Минусинск: Яндекс запускает алгоритм, пессимизирующий за SEO-ссылки

14 мая 2015 Яндекс запустит новый алгоритм Минусинск, который будет понижать сайты за использование SEO-ссылок. Об этом сообщил Александр Садовский на конференции Неделя Байнета.Истоки

Новый алгоритм касается всех сайтов, тем, регионов. Чем активнее покупаются ссылки, тем выше шансы, что сайт будет пессимизирован. Ресурс будет уходить за вторую страницу выдачи, причем надолго.

Детали алгоритма:

  • Яндекс будет рассчитывать ссылочный профиль — абсолютное и относительное количество SEO-ссылок (качество ссылок, время их существования),
  • Снимать ссылки безопасно: позиции сайта падать не будут,
  • Конкурентов «топить» бесполезно, Яндекс этого не простит,
  • Снимать ссылки нужно как можно раньше, чтобы Яндекс успел их переиндексировать,
  • Сайты, активно покупающие ссылки, получат предупреждение в Яндекс.Вебмастер. Но только один раз.
  • Новый алгоритм будет раскатываться постепенно и коснется в первую очередь сайтов, которые занимаются закупкой ссылок давно и в больших масштабах.

Как скажется это решение Яндекса на SEO? Стоит ли ждать, что все массово начнут переводить ссылочные бюджеты на улучшения сайта? Редакция SEOnews узнала мнение ведущих SEO-экспертов.

Андрей Воропаев, генеральный директор компании “ТриЛан”

Не нужно никаких панических настроений и действий, потому что противостоянию SEO и поисковых систем уже много лет, и очередное заявление Александра Садовского о вреде SEO-ссылок вписывается в традиционный месседж Яндекса вебмастерам. И не только Яндекса, Google тоже много лет твердит о том, что ссылки – зло, но тем не менее, они по-прежнему являются фактором ранжирования.

Вернемся к заявлению Александра Садовского. Чего нужно бояться? А неизвестно. Будут санкции – ок, однако Александр не уточнил, какие именно и когда они будут применены. Уведомления о ссылочных нарушениях, которые были разосланы Яндексом через панель вебмастера, выглядят как шаблонные письма, по нашей собственной информации, а также сообщениям коллег, уведомления получают как сайты, на которые закупались ссылки, так и сайты, на которые не ведут платные ссылки.

Если Google присылает уведомления вебмастерам о «плохих» ссылках, эти письма составлены очень адресно и в них идет речь о санкциях, применяемых конкретно к этому сайту. После обращения вебмастера о снятии санкции ему могут прислать примеры конкретных сайтов-доноров, на которых стоят SEO-ссылки, это свидетельствует о том, что сотрудники поисковика действительно внимательно отнеслись к данному ресурсу, кроме того, ими четко обрисованы действия вебмастера по устранению нарушений.

Что же касается уведомлений Яндекса, пока это выглядит, как шаблонные письма, разосланные массово для создания шума в среде оптимизаторов и вебмастеров, в качестве акции устрашения.

Сергей Людкевич, независимый консультант

Думаю, одномоментного массового обвала не будет. Те, кто получит алерты, начнут осторожно снимать самые дешевые ссылки. Многое зависит от того, что произойдет 14 мая.

Если будут массовые падения, то тогда возможна паника и резкий сброс ссылочных бюджетов. А если выпадения будут единичны, то ничего не произойдет.

Олег Сахно, главный маркетолог, Интерлабс

Я думаю, масштабно никак это не скажется на подходе к поисковому продвижению. Примеров тому масса. Когда вводили поведенческие факторы, много было разговоров про «…развивайте сайт…», рынок практически не изменился. Дошло до показательных «расстрелов», в итоге поведенческие продолжили крутить, просто аккуратнее.

«Отключения ссылок» в прошлом году также не поменяли общего отношения к поисковому продвижению. Обещанные санкции, а их обещают за тысячи ссылок и к сотням сайтов, думаю, никак не скажутся на подавляющем большинстве оптимизаторов. Если кого-то накажут (а в этом сомнений нет, возможно, «расстрельный список» опять по запросу «поисковое продвижение»), это будет поводом сбавить обороты закупки ссылок и ещё одним доводом для увеличения сроков поискового продвижения.

Сергей Кокшаров, независимый аналитик

Любая смена стратегии влечет за собой много трудностей. Думаю, ситуация с Минусинском не исключение. Яндекс призывает не использовать SEO-ссылки, но при этом не дает их точное определение. Например, будет ли считаться SEO-ссылкой сквозняк с текстом "Студия продвижения САЙТВТОП"? И если да, то можно ли избежать санкций закрытием ее в nofollow? Среди вебмастеров и оптимизаторов всплывет много вопросов и проблем, Яндексу придется разрабатывать дополнительные инструменты и активней отвечать на вопросы в техподдержке.

