по привлекательной для него цене и кликнул на нее. Поскольку и цена, и телевизор его устраивают, дело за малым — оформить заказ, ведь предварительный этап поиска был пройден на Маркете или другой ТПС.

Магазины сильно разочаровываются в ТПС, получая большое количество «холостых» кликов, которые все равно придется оплачивать.

На самом деле, функция торгово-поисковых систем, как и функция любой рекламы, не столько продавать, сколько привлекать внимание на разных этапах маркетинговой воронки. Торгово-поисковые системы подталкивают клиента наконец перескочить с одного уровня воронки (например, поиск товара) на другой уровень (например, поиск продавца). Каждый раз, когда клиент «впустую» кликает на ссылку, он добавляет данный интернет-магазин в свой список рассмотрения. Этот список может обновляться на каждом этапе «воронки», а, значит, магазин получит несколько «холостых» кликов. Чем сложнее и дороже товар, чем выше конкуренция — тем больше будет таких кликов. Контекстная и торгово-поисковая реклама не виноваты, это естественный процесс принятия решения.

Приведем в пример магазин спортивных товаров в крупном торговом центре (молле), наподобие «Meга». В таких моллах всегда присутствуют несколько конкурирующих магазинов со спорттоварами. Теперь вообразите покупателя, который мучительно выбирает велосипед, заходя то в один магазин, то в другой, иногда возвращаясь снова и снова. То же самое мы наблюдаем в интернете, только в более острой форме, т. к. кликать на ссылки намного легче, чем чертить круги по огромному моллу.

Чтобы не возлагать избыточные надежды на ТПС, а затем не разочаровываться, следует уяснить: ни Яндекс.Маркет, ни какая-либо другая система не продают товары и не могут гарантировать продаж. Они, скорее, похожи на упомянутый мега-центр.

Так есть ли польза от ТПС, если она не гарантирует продаж, но все равно взимает деньги «за аренду»? Да, есть, потому что кто-то должен помогать клиенту переходить с одного круга «воронки» на другой. В упрощенном виде существуют следующие уровни маркетинговой воронки:

  • Осознание потребности (этап № 1).
  • Поиск решения.
  • Поиск товара.
  • Поиск магазина.
  • Размещение заказа.

Торгово-поисковые системы — один из самых лучших способов ускорить процесс принятия решения, потому что только здесь потенциальный клиент может найти сразу:

  • список товаров (благодаря сервису «Гуру» Яндекс.Маркет также охватывает этап № 2 ),
  • их описания,
  • цены и
  • перечень продавцов.

Напоследок перечислим некоторые варианты использования ТПС клиентами на разных этапах принятия решения:

  • Этап № 2. Поиск решения.
    Знакомство с ассортиментом, обращение к сервису «Гуру».
  • Этап № 3. Поиск товара.
    Более глубокое знакомство с ассортиментом, в том числе при помощи сортировки результатов. Чтение описаний товаров, а также отзывов покупателей. Особое внимание к ценам.
  • Этап № 4. Поиск магазина.
    Сортировка по цене. Сортировка по рейтингу. Изучение отзывов покупателей.

На каждом этапе возможны неоднократные клики на ссылку интернет-магазина. Но самое любопытное здесь то, что этап № 5 не обязательно начинается непосредственно из ТПС. Пройдя все этапы принятия решения, изучив все товарные предложения в пределах торгово-поисковой системы, клиент ... сохранит ссылки на наиболее интересные интернет-магазины в своем браузере, чтобы вернуться к ним через несколько дней.

На последнем этапе он зайдет в магазин не через сервисы Яндекс или Рамблер, а по сохраненной ссылке. А в этот момент продавцы хором заявляют, что торгово-поисковая система очередной раз доказала свою бесполезность.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как построить качественную ссылочную массу сайта
Айрат Рахимзянов
38
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Айрат Рахимзянов - Спасибо Кирилл. Сейчас восстановилась работа сервиса: take.ms/ttXrw
Анализ ссылок: сравнение многофункциональных платформ по размеру их баз
Андрей Ольшевский - Очень неточная статистика, объясню почему. Довольно часто делаю анализ сайтов на качество и объём ссылочной массы. Всегда делаю выгрузку из трех источников – Вебмастера Яндекса, сервиса Мегаиндекс, сервиса Линкпад. Потом с помощи алгоритмов и функции Excel отсеиваются много дублей, битых ссылок, несуществующих урл и тп. Как показала практика, вебмастера Яндекса вполне достаточно, там вся информация и она самая актуальная, в других сервисах куча мусора, а нового, чтоб было найдено и проиндексировано ПС - очень мало. Поэтому мирятся количеством в данном анализе не профессионально.
Как создать интернет-магазин: сколько стоит открытие?
Пришел посмеяться
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Пришел посмеяться - Я просто посмеюсь :D Даже не хочу ничего особо говорить :D Смех, а не статья.
ТОП-10 автоматизированных сервисов контекстной рекламы
Гость - Действительно, очень плохая статья. А у редактора Блондинки видимо слишком много свободного времени.
Кому и зачем нужен маркетплейс от Яндекса
Дарья Калинская
212
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - Максим, спасибо, рада, что статья оказалась полезной )
Конкурс: угадай победителя рейтинга «Известность бренда SEO-компаний»
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Оптимизм Дэмис Кокос Ашманов и Партнеры Раш эдженси
Инструкция по применению: обзор сервиса обратного звонка Callbackhunter
Полина Ковальчук
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Полина Ковальчук - Возможно, но не советую экономить на этом сервисе, функционал то тоже круче, чем у аналогов. Вы создаете сайт для получения денег и чем качественнее Вы выстроите продвижение, тем больше лидов Вы получите!
Тест: Какой ты интернет-маркетолог?
Петр - Мда уж, есть ряд очень и очень субъективных вопросов, например с картинками и ctr или с несколькими вариантами ответа, когда из 5 пунктов надо выбрать 4, что несерьезно. Поэтому, как минимум, к этому тесту нельзя относиться серьезно. Его надо очень серьезно дотягивать, а не вываливать отсебятину.
Чек-лист: SEO для B2B-бизнеса
Антон Зозуля
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Антон Зозуля - Ваша цель вывести страницу, на которой будет только ваш товар (обычно это фильтр бренд/производитель в нужном каталоге) по СЧ запросам в ТОП. Например, вы продаете "велосипеды Елочка". В каталоге дилера велосипеды, вы выбираете Бренд - "Елочка" и должны получить страницу "велосипеды Елочка". Она должна быть на уникальном урл, иметь уникальные метатеги, лучше, чтобы был SEO-текст. После этого ваша задача получить на нее трафик по запросам: идеально: купить велосипед, цена велосипед хуже: велосипед дешево, китайский велосипед еще хуже (меньше трафика и ниже конверсия, но они есть): велосипед + [регион], велосипед + [фильтр другой]. Тут трудно без прямого влияния на содержимое страницы (метатеги и текст). ПС бренд елочка выдуман. :)
Комплексный аудит от А до Я: анализируем интернет-магазин напольных покрытий и межкомнатных дверей
Ivan Kutas
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Ivan Kutas - Иногда сайты выгружают данные из GA в SimilarWeb. В Казахстане некоторые крупные новостники регулярно это делают.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
285
Комментариев
262
Комментариев
212
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
80
Комментариев
71
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
50
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!