×
Россия +7 (495) 139-20-33

Дмитрий Сатин: Психология пользователей – восприятие, мотивация, социальные факторы

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 8658

18 мая 2016 года состоялась онлайн-встреча с экспертом по юзабилити, основателем USABILITYLAB, экс-советником министра связи Дмитрием Сатиным на тему «Психология пользователей: восприятие, мотивация, социальные факторы».

Свою лекцию Дмитрий посвятил ряду психологических концепций, которые могут помочь при работе над юзабилити сайта. Рассмотрим некоторые из них.

1. Уильям Джеймс «Структура Личности»

Согласно теории Уильяма Джеймса о структуре личности, можно выделить три Я человека:

  • Физическое (все, что человек может назвать своим);
  • Социальное (сумма социальных ролей);
  • Духовное (внутренняя субъективная сущность личности).

Как это может пригодиться юзабилити-специалистам и маркетологам?

Ниже пример карточки товара, которая ничем не отличается от других карточек, кроме одного момента – в описании товара встречается слово «любовь».

Физическое Я и продажа любви.png

По концепции Джеймса, человек должен любить предметы, которые ему принадлежат, иначе он не будет любить себя. Наше Я распространяется на физические предметы в том числе. Так что продавая вещи длительного использования (телефон, сумка, ремень), нужно продавать будущее, картинку, в которую пользователь поверит.

Следующий момент – социальное Я как совокупность ролей. Суть в том, что, взаимодействуя с пользователем, вы можете задействовать сразу несколько его социальных ролей. Например, в случае с онлайн-играми можно встроить в игровой контекст поведение, не связанное с игрой. Человек, который играет в онлайн-игры, скорее всего, не является любимчиком в семье и испытывает чувство вины. Так что в этот момент можно «подсунуть» ему напоминание о других социальных ролях и подсказать, что покупка у вас поможет ему быть благожелательно воспринятым в семье.

2. Даниель Канеман «Внимание как ресурс»

Суть теории Канемана состоит в том, что ресурсы системы переработки информации, задействованные для решения одной задачи, не могут использоваться для решения других задач. Для решения сложных задач требуются большие ресурсы. Но чем больше ресурсов уходит на решение одной задачи, тем меньше их остается для решения других. Это ведет к допуску большего числа ошибок в других задачах.

У человека есть предел выполнения умственной работы – ограниченное количество ресурсов внимания. Мы можем управлять распределением своих ресурсов, но в любом случае успешность одновременного выполнения нескольких задач зависит от их сложности. Количество доступных ресурсов внимания зависит от состояния человека и влияния внешних факторов. Это напрямую касается создания интерфейсов. Внимание пользователя – это стакан воды, и его объем нужно распределить между разными задачами. Важно помнить, что если мы что-то добавляем в поле внимания пользователя, то откуда-то его внимание убудет.

При таком подходе необходимо учитывать факторы, не имеющие прямого отношения к познанию, но влияющие на внимание:

  • функциональное состояние организма – переутомление или недосып снижают общий уровень активации внимания;
  • эмоциональное состояние – гнев, страх, радость повышают активацию внимания;
  • интенсивность стимуляции – в спокойной обстановке уровень активации внимания снижается, а в шумной среде он будет выше;
  • моторное напряжение организма – уровень активации спортсменов до и после тренировки сильно отличается.

Знание контекста, в котором пользователь взаимодействует с ресурсом, поможет понять, с чем вы конкурируете за ограниченные ресурсы его внимания.

3. Дмитрий Сатин «Социальное внимание»

Следующий вопрос – социальная природа внимания. Ниже приведен пример, как модель на баннере влияет на внимание пользователя. Пользователь следит за взглядом модели и зачастую смотрит туда же, куда и она.

Влияние направления взгляда.png

Ребенок – это мощнейший аттрактор, и он вполне может управлять и направлением внимания пользователя.

Даже ребенок может направлять взгляд.png

4. Даниель Канеман «Опыт против памяти»

Еще одна концепция от Даниеля Канемана. Психолог предлагает разделять опыт человека на желаемый, ожидаемый и транслируемый. Когда мы говорим о user experience, то необходимо понимать, на какой именно опыт мы ориентируемся. Например, мы можем сделать отличный интерфейс, но пользователь ничего не вынесет из взаимодействия с ним. В идеале UX – это совокупность желаемого, ожидаемого и фактического опыта. На их совокупности построена удовлетворенность человека. Если мы фактическим опытом превзойдем ожидания пользователя, то мы получим восторженные отзывы.

Мало сделать юзабельный эргономичный интерфейс. Чтобы вспоминаемый опыт был положительным, в интерфейс нужно заложить историю. Но разные продукты имеют разный эмоциональный потенциал. Поэтому это правило не всегда работает.

5. Блюма Зейгарник «Запоминание незавершенных действий»

В ходе своих исследований Блюма Зейгарник выяснила, что прерванные задачи запоминаются людям лучше завершенных в силу сохраняющегося мотивационного напряжения. Опыты показали, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает количество запомнившихся завершенных. Эффект незавершенного действия зависит от разных переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения задачи и проч.

Но этот эффект наблюдается не всегда. Например, при сильной заинтересованности лучше запоминаются завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные.  

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов
Антон
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Антон - Никакой не выпал. Кроме клиентского сайта, который проседал из-за скрутки, о чем Я.Поиску сообщали и клиенту тоже. Ноль реакции от поисковика (продолжайте развивать сайт, никаких проблем нет ...). Клиенту надоело и он заказал накрутку у подрядчиков. Мы искренне ждали бана, сообщали об этом клиенту, т.к. мы все таки делаем все остальное для развития. Как итог: с лета полет нормальный. Сайт растет, никаких проблем. Случайно даже стажер палил тех поддержке факт использования накрутки. И ничего. Сайт растет дальше. Если они не могут ничего принять даже после признания факта накрутки, что они могут сделать с жалобами на накрутку конкурентов?! Никогда не одобряли данные методы, но ... похоже ... все работает :)
От количества к качеству: что происходит с рекламой в Рунете
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Истину глаголите!
Михаил Ляшенко (PostMarket): о рынке инфлюенс-маркетинга и рекламе у блогеров
Григорий Романченко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Григорий Романченко - Неудивительно, что все хвалят PostMarket, это действительно достойный сервис, недавно стали через них продвигать свой продукт, результаты есть, продажи выросли на 40% и это только начало.
«Нет в наличии»: что делать с карточками отсутствующего товара
freyr energy
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
freyr energy - Thank you so much @ admin for share your valuable thoughts and ideas We always enjoy your articles its inspired a lot by reading your articles day by day. So please accept my thanks and congrats for success of your latest series. We hope, you should published more better articles like ever before solar rooftop
15 языков программирования, за знание которых платят выше среднего
Любомир
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Любомир - Ну и ЗП: ни слова о том что она варируеться от 0 до 100 000$ в год!!! Что до высокой зп надо несколько лет етим заниматся! Что 100 000$ в год на западе заробатывают, а где нибудь в азиатских страннах 100$ в год. В СНГ первые годы в разработчика ЗП как в грузчика на складе - это где то 4-5 тыс. долларов в год, и уже имея несколько лет опыта возможно дойти до 10-20 тыс. долларов в год! Почему нет конкретики? Меня лично нервирует то что людям внушают великие ЗП в АйТи, а люди тупые и ведутся!!!!
Яндекс тестирует оценки сайта в сниппете
Сергей Демин
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - вопрос такой: где получить оценку о сайте? а не об организации
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
384
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
91
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!