В целом, задумка правильная, главное, чтобы с ней не получилось как с Я.Островами, которые так и не довели до ума. Массового перевода ссылочных бюджетов на улучшение сайта может и не будет, так как улучшение – это всегда трудоемкий процесс и его нужно стимулировать другими методами, положительными кейсами, четкими разьяснениями, помощью. Сейчас это выглядит просто пугалкой. Но в Google в свое время такая стратегия дала эффект, ссылок стали брать меньше, больше разбавлять анкор-листы, искать пути обхода новых правил. К чему это приведет в Рунете, посмотрим.

Елена Камская, SeoLib.ru

До сих пор Яндекс придерживался «мирного статуса» в вопросах линкоторговли – коммерческая ссылка не считалась плохой, за массовую покупку ссылок сайты не понижались, а низкокачественные ссылки просто не учитывались алгоритмом. Если Яндекс действительно начнет понижать сайты за ссылочный спам, SEO в Рунете уже никогда не будет прежним.
Сложно сказать, как это скажется на распределении SEO-бюджетов. Но в том, что стратегии наращивания ссылок будут массово пересматриваться, у меня сомнений нет.

Станислав Ставский, независимый SEO-консультант

Интересы Яндекса традиционно сталкиваются с интересами SEO-шников.
И если раньше борьба эта напоминала возню в песочнице, то сегодня действия поисковика становятся все более безжалостными к вебмастерам.
Вспомним канун нового года, фильтр за накрутку ПФ. Бан на полгода минимум, накладывается в полуавтоматическом режиме.
Сначала такой алгоритм отбирает наиболее вероятных кандидатов и накладывает фильтр. Потом обрабатываются жалобы, алгоритм подстраивается... все это сопровождается мощной PR-волной. Бьют со всех сторон: пугают, показательно "порят", заставляют прекратить. Под таким давлением большинство "естественных" накруток прекращается, зато активизируется накрутка конкурентов -) Фактически, все накрутки с этого момента должны признаваться поисковиком как накрутки конкурентов.
Возможно ли, что со ссылками Яндекс зайдет настолько же далеко? Сайтов, использующих платные ссылки, на порядок больше, чем сайтов, использующих накрутку ПФ, и в зависимости от градуса терпимости Яндекса к ссылкам последствия для выдачи могут быть колосcальные.
Мне кажется, вряд ли. Во всяком случае, все предыдущие действия Яндекса относительно ссылок говорят о том, что отношение к неестественным ссылкам куда более терпимое, чем к неестественным поведенческим факторам.

Виктор Нагайцев, генеральный директор компании интернет-маркетинга PerfectSeo.ru

Слова Александра Садовского, к сожалению, не всегда могут поддаваться нашему критическому осмыслению.

На данный момент появляются качественные ссылки, и существует вопрос выбора, как оценивать ссылки. Например, мы опубликовались в каком-либо СМИ, как оценить, купленная эта ссылка или не купленная, если была напечатана статья. На каком основании Яндекс будет делать выкладки?

Мне, как специалисту поискового маркетинга, это больше напоминает популистские заявления, а не  планомерную и масштабную оценку качества работы поисковой системы, качества оценок релевантности сайта.

Если мы остановимся на том, по каким то критериям (ссылки спамные и нет) Яндекс будет занижать сайты, то почему же конкуренты не смогут этим воспользоваться? Если компании в результате проверок (как мы знаем, все SEO-компании проводят проверки на своих сайтах) поймут, что какое-то количество ссылок начинает “говорить”, что сайт спамный, почему так нельзя будет пессимизировать конкурентов?

Если мы захотим получить релевантные ссылки (с учетом того, что Яндекс не сможет определить, спамные ли они), мы будем покупать ссылки с трастовых ресурсов. Как в данном случае Яндекс вычислит качество ссылки? Какие у него есть на это возможности? Ведь тысячи таких статей выходят в СМИ, тысячи статей выходят в блогах и на различных сайтах. Фактически, что я вижу из доклада Яндекса, больше популизм, слабость и, видимо, невысокие достижения в связи с отменой ссылок. Три этих фактора, возможно, вынудили Яндекс сейчас сделать данный доклад. Потому что, как мы понимаем, если вес ссылок вообще отпадает, то зачем еще пессимизировать сайты за использование этих ссылочных факторов. Какой в этом смысл? Я понимаю, что ссылки отпали в Москве, а в остальных регионах нет, но Яндекс прогнозировал, и, как мы помним, замечание Садовского, что ссылки не будут учитываться уже в крупных городах в начале следующего года. Т. е. сейчас Яндекс откатывает свои слова назад и вводит другой алгоритм, по какому алгоритму сейчас будет ранжироваться Москва с учетом того, что Яндекс еще ведет пессимимзацию по ссылочным факторам, если они и так уже не учитываются?

