«Иногда я жалею, что у нас не тоталитаризм»

Россия+7 (495) 960-65-87
Дорогая Редакция
0 2116
Шрифт:

Анатолий, руководитель отдела инфраструктуры веб-поиска компании «Яндекс», своим главным качеством считает неравнодушное отношение к работе. Именно это помогло ему стать руководителем. Теперь перед Анатолием стоит сложная задача – создать такое же отношение к работе у своих подчиненных.

Какая твоя главная компетенция?

Есть такой человек – Игорь Ашманов, у него есть так называемый закон Ашманова-Архимеда. Если посмотреть его выступление на первом РИФе, он сказал там интересную вещь: «Когда программист общается с людьми из бизнеса, а они ему говорят про релизы, про то, что надо продавать продукт, его эти проблемы глубоко не трогают. Людей, которых эти проблемы начинают трогать, жизнь по закону Архимеда вытаскивает в руководители». По-моему, это очень правильно. Для того, чтобы руководить, нужно фактически две вещи: первое – чтобы было не «по фиг», чтобы хотелось что-нибудь сделать, и второе – чтобы была возможность это сделать. Все остальные компетенции очень сильно помогают, но реально они не являются главными.

Антипример про тех, кому на работу «по фиг»

У нас есть компании, которые внедряют разные процессы управления разработкой – CMM/CMMI и так далее, и я очень часто видел внедрения в компаниях, которые выглядели как так называемый «культ карго».

Американцы, когда воевали с Японией, строили военные базы на островах. На островах жили туземцы, они смотрели на американцев и видели, что у американцев есть очень много крутых вещей – оружие, огненная вода. И они стали выяснять, откуда же это всё у них берётся. Выясняется, что им это всё приносят большие железные птицы. Почему же они им приносят, а нам не приносят? Наверное, мы каких-то ритуалов не знаем. И вот аборигены стали повторять ритуалы американской армии: вырубали в лесу просеки, где у них будет посадочная полоса, ставили будку с мачтой, как радиостанцию, где шаман пытался имитировать позывные.

Это классическая вещь, когда подобным образом компании часто имитируют процесс разработки. Есть умные книги по CMM, PMI и так далее, люди их читают и считают, что если скопировать все процессы, которые там описаны, то будет всё хорошо. Люди, не понимая, зачем это нужно, просто бездумно копируют.

Анатолий Орлов, руководитель отдела инфраструктуры веб-поиска Яндекс



Можно так замотивировать людей, чтобы они работали до полуночи совершенно добровольно?

Можно, но мотивация – это сложная вещь, она у всех разная. Я читал одну книгу по HR – «Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час». В ней есть небольшая глава о мотивации, в которой сказано, что существует порядка 60 видов мотивации и у одного человека, как правило, не бывает больше двух-трёх. Основная ошибка всех руководителей заключается в том, что они проецируют свою мотивацию на других людей. Есть очень много людей, которые эффективно работают, но, почему они это делают, объяснить сложно. Я понимаю, почему я эффективно работаю: наверное, мне это интересно или у меня повышенное чувство долга. Я верю, что есть люди, которые могут работать за деньги. Не знаю, есть ли люди без мотивации, но совершенно очевидно, что её удаётся найти не всем.

Какие отношения ты выстраиваешь с подчинёнными?

У нас очень демократичная компания, у меня хорошие отношения с сотрудниками, со многими из них мы дружим. Всё определяется понятием «корпоративная культура», в которую не все верят, но она, наверное, есть. У нас настолько демократичная атмосфера, что начальник не может зайти к сотруднику и заставить его делать что-то определённым образом, потому что он должен его убедить. Иногда я жалею, что у нас не тоталитаризм, потому что очень сложно собрать 30 человек и заставить их договориться: они все думают по-разному, и эту задачу приходится решать окольными путями. Я думаю, что большинство талантливых людей, которые здесь есть, в других условиях работать бы просто не стали.

Что представляет из себя твоя команда?

На первый взгляд всё это выглядит, как кавардак, но, как ни странно, мы очень неплохо работаем. В такой среде очень важное значение имеют такое явление, как opinion-лидеры, которых слушают. Это необязательно руководители, это могут быть хорошие программисты. Правильные слова: наш коллектив – это нечто среднее между Академией наук и детским садом.

