×
Россия +7 (495) 960-65-87

Yac/m 2014: как устроены товарные рекомендации

Россия +7 (495) 960-65-87
SEOnews
Yac/m 2014: как устроены товарные рекомендации
Шрифт:
1 4367

5 июня в Москве состоялась конференция Яндекса Yet Another Conference on Marketing 2014. В этом году ключевой темой мероприятия стала электронная торговля.

Виктор ЛамбуртВиктор Ламбурт, отвечающий за разработку проектов направления медиасервисов, а также за рекомендательную систему Яндекса, рассказал, какие идеи лежат в основе рекомендательных алгоритмов и на какие данные эти алгоритмы опираются.

На российском рынке, на самом деле, не так много по-настоящему прибыльных e-commerce проектов. Когда об этом заходит речь, часто звучит такой факт, как слишком высокая стоимость привлечения клиентов. При этом с США стоимость привлечения клиента в три раза выше, чем в России, в категории электроника, которая в США стоит гораздо дешевле, чем в российских магазинах. Это значит, что американский покупатель, привлеченный в американский интернет-магазин тратит гораздо больше, чем российский покупатель. И значительную роль в этом играют товарные рекомендации.

Товарные рекомендации позволяют:

  • увеличить средний чек,
  • увеличить шансы на то, что у вас вообще что-то купят,
  • вернуть покупателя, который уже что-то купил.

В конце 20013 года Amazon представил дронов, которые должны доставлять товары покупателям. Кроме того, тогда же Amazon получил патент на предварительную доставку товара пользователям, которые его еще не заказывали. Система будет анализировать поведение пользователя, его покупки и т.д. В будущем вполне может быть так, что человек захочет купить пакет молока, выйдет из дома, а на пороге его уже будет ждать дрон, который принес ему бутылку молока, а вместе с этим пакет французских круассанов. И человек купит их, хотя изначально не собирался этого делать. Но это будущее.

Сегодня первое, о чем все говорят – это секции «Сопутствующие товары». Человек приходит купить телефон, и это отличный повод продать ему также чехол и прочие аксессуары, которые может и не такие дорогие, как телефон, но более маржинальны, и таким образом увеличить средний чек. Или например, человек выбирает холодильник. Вполне возможно, что перед ним стоит задача обставить кухню, и поэтому можно предложить ему посудомоечную машину или электрическую плиту.

Если товаров в магазине не так много, эти секции могут устанавливаться вручную. Если товаров десятки тысяч, вручную это делать невозможно, и работу нужно автоматизировать. Это можно сделать двумя способами. Первое, можно сделать много разных правил – например, «к товарам из категории телефон предлагать товары из категории чехлы» и т.д. Второе, можно анализировать историю заказов, смотреть, что люди покупают в одной корзине. А еще лучше соединить эти подходы (как и делается в Яндекс.Маркете), что позволяет находить много разных зависимостей.

Виктор Ламбурт

Товарные рекомендации можно использовать, чтобы подтолкнуть пользователя к покупке основного товара. Для этого нужно понять причину, почему он может что-то не купить – товар слишком дорогой, некрасивый, не тот бренд и т.д. , и дать пользователю выбор среди аналогичных, похожих товаров. Здесь анализировать историю заказов уже бессмысленно, т.к. люди не покупают аналоги в одной корзине. Можно смотреть на историю путешествий пользователя по сайту – анализировать, на какие страницы он заходил и что купил в итоге.Также не стоит забывать про персонализацию рекомендаций – по полу, возрасту и т.д. Зависимости можно обнаружить путем простого анализа. Однако когда мы говорим о большом количестве сегментов (по профессии, по брендам, по доходам и т.д.) тут уже простые статистические способы не работают, и на помощь приходит машинное обучение. Общая идея машинного обучения следующая: вы «засовываете» в этот алгоритм все данные, которые у вас есть (какие страницы пользователь просматривал, что он купил, персональную информацию, внешний контекст), и помимо этого показываете алгоритму, какие ситуации хороши. Алгоритм формирует связи и делает рекомендации. Сила этого алгоритма в том, что он может найти очень нетривиальные зависимости с помощью многочисленных данных, например, погода за окном влияет на то, что покупает человек.

Данные приходят из разных каналов. Планшеты, телефоны, компьютеры, куки – это понятно. А еще есть огромный пласт данных, которые находятся в офлайне. Первые данные можно получить путем принудительной регистрации для совершения заказа или входа через соцсеть. Из офлайна можно, например, подтянуть использование дисконтной программы. Есть еще один способ – например, человек идет по торговому центру, а в кармане у него смартфон с включенным wi-fi, и этот смартфон отправляет свой мак-адрес всем роутерам, которые есть вокруг. И можно настроить роутер так, что он будет сохранять этот мак-адрес. И когда человек следующий раз будет проходить мимо этого роутера, система распознает его. И может так получиться, что человек идет в торговый центр, и видит на рекламной панели тот товар, который он давно искал.

Также эту информацию можно использовать, чтобы поговорить с пользователями, которые у вас что-то купили, посредством email-рассылки. Однако предлагаемые товары не должны представлять собой случайную выборку, а подходить к товарам, которые недавно были куплены: газонокосилка в загородный дом, квадрокоптер для сына, у которого день рождения и т.д. Объяснения к рекомендациям, с одной стороны, повышают заинтересованность, а с другой – повышает лояльность пользователя к ним.