Сейчас борьба со ссылками продолжается, по тому, как быстро меняется направление этой борьбы, можно предположить, что Яндекс не справляется с ней, что ссылки до сих пор учитываются и что она не привела к таким видимым результатам, которые ожидали в Яндексе. Тем более, возможно, на этот шаг Яндекс толкнуло то, что сейчас наступил кризис, поднялась валюта, ему нужно давать больше результатов, чтобы деньги из SEO перетекали в контекстную рекламу. Получится это у Яндекса или нет, это другой вопрос. Мы видим по исследованиям РАЭК, что предыдущие несколько лет рынок SEO рос примерно по 20-18 %, за предыдущий год он вырос на 12 млрд рублей, т.е. с 10 до 12. Понятно, что есть проблемы с прогнозами и с реальным счетом, какое  количество SEO сейчас используется, потому что до сих пор SEO не консолидировано, и работает множество сеошников-фрилансеров, которые не могут учитываться в таких серьезных исследованиях. Тем не менее, даже исходя из этих данных, рынок SEO занимает 12 млрд, а может и больше, и Яндексу и другим сервисам это не нравится.

Как в свое время Яндекс боролся со ссылками, сейчас он так же борется с поведенческими факторами, эта борьба не будет эффективной в тех случаях, когда со всеми этими факторами работают по-умному. Всегда сохранится желание влиять на органику с помощью более дешевых методов, ведь контекcтный клик в некоторых тематиках в Яндексе достигает баснословных денег.

Наталья Кирсанова, интернет-маркетолог Astra Media Group

Борьба с покупкой ссылок ведётся не первый год, как Яндексом, так и Google. Оптимизаторы давно уже разделились на два лагеря: одни в ссылки верят, другие — нет.
Заявление Яндекса не первое такого рода. До этого были заявления о том, что ссылки не будут учитываться в ранжировании. Тем не менее, оптимизаторы провели эксперименты и быстро нашли доказательства того, что ссылки по-прежнему работают. Главный вопрос на самом деле состоит в том, как именно Яндекс станет определять именно «покупные» ссылки.

Самое простое — это понизить все веб-ресурсы, на которые ссылаются сайты из баз Sape, Seopult и тому подобное. Вопрос — есть ли у Яндекса доступ к этим базам. Думаю, если они захотят, то получат его. Отключить инструкции по ограничению индексации для собственных краулеров (поисковых роботов), наверное, не составит труда при желании.

Но пойдут ли они на это — неизвестно. Есть и косвенные признаки для определения «покупных» ссылок, на них тоже можно ориентироваться, хотя тут есть огромное поле для споров. В общем, пока они не расшифруют понятия «покупные ссылки», всё может остаться по-прежнему.

Несмотря на то, что покупка ссылок редко бывает правильным решением, в отдельных случаях ссылки могут и должны быть полезны, например, в качестве поведенческого фактора. Если один из сотрудников Astra Media Group напишет интересную статью, на которую начнут ссылаться конкуренты и коллеги, поисковая система учтёт, что на сайт Astra Media Group с этой опубликованной статьёй пользователи приходят из разных источников и проводят на сайте много времени (читают), что, скорее всего, будет расценено поисковой системой положительно и поможет сайту подняться выше по релевантным ему запросам.

С другой стороны, если портал о рыбалке в одной из своих статей, которую прочитают от силы 5-10 человек, разместит ссылку на интернет-магазин товаров для рыбалки и по этой ссылке никто не перейдёт или переходов будет мало, то поведенческие факторы будут невыдающимися, поисковая система точно так же учтёт и это, но уже как негативный фактор для интернет-магазина.

Покупают в основном ссылки из второго примера, потому что они стоят дёшево и купить их просто, при этом не надо думать. Ссылки из первого примера стоят дорого, либо нужно что-то изобретать, что тоже в конечном итоге дорого.

Александр Салтыков, генеральный директор Ingate Development (Rookee)

Очередное весеннее обострение у Яндекса и очередная новость, из которой больше вопросов, чем ответов:
  • Зачем наказывать за то, что и так, по заявлениям Яндекса, «не работает»?
  • Каким образом Яндекс сможет определить, кем куплена ссылочная масса на сайт – собственником или конкурентами? Почему он так уверенно заявляет, что «топить бесполезно»?
  • Кто из крупных брендов попадет в список «счастливчиков», на которых устроят «показательную порку»?
  • Ну и так далее…

А еще примечателен тот факт, что такие заявления Яндекса обычно совпадают с периодами подведения квартальной отчетности.

В целом SEO сегодня сильно отличается от того, что было 5 лет назад, и просто проводить закупку ссылок без должной комплексной работы по другим факторам малоэффективно. На мой взгляд, не стоит сломя голову бежать и снимать резко все ссылки, но и упускать из виду другие факторы тоже не нужно.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)