×
Россия +7 (495) 139-20-33

Методология UX: бесполезная схоластика или руководство к действию: обзор

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 10495
Подпишитесь на нас в Telegram

23 апреля 2014 года в подмосковном пансионате "Поляны" состоялось открытие ведущей ежегодной конференции Рунета РИФ+КИБ.

В рамках секции "Методология UX: бесполезная схоластика или руководство к действию" докладчики рассказали, из чего складывается понятие пользовательского опыта, а также как получить максимальную выгоду от работы с ним.

Открыл секцию Анатолий Костин, UsabilityLab, с докладом "Методологии юзабилити проектирования: возможны ли разные подходы?". Он отметил, что методология ­– это та позиция, которая создает основу для взаимодействия различных профессиональных групп. При ее отсутствии никакое продуктивное взаимодействие невозможно.

Необходимо помнить, что в деятельности юзабилити-проектировщика разработка интерфейса стоит на одном из последних мест. Поэтому начинать работу следует с изучения продукта, целевой аудитории и ее потребностей.

На сегодняшний день в сфере юзабилити основной поход – человеко-ориентированный.

Является ли он универсальным средством? Согласно исследованиям, проведенным докладчиком, есть и альтернативные методологии. Предшественником человеко-ориентированного подхода был технологический дизайн. Но из-за того, что со временем продукты становились все более и более сложными, он устарел.

Далее Анатолий подробно остановился на понятии сложности продукта и ее классификации:

От сложности продукта напрямую зависит выбор подхода в проектировании.

Для операционной сложности используется функционально-ориентированный дизайн, для интегративной – антропо-ориентированный, а для сложности взаимовлияния – социо-ориентированный.

Отсюда вытекает проблема эмоций в пользовательском восприятии. Отвечая на вопрос о том, что в продуктах критично для эмоций, Анатолий остановился на важности потенциальных потерь пользователя при работе с продуктом.

Если соединить дизайн, сложность продукта и важность потенциальных потерь для пользователя, то результаты можно представить в следующей схеме:

Далее Анатолий подробнее рассказал о разновидностях дизайна и их социальных смыслах.

1. Социо-ориентированный дизайн

Цель: дизайн на основе нахождения и реализации социальных смыслов.

Задачи: предотвращение злоупотреблений пользователей и конфликтов их интересов.

Социальные смыслы: общие групповые ценности, принятые всеми членами команды, которыми они руководствуются при выполнении своих функциональных обязанностей.

2. Эмоциональный дизайн

Эмоции – важный аспект современного проектирования продукта. Можно выделить три основных вида эмоций: эмоциональные реакции, переживания, чувства.

3. Логико-доминированный дизайн

Этот вид дизайна воздействует на уровень эмоциональных реакций посредством эстетических качеств продукта.

4. Равнозначный логико-ориентированный дизайн

Воздействует на уровень переживаний через неожиданные дизайнерские приемы.

5. Эмоционально-доминированный дизайн

Воздействует на чувства благодаря новаторским, нетривиальным дизайнерским концепциям, реализованным в продукте.

Подводя итоги, Анатолий сделал следующие выводы:

1. Методология является мостом между специалистами UX и разработчиками продукта.

2. Современная методология перестает быть однозначной и приобретает гибкость.

3. Выбор методологического подхода позволяет оптимизировать расходы.

4. В юзабилити-проектировании вне зависимости от класса продукта большую роль играют не только потребности пользователей, но и эмоции и социальные смыслы.

Следующим выступил Андрей Сикорский, РИА Новости, с докладом "UX-методология: от интерфейса к продукту и далее, к бизнесу". Андрей рассказал, что такое User Experience и как меняется маркетинг в зависимости от зрелости бизнеса и уровня развития рынка.

Филипп Котлер выделял три типа маркетинга:

1. Product-centric era

Наличие продукта важнее удобства.

2. Customer-centric era

Покупатель определяет, насколько продукт полезен и удобен.

3. Human-centric era

Речь идет уже не просто об изменении интерфейса для удобства пользования, а о работе со всей экосистемой. На этом этапе создаются бренды-религии.

Далее речь шла о цикле разработки продукта и о том, как компании охватить все элементы цикла.

