Рекламные кампании для вашего бизнеса
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

«Иногда я жалею, что у нас не тоталитаризм»

Дорогая Редакция Дорогая Редакция 02 Июля 2008, в 01:28
0 1704
Шрифт:

Анатолий, руководитель отдела инфраструктуры веб-поиска компании «Яндекс», своим главным качеством считает неравнодушное отношение к работе. Именно это помогло ему стать руководителем. Теперь перед Анатолием стоит сложная задача – создать такое же отношение к работе у своих подчиненных.

Какая твоя главная компетенция?

Есть такой человек – Игорь Ашманов, у него есть так называемый закон Ашманова-Архимеда. Если посмотреть его выступление на первом РИФе, он сказал там интересную вещь: «Когда программист общается с людьми из бизнеса, а они ему говорят про релизы, про то, что надо продавать продукт, его эти проблемы глубоко не трогают. Людей, которых эти проблемы начинают трогать, жизнь по закону Архимеда вытаскивает в руководители». По-моему, это очень правильно. Для того, чтобы руководить, нужно фактически две вещи: первое – чтобы было не «по фиг», чтобы хотелось что-нибудь сделать, и второе – чтобы была возможность это сделать. Все остальные компетенции очень сильно помогают, но реально они не являются главными.

Антипример про тех, кому на работу «по фиг»

У нас есть компании, которые внедряют разные процессы управления разработкой – CMM/CMMI и так далее, и я очень часто видел внедрения в компаниях, которые выглядели как так называемый «культ карго».

Американцы, когда воевали с Японией, строили военные базы на островах. На островах жили туземцы, они смотрели на американцев и видели, что у американцев есть очень много крутых вещей – оружие, огненная вода. И они стали выяснять, откуда же это всё у них берётся. Выясняется, что им это всё приносят большие железные птицы. Почему же они им приносят, а нам не приносят? Наверное, мы каких-то ритуалов не знаем. И вот аборигены стали повторять ритуалы американской армии: вырубали в лесу просеки, где у них будет посадочная полоса, ставили будку с мачтой, как радиостанцию, где шаман пытался имитировать позывные.

Это классическая вещь, когда подобным образом компании часто имитируют процесс разработки. Есть умные книги по CMM, PMI и так далее, люди их читают и считают, что если скопировать все процессы, которые там описаны, то будет всё хорошо. Люди, не понимая, зачем это нужно, просто бездумно копируют.

Анатолий Орлов, руководитель отдела инфраструктуры веб-поиска Яндекс



Можно так замотивировать людей, чтобы они работали до полуночи совершенно добровольно?

Можно, но мотивация – это сложная вещь, она у всех разная. Я читал одну книгу по HR – «Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час». В ней есть небольшая глава о мотивации, в которой сказано, что существует порядка 60 видов мотивации и у одного человека, как правило, не бывает больше двух-трёх. Основная ошибка всех руководителей заключается в том, что они проецируют свою мотивацию на других людей. Есть очень много людей, которые эффективно работают, но, почему они это делают, объяснить сложно. Я понимаю, почему я эффективно работаю: наверное, мне это интересно или у меня повышенное чувство долга. Я верю, что есть люди, которые могут работать за деньги. Не знаю, есть ли люди без мотивации, но совершенно очевидно, что её удаётся найти не всем.

Какие отношения ты выстраиваешь с подчинёнными?

У нас очень демократичная компания, у меня хорошие отношения с сотрудниками, со многими из них мы дружим. Всё определяется понятием «корпоративная культура», в которую не все верят, но она, наверное, есть. У нас настолько демократичная атмосфера, что начальник не может зайти к сотруднику и заставить его делать что-то определённым образом, потому что он должен его убедить. Иногда я жалею, что у нас не тоталитаризм, потому что очень сложно собрать 30 человек и заставить их договориться: они все думают по-разному, и эту задачу приходится решать окольными путями. Я думаю, что большинство талантливых людей, которые здесь есть, в других условиях работать бы просто не стали.

Что представляет из себя твоя команда?

На первый взгляд всё это выглядит, как кавардак, но, как ни странно, мы очень неплохо работаем. В такой среде очень важное значение имеют такое явление, как opinion-лидеры, которых слушают. Это необязательно руководители, это могут быть хорошие программисты. Правильные слова: наш коллектив – это нечто среднее между Академией наук и детским садом.

