Россия+7 (495) 960-65-87

Дмитрий Сатин: Психология пользователей – восприятие, мотивация, социальные факторы

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
1 7874

18 мая 2016 года состоялась онлайн-встреча с экспертом по юзабилити, основателем USABILITYLAB, экс-советником министра связи Дмитрием Сатиным на тему «Психология пользователей: восприятие, мотивация, социальные факторы».

Свою лекцию Дмитрий посвятил ряду психологических концепций, которые могут помочь при работе над юзабилити сайта. Рассмотрим некоторые из них.

1. Уильям Джеймс «Структура Личности»

Согласно теории Уильяма Джеймса о структуре личности, можно выделить три Я человека:

  • Физическое (все, что человек может назвать своим);
  • Социальное (сумма социальных ролей);
  • Духовное (внутренняя субъективная сущность личности).

Как это может пригодиться юзабилити-специалистам и маркетологам?

Ниже пример карточки товара, которая ничем не отличается от других карточек, кроме одного момента – в описании товара встречается слово «любовь».

Физическое Я и продажа любви.png

По концепции Джеймса, человек должен любить предметы, которые ему принадлежат, иначе он не будет любить себя. Наше Я распространяется на физические предметы в том числе. Так что продавая вещи длительного использования (телефон, сумка, ремень), нужно продавать будущее, картинку, в которую пользователь поверит.

Следующий момент – социальное Я как совокупность ролей. Суть в том, что, взаимодействуя с пользователем, вы можете задействовать сразу несколько его социальных ролей. Например, в случае с онлайн-играми можно встроить в игровой контекст поведение, не связанное с игрой. Человек, который играет в онлайн-игры, скорее всего, не является любимчиком в семье и испытывает чувство вины. Так что в этот момент можно «подсунуть» ему напоминание о других социальных ролях и подсказать, что покупка у вас поможет ему быть благожелательно воспринятым в семье.

2. Даниель Канеман «Внимание как ресурс»

Суть теории Канемана состоит в том, что ресурсы системы переработки информации, задействованные для решения одной задачи, не могут использоваться для решения других задач. Для решения сложных задач требуются большие ресурсы. Но чем больше ресурсов уходит на решение одной задачи, тем меньше их остается для решения других. Это ведет к допуску большего числа ошибок в других задачах.

У человека есть предел выполнения умственной работы – ограниченное количество ресурсов внимания. Мы можем управлять распределением своих ресурсов, но в любом случае успешность одновременного выполнения нескольких задач зависит от их сложности. Количество доступных ресурсов внимания зависит от состояния человека и влияния внешних факторов. Это напрямую касается создания интерфейсов. Внимание пользователя – это стакан воды, и его объем нужно распределить между разными задачами. Важно помнить, что если мы что-то добавляем в поле внимания пользователя, то откуда-то его внимание убудет.

При таком подходе необходимо учитывать факторы, не имеющие прямого отношения к познанию, но влияющие на внимание:

  • функциональное состояние организма – переутомление или недосып снижают общий уровень активации внимания;
  • эмоциональное состояние – гнев, страх, радость повышают активацию внимания;
  • интенсивность стимуляции – в спокойной обстановке уровень активации внимания снижается, а в шумной среде он будет выше;
  • моторное напряжение организма – уровень активации спортсменов до и после тренировки сильно отличается.

Знание контекста, в котором пользователь взаимодействует с ресурсом, поможет понять, с чем вы конкурируете за ограниченные ресурсы его внимания.

3. Дмитрий Сатин «Социальное внимание»

Следующий вопрос – социальная природа внимания. Ниже приведен пример, как модель на баннере влияет на внимание пользователя. Пользователь следит за взглядом модели и зачастую смотрит туда же, куда и она.

Влияние направления взгляда.png

Ребенок – это мощнейший аттрактор, и он вполне может управлять и направлением внимания пользователя.

Даже ребенок может направлять взгляд.png

4. Даниель Канеман «Опыт против памяти»

Еще одна концепция от Даниеля Канемана. Психолог предлагает разделять опыт человека на желаемый, ожидаемый и транслируемый. Когда мы говорим о user experience, то необходимо понимать, на какой именно опыт мы ориентируемся. Например, мы можем сделать отличный интерфейс, но пользователь ничего не вынесет из взаимодействия с ним. В идеале UX – это совокупность желаемого, ожидаемого и фактического опыта. На их совокупности построена удовлетворенность человека. Если мы фактическим опытом превзойдем ожидания пользователя, то мы получим восторженные отзывы.

Мало сделать юзабельный эргономичный интерфейс. Чтобы вспоминаемый опыт был положительным, в интерфейс нужно заложить историю. Но разные продукты имеют разный эмоциональный потенциал. Поэтому это правило не всегда работает.

5. Блюма Зейгарник «Запоминание незавершенных действий»

В ходе своих исследований Блюма Зейгарник выяснила, что прерванные задачи запоминаются людям лучше завершенных в силу сохраняющегося мотивационного напряжения. Опыты показали, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает количество запомнившихся завершенных. Эффект незавершенного действия зависит от разных переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения задачи и проч.

