Анастасия Капура (BUY MIND): Как пережить коронакризис специалисту по интернет-маркетингу

Основательница и глава кадрового агентства BUY MIND Анастасия Капура наблюдает, как теряют и находят работу в эпоху пандемии те, кто делает интернет-рекламу.

Ни для кого не секрет, что сейчас все терпят убытки разного масштаба. Но – «когда все хорошо, рекламируйся; когда все плохо – рекламируйся обязательно». Реклама – это продажи, а без продаж ни один бизнес не выживет, поэтому специалисты по интернет-маркетингу не так страдают, как официанты или воспитатели в частных детсадах. 

Мои клиенты – в основном рекламные агентства. Там идет сокращение рекламных бюджетов клиентов, соответственно, они пытаются оптимизировать расходы, плюс накладывается туманность будущего, насколько долго продлится «карантин». 

Практически в каждом агентстве, где штат более 30 человек, пересмотрели свои кадры и провели сокращение менее эффективных сотрудников – но скорее в панике от неожиданности происходящего. Точные цифры не назову, но заметно увеличилось количество специалистов, которые ищут работу.

Но надо понимать, что кандидаты ищут работу не только потому, что их сокращают. Во-первых, из-за неопределенности будущего люди мониторят рынок в поиске лучших предложений, перестраховываются. Во-вторых, это скорее жертвы закрытия оффлайн-бизнесов. Таких сразу выхватываем и устраиваем нашим клиентам. 

В первый месяц коронакризиса высококлассного персонала, свободно вышедшего на рынок, я не наблюдала. Топы с учредителями борются за выживание своих компаний. По средним специалистам особой динамики нет, большинство держатся за свои места, с ними работаем как обычно методами хантинга. С фрилансерами мы не работаем, но я заметила, что устроенные специалисты начинают подрабатывать, выкладывают посты о том, чем они могут быть полезны, присылают своё CV.

И они действительно будут востребованы проектно, так как у компаний будет меньше расходов на них. 

Заметила, что кандидаты из маркетинга (любые маркетологи) направляют свои резюме на позиции менеджеров по продажам. Преследуя цель понятного и быстрого высокого заработка. Но с такой переквалификацией есть свои трудности.

В текущей ситуации неясно, куда перепрофилироваться, потому что это не обычный экономический кризис, это пандемия, и есть законы о нерабочих днях, компании не работают офлайн.

Чаще кандидаты ищут дополнительную проектную занятость по своему профилю маркетинга или идут в новый профиль. Например, в контент-маркетинг (digital как никогда актуален), проверку текстов для соцсетей. Есть те, кто начинает интересоваться программированием и изучает верстку, например.

У работодателей все также актуальны позиции, где надо работать руками – контекст, SMM, инфлюенс-маркетинг, SEO, но сейчас сильнее, чем раньше, хотят, чтобы специалист владел сразу всем :)

А вот позиции типа аккаунт-менеджера сбавляют обороты и попадают под сокращение, если говорить про рекламные агентства. Например, если мы ищем «аккаунта» в отдел контекста, то он должен уметь владеть навыками настройки рекламных кампаний. Если это SMM-проджект, мы хотим видеть, что он владеет навыками копирайтинга. 

Возрос спрос на ньюбиз-менеджеров, руководителей отделов продаж, потому что агентствам нужны продажи.

Я бы не рассматривала интернет-маркетинг в отрыве от отраслей клиентов. В «недвижке» и авто поубавилось спецов в ИМ, потому что сейчас эти бизнесы экономят, они по факту не работают. В ecommerce нужны контент-менеджеры, SMM, дизайнеры – все те, кто занимается социальными сетями. Здесь же нужен качественный контекст, потому что люди ищут доставку еды или одежды. В ситуации, когда доставка продуктов из «Перекрестка» или «Утконоса» возможна только через неделю, появляется шанс привлечь аудиторию у других магазинов

«Фарма» как никогда актуальна – здесь и SMM, и инфлюенс, и контекст, и таргет – необходимы все, кто работает руками в продвижении. 

Не обойду и видеоконтент – стриминговые платформы набирают обороты, там также нужны те, кто будет работать с соцсетям, потому люди все в онлайне.


Сложно прогнозировать, это пандемия, с которой современный мир не сталкивался. Я надеюсь, что уже в начале-середине июня мы начнем небольшим шагами выходить из нерабочих дней в офлайн, поэтому давайте посмотрим правде в глаза:

сейчас быстро перепрофилироваться не получится.

Если стоит вопрос заработка денег, то стоит рассмотреть работу курьером, упаковщиком, сотрудником колл-центра доставки, например. Искать подработку и фриланс с своем поле маркетинга: контент, копирайт, дизайн, контекст.

А сеошник может переквалифицироваться в программиста и, кстати, уйти в эту отрасль и начать развиваться далее в IT, получить работу в любой точке мира. 