Особый критерий оценки программиста в «Яндексе»

Простейший пример – у нас есть шутка про карму, что у разработчика есть карма. Откуда взялось это слово? У нас есть система контроля версий, а когда в ней нет прав куда-то закоммититься, она говорит: «Not enough karma». И вот у нас есть такая полушутка, что есть разработчики с большой кармой. Если программист сделал что-то хорошее, например, запустил что-то серьёзное, у него растёт карма, если он сделал что-то плохое, то у него падает карма. Чем больше у разработчика карма, тем больше у него возможности влиять на окружающую действительность. С одной стороны мы это рассматриваем, как полушутку, а с другой стороны – в обсуждении можно услышать аргумент вроде «вот эту задачу будет делать вот этот разработчик, так как у него карма больше».

Какие требования ты предъявляешь к программистам?

Человек, который ко мне пришёл, во-первых, должен уметь программировать на своем основном языке программирования – это значит, что за час он должен уметь написать программу размером в сто строк, и чтобы эта программа не упала на старте. Как ни странно, уже этот критерий отсекает большое количество людей. Во-вторых, мы хотим от наших программистов некоторой базовой алгоритмической подготовки – чтобы, например, алгоритм сортировки или сложная структура типа B-дерева не вызывала у программиста шок. Также я обычно спрашиваю, чем программист до этого занимался. И если человек не может внятно объяснить сущность его работы, это тоже вызывает некоторые подозрения.

Расскажи какую-нибудь смешную историю, связанную с собеседованием

Интервью назначено на утро, я, проходя мимо ресепшна, говорю девушке, что сейчас ко мне должен прийти человек и, когда он придёт, чтобы она мне позвонила. Девушка спросила, почему я всегда прихожу на ресепшн и говорю, что должен придти такой-то человек, потому что они мне и так бы позвонили. Я говорю, что бывает так: приходит кандидат и не помнит, к кому он пришёл. Она мне не поверила. Через некоторое время раздаётся звонок, и девушка, едва сдерживая смех, говорит, что пришёл какой-то человек и не знает, к кому он пришёл, может он и ко мне. Так и оказалось!



Беседовала Елена Писарева, Good2Work

Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
23 действительно эффективных совета по продвижению интернет-магазина
Гость - Троль Гуру паНгинации - Что такое паНгинация?))))
Конкурс: угадайте пятерку лидеров рейтинга «SEO глазами клиентов 2016»
Марина
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Марина - Ingate i-Media SEO.RU Netpeak 1PS.RU
Анализ ссылок: сравнение многофункциональных платформ по размеру их баз
Михаил - Хватит пениться на каждый аргументированный отзыв. Это не придает вашей компании чести.
Как создать интернет-магазин: сколько стоит открытие?
Гость - да у битрикса что ни обновление - то сплошные баги. недавно знакомый обновился на лицензии интернет-магазина, про***лись заказы за последнюю неделю, слетели все связи по складам. одним словом, жопа. при этом обновился на сразу, а спустя месяц после выкатывания, надеялся, успеют все поправить
Как упростить продвижение вечными ссылками?
Coursh - Зарегестрировался. Накинули 1100 рубликов за пополнение на 10к. Очень неплохо!
Вопрос недели: почему сайт хорошо ранжируется в Google и не интересует Яндекс?
Nina S.Dzh. - У вас достаточно конкурентная тематика для рунета и по главной странице домена расположена англоязычная версия. Полагаю, в этих двух фактах вся проблема. Поскольку Яндекс в данном случае считает английскую версию сайта приоритетной, а среди ваших конкурентов в выдаче достаточно много хороших русскоязычных сайтов, то он и не ранжирует ваш сайт высоко. Грубо говоря, ему есть что предложить пользователю и без вашего сайта. На мой взгляд, в данном случае версии нужно разводить по разным доменам, русскую вешать на RU и продвигать там.
Кому и зачем нужен маркетплейс от Яндекса
Дарья Калинская
203
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - Максим, спасибо, рада, что статья оказалась полезной )
Конкурс: угадай победителя рейтинга «Известность бренда SEO-компаний»
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Оптимизм Дэмис Кокос Ашманов и Партнеры Раш эдженси
ТОП-10 автоматизированных сервисов контекстной рекламы
Жанна Рожкова
155
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Жанна Рожкова - Научитесь отличать рекламу от PR-активности. Если следовать вашей логике, на этом сайте (и на всех остальных информационных ресурсах в принципе) кроме рекламы ничего и нет. Так что насчет статьи от понимающего эксперта? Будем рады, если подготовите
Тест: Продвинь сайт в Google с одной попытки
Гость15 - Спасибо)
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
285
Комментариев
262
Комментариев
203
Комментариев
171
Комментариев
155
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
93
Комментариев
80
Комментариев
70
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
49
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!