Но этот эффект наблюдается не всегда. Например, при сильной заинтересованности лучше запоминаются завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные.  

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Google Data Studio: делаем красивые отчеты по контекстной рекламе для клиентов
Светлана Зубрицкая
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Светлана Зубрицкая - Нужно убрать пробелы между строк и заменить кавычки на вот такие "
#SEOnews14: мы празднуем – вы получаете подарки!
Rizat Sundetov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Rizat Sundetov - 14
Как ускорить сайт на WordPress, чтобы получить 100/100 в Google PageSpeed Insights
Георгий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Георгий - Все что рекомендуется в этой статье есть у w.tools. Ни разу не пожалел что подключился. Своя CDN сеть, кеш статики и динамики, минификация js\css и кешируемого html, оптимизация всех типов картинок и еще куча всего полезного. Сайт летает и я не знаю проблем. Могу рекомендовать от души.
Война с дубликатами. Как нужно и как не нужно канонизировать URL
Ann Yaroshenko
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ann Yaroshenko - Дмитрий, добрый день! Если вы проставили на странице с автозапчастями rel=canonical ( а я вижу в коде, что не проставили) или в HTTP хедере, то бот, как правило: выберит ту страницу главной, которую вы указали в rel=canonical ссылке. Eсли же вы этого не сделали, то бот сам выберит оригинал (алгоритмы, по которым бот это делает, скрыты Googl-ом)
«Аудит, чтобы ты заплакала…», или Что делать, когда получил сторонний аудит сайта
TehotdelSamara@gmail.com
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
TehotdelSamara@gmail.com - Артур! Задели своим комментарием "за живое") Абсолютно,... целиком.... и полностью согласны с вами! А именно, с тем, что продажи клиента зависят в первую очередь от клиента, перечисленных вами выше и других факторов! А ещё с тем, что чистое SEO в классическом его понимании зачастую уже не даёт результата в виде роста продаж. Если хотим увеличить продажи - нужно бить по всем фронтам, SEO - только один из них, об этом клиент должен знать и быть предупреждён... Касательно нашей рекомендации смотреть на эффективность по тому, увеличилось ли число и качество заказов или нет - в контексте данной статьи говорится о том, что SEO бывает разное. По большому счёту, результат SEO — это именно привлекаемый поисковый трафик. И этот трафик может быть качественным, целевым или нет. Кроме того, трафик должен расти. Мы говорим о том, что если специалист хорошо проработал семантику, изучил бизнес клиента, исключил фразы с околонулевым спросом и проч., то трафик должен быть целевым, растущим, что значит рост обращений в отдел продаж клиента !при условии! , что само предложение и сайт располагают к тому, чтобы обратиться в отдел продаж клиента. Действительно, современное SEO предполагает учёт значительного количества факторов, в том числе и коммерческих. Без этого и трафика зачастую не будет. Нужно доносить всё это до клиента, включать подобные работы в стоимость по SEO или отдельно. А с "хочу все подряд за 25к в месяц" мы сталкиваемся тоже. Тут только пояснять и подсказывать, давать рекомендации заранее, чтобы клиент заранее был предупреждён о том, что ему требуется сделать параллельно с нашими работами по SEO. И в итоге вся эта деятельность должна привести к росту целевого трафика как на сайт, так и в отдел продаж.
BDD 2019: Как перестать убивать время на сбор и обработку тонны данных для SEO-аудита
Feth
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Feth - Тот момент, когда от статьи в интернете получаешь больше полезных знаний и навыков, чем от своего начальства. По статьям нетпиковцев можно учебник про SEO уже сшивать, ребята молодцы. Спасибо, что делитесь информацией.
Как вывести сайт в ТОП 10 Google в 2019 году
Анна Макарова
356
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Сергей, в нашей отрасли много заимствований из английского, иногда с ними быстрее, проще .Но будем стараться ))
Как построить качественный ссылочный профиль на основе конкурентов
Ирина
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ирина - Давно сотрудничаю с megaindex.com и считаю данный сервис одним из лучших в сео сегменте рунета да и не только рунета. Пользуюсь их инструментами для аналитики своих работ и выявлению своих и чужих ошибок. Да и ссылочный профиль, как и говорится в данной статье сделать гораздо проще и правильней при помощи как раз мегаиндекса. Добавлю еще что инструмент для поиска конкурентов у мегаиндекса очень удобный и простой в применении.
Как я пытался купить CRM-систему, но мне ее поленились продать
Kristina
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Kristina - Очень рекомендую CRM-систему польской фирмы Firmao. Все функции настраиваются в соответствии с индивидуальным потребностям компании! Советую попробовать бесплатную демо-версию, чтобы попробовать все необходимые функции, без лишних кнопок и траты дополнительных финансов! :) Сайт: firmao.ru/info
Как улучшить репутацию сайта недвижимости с помощью крауд-маркетинга
Евгений
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Евгений - а у вас какое впечатление от статьи?
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
356
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
105
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
69
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!