Дмитрий Сатин: Психология пользователей – восприятие, мотивация, социальные факторы

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
1 7007

18 мая 2016 года состоялась онлайн-встреча с экспертом по юзабилити, основателем USABILITYLAB, экс-советником министра связи Дмитрием Сатиным на тему «Психология пользователей: восприятие, мотивация, социальные факторы».

Свою лекцию Дмитрий посвятил ряду психологических концепций, которые могут помочь при работе над юзабилити сайта. Рассмотрим некоторые из них.

1. Уильям Джеймс «Структура Личности»

Согласно теории Уильяма Джеймса о структуре личности, можно выделить три Я человека:

  • Физическое (все, что человек может назвать своим);
  • Социальное (сумма социальных ролей);
  • Духовное (внутренняя субъективная сущность личности).

Как это может пригодиться юзабилити-специалистам и маркетологам?

Ниже пример карточки товара, которая ничем не отличается от других карточек, кроме одного момента – в описании товара встречается слово «любовь».

Физическое Я и продажа любви.png

По концепции Джеймса, человек должен любить предметы, которые ему принадлежат, иначе он не будет любить себя. Наше Я распространяется на физические предметы в том числе. Так что продавая вещи длительного использования (телефон, сумка, ремень), нужно продавать будущее, картинку, в которую пользователь поверит.

Следующий момент – социальное Я как совокупность ролей. Суть в том, что, взаимодействуя с пользователем, вы можете задействовать сразу несколько его социальных ролей. Например, в случае с онлайн-играми можно встроить в игровой контекст поведение, не связанное с игрой. Человек, который играет в онлайн-игры, скорее всего, не является любимчиком в семье и испытывает чувство вины. Так что в этот момент можно «подсунуть» ему напоминание о других социальных ролях и подсказать, что покупка у вас поможет ему быть благожелательно воспринятым в семье.

2. Даниель Канеман «Внимание как ресурс»

Суть теории Канемана состоит в том, что ресурсы системы переработки информации, задействованные для решения одной задачи, не могут использоваться для решения других задач. Для решения сложных задач требуются большие ресурсы. Но чем больше ресурсов уходит на решение одной задачи, тем меньше их остается для решения других. Это ведет к допуску большего числа ошибок в других задачах.

У человека есть предел выполнения умственной работы – ограниченное количество ресурсов внимания. Мы можем управлять распределением своих ресурсов, но в любом случае успешность одновременного выполнения нескольких задач зависит от их сложности. Количество доступных ресурсов внимания зависит от состояния человека и влияния внешних факторов. Это напрямую касается создания интерфейсов. Внимание пользователя – это стакан воды, и его объем нужно распределить между разными задачами. Важно помнить, что если мы что-то добавляем в поле внимания пользователя, то откуда-то его внимание убудет.

При таком подходе необходимо учитывать факторы, не имеющие прямого отношения к познанию, но влияющие на внимание:

  • функциональное состояние организма – переутомление или недосып снижают общий уровень активации внимания;
  • эмоциональное состояние – гнев, страх, радость повышают активацию внимания;
  • интенсивность стимуляции – в спокойной обстановке уровень активации внимания снижается, а в шумной среде он будет выше;
  • моторное напряжение организма – уровень активации спортсменов до и после тренировки сильно отличается.

Знание контекста, в котором пользователь взаимодействует с ресурсом, поможет понять, с чем вы конкурируете за ограниченные ресурсы его внимания.

3. Дмитрий Сатин «Социальное внимание»

Следующий вопрос – социальная природа внимания. Ниже приведен пример, как модель на баннере влияет на внимание пользователя. Пользователь следит за взглядом модели и зачастую смотрит туда же, куда и она.

Влияние направления взгляда.png

Ребенок – это мощнейший аттрактор, и он вполне может управлять и направлением внимания пользователя.

Даже ребенок может направлять взгляд.png

4. Даниель Канеман «Опыт против памяти»

Еще одна концепция от Даниеля Канемана. Психолог предлагает разделять опыт человека на желаемый, ожидаемый и транслируемый. Когда мы говорим о user experience, то необходимо понимать, на какой именно опыт мы ориентируемся. Например, мы можем сделать отличный интерфейс, но пользователь ничего не вынесет из взаимодействия с ним. В идеале UX – это совокупность желаемого, ожидаемого и фактического опыта. На их совокупности построена удовлетворенность человека. Если мы фактическим опытом превзойдем ожидания пользователя, то мы получим восторженные отзывы.