Особый критерий оценки программиста в «Яндексе»

Простейший пример – у нас есть шутка про карму, что у разработчика есть карма. Откуда взялось это слово? У нас есть система контроля версий, а когда в ней нет прав куда-то закоммититься, она говорит: «Not enough karma». И вот у нас есть такая полушутка, что есть разработчики с большой кармой. Если программист сделал что-то хорошее, например, запустил что-то серьёзное, у него растёт карма, если он сделал что-то плохое, то у него падает карма. Чем больше у разработчика карма, тем больше у него возможности влиять на окружающую действительность. С одной стороны мы это рассматриваем, как полушутку, а с другой стороны – в обсуждении можно услышать аргумент вроде «вот эту задачу будет делать вот этот разработчик, так как у него карма больше».

Какие требования ты предъявляешь к программистам?

Человек, который ко мне пришёл, во-первых, должен уметь программировать на своем основном языке программирования – это значит, что за час он должен уметь написать программу размером в сто строк, и чтобы эта программа не упала на старте. Как ни странно, уже этот критерий отсекает большое количество людей. Во-вторых, мы хотим от наших программистов некоторой базовой алгоритмической подготовки – чтобы, например, алгоритм сортировки или сложная структура типа B-дерева не вызывала у программиста шок. Также я обычно спрашиваю, чем программист до этого занимался. И если человек не может внятно объяснить сущность его работы, это тоже вызывает некоторые подозрения.

Расскажи какую-нибудь смешную историю, связанную с собеседованием

Интервью назначено на утро, я, проходя мимо ресепшна, говорю девушке, что сейчас ко мне должен прийти человек и, когда он придёт, чтобы она мне позвонила. Девушка спросила, почему я всегда прихожу на ресепшн и говорю, что должен придти такой-то человек, потому что они мне и так бы позвонили. Я говорю, что бывает так: приходит кандидат и не помнит, к кому он пришёл. Она мне не поверила. Через некоторое время раздаётся звонок, и девушка, едва сдерживая смех, говорит, что пришёл какой-то человек и не знает, к кому он пришёл, может он и ко мне. Так и оказалось!



Беседовала Елена Писарева, Good2Work

Читайте нас в Telegram - digital_bar
Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
    Иван
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван - 1) IT-Agency 2) Пиксели 3) 1ps 4) Ингейт 5) Нетпики
    «Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
    16
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Скрины Метрики показывать не буду, но мы (sima-land.ru - 1,5 млн. стр. в поиске Яндекс) в сентябре загремели под ББ, в разгар сезона и вышли из-под фильтра, спустя 50 дней, удалив все тексты с сайта: категории + карточки товаров (описание). Трафик с Google только вырос. Тексты возвращать собираемся, но процесс будет длительный, тексты будем теперь писать исключительно полезные, т.к. было больно :-))
    Второе дыхание ссылочного продвижения
    Автопилот
    14
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Автопилот - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
    Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
    Иван Стороженко
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
    «Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
    Александр Алаев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
    Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
    Dmitro Grunt
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dmitro Grunt - Кстати, у проектов которые продвигает Нетпик все тайтлы не более 65 символов? Или вы надеетесь что кто то послушает советов и отдаст вам часть трафика? :-)
    Сердитый маркетолог: как вы сами хороните свой сайт, или 16 принципов, которые нужно усвоить заказчикам SEO
    Анна Макарова
    313
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Artem Sergeev, ваш комментарий удален за агрессивный настрой и безосновательные обвинения. Держите себя в руках!
    День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
    Анна Макарова
    313
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Ура )
    7 причин не работать на биржах копирайтинга
    Dasha Shkaruba
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dasha Shkaruba - Спасибо за мнение! Кстати, на бирже главреда прием анкет закрыт
    «Прямая линия» с Артуром Латыповым: отвечаем на вопросы
    God Koss
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    God Koss - Добрый день! Есть сайты одной компании продвигающиеся в разных странах. .ru .com .net. На российском сайте два языка ru и en, на остальных до 10 языков. Недавно сайт ru по основному брендовому запросу выпал из выдачи Яндекс но после апа вернулся на вторую позицию. На вопрос аффилирования в тех поддержку, получит ответ, что всё в порядке и сайт com не учавствует в выдаче. Но он есть и занимает 1 место. Как быть в данной ситуации? Так же, после возврата в топ 10 по этому запросу зашла еще одна внутренняя страница. Могло ли это случиться из-за каннибализации запроса? Немного изменил description на внутренней, исключил вхождения брендового запроса. Жду апа. Хотел бы услышать ваше мнение. Заранее благодарю!
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    313
    Комментариев
    262
    Комментариев
    229
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    80
    Комментариев
    77
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    52
    Комментариев
    49

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!