Аргументы, которыми вы сопровождаете рекомендаторы, очень важны. Хорошие продавцы для разных товаров составляют разные аргументы. Т.к. все люди представляют собой разные психотипы, можно составлять аргументы под каждый из них. Для определения психотипа психологи используют огромные анкеты, однако, последние исследования показывают, что психотип можно определить, используя поведение человека в интернете – какие запросы задаются, что пишет, с кем общается и т.д.

Что же делать с этим многообразием методов? Во-первых, обязательно использовать блок с сопутствующими товарами. Персональные рекомендации сделать намного сложнее, но если у вас позволяют масштабы бизнеса, можно сделать их самостоятельно. Если данных мало, то бессмысленно это делать самостоятельно или использовать готовые алгоритмы. В этом случае – единственная дорога – идти на маркетплейс. Что касается персональных аргументов, то это скорее вопрос будущего, т.к. готовых решений в этой области пока нет. Но здесь основные козыри у поисковиков и социальных сетей. Т.к. у них есть уникальный массив данных. Впрочем, кое-что можно сделать уже сейчас – если у вас есть рейтинг популярных товаров можете сделать для него несколько описаний по аналогии с тем, как вы делаете несколько лэндингов, и на каждое описание сделать свою рекламную кампанию со своими аргументами. Рекламные сети поймут, для какой аудитории какой тип аргументации подходит, и найдут ее сами.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Маришка Анисимова
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Маришка Анисимова
    больше года назад
    Согласна! Это классная вещь! У нас в магазине стоит модуль от akin.su и прирост продаж по а/б тестированию был 21%.
    Чем еще можно конверсию поднять?
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
#SEOnews14: мы празднуем – вы получаете подарки!
Анна Макарова
358
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Гость, добрый день! С победителями мы связывались сразу после розыгрыша. Если мы вам не написали, значит, ваш номер не выпал. Но не расстраивайтесь, у нас обязательно будут новые розыгрыши!
Google Data Studio: делаем красивые отчеты по контекстной рекламе для клиентов
Светлана Зубрицкая
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Светлана Зубрицкая - Нужно убрать пробелы между строк и заменить кавычки на вот такие "
Как ускорить сайт на WordPress, чтобы получить 100/100 в Google PageSpeed Insights
Георгий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Георгий - Все что рекомендуется в этой статье есть у w.tools. Ни разу не пожалел что подключился. Своя CDN сеть, кеш статики и динамики, минификация js\css и кешируемого html, оптимизация всех типов картинок и еще куча всего полезного. Сайт летает и я не знаю проблем. Могу рекомендовать от души.
Война с дубликатами. Как нужно и как не нужно канонизировать URL
Ann Yaroshenko
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ann Yaroshenko - Дмитрий, добрый день! Если вы проставили на странице с автозапчастями rel=canonical ( а я вижу в коде, что не проставили) или в HTTP хедере, то бот, как правило: выберит ту страницу главной, которую вы указали в rel=canonical ссылке. Eсли же вы этого не сделали, то бот сам выберит оригинал (алгоритмы, по которым бот это делает, скрыты Googl-ом)
«Аудит, чтобы ты заплакала…», или Что делать, когда получил сторонний аудит сайта
Trydogolik
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Trydogolik - Да. К сожалению рекламодатели и прочие владельцы сайтов оценивают работу количеством заказов. Как SEO, где результат это позиции, а рекламу где результат это целевой трафик, оценивать количеством конверсий на сайте? Не понятно. Все что в наших силах это рекомендовать владельцу сайта, но не править на свое усмотрение.
BDD 2019: Как перестать убивать время на сбор и обработку тонны данных для SEO-аудита
Feth
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Feth - Тот момент, когда от статьи в интернете получаешь больше полезных знаний и навыков, чем от своего начальства. По статьям нетпиковцев можно учебник про SEO уже сшивать, ребята молодцы. Спасибо, что делитесь информацией.
Как улучшить репутацию сайта недвижимости с помощью крауд-маркетинга
Евгений
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Евгений - а у вас какое впечатление от статьи?
Как я пытался купить CRM-систему, но мне ее поленились продать
Kristina
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Kristina - Очень рекомендую CRM-систему польской фирмы Firmao. Все функции настраиваются в соответствии с индивидуальным потребностям компании! Советую попробовать бесплатную демо-версию, чтобы попробовать все необходимые функции, без лишних кнопок и траты дополнительных финансов! :) Сайт: firmao.ru/info
Как построить качественный ссылочный профиль на основе конкурентов
Ирина
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ирина - Давно сотрудничаю с megaindex.com и считаю данный сервис одним из лучших в сео сегменте рунета да и не только рунета. Пользуюсь их инструментами для аналитики своих работ и выявлению своих и чужих ошибок. Да и ссылочный профиль, как и говорится в данной статье сделать гораздо проще и правильней при помощи как раз мегаиндекса. Добавлю еще что инструмент для поиска конкурентов у мегаиндекса очень удобный и простой в применении.
10 элементов сайта, которые гарантированно отпугнут посетителей
Андрей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Ну типа потому что клиентское seo больше для коммерции предназначено. Типа контентники и сами знают что делать. В коммерции можно тысячу причин найти чтобы поработать с сайтом, а с контентными такие фокусы уже не прокатят, поэтому и не пишут. Всё продвижение для контентников сеошники описывают в трех словах: скорость, качество, систематичность. А, ну ещё конечно же СЯ, как же я про него забыл (фундамент жеть!).
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
358
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
106
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
72
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!