Ни юзабилити, ни customer experience, ни даже service design не могут этого сделать. Поэтому стоит ориентироваться на Customer-Led business ­– бизнес, ориентированный на потребности, создающий и развивающий новые рынки.

Но для этого перехода необходимо расширить методологию. Андрей рассказал о том, что может помешать проектировщику:

1. Зрелость бизнеса. В промежутке между юностью и стабильностью юзабилити воспринимается лучше всего.

2. Эстафета ответственности. Непонимание или незнание участниками проекта круга своих обязанностей.

3. Состояние рынка. Чем выше конкуренция, тем больше внимания компании уделяют UX и т.д.

4. Компетенции специалиста. Сегодня еще не у всех сформирована культура системного подхода и проектирования, отсутствуют знания в смежных областях.

Необходимо преодолеть эти барьеры. 

Отдельно Андрей дал несколько советов по доработке компетенций:

1. Понимание работы бизнеса.

2. Управление продуктами.

3. Управление проектами.

4. Дизайн.

5. Основы разработки.

6. Маркетинг.

7. Системное мышление и т.д.

В заключение Андрей представил 4 этапа перехода от User Experience к Customer-Led business.

Вячеслав Иванов, UsabilityLab, представил доклад "Оценка первого впечатления от сайта". Когда мы обращаемся к кому-либо с просьбой оценить сайт, то зачастую не учитываем тот момент, что все по-разному воспринимают увиденное и понимают вопросы.

Начиная работу по сбору мнений, нужно определиться, на что влияет дизайн:

  • создает первое впечатление;
  • немного сдвигает все остальные оценки сайта;

Нас интересует именно первое впечатление.

При проведении исследования следует учитывать некоторые условия:

  • оценивается только дизайн;
  • сравниваем несколько примеров;
  • оцениваем первое впечатление;
  • опрашиваем достаточно много людей.

Далее Вячеслав рассказал о методе парных сравнений. Основные признаки этого метода:

  • все варианты сравниваются друг с другом.
  • нужно выбрать лучший вариант только по одному признаку.
  • каждая пара оценивается несколько раз.

Но при использовании этого метода стоит помнить о ряде рисков:

  • неизвестно, правильно ли человек понял задачу;
  • неизвестно, правильно ли поставлена задача.

Пилотное исследование проводится по такой схеме:

Его основные характеристики:

  • проводится очно;
  • время не ограничено;
  • важно моделировать ситуацию удаленного проведения, поэтому экспериментатор не вмешивается,
  • инструкция и вопрос даются в начале исследования письменно,
  • беседа по гибкому плану проводится после.

Это неидеальный вариант, но он позволяет выявить конкретные недостатки.

Главный вопрос исследования: "Какой сайт вы бы стали просматривать первым?" Ответ именно на этот вопрос покажет вам первое впечатление.

Для проведения этого опроса потребуются макеты сайта, программа для демонстрации, инструкции для респондентов.

После оценки имеет смысл задать следующие вопросы:

Ваша выборка должна состоять из целевой аудитории, не осведомленной о цели исследования (от 30 до 300 человек).

Плюс этого варианта в том, что вместо качественных данных вы получите количественные, т.е. не просто узнаете, что макет А лучше макета В, а поймете насколько.

У этого метода есть и недостатки. Так, если все варианты плохие, то мы этого не узнаем. А если выбрана не та страница, которую пользователи будут видеть в реальной жизни, то и достоверность опроса снижается.

Эту методику можно применять для сравнения старой и новой версии сайта, сопоставления своего ресурса с конкурентами и оценки неординарных макетов.  

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Какие методы SEO-продвижения устарели в 2024 году
Эксперт
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эксперт - Ужасная вода. А начало "обзора" со слов - мне кажется - нечто.
Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat
Анна Макарова
388
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Для городского велосипеда 14-16 кг - вполне ок, можно сказать легкий. Почему нет? )) Понятно, что есть варианты и легче, но они уже скорее всего будут спортивного плана, где каждый грамм имеем значение.
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
388
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Интересно, из каких именно слов Михаила, вы сделали такой вывод?
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
388
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!