Если вы владеете иностранным языком, я бы рекомендовала посмотреть, какие есть подработки за рубежом. Особенно там, где уже начинают выходить из карантина. Ищите на фриланс-сайтах, в Телеграм-каналах, в группах Facebook. Мы в агентстве можем помочь и подготовить список наиболее популярных каналов под ваши потребности. 

Необходимо спрашивать у знакомых, возможно, они только что с начальником как раз обсуждали, что нужен человек на проект.

Хороший вопрос, потому что я защищала в университете диплом на тему расходов организации :) Выгонять людей не стоит, потому что их потом снова придется нанимать. Затраты на найм нового персонала будут выше, чем на то, чтобы договориться с текущим персоналом о взаимовыгодных условиях.

Статья расхода на ФОТ (зарплаты) всегда будет одной из самых больших, как и рекламные расходы. К сожалению, не все это понимают и начинают «резать бюджеты» именно в этих двух отраслях. Хотя стоит обратить внимание на производственные расходы и расходы на реализацию продукции (сырье, логистика и т. д., зависит от бизнеса). В компании бывают не самые высокопрофессиональные финансисты, которые не оптимизировали бюджеты в принципе, что отчасти и приводит к сокращению сотрудников. 

Но если так выходит, что компания все уже возможны расходы сократила и приняла решение сокращать и ФОТ, то вот несколько моих рекомендаций.

Бизнесу я рекомендую: 

Во-первых, поговорить со своей командой и рассказать, какая сейчас ситуация в компании, надо довериться своей команде и дать ей возможность погенерить идей. Если нет возможности платить привычные всем оклады, надо пояснить это команде на собрании, мы все в одной лодке и завязаны друг на друге. Стоит объяснить, что если вы сокращаете зарплату, то понимаете, что они могут искать подработку, и что вы оцените, если они придут к вам и скажут, что ее нашли. С руководителем надо будет договориться о том, что ресурсы компании нельзя использовать в подработке, о том, чтобы она не мешала основной работе.

Во-вторых, оценить персонал: возможно, сейчас есть те, кто бизнесу не необходим в рекламном отделе, но необходим в других. Спросите у своего сотрудника, готов ли он в рамках своей компании на время кризиса выполнять иную работу за иные деньги.

Не стоит разбрасываться рабочими руками и думающими головами.

В-третьих, если нет выбора с перепрофилированием, то, как, сделали многие компании, обсудить отпуск за свой счет с сохранением рабочего места. 

В-четвертых, вы можете сохранить оплату труда на минимальном прожиточном уровне или обсудить другую сумму, и принять решение об отпуске в этот момент или о выполнении меньшего количества задач.

Человеческие отношения – ценнейший ресурс. Руководители и сотрудники должны в это время проявить максимум понимания к позициям и проблемам друг друга. Все нервничают, все боятся потерять деньги. Работодатель наверняка делает максимум возможного, чтобы выжить. А закон всегда защищает работников, и они должны проявить понимание и работать еще лучше, чем ранее, браться за все возможные задачи в компании. И, возможно, именно идея сотрудника вашей компании откроет новые горизонты продаж, направлений бизнеса или рынков.

Надо понимать, что ценных и эффективных не сокращают беспричинно. Да и в целом, никого без причины не сокращают.

Я рекомендую откровенно поговорить с руководителем о том, почему он принял решение о сокращении именно вас, конкретно на цифрах, пояснить, как он видит результаты работы.

Если причины сокращения в том, что из всех таких же сотрудников на вашей должности вы менее эффективный, то сядьте и разработайте с руководителем план KPI и дедлайн выполнения. Договоритесь, что, если вы выполняете его, вы доказываете, что вы нужны компании и будете с этого момента работать максимально эффективно. 

Предложить вариант об отпуске за свой счет с сохранением рабочего места.

Убеждать словами бизнесмена (не рядового руководителя) крайне сложно.

Я в целом за РА, потому что там люди максимально заточены на результат, когда от их действий напрямую зависит доход – эффективность рекламы будет выше. Плюс у агентств часто много скидок и договоренностей на разных рекламных площадках. Я бы, как обычно делают и вне кризиса, делила задачи между своим маркетингом и РА. Впрочем, клиенты моих клиентов так и поступают.

Сами агентства сейчас привлекают тех рекламодателей, с которыми ранее не работали, например, это было бутиковое агентство, и работало оно только с недвижимостью, а сейчас начинает привлекать фарму или брать рекламодателей с рекламным бюджетом ниже, чем раньше был порог входа.

Пока на этот вопрос сложно ответить. Лично мое мнение – рынок вернется к своему привычному ритму в течение года, ну, я искренне на это надеюсь :)

Потребность во всех специалистах в интернет-маркетинге вырастет, т.к. сейчас люди поняли, что онлайн помогает бизнесу.

Скорее, изменения будут в офлайн-бизнесе. Офлайну, особенно ивентам, необходимо будет набирать обороты, там точно будет потребность в SMM, таргете, контексте, специалистам по трафику. Но резкий рост востребованности вряд ли будет, так как из самоизоляции мы будем выходить постепенно.

(Голосов: 8, Рейтинг: 3.5)