Мало сделать юзабельный эргономичный интерфейс. Чтобы вспоминаемый опыт был положительным, в интерфейс нужно заложить историю. Но разные продукты имеют разный эмоциональный потенциал. Поэтому это правило не всегда работает.

5. Блюма Зейгарник «Запоминание незавершенных действий»

В ходе своих исследований Блюма Зейгарник выяснила, что прерванные задачи запоминаются людям лучше завершенных в силу сохраняющегося мотивационного напряжения. Опыты показали, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает количество запомнившихся завершенных. Эффект незавершенного действия зависит от разных переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения задачи и проч.

Но этот эффект наблюдается не всегда. Например, при сильной заинтересованности лучше запоминаются завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные.  

Читайте нас в Telegram - digital_bar

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как продвинуть сайт производителя мебели на заказ в Москве
Art Moderator
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Art Moderator -
32 инструмента в помощь SEO-специалисту
clark
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
clark - Я - г-н Марк Джо из корпорации corp, мы являемся законной, зарегистрированной и гарантированной кредитной компанией, мы предоставляем 3% -ые кредиты частным лицам, компаниям, государственным учреждениям и деловым организациям и людям всех родов. Свободные кредиты - это решение всех ваших финансовых проблем. свяжитесь с нами по электронной почте: mjoe0123@gmail.com
Исследование: влияние smart-ссылок на продвижение по СЧ-запросам
Анатолий Шевчик
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Анатолий Шевчик - +1097988
Контекст под SEO. Как поисковая реклама помогает позициям в органической выдаче
Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
22
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Боже мой, неужели SEO-маги вернулись??? Открыть в роботс utm-метки для индексации и наплодить дублей...что? А расчеты в конце статьи про бюджет на SEO и контекст...откуда эти пропорции? Как по мне, SEO-магия вне Хогвартс. Спасибо, развеселили!
Все, что нужно SEO-специалисту. Обзор инструментов
Администратор Сайта
1
комментарий
1
читатель
Полный профиль
Администратор Сайта - Шаришь в seo! Сервис реально хороший
Два идеальных способа разориться на старте интернет-магазина
Стас
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Стас - Seonews в последнее время такую чушь несет! Где вы таких афторов находите? Статья ничего не стоит и несет чушь! Кто хоть немного понимает в этом так вам и скажет, и такие де комментаторы горе-сеошники, просто смешно читать, вы хоть модерируете ваши статьи или просто для воды на сайте?! Бред сивой кобылы эта статья до самой последней точки!!!
Яндекс перестал индексировать сайты, созданные на Wix
Константин Даткунас
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Константин Даткунас - Было бы интересно посмотреть саму выборку из 10 000 и методику анализа.
4 способа быстро собрать теги для сайта
Рустем Низамутинов
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Рустем Низамутинов - Расписал и закинул в Google Docs, а то здесь в комментариях ссылки на активны. docs.google.com/document/d/1r0TZLNrQyYLdIzDQsD5YKlMG41HUGQgEep3bxE_ij-M/edit?usp=sharing
Как мы разработали и вывели в ТОП сайт курсов рисования
Иван Стороженко
21
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Иван Стороженко - Добрый день. 1)Чаще всего основная проблема заключается, в согласовании с клиентом добавляемого контента и то как он будет отображаться. На данном сайте фото и услуги конечно предоставлял клиент, все остальное уже делали мы. 2)Да в принципе, когда есть команда и понимание, что нужно делать, все идет быстро (опять же основная заминка идет на согласовании с клиентом) 3)Смысла делать новый в данном случает нет. В принципе доделывался полноценный сайт. 4)Когда клиент уже не предоставляет информацию, приходится искать у конкурентов (например с других стран или регионов). Но чаще всего клиент, хоть что-то "подкидывает".
Яндекс: как мы модерируем объявления
Гость
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Гость - Это ж Яндекс, чего вы ожидали-то? Коммерческая структура с раздутым штатом, задачей которой является заработать больше денег. Любыми методами. Задача всех пользователей посадить на Директ, даже если придется разрушить суть рунета, реализуется по полной программе. Все возражающие караются и выпиливаются. И каждый из сотрудников делает все возможное и невозможное, чтобы реализовать любую дурацкую идею - за это еще и премию выхватить можно. Даже если потом придется выполнять "откат", премиальные уже заплачены. Так было с одним из фильтров Яндекса, так было с купленным им сайтом Кинопоиска, который из русскоязычной энциклопедии кино был превращен за безумные деньги в банальный платный онлайн-кинотеатр.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
325
Комментариев
262
Комментариев
234
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
86
Комментариев
80
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55
Комментариев
54
Комментариев
53

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!